Коммуникационные технологии в деятельности специалиста по социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы - определить особенности использования коммуникационных технологий специалистом по социальной работе.
Гипотеза исследования: процесс общения в деятельности социального работника становится более эффективным, если при подготовке социальных работников будет регулярно проводиться оценка конкретных умений, на основе которых будут применяться средства развития коммуникативных умений.
Задачи курсовой работы:
1) Изучить теоретические основы исследования коммуникативных технологий в процессе профессиональной деятельности социальных работников и рассмотреть социальную работу как коммуникативную профессию;
2) Выявить роль социально - личностных качеств в профессионально-коммуникативной деятельности социального работника;
3) Изучить профессиональное общение как средство деятельности социального работника;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
§ 1. Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности…………………………………………………………………….......5
§ 2. Роль социально-личностных качеств в профессионально-коммуникативной деятельности специалиста по социальной работе……………….................................................................................................18
§ 3. Профессиональное общение как средство деятельности специалиста по социальной работе………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Моя курсовая №1 - копия.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Среди основных профессиональных требований к социальному работнику, помимо того, что он должен иметь хорошую  профессиональную подготовку и знания в различных областях, обладать достаточно высокой общей культурой, владеть информацией о современных политических, экономических и социальных процессах, он также должен обладать определённой социальной приспособленностью. Ему необходимо умело контактировать и располагать к себе «трудных» подростков, сирот, инвалидов, людей, находящихся на реабилитации и т.д. Специалист по социальной работе обязан иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у людей, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным – одним словом, он должен уметь общаться.

Таким образом, деятельность социального  работника заключается в постоянном контакте с людьми, то есть в непосредственном общении с ними. Все задачи, стоящие  перед социальным работником, решаются посредством общения.

В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном уровнях. «Задачей социального работника является создание доброжелательной обстановки, нахождение подходящего способа поведения и общения с клиентом. Для этого необходимо знать не только техники ведения беседы и правила общения, психологические особенности людей и значение невербальных средств общения, но и обладать такими качествами, как вежливость, приветливость, любезность, направленность на людей, терпение, интуиция, сострадание и т.д.» [32].

Создание доброжелательной обстановки и выбор правильного способа  поведения и общения позволит социальному работнику понравиться  людям и склонить их к своей  точке зрения. От этого и зависит  эффективность деятельности социального работника [31].

Итак, из всего вышесказанного можно  сделать вывод: социальная работа –  это профессия коммуникативная, то есть тесно связанная и неотрывная с процессом общения, как на микро- и мезоуровнях, так и на макроуровне  социальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Социальная  работа как деятельность по гармонизации человеческих отношений, по оказанию различных  видов помощи различным категориям населения неразрывно связана с  общением как процессом передачи информации, восприятием и пониманием людей друг другом.

Общение в сфере  социальной работы может быть представлено в 3 видах: деловом (общение в официально-деловой  сфере), интимно-личностном (основывается на установление доверительных дружеских  отношений между клиентом и специалистом по социальной работе, социальным психологом или психотерапевтом), консультативным общение (с целью решения каких-либо проблем клиента - материальных, социальных, правовых, психологических).

Общение может  осуществляться с помощью вербальных и невербальных средств, и специалист по социальной работе должен хорошо знать оба эти средства и уметь применять и понимать их на практике для того, чтобы расположить к себе клиента, понять его состояние (по голосу, интонации, позе, жестам и мимике), а значит точно выбрать наиболее эффективный способ решения его проблемы.

Социальный  работник часто является для своих клиентов (одиноких или престарелых людей) единственным человеком, с которым можно поговорить. Иногда только специалист по социальной работе или социальный психолог готов и способен разрешить проблему клиента. Социальный работник призван помогать людям, а значит, он должен устанавливать, уметь общаться.

Умение слушать  и слышать - является важнейшей, если не самой важной, характеристикой  коммуникативной компетенции не только социального работника - консультанта, но и специалиста по социальной работе во всех других областях.

Деятельность специалиста по социальной работе заключается в постоянном контакте с людьми, то есть в непосредственном общении с ними. Все задачи, стоящие перед социальным работником, решаются посредством общения. Создание доброжелательной обстановки и выбор правильного способа поведения и общения позволит социальному работнику понравиться людям, вызвать доверие. От этого и зависит эффективность деятельности социального работника.

Коммуникационные технологии специалиста по социальной работе оказывают непосредственное влияние на его личность. Однако, помимо каждодневной практики, они требуют постоянного самоконтроля, тренировки с использованием самых современных методик развития и оценки коммуникативных умений.

