Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 21:00, курсовая работа
Целью данной работы - определить особенности использования коммуникационных технологий специалистом по социальной работе.
Гипотеза исследования: процесс общения в деятельности социального работника становится более эффективным, если при подготовке социальных работников будет регулярно проводиться оценка конкретных умений, на основе которых будут применяться средства развития коммуникативных умений.
Задачи курсовой работы:
1) Изучить теоретические основы исследования коммуникативных технологий в процессе профессиональной деятельности социальных работников и рассмотреть социальную работу как коммуникативную профессию;
2) Выявить роль социально - личностных качеств в профессионально-коммуникативной деятельности социального работника;
3) Изучить профессиональное общение как средство деятельности социального работника;
Введение……………………………………………………………………………..3
§ 1. Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности…………………………………………………………………….......5
§ 2. Роль социально-личностных качеств в профессионально-коммуникативной деятельности специалиста по социальной работе……………….................................................................................................18
§ 3. Профессиональное общение как средство деятельности специалиста по социальной работе………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы…………………………………………
- адвокативный подход - применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени; такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.
Социальный работник играет активную роль в структурировании, программировании и координации действий различных систем социальной помощи населению. Он также оказывает большое влияние на личность или группу людей. Осуществление влияния является основой интерактивной деятельности социального работника. В широком смысле слова термин «влияние» можно объяснить как процесс создания условий для развития личности или системы. В практике социальной работы это означает обеспечение эффективности продвижения к намеченной цели при помощи соответствующих методов.
Влияние есть не что иное, как двусторонний процесс взаимодействия, который может быть успешным при наличии, с одной стороны, способности социального работника оказывать эффективное воздействие на сознание клиента, а с другой стороны, при наличии у клиента способности правильно и благосклонно воспринимать направленное на него воздействие, а также сам факт оказания на него воздействия со стороны. Этот процесс всегда двусторонний и потому, что на человека оказывают влияние не только слова социального работника, его убеждения, но и его личностные качества, а также отношение клиента к нему как субъекту воздействия. Еще и потому этот процесс двусторонний, что в процессе воздействия на клиента социальный работник неизбежно испытывает на себе его воздействие: его отношение к сказанному и его отношение к личности социального работника.
Знания и опыт, приобретенные социальным работником в процессе учебы и жизненной практики, являются наиболее фундаментальной основой его способности оказывать свое влияние на других людей, хотя сами эти способности могут варьировать в зависимости от личного опыта, личных интересов, талантов. Знания и опыт применяются прежде всего в межличностных отношениях.
В этой сфере большое значение имеют такие умения и навыки, как интервьюирование, оказание поддержки, способность к лидерству, установление обратной связи, посредничество, которые нацелены на достижение перемен в поведении и отношениях друг к другу. Другая сфера применения знаний и умений социального работника — дифференцированный подход к клиентам. Здесь необходимо знание потребностей и интересов человека на различных этапах жизненного пути, кризисных состояний, последствий физических и психических недомоганий. Еще одна сфера применения знаний и умений социального работника — управление деятельностью социальных служб, подбор кадров для них и применение необходимых технологий. Узаконенные полномочия. Должность социального работника и его легитимные полномочия повышают его авторитет, особое уважение к нему со стороны клиентов.
Статус и
репутация. Статус социального работника
является отражением того положения, которое
он занимает в обществе. Репутация
социального работника
Харизматические данные и личная привлекательность. Некоторые социальные работники привлекательны для окружающих благодаря наличию у них обаяния и даже харизматических особенностей. Такие специалисты располагают людей к себе, вдохновляют их, настраивают на активное участие в работе. В отличие от других характерных черт социального работника его личная привлекательность не зависит от занимаемого положения. Вместе с тем она может усиливать потенциальные возможности его положительного влияния на людей. Харизматические особенности как признаки исключительной и редкой одаренности человека талантами от природы способствуют выдвижению на более высокие позиции в сфере социальной работы, приобретению более высокого статуса в обществе.
