Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:06, реферат
Для раскрытия актуальности темы данной работы важно отметить, что социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.
Попытаемся рассмотреть, каких успехов достигла система социальной работы в России.
Что я знаю о становлении профессиональной социальной работы в современной России
Социальная работа – сложное,
многоаспектное понятие. Социальная работа
является деятельностью, цель которой
оптимизировать осуществление субъективной
роли людей во всех сферах жизни общества
в процессе жизнеобеспечения и деятельного
существования личности, семьи, социальных
и других групп и слоев в обществе. Эта
деятельность является профессиональной
и направлена на оказание помощи, поддержки,
защиты всех людей, особенно так называемых
слабых слоев и групп (инвалидов, многодетных
семей, неполных семей, пожилых, общин
мигрантов и т.д.). Ясно, что такая деятельность
имела место с самого начала возникновения
человеческого общества, принимая разные
формы на различных этапах его развития.
Исторически социальная работа выросла
из филантропической (благотворительной)
деятельности, которой занимались различные
религиозные, общественные, а позднее
и предпринимательские организации (Армии
спасения, женские союзы и пр.). Филантропия
изначально была направлена на помощь
бедным, больным, бездомным, сиротам и
другим социально обездоленным категориям
населения.
Важно отметить, что сегодня социальная
работа в России и за рубежом как разновидность
деятельности направлена не только на
реализацию мер социальной поддержки
«слабых» социальных групп, но и на реализацию
мер по социальной защите всего населения.
В этом широком смысле социальная работа
касается каждого человека, всего населения.
Для раскрытия актуальности темы данной
работы важно отметить, что социальная
поддержка, социальная защита людей, в
целом социальная работа определяются
социальной политикой государства как
определенной ориентацией и системой
мер по оптимизации социального развития
общества, отношений между социальными
и другими группами, созданию тех или иных
условий для удовлетворения жизненных
потребностей их представителей. Попытаемся
рассмотреть, каких успехов достигла система
социальной работы в России.
Исследований по истории развития благотворительности,
помощи и взаимопомощи в России настолько
мало, что возникает впечатление, будто
она появилась только в начале 90-х гг. ХХ
века, однако история социальной работы
в России насчитывает более тысячи лет.
Согласно «Повести временных лет», составленной
в XII в. киевским монахом Нестором, которая
послужила источником для работ Карамзина
по «Истории государства Российского»,
отмечается не только жестокость славян
в бою, но и их гостеприимство, а также
то, что они «славились почтением к родителям
и всегда пеклись об их благосостоянии».
У М. Забылина есть интересный материал
об обычаях, обрядах русского народа, в
котором говорилось, что «в специально
построенных гонтинах, или храмах, менее
священных, имелись одни лавки и столы
для народных сходбищ, на которых угощали
все население».
После принятия Русью христианства средоточием
социальной помощи стали церкви и монастыри.
Под их руководством люди учились понимать
и исполнять заповедь о любви к ближнему,
что означало, прежде всего, накормить
голодного, напоить жаждущего.
Поэтому тема «История социальной работы
в России» остается актуальной.
Основная часть
В качестве основных этапов
развития помощи и взаимопомощи в
России, можно представить следующие
периоды:
1. Архаический период - родоплеменные
и общинные формы помощи и взаимопомощи
у славян до Х в.;
2. Период княжеской и церковно-монастырской
благотворительности - XII-XIII вв.;
3. Период церковно-государственной помощи
- с XIV в. по вторую половину XVII в.;
4. Период государственного призрения
- со второй половины XVII в. по вторую половину
XIX в.;
5. Период общественного и частного призрения
- с конца XIX в. до начала ХХ в.;
6. Период государственного обеспечения
- с 1917 по 1991 гг.;
7. Период социальной работы - с начала
90-х годов по настоящее время1.
Приведенная периодизация позволяет наметить
концептуальную схему исторического процесса
развития помощи и взаимопомощи, выделить
специфическую социальную историю процесса
в ее единичности и в то же время в контексте
глобальных исторических факторов.
