Информационные технологии потребительского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:37, отчет по практике

Описание работы

Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных благ и ресурсов. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть, распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….3
1.Теоретические предпосылки исследования……………………………………………….5
1.1 Потребительское поведение как предмет социологического анализа………………..5
1.2 «Техника» покупок……………………………………………………………………….6
2.Эмпирические исследования особенностей интернет - магазина………………………8
3. Программа социологического исследования «Социальный портрет пользователя интернет – магазинами»……………………………………………………………………..13
4.Приложение………………………………………………………………………………...18
5.Список литературы…………………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

практика, 3 курс.docx

— 96.83 Кб (Скачать файл)

     Дополнительным  стимулом для потенциального покупателя интернет-магазина служит привлекательная  цена предлагаемого товара, который, как правило, дешевле аналогичного в традиционном магазине благодаря  отсутствию затрат на содержание торговых площадей и складских помещений. Немаловажным условием для посетителя является не только цена товара, но и  приемлемые условия его доставки. Учитывая, что в 42% интернет-магазинов  средняя стоимость покупки составляет менее 100 долл., плата за доставку товара может оказаться непомерно высокой  по сравнению с его ценой. Поэтому 32% (а при определенных условиях свыше 70%) магазинов предлагают доставить  товар бесплатно, создавая тем самым  покупателю дополнительное удобство. Однако, по мнению представителей интернет-магазинов, здесь не обходится без накладок. По устоявшейся традиции оплата заказа производится преимущественно в наличной форме курьеру при получении, но иногда покупатель в последний момент отказывается от доставленного товара. Отрадно, что от недобросовестных покупателей пострадало всего 5% респондентов.

     Согласно  исследованиям, проведенным в 2009 году, 42% пользователей Рунета ежемесячно совершают покупки через Интернет, а на сегодняшний день этот показатель увеличился еще в несколько раз. Причиной возрастающей популярности Интернет-магазинов  можно назвать то, что онлайн торговля обладает рядом значимых преимуществ. Во-первых, потенциальный покупатель избавляется от многочасовых походов  по магазинам, простаивания в очередях и пробках. Для того чтобы найти  тот или иной товар не надо стоять в очередях, вы можете даже не покидать удобного кресла перед компьютером. Достаточно просто ввести в поисковой  системе соответствующий запрос, назвать бренд интересующего  производителя или категорию  товара. При этом во время поиска необходимого товара или подарка  для любимого человека, вы в любой  момент можете отвлечься на телефонный звонок, поиграть в онлайн казино или выпить чая. Оформить покупку можно в любое время дня и ночи.

     Помимо  традиционных скидок, посетители виртуальных  магазинов нередко получают дополнительные приятные бонусы, к примеру, возможность скачать покер, установить полезную программу, посмотреть рекламу товаров и т.д.

     Многочисленных  сетевых покупателей привлекают цены, которые на порядок ниже, чем  на рынках. Специфика работы Интернет-магазинов, а именно отсутствие необходимости  платить за аренду торговой площади  и нанимать большое количество персонала, позволяет продавать товары без  лишней накрутки. Важно отметить, что  налаженная система доставки делает Интернет-магазины доступными для жителей  любых регионов, вне зависимости  от страны проживания.

     Значительным  преимуществом, которым обладает онлайн-шопинг, является большой ассортимент разноплановых  товаров. Представьте себе, каким  должен быть размер торгового зала магазина, продающего, к примеру, яхты или габаритное строительное оборудование.

     Большую роль в посещаемости магазина играет дизайн сайта. Он должен быть максимально привлекательным и функциональным. Оптимальную удобную навигацию по ресурсу обеспечивает распределение ассортимента по категориям. Для потенциального покупателя важно, что он может прочитать качественное описание всех товаров, посмотреть фото, а при необходимости связаться с консультантами.

     Подводя краткий итог исследований, можно отметить следующее: перспективы развития рынка электронной коммерции напрямую связаны с тем, насколько успешным будет проникновение интернет-магазинов в российские регионы. Потенциал столичного рынка, на который сегодня ориентировано 54% интернет-магазинов, практически исчерпан. В то же время доля интернет-магазинов, работающих на локальных рынках (Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток), за последние три года выросла в полтора раза.

     И принимая во внимание решающее значение, которое имеет для покупателя быстрая и дешевая доставка, есть надежда, что она будет расти  и дальше.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Программа социологического  исследования на  тему «Социальный  портрет пользователя  интернет - магазинами»

       Анализ  ситуации, постановка проблемы исследования.

     По  статистике в России число пользователей  Интернет-магазинов уже превысило 10 млн. человек. И эта цифра продолжает расти. Ежедневно онлайновые магазины привлекают около 80 тысяч посетителей, что сопоставимо с посещаемостью таких секторов Рунета, как компьютерные игры, провайдеры или музыкальные архивы.

     Динамика  роста числа пользователей услугами Интернет-магазина незначительна, но тенденция, как говорят эксперты в этой сфере, устойчива на протяжении последних  двух лет. Если на Урале еще в 2001 году рынок Интернет-торговли был практически  пустым, сейчас число Интернет-магазинов  составляет порядка тысячи, не считая электронных каталогов, витрин, прайс-листов, которых уже десятки тысяч. Но говорить о стремительном увеличении во всех регионах страны пока преждевременно, поскольку пользуются услугами Интернет-торговли, в основном, только в крупных городах. На Урале, отмечают руководители Интернет-магазинов, число виртуальных продаж растет, появляется все больше постоянных клиентов, но процесс пока не столь активен, как в столице, где и число  пользователей ПК больше, и уровень  подготовки для работы в Сети выше.

