Изучение аспектов социальной защиты детства в деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в научном анализе социальной защиты детства в Российской Федерации и на территории Иркутской области.
Эта проблема определяет круг основных задач работы:
 Определить основные особенности социальной защиты детства как направления социологической работы;
 Изучить нормативно-правовая базу по вопросу социальной защиты детства в Российской Федерации;
 Рассмотреть опыт деятельности Уполномоченного по правам Ребенка в Иркутской области в сфере социальной защите детства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТ-СТВА………………………………………………………………………………...5
1.1. Социальная защита детства как проблема социальной работы……………...5
1.2 Дети как социально уязвимые группа населения………………………….…10
1.3 Нормативно-правовая база защиты детства в Российской Федерации и Иркутской области…………………………………………………………………….13
2. АНАЛИЗ РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА………………………………………………….………..20
2.1 Соблюдение прав детей в Иркутской области в отдельных сферах жизнедея-тельности……………………………………………………………………………20
2.2 Анализ обращений к Уполномоченному по правам ребенка в Иркутской области ...........................................................................................................................22
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ….29
3.1 Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области по совершенствованию законодательства……………………………………………29
3.2. Разработка проекта программы «Теория и практика деятельности уполномоченного по правам ребенка в образовательных организациях»……………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..……37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………….….39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая%20с[1].docx

— 309.05 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права»

Факультет управления человеческими ресурсами

Кафедра социологии и социальной работы

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Современные теории социальной работы»

на тему: «Изучение аспектов социальной защиты детства в деятельности

Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области»

 

 

 

 

Руководитель:                                                                                    Е. В. Зимина

канд. социол. наук, доцент                                       

 

 

Исполнитель:                                                                                    Д. А. Сенокосова

гр. МРС-14-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2014 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА………………………………………………………………………………...5

1.1. Социальная защита  детства как проблема социальной  работы……………...5

1.2 Дети как социально уязвимые группа населения………………………….…10

1.3 Нормативно-правовая база защиты детства в Российской Федерации и Иркутской области…………………………………………………………………….13

2. АНАЛИЗ РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА………………………………………………….………..20

2.1 Соблюдение прав детей в Иркутской области в отдельных сферах жизнедеятельности……………………………………………………………………………20

2.2 Анализ обращений к Уполномоченному по правам ребенка в Иркутской области ...........................................................................................................................22

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ….29

3.1 Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области по совершенствованию законодательства……………………………………………29

3.2. Разработка проекта  программы «Теория и практика  деятельности уполномоченного по  правам ребенка в образовательных  организациях»……………...33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..……37

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………….….39

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..40

 

 

 

Введение

Характерным явлением на территории Российской Федерации территории является то, что в последние десятилетия, в условиях нестабильной политической и социально-экономической ситуации, кардинальной смены мотиваций социального и экономического поведения, корректировки нравственных ориентиров, негативные тенденции в семьях усугублялись, источники детского неблагополучия расширялись. В этом смысле рост числа семей с высоким уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации имеет объективный характер. Кризисные явления в российском обществе расширили и источники детского неблагополучия. Этим предопределяется актуальность поиска и реализации наиболее перспективных моделей деятельности в области социальной защиты детства.

На сегодняшний день выделяют четыре основных направления государственной социальной политики охраны детства в стране: политическое, правовое, экономическое и социальное.

Недостаточное внимание уделяется законодательному, нормативно-правовому, медико-социальному и кадровому обеспечению данного направления социальной политики охраны детства. Все это свидетельствует о необходимости совершенствования государственной системы защиты прав и законных интересов детей, начиная с семьи, профилактики детского насилия, безнадзорности и правонарушений.

Объектом исследования данной курсовой работы являются аспекты и проблемы социальной защиты детства в Российской Федерации и на территории Иркутской области.

Предметом исследования в свою очередь являются непосредственно формы, модели, методы и механизмы реализации работы в сфере социальной защиты детства работы на примере деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области.

Методы исследования: многочисленные аспекты и нюансы объекта исследования определили множественность подходов к его изучению. В ходе исследования были использованы нормативный и сравнительно-социологический методы.

Цель данной курсовой работы заключается в научном анализе социальной защиты детства в Российской Федерации и на территории Иркутской области.

Эта проблема определяет круг основных задач работы:

    • Определить основные особенности социальной защиты детства как направления социологической работы;
    • Изучить нормативно-правовая базу по вопросу социальной защиты детства в Российской Федерации;
    • Рассмотреть опыт деятельности Уполномоченного по правам Ребенка в Иркутской области в сфере социальной защите детства.

Именно дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, умственного, психического развития и жизненного опыта, всегда нуждались и будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления - в социальной защите, поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей защита от невзгод и опасностей всегда были и остаются естественной потребностью и обязанностью человека, общности людей человеческого общества, государства. Возникнув в качестве мощного инстинкта продолжения человеческого рода, элементарные составляющие заботы о детях постепенно развиваются, обогащаются, совершенствуются и складываются в многоплановую, многоуровневую, многоаспектную систему социальной защиты детства.

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

1.1. Социальная  защита детства как проблема  социальной работы

Одной из наиболее актуальных проблем, методы и модели решения которой постоянно дорабатываются и совершенствуются, социальной работы в Российской Федерации является работа по социальной защите детства.

Если давать характеристику состояния современной системы социально-педагогической поддержки детства, то необходимо отметить, что она развивается в тяжелой экономической ситуации. На ее развитие оказывают влияние трудные условия, в которых оказалась семья, находящаяся в состоянии кризиса, и положение детей в этой семье. Вариативность системы образования привела к тому, что сегодня возможно выбрать для каждого ребенка стратегию его образования и развития. В ситуации выбора семья самостоятельно решает, когда и в какое образовательное учреждение отдавать ребенка или вовсе не отдавать его в детский сад, школу, а организовать домашнее образование.