Зачатки благотворительности, как в России,
так и в других странах, появляются еще
в языческие времена, когда отдельные
лица, либо группы, вынуждены были кормить
и одевать нуждающихся. Эта помощь носила
примитивные формы, не была организованной
и регулярной. В основе благотворительности
лежали чувства - сострадания, родственный
или соседский долг и т.п. Началом благотворительности
следует считать специальный договор
911 года заключенный Великим князем Киевским
Олегом (и позже договор 945 года, заключенный
князем Игорем) с греками «О искуплении
пленных», которыми устанавливались взаимные
обязательства о выкупе россиян и греков,
в какой бы стране они ни находились, и
отправлении их на родину. Заключение
этих договоров проникнуто состраданием
и заботой о судьбе соотечественников,
попавших в плен и томившихся на чужбине
и по своей сути они содержали в себе моменты
социальной работы; были первым свидетельством
заботы государства о своих гражданах.
Эти и другие исторические документы
раскрывают человеколюбие, незлобивость,
открытость славянской души, формирование
которой происходило, как отмечал В.О.Ключевский,
под влиянием особых географических и
природных факторов, среди которых следует
обозначить бескрайность равнинных степных
и лесостепных просторов, сравнительно
умеренный климат. Нельзя не учитывать
также постоянную необходимость коллективной
защиты у восточных славян от набегов
воинственных соседних половецких и других
племен.
В те времена, когда труд носил
коллективный характер, уходит своими
корнями обычай общественной коллективной
помощи. Она заключалась в том, что на работу
приглашали соседей не за плату, а за обильное
угощение. Работа заключалась в строительстве
нового дома, моста, ремонте ветхого жилья
и сельскохозяйственные работы. Вдовам
и сиротам помощь оказывали в первую очередь.
Славяне славились почтением к родителям
и всегда пеклись об их благосостоянии.
Следовательно, благотворительность,
понимаемая как безвозмездная помощь,
составляла важную часть жизни древних
славян.
Поворотным пунктом в развитии благотворительности
на Руси стало ее «крещение» в 988 году.
Христианство, призывавшее людей к любви
и милосердию, упав на благодатную почву,
стало государственной религией. Средоточием
социальной помощи стали церкви и монастыри.
Под их руководством люди учились понимать
и исполнять заповедь о любви к ближнему.
2Библия стала, по сути, первым
«нормативным» документом, который систематизировал
элементы системы социальной защиты и
дал толчок к развитию ее структуры. Вся
система социальной защиты этого периода
носила характер социальной помощи - материальная
помощь в различных ее формах от подаяния
до содержания в домах призрения, богадельнях.
По свидетельству летописцев, наиболее
выдающимися правителями этого периода
были князь Владимир Красно Солнышко,
Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. Вводя
православное христианство на Руси, князь
Владимир сам глубоко воспринимал его
положения, обращенные к душе человека,
призывающие людей заботиться о ближнем,
быть милосердными, такие, как: «Блаженны
милостивы, ибо они помилованы будут»,
«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять
у тебя не отвращайся», «Продавайте имения
ваши и давайте милостыню», «Радуйтесь
с радующимися и плачьте с плачущими»
и др. Проникнувшись их духом, он, как свидетельствует
Начальная летопись, велел «всякому нищему
и убогому приходить на княжеский двор,
брать кушанье, и питье, и деньги из казны».
Но этого, Владимир считал, мало, так как
дряхлые и больные не могли доходить до
его двора. Тогда князь велел сделать телеги,
куда клали хлеб, мясо, рыбу, овощи разные,
мед в бочках, квас, и возили по городу,
спрашивая: «Где больные и нищие, которые
не могут ходить». Таким и раздавали.
Князь Владимир, первый русский князь-христианин,
был ярким примером высочайшего покровительства
над бедными, нищими и убогими. В его лице
объединилась личная и государственная
благотворительность. Стремясь закрепить
свою деятельность, придать ей более или
менее организованный характер, Владимир
Красное Солнышко, Креститель издает Устав,
который поручал духовенству в лице патриарха
и церкви помогать нуждающимся. Не забыты
были при этом и источники финансирования
самих церквей, монастырей и других организуемых
при них благотворительных учреждений.
Основным из них, по определению Устава,
была «десятина», которая составляла «десятую
часть от всякого суда, из торгу десятая
неделя по всем городам, от всякого скота
на каждый год десятая доля и от всякого
хлеба на каждый год десятая доля».
