Коммуникативно-речевые умения социального работника и их роль в практическом взаимодействии с клиентом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

В условиях современной российской действительности все больше и больше людей нуждаются в помощи специально обученного профессионала в области социальной работы. Для достижения максимальной эффективности социальный работник должен хорошо знать закономерности процесса коммуникации, поскольку общение является специфической чертой социальной работы как профессиональной деятельности. Поэтому целью данной работы ставится определить роль и основные особенности и характеристики общения в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Содержание работы

Введение
1.Социальная работа как коммуникативная профессия.
2.Компетентность в общении как профессионально важное качество социального работника.
2.1 Особенности делового общения социального работника.
2.2 Общение в процессе консультирования.
2.3 Интимно-личностное общение в деятельности социального работника.
3. Теоретические основы общения в социальной работе.
3.1 Компоненты вербального общения.
3.2 Компоненты невербального общения.
3.3 Социальная перцепция в профессиональной деятельности социального работника.
3.4 Активное слушание как необходимый элемент общения социального работника.
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

теория ср контрольная.docx

— 53.91 Кб (Скачать файл)

 “Под психологической  территорией понимается пространство, которое человек считает своим.  Это психическое "продолжение"  его тела.

Кроме официальной территории: дом, квартира, комната, стол, стул, кровать каждый человек имеет обозначенное воздушное пространство вокруг своего тела.

Размеры этой зоны зависят  от культуры, плотности населения  и социального положения.

1. Интимная зона – расстояние  вытянутого локтя (только для  близких друзей, родственников, детей)

2. Персональная зона –  расстояние вытянутой руки. Наиболее  часто мы общаемся именно в  этой зоне. Она открыта для  приятелей и просто знакомых  людей.

3. Социальная (подразумевает общение незнакомых людей, которых объединяют чисто социальные отношения и, причем, не на долго).

4. Публичная зона (при  публичных выступлениях наиболее  приемлема: 3.5 – 4 метра)”

Любое нарушение этой закономерности рассматривается нашим подсознанием либо как вторжение на нашу территорию (агрессия), либо как отчужденность  и холодность. Социальный работник при контакте с клиентом или при  деловом общении обязан этот момент учитывать, для того, чтобы расположить  его к себе, не вызвать отчуждения.

“Невербальная защита —  это закрытая или оборонительная поза, которую собеседник использует если:

1. Он чувствует нападение,  давление или другое проявление  агрессии по отношению к нему (например: нарушены границы его  психологической территории);

2. Если он не согласен  с тем, что происходит или  говорится;

3. Если чувствует себя  недостаточно уверенно, незащищено  или чувствует себя слабым (например: в обществе новых, незнакомых  людей).

В таких ситуация человек  пытается защититься — он выставляет невербальные барьеры. Образно можно  сказать, что человек пытается за что-то спрятаться.

Если социальный работник заметил эти позы и жесты во время беседы с клиентом, он должен принять как можно более открытую позу (возможно через некоторое время  клиент последует его примеру  и раскрепостится), сменить тему разговора, стать более деликатным по отношению к клиенту, расположить  его к себе, попытаться установить более доверительные и ненапряженные  отношения (с помощью вербальных и невербальных средств), показать, что здесь клиенту ничто и никто не угрожает, иначе эффект от беседы будет минимальным.

Защитные, оборонительные позы, позы агрессии и недовольства (см. приложение) чаще всего показывают недоброжелательное, недоверительное, или даже агрессивное отношение клиента к социальному работнику и вряд ли такое общение принесет пользу клиенту. Прежде всего, социальному работнику необходимо изменить это отношение, а уже потом вести консультативную беседу. Такие позы и жесты крайне нежелательно применять самому социальному работнику, это не расположит к общению его клиента.

Если клиент своими жестами  показывает свою неуверенность, сомнение, то социальному работнику необходимо подбадривать собеседника, иначе он может полностью уйти в себя и  ни о каком общении речи быть не может. Эти жесты также могут свидетельствовать о том, что клиент говорит неправду и социальный работник должен быть настороже.

Специалист по социальной работе при общении с клиентом должен использовать жесты открытости  и доверия. Даже если клиент закрепощен, то, скорее всего при такой позиции консультанта он бессознательно станет менее напряженным и более открытым для разговора.

Существуют и нейтральные  жесты и позы, которые при определенных условиях могут быть и нежелательными

Наблюдая за человеком, мы можем выяснить характерные для  него позы и жесты, и на их основе сделать предположение о характерном  для него поведении. Это очень  важно для социального работника  и в  консультативной  и в психотерапевтической беседе. 

