Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 09:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в научном анализе социальной защиты детства в Российской Федерации и на территории Иркутской области.
Эта проблема определяет круг основных задач работы:
Определить основные особенности социальной защиты детства как направления социологической работы;
Изучить нормативно-правовая базу по вопросу социальной защиты детства в Российской Федерации;
Рассмотреть опыт деятельности Уполномоченного по правам Ребенка в Иркутской области в сфере социальной защите детства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТ-СТВА………………………………………………………………………………...5
1.1. Социальная защита детства как проблема социальной работы……………...5
1.2 Дети как социально уязвимые группа населения………………………….…10
1.3 Нормативно-правовая база защиты детства в Российской Федерации и Иркутской области…………………………………………………………………….13
2. АНАЛИЗ РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА………………………………………………….………..20
2.1 Соблюдение прав детей в Иркутской области в отдельных сферах жизнедея-тельности……………………………………………………………………………20
2.2 Анализ обращений к Уполномоченному по правам ребенка в Иркутской области ...........................................................................................................................22
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ….29
3.1 Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области по совершенствованию законодательства……………………………………………29
3.2. Разработка проекта программы «Теория и практика деятельности уполномоченного по правам ребенка в образовательных организациях»……………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..……37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………….….39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..
- социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети–инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении);
- нарастание новых рисков, связанных с распространением информации,
представляющей опасность для детей;
- отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непо-средственно.
4. Создание и развитие
материальной базы для
а) финансовую базу;
б) многочисленные здания, сооружения;
в) систему государственных пособий на детей.
Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы.
Так, в настоящее время органами государственной власти Иркутской области проводится работа по исполнению Указов Президента Российской Федерации от мая 2012 года, в которых обозначены наиболее актуальные проблемы, касающиеся здоровья детского населения, вопросов демографии, снижения смертности и повышения рождаемости, сферы социального обслуживания семей и детей, нуждающихся в государственной поддержке, снижения дефицита мест в детских дошкольных учреждениях, повышения уровня жизни населения.
Органами исполнительной власти региона совместно с органами местного самоуправления, общественными организациями, правоохранительными органами реализован комплекс мероприятий на 2013 год в рамках региональной (муниципальных) Стратегий действий в интересах детей, продолжена работа по развитию условий для безопасного и защищенного детства в рамках утвержденных целевых государственных (муниципальных) программ.
Всего на территории области реализуется 18 государственных программ и 49 ведомственных целевых программ.
Правительством Иркутской области в 2013 году утвержден план мероприятий, направленный на улучшение качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг и совершенствование оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений, регламентирующий механизм проведения работы на областном и местном уровнях. Утверждены региональные «дорожные карты», предусматривающие значения целевых показателей развития отраслей бюджетной сферы, в том числе и уровня заработной платы определенных категорий работников бюджетной сферы.
Муниципальными образованиями Иркутской области по согласованию с отраслевыми министерствами Иркутской области также утверждены планы мероприятий («дорожные карты»), направленные на повышение эффективности сферы культуры и образования в муниципалитетах.
В рамках реализации государственных задач, одними из приоритетных направлений в 2013 году в Иркутской области были обозначены вопросы поддержки семей, имеющих детей, в том числе приемных, развития системы образования, модернизации здравоохранения, спортивной и досуговой инфраструктуры для детей, повышения экономического благосостояния территорий.
Таким образом, в современной России существуют различные формы социальной защиты детства, которые используются как на федеральном, так и на региональном уровнях. В арсенале государства, общественных организаций и других субъектов социальной защиты детства имеется целый набор методов, применение которых позволяет добиться нужного результата в социальной защите детей. В числе этих методов:
– убеждение действующих и потенциальных субъектов социальной защиты детства (руководителей, должностных лиц и др.) в необходимости активного участия в социальной защите детства;
– использование авторитета известных и популярных государственных, общественных, религиозных деятелей, ветеранов войн и труда при проведении мероприятий по охране детей;
– стимулирование и поощрение мероприятий по социальной защите детства;
– анализ и прогноз развития системы социальной защиты детства.
Метод принуждения также не чужд социальной защите детства, а иногда и просто необходим (например, при взыскании алиментов в пользу детей).
В целях обеспечения наиболее эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2009 г. учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Создание специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка, явилось одной из задач концепции демографической политики РФ на период до 2025 года.
Реализация новой конституционной стратегии в сфере прав ребенка, основана на том, что, во-первых, ребенок, его права и свободы являются высшей ценностью, во-вторых, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и, в-третьих, обеспечиваются правосудием. Такая конституционная постановка вопроса ориентирует на поиск адекватных институциональных форм, которые помогли бы сделать механизм защиты прав ребенка в России более эффективным на федеральном и региональном уровнях.
Во второй главе будет рассмотрен наиболее подробный механизм работы Уполномоченного по правам ребенка на региональном уровне на примере Иркутской области.
