История обазования Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать социологию образования Эмиля Дюркгейма.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть теорию социальных представлений об образовании как социальном институте.
3. Проанализировать социологию образования Эмиля Дюркгейма.
Объект исследования – социология образования.
Предмет исследования – специфика социологии образования Эмиля Дюркгейма.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теория социальных представлений об образовании как социальном институте 5
1.1 Понятие института образования 5
1.2. Структура и функции института образования 8
Глава 2. Специфика социологии образования Эмиля Дюркгейма 8
2.1 Роль воспитания в социологии образования. 15
2.2. Место педагогики в социологии образования 17
2.3. Педагогика и воспитание как движущие силы социологии образования 26
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

дюркгейм.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Содержание 

      Введение 3

      Глава 1. Теория социальных представлений  об образовании как социальном институте 5

      1.1 Понятие института образования 5

      1.2. Структура и функции института  образования 8

      Глава 2. Специфика социологии образования Эмиля Дюркгейма 8

      2.1 Роль воспитания в социологии образования. 15

      2.2. Место педагогики в социологии образования 17

      2.3. Педагогика и воспитание как движущие силы социологии образования 26

      Заключение 31

      Список  литературы 33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Социология  образования  – отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами. Современная социология образования исследует образование в качестве многоуровневой системы, функционирующей в четырех основных и взаимосвязанных формах:

      - как процесс формирования знаний у индивидов, вовлеченных в то или иное звено образования;

      - как процесс изменения общественного сознания;

      - как фактор социализации личности, и её воспитания;

      - как своеобразная феноменология личностного сознания.

      Становление социологии образования, как самостоятельной  дисциплины началось в конце XIX века с работ Эмиля Дюркгейма.

      Дюркгейм  – один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.

      Актуальность  исследования. На сегодняшний день трудно найти такую отрасль социологии, начиная от общей социологической теории и кончая прикладными исследованиями, в которой бы влияние исследований Дюркгейма так или иначе не ощущалось.

      В последние десятилетия наследие Дюркгейма и его школы в разных странах активно исследуется, интерпретируется и переосмысливается. Научное сообщество продолжает считать это наследие актуальным и плодотворным для развития социологического знания.

      Цель  курсовой работы – проанализировать социологию образования Эмиля Дюркгейма.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

      1. Провести анализ литературы по данной тематике.

      2. Рассмотреть теорию социальных представлений об образовании как социальном институте.

      3. Проанализировать социологию образования Эмиля Дюркгейма.

      Объект  исследования – социология образования.

      Предмет исследования – специфика социологии образования Эмиля Дюркгейма.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава I. Теория социальных представлений об образовании как социальном институте

      1. 1. Понятие института образования 

      Социальный  институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

      Успешная  деятельность института возможна лишь при реализации определенной совокупности условий:

      1) наличии социальных норм и  предписаний, регулирующих поведение  людей в рамках данного института;

      2) интеграции его в социально-политическую  и ценностную структуру общества, что, с одной стороны, обеспечивает  формально-правовую основу деятельности  института, а с другой - позволяет  осуществить социальный контроль  над соответствующими типами поведения;

       3) необходимо наличие материальных  средств и условий, обеспечивающих  успешное выполнение институтами  нормативных предписаний и осуществление  социального контроля [8].

      Под функциями социальных институтов обычно понимают различные последствия их деятельности, влияющие определенным образом на сохранение и поддержание стабильности социальной системы в целом. Сам термин «функция» часто трактуется в положительном смысле, т.е. имеются в виду благоприятные последствия деятельности социального института, его позитивный вклад в интеграцию и сохранение общества. Поэтому деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Эта деятельность может расцениваться как дисфункциональная, если она мешает выполнению социальных потребностей системы, работает не на ее сохранение, а на ее разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации, неустойчивости социальной системы, что, кстати, характерно для нынешнего состояния России, где ряд основных институтов, в первую очередь экономика и политика (государство) своей деятельностью порождают множество дисфункциональных последствий.

      Каждый  социальный институт имеет как специфические  особенности, так и общие признаки с другими институтами.

      Их  предназначение – удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива. Их всего пять, столько же и основных социальных институтов [9]:

      потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

      потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

      потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);

      потребности в передаче знаний, социализации подрастающего  поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле слова, включая науку и культуру);

      потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

      В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно  важную роль играет социальный институт образования, благодаря которому накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции передаются новому поколению людей и усваиваются им.

      Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой «является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития» [14].

      Образование – это социальный институт, связанный с формированием духовного облика людей путем передачи сложившейся в обществе системы знаний и ценностей, умений и навыков, необходимых в их жизнедеятельности. Образование, опираясь на культурные традиции и новации, открываемые наукой и практикой, пробуждает у индивида познавательно-практический интерес, желание и способность самостоятельно искать и находить ту информацию, которая нужна для решения конкретных жизненных проблем.

      Образование – это система образовательных учреждений – дошкольных, средних, средних профессиональных, высших, послевузовских, дополнительных и профессиональных.

      Образование может быть как государственным, так и общественным, частным и  домашним, долгосрочным и краткосрочным, стационарным и дистанционным очным  и заочным, с отрывом и без  отрыва от производства.

      Наряду  с мировым опытом образование  всегда содержит в национально-специфические черты, использует разные приемы и методики педагогической деятельности. В рамках той или образовательной традиции применяются различные педагогические системы.

      Признаками  института образования являются [1]:

      1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость

      2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни

      3. утилитарные культурные черты  – классы, библиотеки, стадионы

      4. кодекс устный и письменный  – правили учащихся

      5. идеология – академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

      Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как  социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности. 

      1.2. Структура и функции системы образования 

      В социологии система образования  и ее главные компоненты – школы и вузы – рассматриваются как типы сложной формальной организации. Казалось бы, невозможно ставить в один ряд школу и промышленную фирму, являющуюся, как известно, образцовой моделью формальной организации, и, тем не менее, есть ряд веских оснований для того, чтобы рассматривать систему образования в качестве формальной организации.

      Во-первых, в ней, как и в любой формальной сложно организованной системе, существует иерархическая система управления, высшим звеном которой является аппарат  министерства. Второй этап управленческой иерархии представлен департаментами образования областных административных органов, направляющих и координирующих деятельность школ и профтехучилищ региона. На нижних ступенях управленческой лестницы находятся ректоры и деканы вузов, директора школ и завучи.

      Во-вторых, системе образования присуща специализация различных видов деятельности, что является обязательным компонентом формальной организации. Учителя, также как и преподаватели вузов, различаются по изучаемым предметам, основным или вспомогательным дисциплинам. Вузы и колледжи и в меньшей степени школы специализируются по своим образовательным и профессиональным программам. Кроме того, в вузе существует четкая статусная иерархия преподавательских должностей и званий: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор. Здесь, как и в любой сложной формальной организации, существуют возможности для профессиональной карьеры, занятия более высокой социальной позиции.

      Третий  момент, сближающий образование с  формальной организацией, заключается  в стандартизации учебного процесса: в каждом учебном заведении имеются типовые (обязательные) учебные планы по различным дисциплинам, процесс обучения разделен по семестрам и учебным годам, каждый учебный день имеет свой график занятий. Деятельности преподавателя в значительной мере присущи элементы административного руководства, так как он организует и направляет учебный процесс в группе. Наконец, в образовательных учреждениях, как в организациях формального типа, важную роль играют неформальные интимно-доверительные отношения (как среди преподавателей, так и среди учащихся), оказывающие заметное влияние на учебно-воспитательный процесс.

Информация о работе История обазования Дюркгейма