 

1. Три основных инстинкта  в ситуации опасности, конфликта  (стресса):

- Борись (норадреналин и  адреналин)

- Беги (адреналин)

- Замри (ацетилхолин)

Соответственно — характерное  поведение, соответственно — характерные  жесты и телодвижения:

Реакция "Борись" будет  проявляться как агрессивные, наступательные движения, колюще режущего характера. Как сжимание кулаков, взгляд "исподлобья", наклон корпуса вперед…

Реакция "Беги" — как  выставление барьеров, оглядывания  по сторонам, оттягивание воротничка, отступы назад, опора на другие предметы (столы, стулья, стены), кивки головой…

Реакция "Замри" будет  характеризоваться некоторым оцепенением, заторможенностью жестов и мимики.

2. Ярко выраженные эмоциональные  состояния:

- маниакальное, возбужденное

- апатичное, депрессивное

- тревожное, невротичное

-  дисфорическое, злобное

Прежде чем начать свою беседу, социальный работник, даже если он проводит не психологическое консультирование, а, например, консультирование по трудоустройству  или юридическим вопросам, он должен понять в каком состоянии находится  клиент  и как он может повести себя в дальнейшем.      

 Для демонстративных  личностей характерно подчеркивание  эмоциональными жестами своего  состояния, манерность в жестах  и позах (но не обязательно), богатство мимики. Много жестов  направленно на себя. Жесты становятся  намного эмоциональней, когда  такой человек начинает говорить  о себе. Очень живо показывает  мимикой большой спектр чувств  и эмоций. Почти всегда присутствую  жесты прихорашивания. Зачастую  в его арсенале много "модных" жестов.

3. Тип темперамента:

- холерик (Жесты сильные,  эмоциональные, резкие, размашистые)

- сангвиник (сильные, но плавные, эмоциональные, мягкие, размашистые)

- флегматик (скудные, не насыщенные эмоционально, не размашистые)

-     меланхолик (мелкие, скудные, но эмоциональные) 

Доказано, что многие люди не добиваются взаимопонимания именно потому, что  входе общения не учитывают к какому типу темперамента и модальности относится их партнер. Так, если клиент или партнер социального работника по деловому общению “холерик или сангвиник, то не следует затягивать беседу, холерик сразу хочет “взять быка за рога”, и любая задержка заставляет его волноваться. Сангвиник быстро адаптируется к новым условиям и начинает “диктовать” стратегию беседы. Меланхолик испытывает напряжение в непривычной обстановке и нуждается в постоянном получении подтверждения, что к нему относятся с симпатией. Флегматик же испытывает потребность в том, чтобы оглядеться, изучить собеседника”

3.   Система репрезентации:

Социальному работнику для  более эффективного общения необходимо знать, к какому типу принадлежит  его клиент, для того, чтобы лучше  воздействовать на клиента, оказывать  на него влияние или просто устанавливать  контакт. Иногда , если модальности социального работника и клиента не совпадают, то консультант должен “подстроиться”, попытаться соответствовать модальности клиента.

    Визуалист (это человек, мыслящий образами, ему важно представить себе что-то, “нарисовать” образ, картину и только после этого он сможет понять услышанную информацию или высказать свою мысль)

- большая дистанция общения,

- не любит касаний

- активна верхняя часть  лица (глаза, брови, лоб)

- голос высокий

- речь быстрая

- дыхание поверхностное

·   Аудиалист (он должен обязательно услышать какую-либо информацию, логически ее обработать и только после этого пользоваться ей)

- средняя дистанция (ок. 80 см)

- взгляд рассеянный, углубленный  в себя

- жесты в районе груди,  ладони

- активная нижняя часть  лица (губы, щеки)

·   Кинестетик (это человек чувств, для того, чтобы эффективно работать с информацией, он должен почувствовать ее содержание, как бы пропустить ее через себя)

- очень маленькая дистанция

- склонны прикасаться

- при волнении краснеют, покрываются пятнами

- много жестикулируют       

 Если социальный работник  занимается психокоррекцией, психотерапией, консультированием (не только психологическим, но и юридическим и др.) — знание языка телодвижений поможет ему диагностировать:

а) актуальное состоянии клиента (депрессия, агрессия, тревога и т.п.)

б) насколько конгруэнтны  его высказывания (для невротиков характерно несоответствие их утверждения  и невербалики, сообщение им об этом несоответствии может быть началом психокоррекционной работы)

в) выделить некоторые черты  характера (демонстративность, скованность, возбудимость, импульсивность, авторитарность, подчиняемость и т.п.)

г) его отношение к нему (недоверие, агрессия, боязнь, высокомерие, подчиненность и т.д.)

Также знание элементов невербального  общения поможет при контактах  со своими коллегами, представителями  каких-либо социальных институтов, различных  организаций, с чиновниками. Это  позволит службам социальной помощи функционировать более эффективно, а значит оказывать помощь более  качественную людям, которые в ней  нуждаются.

