Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 09:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в научном анализе социальной защиты детства в Российской Федерации и на территории Иркутской области.
Эта проблема определяет круг основных задач работы:
Определить основные особенности социальной защиты детства как направления социологической работы;
Изучить нормативно-правовая базу по вопросу социальной защиты детства в Российской Федерации;
Рассмотреть опыт деятельности Уполномоченного по правам Ребенка в Иркутской области в сфере социальной защите детства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТ-СТВА………………………………………………………………………………...5
1.1. Социальная защита детства как проблема социальной работы……………...5
1.2 Дети как социально уязвимые группа населения………………………….…10
1.3 Нормативно-правовая база защиты детства в Российской Федерации и Иркутской области…………………………………………………………………….13
2. АНАЛИЗ РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА………………………………………………….………..20
2.1 Соблюдение прав детей в Иркутской области в отдельных сферах жизнедея-тельности……………………………………………………………………………20
2.2 Анализ обращений к Уполномоченному по правам ребенка в Иркутской области ...........................................................................................................................22
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ….29
3.1 Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области по совершенствованию законодательства……………………………………………29
3.2. Разработка проекта программы «Теория и практика деятельности уполномоченного по правам ребенка в образовательных организациях»……………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..……37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………….….39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..
- «Дети и жилье». Этот номер был полностью посвящен жилищным вопросам несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
Подробно и в доступной форме рассказано о жилищных правах детей в Российской Федерации, приведены примеры из судебной практики, даны четкие разъяснения лицам из числа детей–сирот о получении жилья в рамках нового законодательства. Кроме этого, для специалистов органов опеки и попечительства, органов местного самоуправления, занимающихся жилищными вопросами, даны разъяснения по вопросам обеспечения сохранности жилых помещений, в которых дети-сироты имеют право собственности либо право пользования.
В ежедневном режиме на сайте Уполномоченного: http://www.irdeti.ru обновляется информация, проводятся социологические опросы среди населения. Пользуется большим интересом рубрика, посвященная правовому просвещению несовершеннолетних, включающая в себя информацию о законодательстве, затрагивающем различные сферы гражданских правоотношений (жилищное право, меры социальной поддержки, материнский капитал, опека и попечительство и другое), методические материалы и презентации, практика защиты прав детей, образцы документов, необходимых для защиты нарушенных прав в суде. За 2014 год среднее количество посещений сайта в день составляет более 300 человек. По сравнению с прошлым годом, данный показатель вырос вдвое, что говорит о популярности данного ресурса среди пользователей Интернета.
Кроме того, в рамках работы официального сайта Уполномоченного создана онлайн-приемная, где размещаются ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.
На популярном портале YouTube
на видеоканале Уполномоченного: http://www.youtube.com/user/
В течение всего года в аппарате Уполномоченного работал телефон доверия, на который поступило 123 обращения (Приложение 2).
Основное количество обращений на телефон доверия связано с семейными спорами и конфликтами между родителями. Каждое пятое обращение на телефон доверия содержало информацию о нарушении прав детей в образовательных учреждениях. Были звонки, содержащие информацию о незаконных действиях руководителей учебных заведений.
Особое внимание уделяется обращениям, поступившим на телефон доверия в случаях необходимости оказания экстренной медицинской помощи детям.
К сожалению, не уменьшаются обращения к Уполномоченному по фактам ненадлежащего выполнения родителями своих обязанностей. Вся информация по фактам жестокого обращения с детьми, либо оставления их в обстановке, угрожающей жизни и здоровью, оперативно передавались в правоохранительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в органы опеки и попечительства для принятия экстренных мер реагирования.
Всего, в рамках обращения на телефон доверия, по результатам проверки, 7 детей помещены в связи с угрозой жизни в государственные учреждения, 14 семей поставлены на профилактический учет, более 20 семьям после обращения Уполномоченного оказаны различные виды помощи.
3.2. Разработка
проекта программы «Теория и
практика деятельности
1 апреля в Иркутске
в рамках X Областного форума «
К сожалению, до сих пор роль и деятельность уполномоченного остается для большинства педагогов и руководителей образовательных организаций так и не раскрытой, не понятной. Зачем? Кто будет выполнять эту роль?
Именно эту задачу о роли уполномоченного по правам ребенка и попытался в своем мастер-классе раскрыть и показать коллектив кафедры управления инновационными процессами и педагогических технологий Института повышения квалификации работников образования Иркутской области
Поводом для проведения данного события послужил восьмилетний опыт теоретических и практико-ориентированных исследований проблемы «детского» права.
За тот короткий промежуток времени слушатели успели познакомиться с теми проблемными сферами жизни, где чаще всего нарушаются права ребенка, понять приоритетные направления и основные функции уполномоченного, разобрать его отличительные особенности от деятельности социального педагога, учесть тот факт, что именно командная работа всех участников образовательного процесса совместно со службой уполномоченного может принести действительные, реальные плоды правовой защиты ребенка.
Отличительная особенность данного мастер-класса состояла в том, что на нем был представлен инновационный опыт школы МБОУ СОШ №30 г. Иркутска (директор Ольга Александровна Киселева), а именно, создание службы уполномоченного по правам ребенка в школе, которая, на сегодняшний день, успешно, а главное эффективно работает. Научным руководителем этой школы является Татьяна Александровна Малых, к.п.н., доцент кафедры управления инновационными процессами и педагогических технологий.