Не ограничившись принятием закона, направленного
на благотворение бедным и страждущим,
князь Владимир осуществляет ряд весьма
прогрессивных для своего времени мероприятий
по приобщению россиян к просвещению и
культуре. Он учреждает училища для обучения
детей знатных, среднего состояния и убогих
людей, видя в этом одно из коренных условий
дальнейшего экономического и духовного
развития общества. Одновременно заботится
о создании богаделен и странноприимных
домов, учреждает народные празднества,
преимущественно заботясь при этом, как
подчеркивает летописец Нестор, о «прокормлении»
убогих, странных, сирот и вдовиц, раздавая
им великую милостыню.
Людская молва широко славила благотворительные
деяния князя Владимира по всей Руси. О
нем слагались легенды, его доброта и бескорыстие
воспевались в былинах еще долгие годы,
свидетельствуя об отзывчивости россиян
на заботу и внимание. Под их влиянием
призрение бедных, убогих и других страждущих
постепенно становилось предметом постоянного
внимания княжеской власти и духовенства.
Их благотворительная деятельность принимала
все более целенаправленный и организованный
характер.
За милосердие и нищелюбие князь Владимир
был причислен к лику святых. «Блестящее
и счастливое правление Ярослава оставило
в России памятник, достойный великого
монарха. Сему князю приписывают древнейшее
собрание наших гражданских уставов под
именем «Русской Правды». Он первый издал
законы письменные на языке славянском,
которые не полагали никакого различия
между россиянами варяжского племени
и славянами».3 Ярослав Мудрый учредил в Новгороде
училище для сирот, в котором на его средства
содержались и обучались 300 юношей из семей
священнослужителей. Но больше всех, как
отмечают предания, напоминал своей благотворительной
деятельностью Владимир Мономах, отличавшийся
особой заботой о бедных и убогих: «...странние
и нищие накормяще и напояще, аки мати
дитя свое». Большое воспитательное значение
для многих поколений на Руси имела составленная
им «Духовная» детям своим, в которой были
выражены его заботы об их нравственном
состоянии, о необходимости быть внимательным
к нуждам народа. «Если поедете по землям
своим, -- наставлял Владимир Мономах, --
не давайте отрокам обижать народ ни в
селах, ни на поле, чтобы вас потом не кляли.
Куда пойдете, где станете, напоите, накормите
бедняка, больше чтите гостя, откуда бы
к вам ни пришел… Будьте отцами сирот,
не давайте сильным губить слабых. Не оставляйте
больных. Бойтесь всякой лжи, пьянства.
Чтите старых людей, как отцов. Приветствуйте
всякого человека, когда идете мимо». Святослав
Киевский (1194-1195 гг.) имел «ум необыкновенный,
трезвость, щедрость к бедным, не забывал
и нищих. Обычай достохвальный: тогда не
было праздника для богатых без милости
для бедных». Владимир Волынский (1210), заболев
и предвидя смерть, «собрал все драгоценности,
золотой и серебряный пояса отцовские
и собственные, монеты бабкины, материны,
большие серебряные блюда, золотые кубки;
слил их в гривны и раздал бедным вместе
с княжескими стадами».
Благотворительные традиции, заложенные
киевскими князьями, продолжили их преемники
- московские цари. В этот период происходит
становление, объединение русского государства.
Возрожденная Россия медленно набирала
силы. Ей предстояло решать многие проблемы
общегосударственной важности. Однако
даже в этих условиях заложенные еще со
времен Киевской Руси традиции благотворительной
деятельности не были забыты. Постепенно,
по мере укрепления государства, в развитии
общественного призрения стали более
четко определяться два взаимно дополняющих
друг друга направления. Первое -- продолжение
традиций Владимира и других князей Киевской
Руси, показывающих пример личного благодеяния
и покровительства убогим, престарелым,
сиротам и другим страждущим. Второе --
усиление организующего начала, совершенствование
форм и масштабов государственного общественного
призрения при сохранении и поощрении
благотворительной деятельности церкви.