Социальный работник в  службе занятости может рассказать свои знания о невербальном общении  людям, ищущим работу, это поможет  им при общении с работодателем.

4.3 Социальная перцепция  в профессиональной деятельности  социального работника.

Особая роль в процессе общения отводится социальной перцепции. Социальной перцепцией называют процесс восприятия так называемых “социальных объектов”, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. 

В социальной работе наибольшее значение имеет межличностная перцепция  или восприятие человека человеком. Чтобы оказать квалифицированную  помощь клиенту, социальный работник должен применять в своей деятельности ряд психологических механизмов, обеспечивающих процесс восприятия и помогающих перейти тот внешнего восприятия человека, нуждающегося в помощи социального работника, к познанию его внутреннего мира, пониманию его ценностей и личностных качеств, оценке и прогнозу поведения. К этим механизмам относятся: идентификация, эмпатия и аттракция.

“Идентификация буквально  означает “уподобление себя другому” специалиста по социальной работе может использовать идентификацию для построения предположения о внутреннем состоянии клиента на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатию можно определить как эмоциональное чувствование или сопереживание другому, что является важным качеством социального работника. Механизм эмпатии сходен с механизмом идентификации: и в том, и в другом случае налицо “принятие в расчет” повеления другого человека.

Аттракция – понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Для того чтобы обеспечить прогнозирование ситуации нужно  принять в расчет “эффекты”, возникающие  в процессе межличностной перцепции. Наиболее значимыми являются: эффект ореола (наложение информации о клиенте  на образ, созданный заранее), эффект новизны и первичности (т. е. То, что  в восприятии знакомого человека последняя информация оказывается  наиболее значимой, а при восприятии незнакомого человека преобладает  информация, предъявленная ранее). Все  эти эффекты можно рассматривать  как проявление процесса стереотипизации, который может привести с одной стороны, к сокращению процесса познания, в случаях когда это необходимо, а с другой стороны – к возникновению предубеждения. Социальному работнику важно в своей деятельности избегать таких предубеждений, так как они могут нанести серьезный вред общению с клиентом.”

Социальная перцепция  как составная процесса общения  играет большую роль в деятельности специалиста по социальной работе, потому что она дает возможность, во-первых, по внешнему проявлению понять, что собой представляет клиент, проникнуть в глубину его личностной структуры, выяснит особенности его индивидуальности; а во-вторых, дает возможность по внешним поведенческим признакам  определить эмоциональное состояние  клиента, переживаемое им в данный момент, то есть формирует у социального  работника эмпатийное отношение к клиенту, что является важным фактором в успешной деятельности социально работника, поскольку клиент начинает активно доверять человеку, проникшемуся его проблемой.

3.4 Активное слушание как необходимый элемент общения социального работника.

“Эффективное слушание представляет собой умение извлекать полезную информацию в условиях устного общения. Считается, что умение слушать собеседника  – один из критериев коммуникабельности человека.  Не более 10 процентов людей умеют выслушать собеседника, в то время как для установления контакта роль слушателя очень важна. Основными недостатками при слушании являются бездумное и обрывочное восприятие, а также аналитическая узость (неумение устанавливать связи между содержанием сообщения и фактами реальной жизни)”.

“Умение слушать является великим даром и залогом успешности не только психолога или психотерапевта, но и социального работника. Поэтому  ему необходимо учитывать ряд  правил, соблюдение которых позволит сформировать в себе слушателя:

1. Активная поза слушающего. Установлено, что собранная поза помогает сосредоточиться, и наоборот, расслабленная поза немедленно вызывает снижение внимания и умственной деятельности (физическое расслабление немедленно ведет к умственному).

2. Устойчивая сосредоточенность  слушающего. Устойчивая сосредоточенность предполагает , что слушающий удерживает взгляд на говорящем. Это помогает не только поддерживать сосредоточенность внимания, но и получить дополнительную информацию, наблюдая за глазами, мимикой, жестами говорящего (см. пункт 4.4). Замечено, что половина информации заключается не в том, что сказано, а в том, как сказано. Кроме того, устойчивая сосредоточенность помогает понять смысл, достоверность и ценность информации, мотивы и возможные побуждения говорящего, его модальность.

3. Применение на практике  следующих правил хорошего собеседника:

·        Перестаньте говорить, невозможно слушать разговаривая.

·        Помогите клиенту раскрепоститься. Создайте у человека ощущение свободы.

·        Покажите говорящему, что Вы готовы слушать. Необходимо выглядеть и действовать заинтересовано. Слушая, старайтесь понять, а не ищите повод для раздражения.

Информация о работе Коммуникативно-речевые умения социального работника и их роль в практическом взаимодействии с клиентом