Изучение аспектов социальной защиты детства в деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в научном анализе социальной защиты детства в Российской Федерации и на территории Иркутской области.
Эта проблема определяет круг основных задач работы:
 Определить основные особенности социальной защиты детства как направления социологической работы;
 Изучить нормативно-правовая базу по вопросу социальной защиты детства в Российской Федерации;
 Рассмотреть опыт деятельности Уполномоченного по правам Ребенка в Иркутской области в сфере социальной защите детства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТ-СТВА………………………………………………………………………………...5
1.1. Социальная защита детства как проблема социальной работы……………...5
1.2 Дети как социально уязвимые группа населения………………………….…10
1.3 Нормативно-правовая база защиты детства в Российской Федерации и Иркутской области…………………………………………………………………….13
2. АНАЛИЗ РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА………………………………………………….………..20
2.1 Соблюдение прав детей в Иркутской области в отдельных сферах жизнедея-тельности……………………………………………………………………………20
2.2 Анализ обращений к Уполномоченному по правам ребенка в Иркутской области ...........................................................................................................................22
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ….29
3.1 Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области по совершенствованию законодательства……………………………………………29
3.2. Разработка проекта программы «Теория и практика деятельности уполномоченного по правам ребенка в образовательных организациях»……………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..……37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………….….39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая%20с[1].docx

— 309.05 Кб (Скачать файл)

Более половины обратившихся к Уполномоченному (56%) – законные представители детей (родители, опекуны (попечители), усыновители) (Приложение 1).

Анализируя итоги деятельности по обращению граждан в 2013 году, следует отметить, что обращения в адрес Уполномоченного можно условно разделить на несколько видов:

1. Просьбы о предоставлении правовой консультации, помощи или даже совета по тем или иным вопросам, связанным с проблемами их семьи и детей (615 обращений). Зачастую обращения содержат жалобы в рамках частноправовых споров заявителей и не могут быть приняты к рассмотрению Уполномоченным. Сторонами в таких ситуациях выступают чаще всего соседи или бывшие супруги, и Уполномоченному приходится выступать посредником (медиатором) в урегулировании конфликтной ситуации, так как всегда «заложником» сторон является ребенок.

2. Жалобы на конкретные нарушения прав и законных интересов детей. В рамках работы более чем в 120 случаях право ребенка было восстановлено, в 18 случаях восстановлено частично, в 60 случаях была оказана помощь законному представителю в восстановлении нарушенных прав и интересов ребенка, 32 обратившимся было предложено иное решение по существу поставленной проблемы, 17 обращений направлено в правоохранительные органы, для принятия мер в рамках компетенции, в 7 случаях в иные органы власти, в 96 случаях нарушения прав ребенка не подтвердились. При рассмотрении обращений было проведено 15 внеплановых проверок учреждений, различной ведомственной подчиненности, по результатам которых в адрес руководителей направлены заключения о нарушении прав несовершеннолетних с рекомендациями о принятии необходимых мер по восстановлению нарушенных прав ребенка и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем.

3. Инициативные письма (40 обращений) о проблемах в сфере реализации федерального, регионального законодательства, актов органов местного самоуправления, о недостатках и нарушениях в работе различных органов власти, о предложениях по различным вопросам в сфере защиты детства.

Так, в ходе диалога и работы совместно с общественными организациями родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями, Уполномоченным инициирован и положительно решен министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области вопрос об открытии дневного отделения для детей–инвалидов в г. Иркутске.

По результатам работы с поступившей информацией (в том числе выявленной в ходе проведения проверочных мероприятий), направлено:

- в органы исполнительной власти – 986 обращений, что втрое больше по сравнению с показателями 2012 года;

- в органы местного самоуправления – 211 обращений (2012 год – 87);

- в правоохранительные органы 189 обращений (2012 год – 172), в том

числе 11 обращений в ГУФСИН по Иркутской области;

- в территориальные подразделения федеральных органов государственной власти 72 обращения (2012 год – 82), в том числе в органы прокуратуры 42 обращения, в Следственное управление Следственного комитета по Иркутской области 30 обращений;

- в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (областную и муниципальные) – 54 обращения (2012 год – 69);

 - в службу судебных приставов–исполнителей – 54 обращения (2012 – 57).

