Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 09:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в научном анализе социальной защиты детства в Российской Федерации и на территории Иркутской области.
Эта проблема определяет круг основных задач работы:
Определить основные особенности социальной защиты детства как направления социологической работы;
Изучить нормативно-правовая базу по вопросу социальной защиты детства в Российской Федерации;
Рассмотреть опыт деятельности Уполномоченного по правам Ребенка в Иркутской области в сфере социальной защите детства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТ-СТВА………………………………………………………………………………...5
1.1. Социальная защита детства как проблема социальной работы……………...5
1.2 Дети как социально уязвимые группа населения………………………….…10
1.3 Нормативно-правовая база защиты детства в Российской Федерации и Иркутской области…………………………………………………………………….13
2. АНАЛИЗ РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА………………………………………………….………..20
2.1 Соблюдение прав детей в Иркутской области в отдельных сферах жизнедея-тельности……………………………………………………………………………20
2.2 Анализ обращений к Уполномоченному по правам ребенка в Иркутской области ...........................................................................................................................22
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ….29
3.1 Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области по совершенствованию законодательства……………………………………………29
3.2. Разработка проекта программы «Теория и практика деятельности уполномоченного по правам ребенка в образовательных организациях»……………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..……37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………….….39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..
Действие этих документов связано с добровольным принятием (подписанием) той или иной страной конкретного договора. Для наблюдения за исполнением условий договоров был создан Комитет ООН.
Верховный Совет СССР 13 июля 1990 г. ратифицировал Конвенцию ООН «О правах ребенка». РФ присоединилась к Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и к Плану ее реализации (26 декабря 2002 г.). Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка.
На сегодняшний день в области социальной защиты детства правительству в сотрудничестве с местными и неправительственными организациями следует осуществлять или укреплять программы в следующих областях:
1) укрепление служб по
оказанию основной медико-
2) проведение широких
мероприятий в области
3) содействие мерам по
разработке, изменению и обеспечению
осуществления правовой основы
защиты детей от эксплуатации
в сексуальных целях и
4) защита детей от воздействия
токсичных соединений, содержащихся
в окружающей и
Под механизмом правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина понимают систему правовых средств и способов, направленную на реализацию, охрану и защиту субъективных прав и свобод.
Несмотря на кажущееся сходство используемых в данных определениях терминов "охрана", "защита" и "обеспечение", их необходимо различать.4
Охрана - это установление общего правового режима, т.е. законодательное закрепление прав и деятельность специальных органов по защите прав в случае их нарушения. Защита - это те меры, которые предпринимаются в случаях, когда права нарушены или оспорены. Охрана - создание условий для реализации прав. Защита - противодействие незаконным нарушением и ограничениям прав, предупреждение этих нарушений и ограничений, а также возмещение причиненного вреда. Охрана реализуется с помощью регулятивных и охранительных правовых норм. Защита же с помощью охранительных юридических норм.
Социальная защита - это система гарантированных государством экономических, организационных, правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Понятие "социальная защита" значительно шире понятия "правовая защита", т.к. последнее входит в категорию первого, поскольку юридические средства являются частью социальной системы регулирования и воздействия на общественные отношения, в том числе в вопросах охраны и защиты личности.
Из вышесказанного следует, что под механизмом защиты прав ребенка следует понимать систему социальных и правовых средств, применяемых для
обеспечения реализации его прав. Иначе говоря, речь идет о системе средств социальной и правовой защиты прав ребенка.
1.2 Дети как социально уязвимые группа населения
В широком смысле слова социально уязвимыми считаются люди, обладающие доходом ниже прожиточного минимума. Строго говоря, при отнесении тех или иных групп людей к категории социально уязвимых следовало бы учитывать не только их текущие денежные доходы, но и денежные сбережения накопленное богатство, так называемый имущественный ценз. Однако, поскольку получить достоверные сведения об имущественном положении людей трудно, приходится использовать в качестве критерия, характеризующего материальное положение человека, его официальные денежные доходы.
В сложившейся практике социально уязвимыми считаются семьи с низким денежным доходом на члена семьи (чаще всего это многодетные семьи), семьи, потерявшие кормильца, матери, воспитывающие детей в одиночку, инвалиды, престарелые, пенсионеры получающие недостаточное пособие, студенты живущие на стипендию, безработные, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконного преследования. В ряде случаев к социально уязвимым слоям относят детей. Все эти люди нуждаются в социальной поддержке со стороны общества, властей правительства.
Среди всех социально уязвимых групп населения наиболее представленной является группа «дети и подростки», ей адресована деятельность пятой части и около четверти международных организаций изученного массива. Эта группа также является наиболее дифференцируемой общественными объединениями. Т.е. в зависимости от наличия ресурсов общественные объединения могут осуществлять социальную защиту некоторой части этой группы, выделив ее с помощью дополнительных критериев.5
Выделяют 4 подгруппы, которые входят в состав данной группы населения:
· дети, пострадавшие от стихийных бедствий, аварий, катастроф и т.п.;
· больные дети, в том числе: дети-инвалиды;
· дети-сироты, в том числе: новорожденные дети-сироты;
· дети в неблагоприятных социальных условиях, в том числе: талантливые дети в кризисной ситуации, дети из многодетных и неполных семей.
