История обазования Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать социологию образования Эмиля Дюркгейма.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть теорию социальных представлений об образовании как социальном институте.
3. Проанализировать социологию образования Эмиля Дюркгейма.
Объект исследования – социология образования.
Предмет исследования – специфика социологии образования Эмиля Дюркгейма.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теория социальных представлений об образовании как социальном институте 5
1.1 Понятие института образования 5
1.2. Структура и функции института образования 8
Глава 2. Специфика социологии образования Эмиля Дюркгейма 8
2.1 Роль воспитания в социологии образования. 15
2.2. Место педагогики в социологии образования 17
2.3. Педагогика и воспитание как движущие силы социологии образования 26
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

дюркгейм.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

        Именно общество, по мере своего  формирования и консолидации, выковало  в себе эти огромные нравственные  силы, перед которыми человек  почувствовал свое ничтожество.  Итак, если оставить в стороне  расплывчатые и неясные наклонности, которые можно отнести на счет наследственности, то ребенок, вступая в жизнь, приносит туда только свою индивидуальную природу.

        Следовательно, общество с каждым  новым поколением оказывается  почти перед tabula rasa, на которой  ему предстоит писать все заново. Нужно, чтобы к только что родившемуся эгоистичному и асоциальному существу оно как можно быстрее добавило другое существо, способное вести нравственную и социальную жизнь. Вот в чем состоит дело педагогики и воспитания. Они не ограничиваются развитием индивидуального организма в направлении, указанном природой, и выявлением скрытых сил, которые требовали лишь своего обнаружения. Воспитание формирует в человеке нового человека, и этот человек сделан из всего лучшего, что есть в нас, из всего, что придает жизни цену и достоинство. Впрочем, это созидательное свойство – особая привилегия человеческого воспитания [4].

      Таким образом, если даже индивидуальное сознание не представляло бы больше для нас  никакой тайны, если даже психология была бы сформировавшейся наукой, она бы не сумела информировать воспитателя о цели, которую он должен преследовать. Только социология может либо помочь нам ее понять, связывая ее с социальными состояниями, от которых она зависит и которые выражает, либо помочь нам ее открыть, когда общественное сознание, взволнованное и неопределенное, больше не знает, какой должна быть эта цель.

      Таким образом, под каким бы углом мы не рассматривали воспитание, всегда проявляется одна характерная черта. Идет ли речь о целях, которые оно преследует, или о средствах, которые оно использует, воспитание всегда отвечает социальным потребностям и выражает коллективные взгляды и чувства.  
 

      Заключение 

      Становление социологии образования, как самостоятельной  дисциплины началось в конце XIX века с работ Эмиля Дюркгейма.

      Образование – это социальный институт, связанный с формированием духовного облика людей путем передачи сложившейся в обществе системы знаний и ценностей, умений и навыков, необходимых в их жизнедеятельности.

      Современная социология образования базируется на постулатах, выдвинутых Дюркгеймом.

      Дюркгейм  отмечал, что все прошлое человечества способствовало созданию свода правил, определяющего современное воспитание; вся наша история, история народов, живших до нас, оставила в них отпечаток.

      В современной социологии образования этот постулат находит отражение в первой и самой существенная из функций – трансляция и распространение культуры в обществе, которая говорит о том, что на протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, важнейшим инструментом просвещения общества. Не будем также забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, и поэтому система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым индивид становится носителем национальной психологии и национального сознания данного народа.

      «Человек, которого должно сформировать в нас воспитание, - это не тот человек, которого создала природа, а тот, каким его хочет видеть общество, а оно его хочет видеть таким, каким требует экономика этого общества», - утверждал Дюркгейм и подтверждает функция социализации современной социологии образования – содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии и идеологии.

      В основу социальной селекции – одной из важнейших функций института формального образования  положена мысль Дюркгейма о том, что общество для продолжения своего существования нуждается в разделении труда между своими членами, и это определяет, почему разделение скорее должно быть таким, а не иным. Поэтому с помощью воспитания общество своими собственными руками готовит для себя специальных работников, в которых нуждается.

      Важное  значение в социологии образования Дюркгейма имела трактовка, что педагогика эффективна не только в конкретные периоды, когда в порядке особой необходимости нужно привести в соответствие с нуждами времени школьную систему. Поэтому он считал ее необходимой помощницей для воспитания.

      Таким образом, собственные научные исследования Дюркгейма, сыграли огромную роль в развитии и становлении социологии образования, признании ее научного статуса и авторитета. Дюркгейм внес важнейший вклад в становление и утверждение профессиональной социологической этики. В своих трудах он доказывал особое значение социологии образования в современном обществе. Своей собственной деятельностью он демонстрировал высокий образец этой этики в сфере социальной науки. 
 
 
 
 
 
 

       

      Список использованной литературы

  1. Ананьев М.А. Образование и научно-технический  прогресс / М.А. Ананьев. – М., 2002. – 333с.
  2. Вундт В. Проблемы психологии народов. – М., 2002. – 456с.
  3. Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М., 2005. – 348с.
  4. Дюркгейм Э. Социология образования. – СПб., 2002. – 54с.
  5. Дюркгейм Э. и Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. – М., 2006. – 112с.
  6. Дюркгейм Э. Социология философии. – М., 2001. – 201с.
  7. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М., 2005. – 115с.
  8. Комаров, М.С. Социальный институт / Комаров М.С., Яковлев М.А // Социология: Словарь-справочник. – М., 2000. – Т.1. С. 157. – 581с.
  9. Кравченко, А.И. Основы социологии и политологии: учебник/А.И. Кравченко. – М.: ТК Велби: Проспект, 2006. – 476с.
  10. Невский Н.А. Субъективный фактор в педагогической деятельности // Педагогика. – №5. – 1992.
  11. Социология сегодня. Проблемы и перспективы. – М., 2005. – 324 с.
  12. Эспинас А. Социальная жизнь животных. – СПб., 1882. – 89 с.
  13. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 2001. – 76 с.
  14. Эффективность образования/Колесниченко Л.Ф. и др. – М., 2001. – 193с.
  15. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. – М., 2004. – 245с.

       

Информация о работе История обазования Дюркгейма