Практически каждое пятое обращение содержит просьбу о защите жилищных прав несовершеннолетних (или 19,5 %).

На нарушения прав детей в образовательной среде пожаловалось 13% заявителей. В качестве основных проблем в указанной сфере были обозначены:

- нарушение прав детей при предоставлении дошкольного образования;

- нарушение прав при предоставлении образовательных услуг: выбор образовательного учреждения, программы, формы обучения, исключения из образовательного учреждения;

- нарушение прав детей–инвалидов и детей, с ограниченными возможностями здоровья на обучение;

- конфликтные ситуации в образовательном учреждении.

В 6% обращений граждан в 2013 году обозначены просьбы о содействии в восстановлении имущественных прав детей, в том числе при уклонении родителей от выплаты алиментов, разделе жилья, в вопросах наследования; 3% обращений содержат информацию о нарушении прав детей – инвалидов.

Среди таких обращений наибольшее количество жалоб, связаны с установлением или снятием инвалидности, и с отказами в предоставлении необходимых технических средств реабилитации; 3,5 % обращений относятся к сфере деятельности в области охраны здоровья детей. Наибольшее количество писем граждан поступило с жалобами на отказ в предоставлении лечения или медицинского обслуживания, в оказании экстренной медицинской помощи, об обеспечении лекарственными препаратами. В 2013 году было 6 обращений к Уполномоченному по факту причинения смерти либо причинения вреда здоровью ребенку по вине работников медицинских учреждений.

Остальные поступившие обращения в 2013 году распределились по тематике следующим образом:

-10 % обращений относятся  к нарушению прав детей на  общение с родителями, отдельно проживающего родителя, другими родственниками, споры об определении места жительства ребенка, лишение, ограничение восстановление родительских прав, что на 26 % больше чем в 2012 году;

-5 % относятся к нарушению  прав детей, в сфере опеки и  попечительства;

-5% нарушений прав несовершеннолетних в сфере социального обеспечения, при выплате ежемесячных пособий, пенсий, компенсаций, а также задержки выплаты пособия по уходу за ребенком;

 -6 % жалоб относятся к нарушению прав детей, в связи с социальным неблагополучием в семье, жестоким обращением, нарушением прав на половую неприкосновенность ребенка. К сожалению, в 2013 году этот показатель по сравнению с 2012 годом увеличился более чем в два раза.

Выросло число заявлений по вопросам миграционных прав.

Многие обращения свидетельствуют о недоступности юридической помощи для большого числа семей, особенно относящихся к социально незащищенным группам населения.

В рамках работы в 2013 году поступило 12 коллективных обращений по различным вопросам, касающихся защиты прав детей.

В 2013 году имели место жалобы заявителей на несоблюдение их правв судопроизводстве, увеличилось число жалоб на действия (бездействия) сотрудников органов власти, учреждений, организаций. В 2013 году в аппарат Уполномоченного поступило 152 жалобы (15 %) на ненадлежащую работу органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов (2012 год – 142).

В целях защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов детей специалисты аппарата Уполномоченного оказывали юридическую помощь в составлении процессуальных документов: исковых заявлений в районные суды Иркутской области, кассационных и надзорных жалоб в Иркутский областной суд, Верховный Суд Российской Федерации.

Всего в прошедшем году составлено более 40 процессуальных документов для заявителей. В процессе данной работы осуществлялось и постоянное правовое сопровождение граждан (консультирование, подготовка ходатайств, заключений). В большинстве случаях при оказании данного содействия судебные решения вынесены в пользу заявителей, обратившихся за помощью к Уполномоченному.

В адрес руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления направлено более 15 заключений, содержащих рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав ребенка и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем.

