Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:51, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать социологию образования Эмиля Дюркгейма.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть теорию социальных представлений об образовании как социальном институте.
3. Проанализировать социологию образования Эмиля Дюркгейма.
Объект исследования – социология образования.
Предмет исследования – специфика социологии образования Эмиля Дюркгейма.
Введение 3
Глава 1. Теория социальных представлений об образовании как социальном институте 5
1.1 Понятие института образования 5
1.2. Структура и функции института образования 8
Глава 2. Специфика социологии образования Эмиля Дюркгейма 8
2.1 Роль воспитания в социологии образования. 15
2.2. Место педагогики в социологии образования 17
2.3. Педагогика и воспитание как движущие силы социологии образования 26
Заключение 31
Список литературы 33
Именно общество, по мере своего
формирования и консолидации, выковало
в себе эти огромные
Следовательно, общество с
Таким образом, если даже индивидуальное сознание не представляло бы больше для нас никакой тайны, если даже психология была бы сформировавшейся наукой, она бы не сумела информировать воспитателя о цели, которую он должен преследовать. Только социология может либо помочь нам ее понять, связывая ее с социальными состояниями, от которых она зависит и которые выражает, либо помочь нам ее открыть, когда общественное сознание, взволнованное и неопределенное, больше не знает, какой должна быть эта цель.
Таким
образом, под каким бы углом мы
не рассматривали воспитание, всегда
проявляется одна характерная черта.
Идет ли речь о целях, которые оно преследует,
или о средствах, которые оно использует,
воспитание всегда отвечает социальным
потребностям и выражает коллективные
взгляды и чувства.
Заключение
Становление социологии образования, как самостоятельной дисциплины началось в конце XIX века с работ Эмиля Дюркгейма.
Образование – это социальный институт, связанный с формированием духовного облика людей путем передачи сложившейся в обществе системы знаний и ценностей, умений и навыков, необходимых в их жизнедеятельности.
Современная социология образования базируется на постулатах, выдвинутых Дюркгеймом.
Дюркгейм отмечал, что все прошлое человечества способствовало созданию свода правил, определяющего современное воспитание; вся наша история, история народов, живших до нас, оставила в них отпечаток.
В современной социологии образования этот постулат находит отражение в первой и самой существенная из функций – трансляция и распространение культуры в обществе, которая говорит о том, что на протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, важнейшим инструментом просвещения общества. Не будем также забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, и поэтому система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым индивид становится носителем национальной психологии и национального сознания данного народа.
«Человек, которого должно сформировать в нас воспитание, - это не тот человек, которого создала природа, а тот, каким его хочет видеть общество, а оно его хочет видеть таким, каким требует экономика этого общества», - утверждал Дюркгейм и подтверждает функция социализации современной социологии образования – содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии и идеологии.
В основу социальной селекции – одной из важнейших функций института формального образования положена мысль Дюркгейма о том, что общество для продолжения своего существования нуждается в разделении труда между своими членами, и это определяет, почему разделение скорее должно быть таким, а не иным. Поэтому с помощью воспитания общество своими собственными руками готовит для себя специальных работников, в которых нуждается.
Важное значение в социологии образования Дюркгейма имела трактовка, что педагогика эффективна не только в конкретные периоды, когда в порядке особой необходимости нужно привести в соответствие с нуждами времени школьную систему. Поэтому он считал ее необходимой помощницей для воспитания.
Таким
образом, собственные научные исследования
Дюркгейма, сыграли огромную роль в развитии
и становлении социологии образования,
признании ее научного статуса и авторитета.
Дюркгейм внес важнейший вклад в становление
и утверждение профессиональной социологической
этики. В своих трудах он доказывал особое
значение социологии образования в современном
обществе. Своей собственной деятельностью
он демонстрировал высокий образец этой
этики в сфере социальной науки.