2. АНАЛИЗ РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
2.1 Деятельность Уполномоченного по правам ребенка по соблюдению прав и законных интересов детей на территории Иркутской области в 2013 году
Анализ деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации свидетельствует, что этот институт стал важным звеном в государственной системе обеспечения прав и законных интересов детей.8
Заняв свою нишу в сложившейся системе государственных органов, содействующих соблюдению и защите прав детей, он не подменяет деятельность других субъектов, а действует в тесном контакте с ними.
По поручению Президента Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка в 2010 году активно способствовал созданию института Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, призванного выполнять важнейшую социальную функцию системообразующего органа, направляющего и координирующего деятельность всех иных субъектов системы защиты детства. Этот институт создан и успешно развивается в субъектах Российской Федерации, заслужил высокое доверие и положительную оценку со стороны населения, особенно родителей и детей.
Так, 12 июля 2010 года Законодательным собранием Иркутской области был утвержден Закон Иркутской области №71-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области». В соответствии сданным законом Уполномоченный по правам ребенка замещает государственную должность, назначается на должность осуществляется по согласованию с Законодательным собранием Иркутской области. На период своих полномочий, Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области не подотчетен органам законодательной, исполнительной и судебной власти. Уполномоченным по правам ребенка может быть назначен гражданин Российской Федерации, имеющий высшее педагогическое или юридическое образование и опыт работы с детьми либо опыт правозащитной деятельности. В настоящее время Уполномоченным по правам ребенка в Иркутской области является Светлана Николаевна Семенова.
Цель деятельности Уполномоченного по правам ребенка: обеспечение государственной защиты прав ребенка, их соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Уполномоченный по правам ребенка:
- участвует в рассмотрении
- при проведении проверок по
вопросам нарушения прав и
законных интересов детей
- вносит в Законодательное
- участвует в разработке
- выступает в суде в защиту прав и законных интересов детей;
- обращается к субъектам права законодательной инициативы с предложениями о рассмотрении проектов нормативных правовых актов области либо о внесении изменений в действующие акты, затрагивающие права детей;
- ежегодно представляет в
- ведет мониторинг соблюдения прав детей и семьи на территории области, а также печатной, аудио- и видеопродукции с целью установления обстоятельств, пагубно влияющих на нравственное и духовное здоровье детей.
В существующей системе защиты прав детей, Уполномоченный по правам ребенка дополняет формы защиты прав и законных интересов детей, не подменяя при этом государственные структуры. Тесно взаимодействует с органами законодательной, исполнительной власти, с правоохранительными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, решая совместно с ними возникающие проблемы.
2.2 Анализ обращений к Уполномоченному по правам ребенка в
Иркутской области
Ежегодно Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области подготавливает Доклад с целью представления органам государственной власти и органами местного самоуправления, организациям и населению Иркутской области информации о результатах деятельности Уполномоченного, по правам ребенка в Иркутской области (далее – Уполномоченного) его оценки ситуации с соблюдением прав и законных интересов детей на территории региона, а также направления рекомендаций по развитию региональной системы защиты прав ребенка в Иркутской области.
В основу доклада положен анализ и обобщение письменных и устных обращений граждан, результатов посещений различных детских учреждений, официальных статистических данных, информации органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, сведений, получаемых Уполномоченным в ходе участия в совещаниях, встречах, конференциях, круглых столах, на которых обсуждаются вопросы защиты прав и законных интересов детей.
Основная масса дел, связанных с восстановлением нарушенных прав ребенка, рассматривается на основе поступающих по почте письменных заявлений обращений и жалоб граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.
Всего в 2013 году к Уполномоченному поступило 2410 обращений и сообщений. Это индивидуальные и коллективные жалобы на нарушения прав и свобод детей, информационные сообщения и обращения по правозащитной тематике, предложения и инициативы граждан, организаций, учреждений, запросы СМИ, оперативные сообщения правоохранительных органов.
Из общего числа – 1037 обращений граждан, касаются вопросов защиты прав и законных интересов ребенка, из них:
- 688 письменных обращений;
- 273 устных обращений, из них 123 телефонных;
- 76 обращений рассмотрено Уполномоченным на личном приеме.
В поступивших обращениях содержатся более 2000 вопросов на различные темы в сфере защиты несовершеннолетних и их родителей.
География поступивших обращений сохраняет тенденцию 2012 года, чуть менее половины всех обращений поступило из г. Иркутска – 448 обращений. Обращения поступили практически из всех муниципальных образований области, из г. Братска – 39; г. Ангарска – 45; г. Усолье – Сибирское – 34; г. Тулун – 15; из Ангарского района – 23, Иркутского района – 57; Братский район – 31; Усольский район – 32; Тулунский район – 12; Зиминский и Нижнеудинский районы по 14; Шелеховский район – 43; Усть–Илимский район – 21; Черемховский район – 23; Эхирит–Булагатский район – 31; Слюдянский район– 17; Черемховский и Усть–Кутские районы по 16 обращений.