Данная ситуация привела к тому, что многие дети перестали посещать дошкольные образовательные учреждения. Выявляется значительное число детей, не готовых к обучению в школе. При обучении в обычных классах образовательных учреждений такие дети зачастую не справляются с программой первого класса, испытывают затруднения в овладении чтением и письмом. Многие образовательные учреждения вынуждены открывать для них классы педагогической поддержки, компенсирующего обучения и т.д. Основной контингент в таких классах - дети группы риска. Данная категория детей довольно разнообразна: это дети из неблагополучных семей, дети, находящиеся под опекой, дети-сироты и дети, оказавшиеся без попечения родителей (социальные сироты), дети, не имеющие явно выраженной патологии, но имеющие некоторые симптомы болезней.

В последние годы особенно остро стоит вопрос работы с детьми группы риска, детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, которые нуждаются в специальной государственной защите и поддержке. Создаются новые типы учреждений (учреждения социально-педагогической поддержки детства), которые довольно широко развиваются не только в системе образования, но и в сфере социальной защиты, здравоохранения и т.д.1

Многие дети живут, и воспитывается в неблагополучных семьях - у родителей, которые ведут асоциальный образ жизни: пьянствуют, воруют, не работают, бродяжничают и т.п. Отношение родителей к детям в таких семьях зачастую потребительское - эксплуатируется детский труд, государственная забота о детях и т.п., либо безразличное - к содержанию, образованию и воспитанию детей.

Нередки случаи жестокого обращения взрослых с детьми, попрание их прав и законных интересов, унижения достоинства детей, физического и психического насилия над ними, что влечет за собой побеги из семей и детских учреждений, а порой и суициды. 2

Дети и подростки часто вовлекаются в криминогенную сферу и организованную преступность. Примерно третья часть виновных в кражах, грабежах, изнасилованиях и убийствах - подростки.

К числу промышляющих на городских улицах педагогически запущенных детей в последние годы присоединились подростки в возрасте 14-18 лет из-за ограничения приема в 9-11-е классы.3

В последнее время резко возросло число детей, входящих в группу социального риска (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети, пострадавшие от экологических и техногенных катастроф, от вооруженных конфликтов, насилия, безнадзорные дети, несовершеннолетние правонарушители и другие). Следствием этого становится усиление социальной дезадаптации детей, ухудшение их жизненных условий, увеличение масштабов социального сиротства, ранней алкоголизации, наркомании в детской среде, изменение жизненных ориентации и ценностей детей и молодежи.

В основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в нашей стране обозначена главная цель - обеспечение социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том числе социальной и психологической, и успешной интеграции в общество. Приоритетами в этой области являются защита прав и интересов детей, ослабление негативных последствий сиротства, создание новых учреждений, ориентированных на специфические проблемы детей с различными формами средовой дезадаптации.

 В международном сообществе вопрос об отдельном рассмотрении проблем социальной защиты детства возник сравнительно недавно - в результате массовых движений за демократические реформы XIX века. Под влиянием этих демократических движений ряд государств приняли на себя обязательства по социальной защите детей от рабства и торговли ими, от вовлечения в проституцию, от эксплуатации детей работодателями, от произвола родителей и от других невзгод.

В начале XX века предпринимались попытки координировать усилия отдельных государств в области защиты интересов детей в международном масштабе. Элементы социальной защиты детей содержатся в документах предвоенной Лиги Наций. Наиболее важным актом этой организации в области социальной зашиты детства явилась ее Женевская декларация прав ребенка, принятая в 1924 году. Но подготовка государств ко II Мировой войне, активное либо вынужденное участие многих государств в этой самой разрушительной войне в истории человечества отодвинули вопросы социальной защиты детства почти на четверть века.

Вновь значительно активизировалась деятельность мирового сообщества по социальной защите детства после окончания II Мировой войны, разгрома наиболее реакционных политических режимов и крушения колониальной системы, державшей в своих оковах три четверти человечества.

Ведущую роль в координации усилий мирового сообщества по социальной защите детства стала играть созданная в 1945 году Организация Объединенных Наций (ООН).

Одним из первых актов ООН в области социальной защиты детства стало образование Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), который стал главным механизмом международной помощи детям.

В 1948 году ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека, в которой отмечено, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи. Необходимость особой защиты прав ребенка подчеркивается и в других документах ООН: в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в уставах и иных документах международных организаций и специализированных учреждений ООН, занимающихся вопросами благополучия детей.

В 1959 году Организация Объединенных Наций приняла Декларацию прав ребенка. Главная идея декларации: человечество обязано давать ребенку лучшее из того, что оно имеет. В Декларации провозглашены десять принципов обеспечения социальной зашиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях.

Из документов, принятых в конце XX в., следует отметить Пекинские правила 1985 г. (минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних), также следует отметить Конвенцию ООН «О правах ребенка» (1989 г., с 1992 г. день принятия Конвенции — 20 ноября, отмечается как Всемирный день детей) и Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.). С образованием ЕС корпус международных документов пополнился Европейской конвенцией о защите прав детей (1996 г.). Эти документы сформулировали основные принципы и нормы политики государств в отношении детей, требования в защиту детства, очертили сферу ответственности государства и общества, выявили основные права детей, отвечающие современным социальным условиям.

Информация о работе Изучение аспектов социальной защиты детства в деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области