4Навечно вошел, например, в историю
России под прозвищем «Калита» (мешок
с деньгами) Великий князь Московский
и «всея Руси» Иван Данилович (1328-1341 г.),
который, будучи весьма набожным и милостивым:
кормил, одевал нищих в церквях, построил
2 собора и церковь в Москве». Имел обыкновение
постоянно носить с собой кошелек (или
калиту, наполненную деньгами для бедных:
отчего и прозван Калитою) и раздавал из
него милостыню убогим и нищим. Нельзя
не вспомнить также Бориса Годунова, который
при венчании его на царство (1598 г.) обещал,
что в государстве никто не будет терпеть
нужды и бедности, заявляя при этом, что
«рубаху свою последнюю отдаст, если нужда
народная будет». Как свидетельствует
история, он не один раз подтверждал верность
обещанию. Когда в 1601--1602 годах случился
неурожай, голод и мор, особенно в Москве,
он повелел привезти «великое множество»
хлеба из сопредельных государств и окрестностей
Волги. Все архиереи, монастыри, бояре
и дворяне, живущие в деревнях, должны
были продать царю весь излишний хлеб
за полцены для раздачи бедным. Раздавались
также богатые денежные милостыни. Чтобы
дать работу людям, Борис Годунов обязал
имущих строить разные казенные дома,
тогда же соорудили колокольню «Иван Великий».
Для помощи бедствующим смолянам царь
послал 20 тыс. рублей.
Эта традиция, всемерно поддерживаемая
церковью и общественным мнением, укреплялась
и развивалась в России, постепенно приобретая
более широкий размах и многочисленных
приверженцев среди людей разных сословий,
чье материальное благополучие позволяло
им личными средствами способствовать
облегчению участи бедствующих, прежде
всего убогих, больных и сирот, а также
не имеющих приюта и возможности обеспечить
себе пропитание. Однако по мере усложнения
социальных проблем в общественном сознании
все настойчивее пробивается идея о необходимости
поиска новых подходов к проблемам борьбы
с нищенствованием, другими недугами,
поражающими общество, не ограничиваясь
частной благотворительностью и сложившимися
уже формами церковного и монастырского
призрения.
Впервые эта идея прозвучала в Обращении
к Стоглавому собору (1551 г.) царя Ивана
IV (Грозного) и его решениях. В главе 73 «О
милостыне» в качестве неотложных мер
ставилась задача выявить во всех городах
«престаревших и прокаженных», построить
для них в каждом городе богадельни мужские
и женские, содержать там, обеспечив одеждою
и питанием за счет казны.
Царь Федор, Борис Годунов, Василий Шуйский,
будучи набожными, раздавали нищим деньги,
снижали цены на хлеб, раздавали его бесплатно.
Идеи помощи нуждающимся проявляются
и в деяниях царей новой династии - Романовых.
Михаил Федорович, Алексей Михайлович
также известны своей благотворительной
деятельностью.
Помощь при Петре I имела различные стратегии
и поддержку: от материальных до изменения
сценариев жизни самих нуждающихся. Условно
общественное призрение I четверти XVIII
в. можно классифицировать на 3 направления:
социально-философское; социально-административное
или реформистское; социально-медицинское.
1) Социально-философское направление
подготовило теоретическое обоснование
и предоставило проекты общественного
призрения.
2) Социально-административное или реформистское
направление указами, инструкциями обязало
государственные органы управления сформировать:
призрение детей, вдов, служащих; попечение
и опеку несовершеннолетних; богадельни
для людей, потерявших трудоспособность;
смирительные дома, работные дома (для
прядильщиц), странноприемницы; губернские
органы защиты и помощи нуждающихся (комитеты);
профилактика нищенства; школы для детей.
3) Социально-медицинское направление:
госпитали и «другие, где болезни лечат»;
лазареты; дома для душевнобольных.
Устроение больниц, богаделен, сиротских
домов, домов для призрения незаконнорожденных
младенцев, домов смирительных и домов
прядильных для людей праздношатающихся
и им подобных» возлагалось, помимо Святейшего
синода, впервые и на государственную
администрацию в лице Камер Конторы, Главного
магистрата и воевод…
Таким образом, мы с уверенностью можем
сказать, что в I четверти XVIII в. реформами
Петра I в области общественного призрения
было положено начало не только для развития
последующих этапов благотворительности,
но и формирование социальных технологий,
таких как: социальные адаптация, реабилитация,
коррекция, экспертиза, прогнозирование,
посредничество, консультирование, обеспечение,
опека и попечительство.