Итак, из всего  вышесказанного можно сделать вывод: изложенные в работе материалы показали, что развитие коммуникационных технологий и умений происходит в процессе профессионального образования и постановки самого социального работника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

1. Адамьянц, Т. З. Социальные коммуникации [Текст] / Т.         З. Адамьянц. - М.: Дрофа, 2009 – 206 с.

2. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Ю. Е. Алешина. - М: Редакционно-издательский центр Консорциума "Социальное здоровье России", 2010. – 659 с.

3. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М., Аспект Пресс, 2011. – 524 с.

4. Антошкин, В. Н. Социально-статические факторы в управлении коммуникативной деятельностью [Текст] / Вестник 2011. - №6 - С. 33-36.

5. Баимбетов, А. А. Молодежь в кризисном социуме [Текст] : учебное пособие / А. А. Баимбетов, Г. А. Кабакович, Р. Т. Насибуллин, Ф. Г. Хайруллин. - М.: ЮНИТИ, 2011. – 585 с.

6. Бгажноков, Б. Х. Личностно и социально ориентированное общение [Текст] /    Материалы Всесоюзного симпозиума по теории коммуникации. - М., 2010. – 454 с.

7. Введение в практическую социальную психологию [Текст] / под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой - 3-е. издание. - М.: Смысл, 2009. - 377 с.

8. Владимирова, О. А. Методика психологического консультирования в социальной работе [Текст] / О. А. Владимирова, Ю. А. Овчинников / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2011. - № 2. – С.36-40

9. Горянина, В. А. Психология общения [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / В. А. Горянина. - М.: издательский центр "ACADEMIA", 2010. – 425 с.

10. Гойхман, О. Я. Основы речевой коммуникации [Текст] : Учебник для вузов / Под ред. Проф. О.Я. Гойхмана. - М.: Инфра, 2010. - 272 с.

11. Данкел, Ж. Деловой этикет. Серия "1000 секретов успеха " [Текст] / Ж. Данкел. М - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 586 с.

12. Девис, Ф. Создай себе имидж [Текст] / Пер. с англ. С.И. Ананин. - М.: ООО "Попурри", 2009. – 256 с.

13. Дридзе, Т. М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью [Текст] // Социологические исследования. 2011. - №10. - С. 44-50

14. Зинченко, В. Г. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме. Учебное пособие [Текст] : учебник / В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, З. И. Кирнозе. – М. : Флинта, 2007. – 224 с.

15. Зубырев, Т. В. Разработка комплексных программ по решению актуальных социальных проблем [Текст] : научная литература / Т. В. Зубырев. – М. : Лаборатория книги, 2010. – 95 с.

16. Каменская, О. Л. Текст и коммуникация [Текст] : монография / О. Л. Каменская. – М. : Высшая школа, 1990. – 153 с.

17.  Касаткин, С. А. Мастер общения [Текст] / С. А. Касаткин. М – СПб.: Питер, 2011. – 510 с.

 

18.  Квасков, В. Д. "Роль общения в деятельности человека" [Текст] // Социально - политический журнал. 2011.- № 3. – С. 224 - 234.

19. Квиллиам, С. Тайный язык жеста и взгляда [Текст] / пер. с англ. - М.: Ниола - пресс, 2009. -144 с.

20. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений [Текст] : учебник / А. Я. Кибанов, Д. Захаров, В. Г. Коновалова, под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 558 с.

21. Колпачников, В. В. "Индивидуальные модели консультативного процесса и психологического здоровья в консультировании" [Текст] // "Журнал практического психолога".2011. - №5. – С.18 -26.

22. Колпачников, В. В. "Общее введение в индивидуальное психологическое консультирование" [Текст] // "Вопросы психологии". 2011. - №6. – С.35-43.

23.  Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.А. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М: Политиздат, 2010. – С.28-34

24.  Курабтов, В. И. Стратегия делового успеха [Текст] : Учебное пособие для студентов вузов / В. И. Курбатов . М- Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс», 2011. - 416 с.

25. Лазутина, Г. В. Профессиональная этика журналиста. Учебник [Текст] : учебное пособие / Г. В. Лазутина. - 3-е изд., перераб. и доп. – М. :  Аспект Пресс, 2011. – 223 с.

25. Лебедева, М. М. Технология ведения переговоров [Текст] : учебное пособие / М. М. Лебедева : Аспект Пресс, 2010. – 192 с.

27.  Ломов, Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологи [Текст] / Б. Ф. Ломов. - М.: Педагогика, 2011. -296 с.

28.  Ломов, Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида [Текст] / Б. Ф. Ломов.  // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: ЮНИТИ, 2009. – 688 с.

29.  Методологические и технологические основы современной социальной работы в России [Текст] / Под ред. Н.И. Лапина. - Ярославль, «Диа-пресс», 2010. – 151 с.

30. Немов, Р. С. Общие основы психологии [Текст] / Р. С. Немов. - М.: Просвещение, 2010. – 574 с.

31.  Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] / Под ред. Г.М. Андреевой и Я.М. Яноушек, МГУ, 2008. – 474 с.

32. Овчинников, П. К. Межличностные коммуникативные связи и эффективность управления персоналом [Текст] : научная литература / П. К. Овчинников. – М. : Лаборатория книги, 2010. – 74 с.

33.  Основы социальной работы [Текст] / Под ред. П.Д. Павленка. - М.: Инфра - М, 2010.- 368 с.

34.  Певная, М. В. Имидж и престиж социальной работы [Текст] Монография / М. В. Певная, Ю. Р. Вишневский. - Екатеринбург.: УрФУ, 2011. - 184 стр

35.  Познание в структуре общения [Текст] : научная литература / под ред. В. А. Барабанщикова, Е. С. Самойленко. – М. : Институт психологии РАН, 2009. – 368 с.

36. Служба тематических толковых словарей, ClossaryComander [Текст] Режим доступа: http://www.glossary/ru

37. Социальная работа, [Текст] : портал о социальной работе / Режим доступа: http://soc-work.ru

38.  Шмелёва, Н. Б. Теория и методика профессионально-личностного развития социального работника [Текст] / Н. Б. Шмелёва. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 441 с.

39. Шпаковская, С. В. Основы теории коммуникации [Текст] : учебное пособие / С. В. Шпаковская, В. О. Шпаковский. Пензенский государственный университет, Пенза: [б.г.]. – 83с.

40. Холостова, Е. И. Теория социальной работы [Текст] : учебник / Под. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: Юристь, 2001. - 334 с.

41. Этический кодекс специалиста по социальной работе

 

Приложение 1

Этический кодекс специалиста по социальной работе.

Общие положения

Профессиональная этика  – одна из функциональных основ  профессиональной деятельности. Профессиональная этика социального работника представляет собой науку о профессиональной морали, совокупность норм поведения, идеалов, ценностей, идей о должном, отражающих сущность профессии социального работника и обеспечивающих те взаимоотношения между ним и клиентом, которые вытекают из содержания его профессиональной деятельности.

Кодекс представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной работы, связанные с реализацией  специалистами социальной сферы  своих профессиональных обязанностей.

Главная цель "Этический  кодекс социального работника" - определить и обозначить этические  принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (специалиста по социальной работе) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента.

"Социальный работник" в настоящем кодексе – это  любой человек, занятый в сфере  социального обслуживания, независимо  от занимаемой должности.

Этический кодекс содержит директивы для работников социальной сферы. Кодекс может быть использован и другими людьми для определения стандартов профессионализма, ожидаемого от специалистов социальной сферы и студентов социальных вузов.

Положения Этического кодекса  ориентирует социальных работников строить практическую деятельность вокруг интересов клиента, вовлекая его на равноправной основе на всех стадиях в процесс оказания ему социальных услуг.

Этический кодекс требует  от социальных работников исполнять  свои обязанности профессионально, руководствуясь этическими и моральными принципами.

Согласие с Этическим  кодексом и его профессиональное и личностное принятие являются своеобразным допуском к профессии социального  работника.

Определение социальной работы

Социальная работа –  это совокупность видов деятельности (профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной) по удовлетворению социальных потребностей человека. Тот, кто в любом случае обращается за помощью к социальному работнику, или кому такая помощь предлагается, определяется как клиент (посетитель, заказчик) социальной работы. Клиент может представлять собой индивидуума, семью, какую – либо группу или сообщество.

2. Принципы  профессиональной этики

В своей деятельности социальные работники руководствуются  следующими принципами профессиональной этики:

Соблюдение  рациональных интересов клиента. Социальный работник помогает клиенту определить приоритеты решаемых проблем и вовлекать его в деятельность по самопомощи. Система социальной защиты гарантирует клиенту удовлетворение основных рациональных потребностей.

Информация о работе Коммуникационные технологии в деятельности специалиста по социальной работе