       Поэтому данное исследование важно для выделения социального портрета пользователя интернет - магазинами. А особо важно это в условиях, когда у людей возникает проблема с адаптацией к нововведениям или недоверие к ним.

       Объект  и предмет исследования

       Объектом  данного исследования являются пользователи интернет – магазинов.

       Предмет - потребительское поведение пользователей интернет – магазинов.

       Цели  и предмет исследования.

      Целью работы является выявить социальные характеристики пользователей интернет – магазинами. 
 

       Из  цели следуют следующие задачи:

  • выявить социальный портрет пользователя интернет – магазинами;
  • исследовать особенности потребительского поведения пользователей интернет-магазинами в современных условиях;
  • определить основные мотивы, которыми руководствуется пользователи интернет - магазинами при выборе товара или услуги;
  • выяснить влияние факторов (пол, возраст и материальное положение) на социальный портрет пользователя интернет – магазинами.

       Теоретическое уточнение

       и эмпирическая интерпретация  понятий.

     Интернет-магазин (англ.  online shop или e-shop) — веб-сайт, рекламирующий товар или услугу, принимающий заказы на покупку, предлагающий пользователю выбор варианта расчета, способа получения заказа и выписывающий счет на оплату.

     Клиент  Интернет-магазина чаще всего грамотный человек, подкованный, почитавший до этого технические характеристики товара. Он примерно знает, что хочет купить, он знает цену на этот товар. Человек достаточно образован.

     Клиенты Интернет-магазинов – это определенная категория лиц, которые умеют разобраться в компьютерах, понимают, где можно получить информацию

     Экономическое поведение потребителя - осознание собственных потребностей и интересов, и выбор покупки, и торг, и использование купленного, и многократное повторение этого цикла применительно к разным товарам и в разное время.

    Рынок - это форма социального взаимодействия между продавцом и покупателем. Разновидностью рынка является рынок потребительских товаров и услуг. Здесь действуют продавцы этих товаров и конечные потребители.

    Потребление – это использование полезных свойств того или иного блага, сопряженное с удовлетворением личных потребностей человека и расходованием (уничтожением) стоимости данного блага.

    Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.

     Мотивы  побудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов и представляющая собой образ желаемого человеком блага.

     Социальный  статусотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы. Социальный статусы как элементы социальной организации общества сложно скоординированы и ранжированы относительно господствующей системы ценностей, что придает им особую значимость в общественном мнении.

     Престижмера признания обществом или окружающими заслуг индивида. Престиж есть результат соотнесения социально значимых характеристик личности со шкалой ценностей, сложившихся в данной общности.

     Типология пользователей интернет – магазинами.

   1. Покупатели, которые приходят в интернет-магазин не с целью онлайн-покупки, а для того, чтобы определиться с выбором товара. Как правило это те, кто покупает выставленный в магазине товар в первый раз. Для данной категории покупателей важно очень глубоко вникнуть в суть вопроса, изучить новую тему досконально. Наиболее востребованная среди них информация, предоставляемая интернет-магазином: а) фотографии; б) техническая спецификация; в) тесты, оценка экспертов или мнение, опыт других покупателей.

     2. «Отложенные» покупатели, т.е. посетители, возвращающиеся в магазин спустя некоторое время. Процесс выбора товара у них также как и у предыдущей группы тесно связан с предварительным сбором информации, но несколько иного характера. В поисках выгодных условий по качеству предоставляемого магазинами сервиса, наличия нужного товара и наименьшей цены они «обходят» несколько интернет-магазинов в день и в итоге могут купить товар, вернувшись к вам лишь через некоторое время.

    3. Покупатели, которые не находят в магазине нужный товар. В основном это касается тех, кто хочет купить товары иного производства. Отсутствие отдельных товарных категорий или стран-производителей в каталоге интернет-магазина связано с политикой продавца. Данная категория посетителей не является целевой аудиторией магазина.

   4.Так называемые «тусовщики». Большинство из них в интернете ищут своих единомышленников для обсуждения «животрепещущих» вопросов по любимой тематике. В интернет-магазине они используют форум для обмена впечатлениями или опытом; обсуждения новых марок, важных событий в автомобильном (фото, сотовом, электронном) мире; публикации своих объявлений о продаже или обмене, интересуются, где, например, можно найти приличный мобильный шиномонтаж или оттюнинговать автомобиль и многое другое. Эта категория посетителей также может активно читать в интернет-магазине статьи и смотреть тесты. Для них интернет - это образ жизни.

Эмпирическая  интерпретация потребительского поведения:

1.частота совершения покупок в интернет – магазинах

    2. популярность данного вида товара среди потребителей

    3. частота приобретения товаров по привычке

    4. уровень однократных и разовых покупок

    5. частота покупки товаров повседневного обихода

      6. мотивы совершения покупок

      7.уровень  качества работы клиентской службы,

      8.сроки  доставки товара

      9. достоверность информации о наличии товара и его свойствах

      10. удобство заказа товара и организация интерфейса

        11.удобство способа доставки.

    Факторы, влияющие на потребительское  поведение пользователей интернет - магазинами.

    Общие:

1.Экономическая ситуация в стране

2. Демографическая ситуация в стране

3.Политика государства в экономической сфере

4.Информация, представленная в СМИ

5. Массовая доступность  к пользованию интернета 

    Специфические:

Информация о работе Информационные технологии потребительского поведения