Приблизительно одну треть всего населения мира составляют дети в возрасте до 15 лет. По меньшей мере, 15 миллионов этих детей ежегодно умирают от факторов, которые можно было бы предупредить, например родовая травма, родовая асфиксия, острые респираторные заболевания, недоедание, инфекционные заболевания и диарея. Дети в большей степени подвержены воздействию недоедания и негативных экологических факторов, чем другие группы населения; кроме того, многие дети подвергаются угрозе их использования в качестве дешевой рабочей силы или в целях проституции.
Особняком в группе детей, находятся дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию и также являющиеся социально уязвимой группой населения.
Особенности специфики трудной жизненной ситуации в детском возрасте наиболее полно раскрыты в исследованиях социально-психологического и социально-педагогического планов. Главным фактором, нарушающим условия нормальной жизнедеятельности ребенка, является отсутствие заботы о нем со стороны взрослого человека. Дефицит заботы ведет к формированию особых форм жизнедеятельности ребенка, проявляющихся в дезадаптивном и деструктивном поведении. Изучая эмоциональные переживания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, ученые установили, что все они переживают состояния стресса, фрустрации, конфликта и кризиса, которые оставляют значимый след в психике. Исследуя возрастные особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отечественные психологи выявили личностные характеристики, которые не позволяют ребенку стать субъектом жизнедеятельности. Это проявляется в нарушении коммуникативных способностей, задержке эмоционального развития, в искажении социальных потребностей, в проявлении предрасположенности к невротическим срывам, в повышенном уровне агрессивности, в формировании базового недоверия к миру, утрате чувства ответственности за свое будущее, веры в себя и социальное окружение, в закреплении чувства страха, одиночества.
Проблема наличия в обществе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, актуализировала задачу осмысления социально-правовой защиты, обеспечивающей возможность оказания помощи таким детям.
Дети - особая социально-демографическая группа населения, по своей природе наиболее беззащитная и слабо защищенная. Одновременно это социальный барометр, чутко реагирующий на экономические, политические, социальные, изменения в обществе. Однако степень зависимости от общества у различных категорий детей неодинакова. Для того чтобы определить различия в степени зависимости и, следовательно, в подходах и необходимом уровне социальной поддержки со стороны государства детей, выделим наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкиваются дети в современных условиях и, исходя из них, соответствующие категории детей. Кроме того, рассмотрим, какие типологии предлагают современные исследователи.
1.3 Нормативно-правовая база защиты детства в Российской Федерации и Иркутской области
Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Российской Федерации является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений.
Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье, Закон РФ «Об образовании» (1996), о социальной защите населения России в целом. Специальное законодательство о защите детей складываюсь в 1992-2005 гг. на основе федеральных программ и указов Президента РФ.
В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа «Дети России», разделившаяся впоследствии на шесть целевых программ («Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи»). В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации. В 1997 г. эти программы были расширены за счет подпрограмм «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство». Все они объединены в единую целевую программу «Дети России», рассчитанную на 2003-2006 гг.
В интересах развития системы социальной защиты детства Правительством РФ разработаны и продолжают разрабатываться специальные целевые программы и подпрограммы. Эти программы и подпрограммы готовятся, рассматриваются, реализуются усилиями нескольких министерств и ведомств (образования, труда и социального развития, здравоохранения, внутренних дел РФ и экономического блока). Однако, все эти программы не в полной мере охватывают детей, а лишь направлены на определенную их категорию.
Наиболее характерной тенденцией развития российской системы социальной защиты детства является переход от советской системы социального обеспечения всех детей, т.е. их максимального охвата социальными благами преимущественно за счет государства, к адресной системе социальной защиты конкретных детей, находящихся в наиболее неблагоприятной ситуации.
Содержательная сторона современной социальной защиты детства характеризуется также определенными принципами, соблюдение которых обязательно для субъектов социальной защиты:
– всеобщность и доступность основных форм социальной защиты детства. Право детей на социальную защиту является всеобщим, оно распространяется на всех нуждающихся в защите детей;
– многообразие форм и видов социальной защиты детства. Социальная защита детства осуществляется в денежной, натуральной и юридической формах, в виде пенсий, пособий, льгот и услуг;
– единство и дифференциация социальной защиты детства. Все дети имеют право на социальную защиту, но нуждаются в ней в разной степени, в разных формах и размерах;
– осуществление социального обеспечения нуждающихся детей в объеме не ниже признанного государством прожиточного минимума;
– охрана права каждого ребенка на социальную защиту.6
Формы и методы реализации социальной защиты детства являются ее основными структурными компонентами. Наиболее полная характеристика форм и методов социальной защиты детства представлена В.А. Варывдиным и И.П. Клемантович.7
1. Постановления и решения
компетентных органов. В области
социальной защиты детства
-Федеральное собрание РФ, принимающее и одобряющее законы по конкретным аспектам социальной защиты детства и по системе в целом;
-Президент РФ, подписывающий федеральные законы и издающий соответствующие указы;
-Правительство РФ, принимающее постановления по вопросам социальной защиты детства;
-суды РФ, рассматривающие спорные и проблемные ситуации в области социальной защиты детства;
-министерства и ведомства РФ, рассматривающие конкретные аспекты социальной защиты детства;
руководители учреждений и предприятий, издающие правовые акты по вопросам социальной защиты детей.
2. Программы. Эта форма
характерна для органов
3. Концепции и Стратегии действий по проведению мероприятий по социальной защите детства. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 г., Национальной стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.
В рамках стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы определены основные проблемы в сфере детства:
- недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;
- высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях;
- распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с
детьми и всех форм насилия в отношении детей;
- низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными
семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства;
- неравенство между субъектами Российской Федерации в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей;