Коммуникационные технологии в деятельности специалиста по социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы - определить особенности использования коммуникационных технологий специалистом по социальной работе.
Гипотеза исследования: процесс общения в деятельности социального работника становится более эффективным, если при подготовке социальных работников будет регулярно проводиться оценка конкретных умений, на основе которых будут применяться средства развития коммуникативных умений.
Задачи курсовой работы:
1) Изучить теоретические основы исследования коммуникативных технологий в процессе профессиональной деятельности социальных работников и рассмотреть социальную работу как коммуникативную профессию;
2) Выявить роль социально - личностных качеств в профессионально-коммуникативной деятельности социального работника;
3) Изучить профессиональное общение как средство деятельности социального работника;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
§ 1. Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности…………………………………………………………………….......5
§ 2. Роль социально-личностных качеств в профессионально-коммуникативной деятельности специалиста по социальной работе……………….................................................................................................18
§ 3. Профессиональное общение как средство деятельности специалиста по социальной работе………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Моя курсовая №1 - копия.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Личная ответственность  социального работника за нежелательные  для клиента и общества последствий  его действий. Социальный работник несет ответственность за последствия принимаемого им решения. Клиент озабочен достижением своего блага, социальный работник – не только этим, но и возможными последствиями для общества.

Уважение права  клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий. Клиент социальной службы, как личность, обладает всеми правами человека, в том числе и правом самостоятельно определять свою судьбу, образ и стиль жизни, имеет собственные убеждения, суждения, взгляды, собственные понятия о добре и зле.

Принятие клиента  таким, каков он есть. В социальной помощи нуждаются люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Причины этих обстоятельств могут быть разными – как объективными, так и субъективными. Социальный работник дает рекомендации с учетом личного фактора клиента и обстоятельств.

Конфиденциальность. Все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств, проблем, является конфиденциальной информацией. Клиент должен быть поставлен об этом в известность. Сведения о клиенте могут быть сообщены социальным работником только с разрешения клиента и только тем лицам, которые могут быть задействованы в решении его проблем.

Доброжелательность. Она присутствует на всех этапах взаимодействия специалиста с клиентом, помогает ему найти верный тон при первом разговоре с ним, помочь ему откровенно рассказать о своих проблемах и трудностях. Благодаря ей клиент чувствует в социальном работнике не равнодушного чиновника, а живого человека, готового понять и помочь ему.

Безопасность. Создание вокруг клиента безопасного окружения, предотвращение возможности травмы, использование своих знаний о потенциальных опасностях, является обязанностью социального работника. Руководствуясь здравым смыслом, он может предусмотреть нежелательный ход событий и принять меры, чтобы их предотвратить.

Общение. Правильное общение ведет к взаимопониманию социального работника и клиента. Оно требует внимательного отношения, взаимной готовности к общению. Общение является тем принципом, без которого невозможно применять все остальные принципы.

Бескорыстие. Оно проявляется в отношении социального работника к клиенту. Если клиенту необходимо оказать платные услуги, то делает это учреждение социальной защиты, а не отдельный социальный работник, хотя выполняет работу именно он.

Независимость. Социальный работник, как профессионал, содействует самореализации своего клиента, повышению его личностного потенциала.

Честность и  открытость во взаимоотношениях социального  работника и его клиента. Доверие со стороны клиента к социальному работнику – следствие его деятельности. Оно заслуживается. Не следует скрывать от клиента негативного результата совместных действий или приукрашивать его. В деликатной форме его знакомят с результатами, объясняются причины неудачи и планы исправления ошибок.

Отсутствие  предрассудков в отношении клиента. Каждый человек имеет право на собственные убеждения, взгляды, мнения, которые не обязательно должны совпадать с воззрениями социального работника.

Инфекционный  контроль. Социальный работник должен иметь представление о возбудителях инфекции и инфекционных заболеваниях и предпринимать меры по предупреждению распространения инфекции. Эти меры особенно важны при работе с пожилыми и ослабленными клиентами.

3. Этические  отношения между социальными  работниками и клиентами

Высшая цель, которую  ставит перед собой социальный работник, - способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента. Социальный работник оценивает этическую приемлемость цели, поставленной клиентом, планирует конкретные действия по ее достижению и берет на себя личную ответственность за это.

Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства. При выборе этих средств он руководствуется этическими принципами, главный из которых "не навреди!"

Действия социального  работника должны быть подчинены  только положительной мотивации. Это – стремление сделать добро, оказать помощь нуждающимся.

Социальные работники  соблюдают принципы социальной работы в части касающейся клиентов: принимают  человека таким, как он есть; привлекают его к активной совместной работе; обеспечивают конфиденциальность сотрудничества, информации и доступ к ней.

Специалисты ценят и  уважают личные устремления, индивидуальные особенности, инициативу клиента к  совместному с ними решению его  проблем;

Специалисты отдают приоритет  поддержке основных интересов клиентов, но при этом уважают и учитывают интерес других людей; в тех случаях, когда возникает конфликт интересов клиентов и действующего в России законодательства, предупреждают клиента о том, что его интересы и просьбы могут быть отвергнуты.