Все выше обозначенные проблемы требуют слаженной работы различных структур, а также вложения административных и профилактических ресурсов министерств здравоохранения, социальной политики, образования и науки, культуры, силовых структур и общественных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1 Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области по совершенствованию законодательства

В соответствии с задачами, возложенными на Уполномоченного в рамках Закона Иркутской области от 12.07.2010 № 71–ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области», основная деятельность Уполномоченного будет направлена:

- на восстановление нарушенных прав ребенка;

- обеспечение защиты прав и законных интересов детей;

- выявление причин и условий, способствующих нарушению прав ребенка, внесение предложений об их устранении;

- внесение предложений о совершенствовании законов Иркутской области и иных нормативных правовых актов Иркутской области по вопросам защиты прав ребенка;

- правовое просвещение по вопросам прав ребенка, форм и методов их

защиты;

- содействие развитию межрегионального сотрудничества по вопросам

защиты прав ребенка.

Приоритетным направлением в деятельности Уполномоченного являлется защита прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.

В целях выполнения своих задач Уполномоченный осуществляет прием граждан, рассматривает обращения, касающиеся прав, свобод и законных интересов ребенка, в том числе жалобы на действия или бездействие органов власти, их должностных лиц, организаций, их нарушающих. Он проверяет сообщения, информирует и консультирует детей и их законных представителей о способах реализации и защиты прав, свобод и законных интересов. Оказывает детям, их родителям бесплатную юридическую помощь, исследует вопросы по совершенствованию региональной нормативно-правовой базы по вопросам защиты детей, проводит общественно-значимые мероприятия.

За истекший период институт Уполномоченного по правам ребенка стал важным звеном в государственной системе обеспечения прав и законных интересов детей, заняв в данной системе свою нишу, не подменяя деятельность других субъектов, но действуя в тесном контакте с ними.

Главное отличие института Уполномоченного от иных субъектов, призванных защищать интересы детей, является то, что защищая права детей, Уполномоченный не связан узко юридическими и ведомственными соображениями, он призван выявлять не только несоответствие действий (бездействия) органов власти и организаций закону, но и устанавливать факты несправедливости и формальности решений, принимаемых данными органами и предлагать способы исправления сложившейся ситуации.

В рамках работы в 2014 году Уполномоченным проверено более 40 учреждений для детей различной ведомственной подчиненности, проведены выездные приемы с населением и органами власти в 7 муниципальных образованиях области. Также Уполномоченным будет продолжена работа по заключению соглашений о взаимодействии с федеральными и областными органами власти, в том числе:

 - ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;

- Восточно-Сибирским линейным управлением МВД Российской Федерации на транспорте;

- Адвокатской палатой Иркутской области;

- Главным управлением Федеральной службы исполнения наказания по Иркутской области;

- ФГБОУ ВПО Иркутским государственным техническим университетом.

В 2014 году продолжил работу Экспертный Совет при Уполномоченном (далее - Экспертный совет).

В течение года проведено 7 заседаний, рассмотрено более 15 вопросов. В большинстве случаев тематика вопросов вытекала из обращений граждан. С участием членов Экспертного совета прорабатывалась правовая позиция Уполномоченного по обсуждению проекта постановления Правительства Иркутской области по контролю за сохранностью жилых помещений, нанимателями, либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Члены Экспертного совета принимают участие не только в аналитических, законодательных исследованиях поставленных вопросов, но, совместно с Уполномоченным принимают участие в практических мероприятиях: по визитированию учреждений, проверке соблюдения прав несовершеннолетних в спец. учреждениях, проводили лекций по правовому просвещению в коллективах несовершенн-летних и их педагогов, среди специалистов, работающих с детьми, участвовали в организации и проведении научно-практических семинаров, конференций, рабочих совещаний.

В течение года выпущены три номера журнала «Вестник Экспертного Совета при Уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области»:

- «Ребенок и детсад». В номере были отражены проблемы воспитания детей дошкольного возраста, заключение членов Экспертного совета по вопросу реализации преимущественного права при устройстве детей в дошкольные учреждения; даны разъяснения по актуальным вопросам в свете нового Закона «Об Образовании»;

- «Информационная безопасность». В номере были подняты проблемы информационной безопасности подростков, практика применения законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию, приведены виды онлайн – угроз, представляющих опасность для жизни, здоровья, психического и нравственного здоровья ребенка;

Информация о работе Изучение аспектов социальной защиты детства в деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области