История обазования Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать социологию образования Эмиля Дюркгейма.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть теорию социальных представлений об образовании как социальном институте.
3. Проанализировать социологию образования Эмиля Дюркгейма.
Объект исследования – социология образования.
Предмет исследования – специфика социологии образования Эмиля Дюркгейма.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теория социальных представлений об образовании как социальном институте 5
1.1 Понятие института образования 5
1.2. Структура и функции института образования 8
Глава 2. Специфика социологии образования Эмиля Дюркгейма 8
2.1 Роль воспитания в социологии образования. 15
2.2. Место педагогики в социологии образования 17
2.3. Педагогика и воспитание как движущие силы социологии образования 26
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

дюркгейм.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

      Формирование  системы образования по принципам  сложной формальной организации  имеет ряд несомненных достоинств, среди которых следует отметить такие, как повышение эффективности ее функционирования за счет узкой специализации преподавателей и координации различных типов педагогической деятельности; дифференцированная и интегрированная система социальных позиций, четко определяющая объем полномочий и обязанностей администрации, преподавателей и учащихся и т.п. [1].

        Другим позитивным моментом формальной  организации образования является  координация и взаимосвязь различных  этажей управления, что позволяет  весьма эффективно реализовать  проводимую государством политику  в области образования.

      В то же время реальная практика деятельности школ и вузов свидетельствует  о том, что им присущи свои уникальные черты, отличающие их от формальных организаций  традиционного типа. Так, управление высшей школой предполагает наличие  «академических свобод», верховная «законодательная власть» здесь принадлежит ученому совету, который избирает ректора, присуждает ученые степени и звания, осуществляет процесс конкурсного отбора на преподавательские должности.

      Другая  важная особенность системы образования заключается в том, что процесс социального взаимодействия двух основных фигур - учителя и ученика не может быть плодотворным и эффективным, если он протекает в рамках формально трактуемых нормативных требований к этим социальным ролям. Здесь важное место принадлежит «субъективному фактору», способности учителя к эмфатическому сопереживанию, пониманию внутреннего мира учащегося, круга его интересов, жизненных ориентаций и др. [10].

      Рассмотрим  более подробно функции, выполняемые  в современном обществе институтом образования. Их достаточно много, и разные авторы акцентируют внимание на различных сторонах деятельности института образования. Но наибольшую культурную и социальную значимость имеют следующие четыре функции института образования [11].

      1. Трансляция и распространение культуры в обществе – первая и самая существенная из функций. Сущность ее заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства и литературы, моральные ценности и нормы поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.).

      На  протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, важнейшим инструментом просвещения общества. Не будем также забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, и поэтому система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым индивид становится носителем национальной психологии и национального сознания данного народа.

      2. Функция социализации, или формирования  у молодого поколения установок,  ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в обществе. Благодаря этому молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему.

      Обучение  родному языку, истории отечества, принципам морали и нравственности служат предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, принятой в данном обществе и культуре. Подрастающее поколение научается понимать других людей и самих себя, становится сознательным участником общественной жизни.

      Содержание  осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии и идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного обучения. В современном промышленно развитом обществе религия (церковь) отделена от государства, под контролем которого находится система формального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных заведениях.

      Если  признать, что нравственное воспитание и формирование мировоззрения является важнейшим компонентом процесса социализации, осуществляемого современной  школой, то правомерно говорить о необходимости  привития молодежи в первую очередь общечеловеческих ценностей и гуманистической морали.

      Это достигается в значительной мере в ходе изучения дисциплин гуманитарного  цикла (литературы, истории, мировой  художественной культуры, философии  и др.), которые начинают играть все более важную роль в системе не только школьного, но и вузовского образования, оказывают вместе с тем позитивное влияние на преподавание естественно-научных и технических дисциплин.

      3. Социальная селекция – одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к учащимся с целью отбора наиболее способных и талантливых, получить молодежи тот образовательный статус, который соответствует индивидуальным интересам и возможностям [10].

        В нашей стране после обязательного  восьмилетнего образования значительная  часть молодежи поступает на  учебу в технические училища  и колледжи, другие продолжают  учебу в средней школе, а затем часть из них продолжает учебу в вузах, другие поступают в колледжи и училища. После окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру и т.п.

      С точки зрения социологии чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом образования процесса селекции, так как его конечным результатом (когда различные группы молодежи завершают образование и получают профессию) является размещение людей по различным социальным позициям в социальной структуре общества. Посредством этого механизма осуществляется воспроизводство и обновление социальной структуры общества, без чего невозможно его нормальное функционирование.

      Другая  важная сторона этого процесса заключается  в том, что благодаря ему запускается механизм социальной мобильности: получение профессии, включение человека в профессиональную деятельность, особенно в крупной организации, открывает для многих людей путь профессиональной карьеры, переход в более престижный социальный слой.

