Коммуникационные технологии в деятельности специалиста по социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы - определить особенности использования коммуникационных технологий специалистом по социальной работе.
Гипотеза исследования: процесс общения в деятельности социального работника становится более эффективным, если при подготовке социальных работников будет регулярно проводиться оценка конкретных умений, на основе которых будут применяться средства развития коммуникативных умений.
Задачи курсовой работы:
1) Изучить теоретические основы исследования коммуникативных технологий в процессе профессиональной деятельности социальных работников и рассмотреть социальную работу как коммуникативную профессию;
2) Выявить роль социально - личностных качеств в профессионально-коммуникативной деятельности социального работника;
3) Изучить профессиональное общение как средство деятельности социального работника;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
§ 1. Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности…………………………………………………………………….......5
§ 2. Роль социально-личностных качеств в профессионально-коммуникативной деятельности специалиста по социальной работе……………….................................................................................................18
§ 3. Профессиональное общение как средство деятельности специалиста по социальной работе………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Моя курсовая №1 - копия.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Кафедра истории  и теории социальной работы

 

 

Коммуникационные  технологии в деятельности специалиста  по социальной работе

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3

§ 1. Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности…………………………………………………………………….......5

§ 2. Роль социально-личностных качеств в профессионально-коммуникативной деятельности специалиста по социальной работе……………….................................................................................................18

§ 3. Профессиональное общение как средство деятельности специалиста по социальной работе………………………………………………………………...24

Заключение……………………………………………………………………….29

Список используемой литературы……………………………………………...31

Приложения………………………………………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях социально-экономических, политических процессов, происходящих в России, обострились социальные проблемы населения: усилилась социальная и имущественная дифференциация, увеличилось число безработных и маргинальных групп. Следствие этих процессов – рост социальной напряженности в целом по стране и по отдельным её регионам. Потребность общества в решении актуальных проблем населения вызвала необходимость подготовки высококвалифицированных кадров для социальной сферы – специалистов по социальной работе.

Социальная  работа - это специфический вид профессиональной деятельности по оказанию государственного и негосударственного содействия человеку в трудной жизненной ситуации с целью изменения социального, материального и культурного уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Для решения социальных проблем  используются различные технологии в работе специалиста, в том числе  коммуникационные. Коммуникационными технологиями называют широкий набор методов, используемых людьми в качестве средства сообщения. В основе коммуникационных технологий лежит обмен информации.

Мировой опыт свидетельствует, что с помощью коммуникационных технологий (глобальных, информационных, обучающих и др.) можно своевременно разрешить социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рисковые ситуации, принимать оптимальные управленческие решения. Сущность коммуникационных технологий может быть понята как система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках.

Качественным  показателем успешности выполнения своих профессиональных функций  социальным работником будет выступать стабильность, результативность его деятельности.

Объект  – коммуникационные технологии в практике социальной работы.

Предмет - использование коммуникационных технологий в работе специалистов по социальной работе.

Целью данной работы - определить особенности использования коммуникационных технологий специалистом по социальной работе.

Гипотеза исследования: процесс общения в деятельности социального работника становится более эффективным, если при подготовке социальных работников будет регулярно проводиться оценка конкретных умений, на основе которых будут применяться средства развития коммуникативных умений.

Задачи курсовой работы:

1) Изучить теоретические  основы исследования коммуникативных технологий в процессе профессиональной деятельности социальных работников и рассмотреть социальную работу как коммуникативную профессию;

2) Выявить роль социально - личностных качеств в профессионально-коммуникативной деятельности социального работника;

3) Изучить профессиональное общение как средство деятельности социального работника;

Структура курсовой работы состоит из введения, трех параграфов и списка используемой литературы.

 

§ 1. Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности

Коммуникация – это процесс информационного взаимодействия субъектов в обществе, реализуется в самых различных сферах и на разных уровнях социальных отношений. Как правило, коммуникация рассматривается на четырех уровнях:

- межличностная  коммуникация изучает взаимодействие  двух и более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера;

- внутригрупповая  коммуникация охватывает проблемы  информационного взаимодействия  в малых группах;

- организационная  коммуникация преимущественно изучает  информационные процессы в больших интегрированных сетях, возникающих в процессе формального и неформального взаимодействия индивидов и групп в организациях;

- массовая коммуникация  изучает процесс распространения  информации с помощью технических  средств большому количеству пространственно рассредоточенных людей (массовой аудитории).

В 1991 году впервые в России в  квалификационный справочник была включена профессия «социальный работник». Это способствовало созданию и функционированию различных учебных заведений, специальных учреждений, факультетов по профессиональной подготовке кадров, специалистов социальной сферы. Прошло время и во всех уголках нашей страны, стали появляться дипломированные специалисты социальной работы. В настоящее время социальная работа является частью большого механизма, позволяющего создать стабильность государства [28].

В период бурного развития социальной работы вопрос профессионализма постоянно  затрагивается в печати. Правительство, пресса и общественность в целом  пристально следит за деятельностью специалистов по социальной работе. Пристальное внимание общества к социальной работе входит в число факторов, заставляющих специалистов постоянно работать над повышением своей квалификации, часто обсуждать этические проблемы своей профессии. А также предъявлять значительные требования к профессиональной компетентности специалиста и к его личностным, профессионально значимым качествам, понимаемым как обобщённые характеристики личности, необходимые социальному работнику для успешной деятельности.

