Коммуникативно-речевые умения социального работника и их роль в практическом взаимодействии с клиентом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

В условиях современной российской действительности все больше и больше людей нуждаются в помощи специально обученного профессионала в области социальной работы. Для достижения максимальной эффективности социальный работник должен хорошо знать закономерности процесса коммуникации, поскольку общение является специфической чертой социальной работы как профессиональной деятельности. Поэтому целью данной работы ставится определить роль и основные особенности и характеристики общения в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Содержание работы

Введение
1.Социальная работа как коммуникативная профессия.
2.Компетентность в общении как профессионально важное качество социального работника.
2.1 Особенности делового общения социального работника.
2.2 Общение в процессе консультирования.
2.3 Интимно-личностное общение в деятельности социального работника.
3. Теоретические основы общения в социальной работе.
3.1 Компоненты вербального общения.
3.2 Компоненты невербального общения.
3.3 Социальная перцепция в профессиональной деятельности социального работника.
3.4 Активное слушание как необходимый элемент общения социального работника.
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

теория ср контрольная.docx

— 53.91 Кб (Скачать файл)

·        Устраните раздражающие моменты. Не рисуйте, не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги.

·        Сопереживайте говорящему. Постарайтесь встать в положение говорящего.

·        Будьте терпеливы. Не экономьте время. Не прерывайте говорящего. Не порывайтесь выйти, не делайте шагов в направлении двери.

·        Сдерживайте свой характер. Рассерженный человек придает неверный смысл.

·        Не допускайте спора или критики. Это заставляет говорящего занять оборонительную позицию, он может замолчать или рассердиться.

·        Задавайте вопросы. Это подбадривает говорящего и показывает ему, что Вы его слушаете.

·        Перестаньте говорить! Это наставление идет первым и последним, т. к. все остальные зависят от него”.

Слушание – это активный процесс. Слушать не значит только не говорить. Слушание требует внимания. “Слушая, мы “отдаем” наше внимание, нашу и заинтересованность и усилия с тем, чтобы получить взамен информацию, понимание, а возможно, и комфорт  и развлечение. Слушание – тяжелый  труд, вот почему мы и не можем  слушать долго.  Слушание –активный процесс и в том смысле, что мы делим с говорящим ответственность за общение, и в том, что оно требует определенных навыков”

  Умение слушать и слышать является важнейшей, если не самой важной, характеристикой коммуникативной компетентности не только социального работника –консультанта, но и специалиста по социальной работе во всех других областях. Часто сам факт того, что человека просто внимательно выслушивают, является для него решением многих личностных проблем.  Умение слушать и слышать является необходимым условием для эффективной работы еще и  потому, что решение проблем (психологических, семейных, материальных и т. д.) человека, обратившегося в службу социальной помощи, возможно только при полном понимании его проблемы, а значит только при внимательном, активном слушании.

  Заключение.

Социальная работа как  деятельность по гармонизации человеческих отношений, по оказанию различных видов  помощи различным категориям населения неразрывно связана с общением как процессом передачи информации, восприятием и пониманием людей друг другом. В своей практике социальные работники соприкасаются с различными  сферами жизни человека и общества - сферой здоровья (физического психического, социального), прав, системой образования, планированием семьи, экономическими программами, с проблемами занятости населения и др. Они проводят индивидуальное и групповое  консультирование, работают с трудными жизненными ситуациями, их профилактикой. Организуют профессиональную социальную работу, осуществляют административные функции.

Общение в сфере социальной работы может быть представлено в 3 видах: деловом (общение в официально-деловой  сфере), интимно-личностном (основывается на установление доверительных дружеских  отношений между клиентом и специалистом по социальной работе, социальным психологом или психотерапевтом), консультативным  общение (с целью решения каких-либо проблем клиента – материальных, социальных, правовых, психологических). Общение может осуществляться с помощью вербальных и невербальных средств, и социальный работник должен хорошо знать оба эти средства и уметь применять и понимать их на практике для того, чтобы расположить к себе клиента, понять его состояние (по голосу, интонации, позе, жестам и мимике),  а значит точно выбрать наиболее эффективный способ решения его проблемы.

Важным элементом профессионального  общения социального работника  является умение слушать и слышать  клиента. Слушать – это не значит   только молчать, это активный процесс восприятия и  понимания другого человека, иногда просто выслушать клиента  и будет решением его проблем.

При общении с клиентом социальный работник должен соблюдать  этические принципы и нормы (конфиденциальность, уважение, корректность и т.д.)

Все эти знания, умения и  навыки общения социального работника  применяются и в психологическом, юридическом и других видах  консультирования.

Таким образом, социальная работа – это коммуникативная, то есть тесно  связанная с общением, профессия  и поэтому специалист по социальной работе должен уметь общаться, быть компетентным в общении, т.к. от этого зависит эффективность решения задач социальной работы. 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.   Андреева Г. М.  “Социальная психология” – М., Аспект Пресс, 1996

2.   Атватер И. “Я  Вас слушаю...” М.: Экономика, 1988 –111 стр.

3.   “Введение в практическую социальную психологию”/ под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой – 3 –е. издание, М.: Смысл – 377стр.

4.   Владимирова, Овчинников " Методика психологического консультирования в социальной работе"// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 1996, № 2, стр. 14-30

5.   Гойхман О. Я., Надеина Т. М. “Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов” под ред. Проф. О. Я. Гойхмана. – М.: Инфра, 1997 – 272 стр.

6.   Данкел Ж. Деловой этикет. Серия “1000 секретов успеха ”. Ростов н/Д: Феникс, 1997.   

7.   Девис Ф. Создай себе имидж/ Пер. с англ. С. И. Ананин, Мн.: ООО “Попурри”, 1998.

8.   Карнеги Д. “Как завоевать друзей” – Мн. Беларусь, 1990

9.   Квасков В.Д. "Роль общения в деятельности человека"// Социально – политический журнал, 1996, № 3, стр. 224 – 234

10.       Квиллиам С. “Тайный язык жеста и взгляда”, пер. с англ. – М.: Ниола – пресс, 1998  -  стр. 144.

11.       Козлов В. В.  "Социальная работа с кризисной личностью" – Ярославль, 1999 –238 стр.

12.       Колпачников В. В. “Индивидуальные модели консультативного процесса и психологического здоровья в консультировании” // “Журнал практического психолога”, 1997. №5, стр.18 –26.

13.       Колпачников В. В. “Общее введение в индивидуальное психологическое консультирование” // “Вопросы психологии”, 1998, №6, стр. 35 –43

14.       Кришанская Ю. С. Третьяков В. П. “Грамматика общения”, М.: смысл, 1999

 

 


Информация о работе Коммуникативно-речевые умения социального работника и их роль в практическом взаимодействии с клиентом