Владение информацией. Восприятие людьми окружающего мира, а также их поведение в определенной степени зависит от уровня информированности. Поэтому среди прочих требований к социальному работнику одно из важных мест занимает его уровень информированности, который способствует расположению и доверительности к нему со стороны клиентов, выработки у них уверенности в том, что им будет оказана соответствующая помощь и поддержка. По мнению Владимировой О. А., социальный работник должен:
- иметь хорошую
профессиональную подготовку, знания
в различных областях
- обладать достаточно
высокой общей культурой, быть
высокоэрудированным человеком,
- владеть информацией
о современных политических, социальных
и экономических процессах в
обществе, иметь широкую осведомленность
о различных социальных
- обладать предвидением,
т.е. предвидеть последствия
- обладать определенной
социальной приспособляемостью (в
связи с разнообразием
- иметь профессиональный
такт, способный вызвать симпатию
и доверие у окружающих, соблюдать
профессиональную тайну,
- обладать эмоциональной
устойчивостью, быть готовым к
психическим нагрузкам,
Социальный работник должен поддерживать высокие стандарты своего поведения. Он должен быть преданным своему делу, честным и правдивым, не участвовать в предательстве, мошенничестве, уловках или введении клиента в заблуждение. Социальный работник обязан четко отличать заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как должностным. Социальный работник общего профиля — это не специалист по психотерапии, проводимой с индивидуумами или с семьями. Он не специалист по работе с группами, общинами. Тем не менее социальный работник часто должен консультировать индивидуумов и семьи, быть фасилитатором в группе, прослеживать, мобилизовывать и даже создавать соответствующие общественные ресурсы.
Совет по образованию США разработал 10 критериев компетентности социального работника общего профиля, который должен уметь выполнять следующее:
1) идентифицировать
и оценить ситуацию в тех
случаях, когда требуется
2) разработать план, основанный на оценке проблемы и изучении достигаемых целей и адекватных выборов, и обеспечить его выполнение с целью улучшения благосостояния человека;
3) развивать
способности человека в
4) связать людей с системами, которые обеспечивают их (людей) ресурсами, услугами и возможностями;
5) эффективно
защищать наиболее
6) способствовать
эффективному и гуманному
7) активно участвовать
в создании новых,
8) оценить эффективность проделанной работы;
9) постоянно
совершенствоваться в
10) содействовать совершенствованию службы.
Высшая цель, которую
ставит перед собой социальный работник,
- способствовать решению проблем
и улучшению условий
Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства. При выборе этих средств он руководствуется этическими принципами, главный из которых "не навреди!"
Действия социального работника должны быть подчинены только положительной мотивации. Это – стремление сделать добро, оказать помощь нуждающимся.
Социальные работники соблюдают принципы социальной работы в части касающейся клиентов: принимают человека таким, как он есть; привлекают его к активной совместной работе; обеспечивают конфиденциальность сотрудничества, информации и доступ к ней.
Специалисты ценят и уважают личные устремления, индивидуальные особенности, инициативу клиента к совместному с ними решению его проблем;
Специалисты отдают приоритет поддержке основных интересов клиентов, но при этом уважают и учитывают интерес других людей; в тех случаях, когда возникает конфликт интересов клиентов и действующего в России законодательства, предупреждают клиента о том, что его интересы и просьбы могут быть отвергнуты.
Социальные работники
отвергают любые формы
После того как социальный работник выслушал клиента, он не должен сразу пытаться разрешить ситуацию. Следовать первому импульсу в решении проблемы для социального работника — значит только осложнить ситуацию.
Девис. Ф. утверждает, что процесс решения проблемы социальным работником включает:
1) сбор информации из всех относящихся к делу источников,
2) оценку информации,
3) определение проблемы,
4) планирование действий,
5) составление
подробного четкого плана дейст
6) осуществление плана действий,
7) оценку результатов.
Социальный работник, имеющий дело с «поломанным» (по аналогии с автомобилем) человеком, должен иметь в виду, что процесс сбора и оценки информации может быть неприятен клиенту. Поэтому данные нужно собирать в сензитивной манере, характерной для работы с людьми [12].
Социальный работник общего профиля должен быть включен в решение проблемы на всех уровнях — начиная от публичного просвещения до непосредственного выполнения действий, связанных с решением проблемы в качестве штатного сотрудника. Но, даже будучи штатным работником, профессионал должен постоянно участвовать в общественной работе, набирать и обучать добровольцев, привлекать денежные средства, просвещать общество о сути проблем.
Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Некоторые социальные работники чувствуют себя как рыба в воде в конфликтных ситуациях, другие — в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи. Одни умело общаются со слишком говорливыми клиентами, другие успешно находят общий язык с замкнутыми и молчаливыми. Одни выдерживают агрессивное, враждебное отношение к себе, другие нет. Одни отзывчивы к детям, другие более сочувствуют людям пожилого возраста [3].
Поэтому роль личностных качеств социального работника, несомненно, велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.
Личностные качества социального работника можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй — психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе — психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.
Информация о работе Коммуникационные технологии в деятельности специалиста по социальной работе