      Система образования, главным образом высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом вертикальной социальной мобильности, ибо без  вузовского диплома невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу.

      Этим  объясняется высокая ценность образования в промышленно развитых странах мира и распространенный во многих слоях общества «синдром достижения», когда родители с малых лет стремятся привить ребенку потребность в образовании, всячески развивают и стимулируют его интерес к учебе, ибо его будущая карьера напрямую зависит от уровня полученного образования. Заметим, что уровень образования, наряду с доходом и престижностью профессии, является важнейшим показателем социального статуса человека в современном индустриальном обществе.

      4. Функция социального и культурного  изменения является прерогативой  современного института образования.  Эта функция реализуется двумя  взаимосвязанными способами. 

      Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, проводимых в стенах вузов. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вносит существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью, характерных для западных стран, происходит интеграция науки, высшего образования и производства, результатом которой является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все в большей степени становятся научно-исследовательскими центрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу промышленных фирм и государственных учреждений [1].

      В то же время интенсивное развитие научных исследований в стенах вузов  способствует совершенствованию образовательного процесса, так как новые научные  идеи и открытия быстро включаются в учебные программы, способствуя повышению качества подготовки специалистов.

      Во-вторых, система среднего образования (школа) также оказывает заметное воздействие  на процесс социальных изменений  в силу тесной связи ее с экономикой, наукой и культурой. Примечательной чертой школьного образования в нашей стране в последние годы становятся инновационные процессы, связанные с задачами поиска и освоения новых приемов и методов обучения, с помощью которых повышается эффективность образования.

      Особенно  велика роль школы в тех странах, которые претерпевают процесс модернизации, находятся в состоянии перехода от традиционного общества к современному индустриальному. Система образования, источник знаний и просвещения, является одним из главных инструментов в борьбе с различными пережитками, консервативными традициями, тормозящими общественный прогресс.

        В нашей стране, переживающей  трудный процесс перехода от  тоталитарного режима к демократическому  общественному устройству, институту  образования также принадлежит весьма важная роль, так как он призван сформировать новый тип личности, нового гражданина, лишенного догматических стереотипов коммунистической идеологии, способного быть активным участником социально-экономических и политических преобразований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава II. Специфика социологии образования Эмиля  Дюркгейма

      2.1. Роль воспитания в социологии образования 

      Вообще  само слово «воспитание» употребляется в очень широком смысле для обозначения совокупности тех влияний, которые природа или люди могут оказать на наш разум или на нашу волю. Оно означает, говорит Стюарт Милль, «все то, что мы делаем сами, и все то, что делают для нас другие с целью приблизить нас к совершенству нашей природы. В своем самом широком значении воспитание включает в себя даже косвенные воздействия вещей на характер и способности человека, цель которых совершенно различна, например: влияние законов, форм правления, художественных образов, вплоть до физических факторов, не зависящих от воли человека, таких как климат, почва и местонахождение» [3].

      Согласно  Канту, «целью воспитания является развитие в каждом индивиде всего того совершенства, на которое он способен». Но что же следует понимать под словом «совершенство»? Это, как очень часто говорили, гармоничное развитие способностей человека.

      Дюркгейм  говорит о том, что совершенная гармония не может быть представлена как конечная цель воспитания.

      Проанализировав историю воспитания, он опровергает постулат о том, что существует идеальное, совершенное воспитание, пригодное для всех без исключения людей.

      Воспитание  бесконечно менялось в зависимости  от времени и страны. В греческих  и латинских городах (государствах) воспитание ориентировало индивида на то, что он должен подчиняться  коллективу и стать общественной вещью. Сегодня же оно старается сделать из него автономную личность. В Афинах стремились сформировать утонченные, рассудительные и проницательные умы, влюбленные в меру и гармонию, способные находить удовольствие в прекрасном и радость в чисто умозрительных построениях. В Риме прежде всего хотели, чтобы дети стали людьми действия, увлеченными военной славой и безразличными к литературе и искусству. В средние века воспитание было, прежде всего, христианским, в эпоху Возрождения оно принимает более светский и гуманитарный характер [4].

      Сегодня наука стремится занять в нем  то место, которое раньше занимало искусство. А если воспитание менялось, то это просто означает, что люди ошибались в том, каким оно должно быть. Но если бы римское воспитание носило отпечаток индивидуализма, сравнимого с нашим, Римское государство не смогло бы сохраниться, не смогла бы образоваться и латинская цивилизация, а, следовательно, и наша современная цивилизация, которая отчасти вышла из нее. Христианские общества средневековья не смогли бы существовать, если бы они отвели свободе совести такое место, какое мы ей отводим сегодня. Поэтому Дюркгейм выделяет фундаментальные факторы, которые невозможно не учитывать.

Информация о работе История обазования Дюркгейма