Хочется отметить, что разработка программы «Теория и практика деятельности уполномоченного по правам ребенка в образовательных организациях» является не просто актуальной, а социально необходимой и остро востребованной для всего общества, включая родителей, педагогов и, прежде всего, самих детей.
Ведь защита ребенка – это не просто слова, запакованные в должность уполномоченного по правам детей, это долг каждого из людей. Защита детства должна стать ценностью каждого из нас!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Иркутской области принимаются меры по соблюдению конституционных прав и гарантий в отношении детей и подростков. Принят ряд законодательных актов, создана сеть учреждений по адресной поддержке и обслуживанию семей и детей, по профилактике детской безнадзорности, социального сиротства, развитию семейных форм устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Уполномоченным по правам ребенка совместно с Правительством Иркутской области проведена серьезная работа по развитию и становлению на территории области института представителей Уполномоченного по правам ребенка. В Иркутске успешно функционирует общественная приемная, открыт многоканальный телефон доверия. Все это создает условия большей доступности для обращений граждан и несовершеннолетних на местах, а также способствует сокращению конфликтных ситуаций в учебных заведениях края.
В 2013 году на рассмотрение Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области поступило 2410 обращений граждан. Исходя из обращений граждан и несовершеннолетних, проверок, проводимых Уполномоченным, следует отметить многочисленные факты нарушения прав детей в родных и замещающих семьях, в образовательных учреждениях и учреждениях внесемейного воспитания. Имеют место нарушения прав детей отдельными специалистами, работающими с детьми.
Неудовлетворительное положение многих детей, проживающих на территории области, усугубляется кризисной ситуацией во многих семьях: бедностью, пьянством и асоциальным поведением родителей, жестокостью и насилием по отношению к несовершеннолетним. Не уменьшается количество преступлений, совершенных против детей, против половой неприкосновенности несовершеннолетних. По-прежнему остается актуальной проблема социального сиротства, детской безнадзорности.
Таким образом, институт Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области эффективно осуществляет контроль за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, что является реализацией конституционной гарантии, по обеспечению прав и свобод человека и гражданина на территории РФ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Л. С., Меновщиков В. Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания. - М.: ГНИИ семьи и воспитания, 2008. - 254 с.
2. Брутман В. И., Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. М.2004. - 164 с.
3.Варывдин В.А. Управление
системой социальной защиты
4. Дипломированный социальный педагог: Специфика профессиональной деятельности в системе профессиональной подготовки / Под ред. М. А. Галагузовой, М. Н. Костиковой. - Екатеринбург, 2006. - 322 с.
5. Доклад о деятельности
Уполномоченного по правам
6. Котляр И .И. Права человека и права социальных общностей // Котляр И. И. Права человека / И. И. Котляр - Минск, 2005. С. 158-175.
7. Куровская, С. Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних / С. Куровская // Планета - семья. - 2007. - № 3. - С. 8-15.
8. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник / А.В. Мудрик [и др.]. – М.: Академия, 2000. - 200 с.
9. Н.И.Ловцова. "Здоровая, благополучная семья - опора государства?" Гендерный анализ семейной социальной политики // Журнал исследований социальной политики. - 2003. - Т. 1. № 3/4. - С. 323-341.
10. Об Уполномоченном при
Президенте Российской
11. Об Уполномоченном при
Президенте Российской
12. Официальный сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rfdeti.ru/
13. Официальный сайт уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.irkutsk.rfdeti.ru/
14. Положение детей в Российской федерации // Вестник детского движения. - 2004. - № 3. - С. 30-34
15. Развитие института уполномоченного
по правам ребенка в субъектах российской
федерации и его роль в системе институтов
поддержки и защиты прав семьи и детей
// Заседание президиума Совета Федерации
на тему «О законодательном обеспечении
деятельности уполномоченных по правам
ребенка в субъектах Российской Федерации».
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.council.gov.ru/inf_
16. Роль уполномоченного
по правам ребенка в образовательных учреждениях.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http//www.irkpro-38.ru/
17. Рошаль Л.М. Оказание социальной помощи детям //Дети в чрезвычайных ситуациях. М., 2003. - 315 с.
18. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2000. - 416 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Количество обращений граждан, поступивших на рассмотрение Уполномоченному по правам ребенка в Иркутской области в 2013 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1 М.А. Галагузова, М.Н. Костикова Дипломированный социальный педагог: Специфика профессиональной деятельности в системе профессиональной подготовки. Екатеринбург, 2006, С 42.
2 Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания. М., 2008, 133 с.
3 Куровская, С. Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних // Планета - семья.2007. № 3. С. 11
4 Рошаль Л.М. Оказание социальной помощи детям //Дети в чрезвычайных ситуациях. М., 2003, С. 86.
5 Положение детей в Российской федерации // Вестник детского движения. 2004. № 3. С. 31
6 Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства. М.,2004. С.48
7 Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства. С.50
8 Башимов М.С. Становление и перспективы института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации // Журнал российского права. 2009. №7. С. 26