Перспективная модель социальной политики
подводилась под аксиому:
- во-первых, имела в своей основе оригинальную
концепцию, учитывающую возможные изменения
социальной ситуации;
- во-вторых, в нее закладывались механизмы,
реагирующие, улавливающие такие изменения;
- в-третьих, она была обязана предусматривать
эффективно и четко работающий административный
аппарат, способный принимать «сигналы»
и преобразовывать их в соответствующие
решения, программы и проекты.
Система государственного призрения сложилась
в России при Екатерине II, которая в 1763
году издает указ об открытии в Москве
воспитательного дома для детей-сирот
военных в возрасте до 3 лет. В изданном
Екатериной II в 1775 году «Учреждении для
управления губерний» в законодательном
порядке устанавливается впервые государственная
система общественного призрения «для
всех гражданских сословий». В каждой
губернии для заведования делами общественного
призрения предусматривалось создание
под председательством губернаторов особых
Приказов общественного призрения, на
которые возлагалась обязанность организовывать
и содержать народные школы, сиротские
дома, больницы, аптеки, богадельни, дома
для неизлечимых больных, дома для сумасшедших,
дома работные, в которых бедные люди могли
бы своим трудом добывать себе пропитание
и др.
Направляя развитие общественного призрения
на государственном уровне, Екатерина
II, вместе с тем, поддерживала и поощряла
старые российские традиции личного благотворения
нуждающимся, показывая тем самым пример
для своего окружения. Ею было также учреждено
в 1764 году одно из первых в России благотворительных
обществ -- «Общество воспитания благородных
девиц», деятельность которого определялась
специальным Уставом. В последующем «начальствовать
над воспитательным обществом» именным
указом Павла I в 1796 году была назначена
его жена императрица Мария Федоровна,
оставившая заметный след в развитии благотворительной
деятельности в России. Она возглавила
императорские воспитательные дома и
коммерческое училище для мальчиков, основанное
в Москве на средства А. Демидова. Разросшаяся
сеть благотворительных учреждений в
1854 году была объединена под общим названием
«Ведомство учреждений императрицы Марии».
В деятельности всех этих организаций,
обществ и учреждений принимали активное
участие многие лучшие представители
имущих классов, прогрессивная интеллигенция,
побуждаемые милосердием и состраданием.
В Москве, например, в 1842 году возглавила
Опекунский совет детских приютов княгиня
Н.С.Трубецкая. Первоначально они создавались
с целью приютить и производить первоначальное
обучение бедных детей, остающихся без
присмотра во время дневной работы их
родителей, а с 1878 года по указанию совета
было обращено внимание на учреждение
сиротских отделений при приютах. По постановлению
совета в 1895 году на пожертвованные средства
была открыта бесплатная детская больница.
К числу наиболее известных благотворительных
заведений следует отнести Императорское
Человеколюбивое общество (1802), Ведомство
учреждений Императрицы Марии, Попечительство
о домах трудолюбия и работных домах. За
годы царствования Александра I, Обществом
было основано 10 богоугодных заведений
в Петербурге и учреждено 6 попечительных
комитетов в Москве.
Таким образом, ко 2 половине XIX в. был накоплен
большой опыт в деле помощи нуждающимся.
В конце 90-х годов общество получило право
устанавливать платные должности для
лиц, профессионально занимающихся благотворительной
деятельностью. Эти должности приравнивались
к государственной службе - этим указом
было положено начало профессиональному
общественному призрению.
К этому периоду только в Москве существовало
628 богоугодных заведений: приюты, школы,
богадельни, ночлежные дома, столовые
и т.п., значительная часть которых содержалась
на деньги московского купечества.
Нищету и отсталость таким путем нельзя
было ликвидировать, но «можно было облегчить
себе душу». Причины, побуждающие предпринимателей
к благотворительности крылись еще и в
том, что все они были глубоко «набожными
людьми и в том, что они были молодыми».
Сущенко В.А. История российского предпринимательства.