Перечень качеств, черт, свойств, особенностей, которые должны быть присущи социальному работнику, достаточно велик. Это, прежде всего, соответствие гуманистического потенциала личности данному роду деятельности, высокий уровень знаний, профессиональная честность, компетентность не только в конкретной области работы, но и тесно связанных с ней сферах, умение устанавливать адекватные межличностные и конвенциональные отношения в различных ситуациях общения и т. д.

Необходимы также:

  • определённые социально – психологические особенности личности: такие свойства, как интеллектуальные, эмоциональные, волевые, организаторские качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.
  • психическое здоровье социального работника.
  • набор таких личностных качеств, как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность, интуиция, личная адекватность по самооценке и оценке других, мобильность, терпимость, оптимистичность и т.д. [32].

Кроме того, по мнению Овчинникова П. К. , специалист по социальной работе должен уметь просто, грамотно, говорить и писать, обучать других, внимательно и дружелюбно реагировать на эмоциональные и кризисные ситуации, служить образцом в профессиональных отношениях, объяснять сложные психосоциальные явления, эффективно организовать свою работу, обеспечивать связь с различными организациями, вызывать доверие у клиента и т.п.

Чаще всего под «социальной  работой» понимается комплекс конкретных практических действий правовой, экономической, психологической помощи немощным, социально – незащищённым, социально дезадаптированным людям (инвалидам и их семьям, мигрантам, беженцам, людям с отклоняющимся поведением, жертвам насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодёжи, пожилым и др.). В своей практике социальные работники соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества – сферой здоровья (физического, психического, социального), прав, системой образования, планированием семьи, экономическими программами, с проблемами занятости населения и др.

Они проводят индивидуальное и групповое консультирование, работают с трудными жизненными ситуациями, их профилактикой. Организуют профессиональную социальную работу, осуществляют административные функции.

Сегодня в социальной сфере работает очень много профессионалов, которые обладают многими выше перечисленными качествами. Они по истине обладают мастерством порой творить чудеса, но ненужно забывать, не всё в их силах. Эффективность социальной работы зависит также от ряда обязательств государства перед гражданином, проживающим в нём.

Предусмотрены различные выплаты льгот, компенсаций, разнообразные виды социальных услуг, пенсий. Ежегодно создаются программы  по решению наиболее острых социальных проблем.

Немов Р. С. считает для того, чтобы законы действовали, а программы были претворены в жизнь, нужно триединство:

  • уважение к закону;
  • уважение к нему со стороны властных структур;
  • уважение к нормам морали и нравственности, которые становятся внутренним ограничителем для каждого члена общества [30].

Если хотя бы в одном из этих принципов ощущается сбой, закон теряет силу, если не работают все три, он перестаёт действовать, и тогда социальный работник остаётся один на один с клиентом и его проблемами. И вновь, и вновь, ему приходится доказывать свой профессионализм, работать, совершенствоваться, повышать престиж профессии.

Певная М. В.: «Проблема престижности социальной работы как профессии, ее имидж в глазах широкой общественности является объектом исследования ученых в США, Великобритании, Канаде, Германии, Словакии и др. Безусловно, это связано с реализацией эффективной социальной политики, основные направления которой непосредственно имеют отношение к деятельности специалистов по социальной работе. Работа членов данного профессионального сообщества практически в разных странах земного шара зачастую остается незамеченной большей частью населения, так как непосредственно затрагивает интересы социально депривированных социальных групп. Но нельзя и приуменьшать всю сложность и значимость этой профессии в целом для социального спокойствия, что актуализирует эмпирические исследования в данном направлении» [24, с. 68].

Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе, как отмечает ряд авторов (Кибанов А. Я., Шмелёва Н. Б., Холостова и др.) [20, 37], вытекает из его основных функций:

- диагностическая  изучает особенности семьи, группы  людей, личности, степень и направленность  влияния на них микросреды  и ставит «социальный диагноз»;

- прогностическая  прогнозирует развитие событий,  процессы, происходящие в семье,  группе людей, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения;

- правозащитная  использует законы и правовые  акты, направленные на оказание  помощи и поддержку населения,  его защиту;

- организационная  способствует организации социальных  служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению;

- предупредительно-профилактическая  приводит в действие различные  механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

- социально-медицинская  организует работу по профилактике  заболеваний, способствует овладению  основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;

- социально-педагогическая  выявляет интересы и потребности  людей в разных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной,  художественного творчества) и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;

- психологическая  консультирует по вопросам межличностных  отношений, способствует социальной  адаптации личности, оказывает помощь  в социальной реабилитации всем нуждающимся;

- социально-бытовая  способствует в оказании необходимой  помощи и поддержки различным  категориям населения (инвалидам,  людям пожилого возраста, молодым  семьям и т.д.) в улучшении их  быта, жилищных условий;

- коммуникативная  устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Социальные  работники при исполнении своих  профессиональных функций заняты разными  видами деятельности. Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы:

- воспитательный  подход - выступает в роли учителя,  консультанта, эксперта; социальный  работник в таких случаях дает  советы, обучает умениям, устанавливает  обратную связь, применяет ролевые  игры как метод обучения;

- фасилитативный  подход - играет роль помощника  или посредника в преодолении  апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать трудно  самой; деятельность социального  работника при таком подходе  нацелена на интерпретацию поведения,  обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов;

Информация о работе Коммуникационные технологии в деятельности специалиста по социальной работе