Социальные работники отвергают любые формы дискриминации, основанной на национальности, возрасте, вероисповедании, семейном статусе, на умственных или физических недостатках, привилегиях, персональных характеристиках.

4. Этическая  ответственность социальных работников  в отношении коллег

1. Профессиональным долгом  социального работника по отношению  к коллегам, к коллективу, в котором  он работает, является подчинение  своих действий и поведения  единым для всего коллектива  целям, обеспечение согласованности  действий всех членов коллектива.

2. Забота о единстве  целостности коллектива как решающего  субъекта социальной работы связана  с организацией целенаправленного,  слаженного действия всех его  членов, принимающих участие в  решении общих проблем, стоящих  перед коллективом.

3. Каждый социальный работник несет ответственность за эффективность коллег, должен обмениваться с ними опытом, учиться у них мастерству и обучать менее опытных, относиться с уважением к лучшим традициям коллектива, изыскивать новые, более эффективные формы и методы работы.

4. Социальные работники  должны относиться к коллегам  с уважением, избегать неоправданной  негативной критики коллег в  разговорах с клиентами и другими  профессионалами. Неоправданная  негативная критика может включать  оскорбительные комментарии по поводу уровня компетенции коллег или в адрес индивидуальных качеств, таких, как национальность, возраст, семейное положение, политические убеждения, вероисповедание, умственная и физическая отсталость.

5. Социальные работники  должны уважать конфиденциальную информацию, полученную от коллег в ходе профессиональных отношений и взаимодействий.

6. Социальные работники  не должны привлекать клиентов  к спорам со своими коллегами  или вовлекать клиентов в некорректные  обсуждения конфликтов между  социальными работниками.

7. Социальные работники  должны хорошо знать области  компетенции и опыта своих  коллег.

Социальным работникам следует получать консультации только у тех коллег, которые продемонстрировали знания, опыт и компетенцию в отношении  предмета консультации. Консультируясь с коллегой о своем клиенте, социальные работники могут раскрывать малую толику информации, необходимую для достижения целей консультации.

8. Когда социальные  работники считают, что их работа  неэффективна и они не достигают  необходимого прогресса у клиентов, они должны направлять клиентов к другим профессионалам, обладающих необходимыми специальными знаниями. Запрашивать супервизию или экспертную оценку их деятельности.

9. Социальные работники,  у которых есть прямые свидетельства  ухудшения здоровья их коллеги, причинами которого являются личные проблемы, психосоциальные расстройства, злоупотребление алкоголем или наркотиками, психические заболевания, что уменьшает эффективность его практической деятельности, должны поговорить с этим коллегой и по возможности помочь ему в лечении. Если их коллега не принимает соответствующих мер, то необходимо поставить в известность администрацию.

10. Социальные работники-руководители  должны отстаивать интересы своих  подразделений как внутри, так  и за пределами, чтобы обеспечить ресурсы для удовлетворения потребностей клиентов.

11. Социальные работники  должны бережно относиться к  ресурсам подразделения, разумно  экономить средства.

12. Социальные работники  должны регулярно знакомиться  с профессиональной литературой  и постоянно совершенствовать свои знания в области практической деятельности и этики социальной работы.

13. Специалисты защищают  своих коллег от любых форм  и видов давления со стороны  клиентов.

14. Социальные работники  уважают различные мнения и  следуют советам и консультациям коллег, если они служат интересам дела.

5. Этическое  поведение по отношению к взаимодействующим  организациям

Социальные  работники:

а) строят свои взаимоотношения  с другими организациями на основе доброжелательности;

б) придерживаются своих обязательств, данных взаимодействующим организациям, и добиваются от этих организаций выполнения их собственных обязательств при использовании их ресурсов на те нужды, на которые эти ресурсы предназначены.

6. Этическая  ответственность социальных работников, как профессионалов

1. Социальные работники  должны принимать ответственность  и браться за работу только  на базе полученных ими знаний  или с намерением приобрести  необходимую компетенцию.

2. Социальные работники  не должны вести, потворствовать, содействовать любой форме дискриминации.

3. Социальные работники  не должны принимать участие  в действиях, связанных с нечестностью, жульничеством или обманов.

4. Социальные работники,  чьи личные проблемы мешают  их профессиональным решениям  и деятельности, должны прекратить работу или предпринять другие шаги, чтобы не ставить под угрозу интересы людей, за которых они несут ответственность.

5. Социальные работники  должны проводить четкие различия  между заявлениями и поступками, сделанными или от имени частного  лица, или от имени представителя своей профессии.

Заключение

Деятельность социального  работника протекает на глазах у  людей и поэтому постоянно  оценивается ими. Долгом социального  работника по отношению к самому себе является завоевание высокого авторитета в общественном мнении. Социальное одобрение его деятельности, признание клиентами и коллегами его высоких качеств составляет честь и достоинство социального работника. Такие качества не даются специалисту вместе с профессией и служебным удостоверением, они формируются в процессе его постоянной работы над своими профессиональными качествами.

 


Информация о работе Коммуникационные технологии в деятельности специалиста по социальной работе