- Ростов-на-Дону, 1997. - С. 28. Отсутствие возможности заслужить
признание своей профессиональной деятельностью
часто заставляло их уходить в другие
области. Крупным благотворительным заведением
на рубеже XIX-ХХ вв. было Попечительство
о домах трудолюбия и работных домах -
135 домов. С 1897 г. Попечительство издает
журнал «Трудовая помощь». Одним из первых
в России специальных благотворительных
обществ для помощи бедным и обездоленным
детям было Общество Синего Креста, созданное
в 1882 г. в Петербурге. Оно использовало
различные формы помощи детям: детские
дома призрения, начальные школы, ремесленные
училища. Подобного рода благотворительные
общества и заведения создавались и в
других городах и сельских общинах России,
и к концу XIX столетия их насчитывалось
уже 14854, в том числе благотворительных
обществ -- 7349 и благотворительных заведений
-- 7505. О масштабах благотворительной деятельности
этих учреждений красноречиво говорит
тот факт, что, например, только в течение
одного года (1898) благотворительностью
воспользовалось более 7 млн. человек,
не считая 20 млн. случаев разовых обращений
к благотворительной помощи.В первые послереволюционные
годы деятельность Советского правительства
была направлена на повышение благосостояния
трудящихся. С декабря 1917 г. было введено
«Положение о страховании на случай безработицы».
Тогда же вышел Декрет ВЦИК и СНК «О страховании
на случай болезни». В апреле 1918 г. Наркомат
Государственного призрения был преобразован
в Наркомат социального обеспечения (НКСО).
Это означало, что вопросы социального
обеспечения трудящегося населения становились
стержнем государственной политики в
области социальной помощи. Начала формироваться
общедоступная и бесплатная система медицинского
обслуживания населения. Осенью 1918 г. был
образован Всероссийский фонд социального
обеспечения, порядок создания которого
определялся «Положением о социальном
обеспечении трудящихся».
Основываясь на вышесказанном,
можно с уверенностью сказать, что благотворительность
и социальная работа существовали в России
с архаических времен. Процесс становления
социальной помощи в России пока не имеет
своего исторического завершения и оформления.
Складывающаяся парадигма помощи и поддержки
нуждающимся представляет собой сложную
совокупность исторических общественных
форм защиты и учений, традиций и обычаев,
законов и индивидуальных иррациональных
действий и поступков.
В родовой общине это было связано
с законами отцов и дедов, первоначально
эти традиции воспринимает и княжеская
власть. Однако после принятия христианства
в Древней Руси начинают осуществляться
новые подходы к проблемам нуждающихся.
С образованием российской государственности
появляются царские указы, регламентирующие
отношения церкви и государства, отдельных
категорий нуждающихся и власти. Появляются
законы, направленные на упорядочение
связей и отношений различных групп населения
в период массового голода. С XVIII века окончательно
оформляется законодательная практика
помощи и поддержки на государственном
уровне. В начале XIX века появляется Устав
общественного призрения, который с теми
или иными изменениями просуществует
до советского периода. В советский период
не было специального законодательства,
регулирующего помощь и поддержку в обществе,
оно входило в состав различных областей
права. В постсоветский период наблюдается
тенденция формирования отдельного законодательства
в области социальной поддержки, направленного
на защиту прав различных групп населения,
таких, как инвалиды, семья, дети, безработные,
пенсионеры и т.д.
Как видим, история нашего Отечества
богата собственным опытом становления
и развития всех форм благотворительности
и социального обеспечения. Выработанные
традиции не утратили своего значения
и в наши дни, когда особенно остро встала
потребность в дальнейшем совершенствовании
как существующих государственных структур
и создания новых, наиболее соответствующих
современным требованиям, так и в развертывании
различных форм общественной и частной
благотворительности.
Список использованных
источников и литературы
1. Кузьмин К.В. История социальной
работы за рубежом и в России (с древности
и до начала XX века) / К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин.
- 4-е издание. - М.: Академический проект.
- 624 с.
2. Мельников В.П. История социальной работы
в России / В.П. Мельников, Е.И. Холостова.
- М.: Издательский дом Дашков и К. - 2006. -
343 с.
3. Основы социальной работы: Учебник /
Под ред. П.Д. Павленка. - М.: Наука, 1997. - 225
с.
4. Фирсов М.В.История социальной работы:Учеб.
пособие/М.В.Фирсов -М.:Трикста,2004 - 607 с.
1 Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие.-М.,2004.-С.18.
2 Мельников В.П. История социальной работы в России: Учебное пособие-М.,2006.-С.29.
3 Кузьмин К.В. История социальной работы за рубежом и в России (с древности и до начала XX века): Учебное пособие-М.,2002.-С.126.
4 Под ред. П.Д. Павленка Основы социальной работы: Учебник.-М.,1997.-С.89.