Концептуальные основы устойчивого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:14, реферат

Описание работы

К сожалению, необходимость перехода к модели УР и его ноосферной ориентации в России до недавнего времени осознавалась весьма узким кругом интеллектуалов и даже не обсуждалась на высших уровнях властных структур. Складывалось впечатление, что, когда весь мир совершает важнейший после сельскохозяйственной и промышленной революций переход на путь УР, мы продолжаем в известном смысле хаотическое движение, уходя все дальше от «реального социализма», но не вперед – вместе с мировым сообществом, а, возможно, либо куда-то «в сторону», либо в историческое прошлое капитализма

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 1.62 Мб (Скачать файл)

Введение

 

Знания об обществе стали  формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать свою включенность в группу и зависимость  от отношения и поведения других людей. Организация жизнедеятельности  и воспроизводства все более  сложных сообществ (от племен до государств) вызывала необходимость как-то обобщать и «функционализировать» представления  об устройстве общества как объекта  управления и о природе человека как адресата организующего воздействия  вождей и политической манипуляции  элит.

Много тысячелетий назад  китайские мудрецы советовали своим  властителям: «Держи народ в сытости  и невежестве – тогда будет  процветать государство». Рационалистическое мышление современной цивилизации  гораздо более витиеватым и лукавым  путем пришло к обоснованию подобного  вывода. Великий социолог Т. Парсонс  в своей системной модели функционального  устройства общества фактически обосновал, что «умные управляют сильными», т.е. те, кто обладает нужными знаниями, распоряжается ресурсами тех, кто  владеет навыками и умениями.

Социальная значимость людей является эквивалентом их общественного достоинства, позволяет им реализоваться в обществе себе подобных и осуществить свое предназначение. Знание социологии как необходимый элемент современной гуманитарной культуры важнейшее условие развития человеческого в человеке, которого от других «стадных» животных отличают интеллект, способность к осознанию и духовность, приоритет ценностного мира.

Мы живем в стране, где на фоне острых исторических коллизий представители  разных народов много раз шли  даже на смерть во имя сохранения чести, достоинства, интересов Родины, своей  культуры. Наш коллективный социальный опыт подтверждает, что люди преодолевают самые сильные жизненные инстинкты  ради поддержания духовных ценностей, а иногда и условностей, отживших стереотипов. Поэтому современная  социология такое большое внимание уделяет изучению социальной культуры, того «эфемерного» поля нормативных  стандартов, которое направляет и  осознанное, и бессознательное поведение  подавляющего большинства людей.

Сейчас Россия, находясь на переломном этапе своего развития, пытается найти выход из «системного кризиса» (политического, экономического, социального, национального, экологического и др.). Десятилетиями продолжается снижение эффективности экономики, широкомасштабное разрушение природы и снижение жизненного уровня населения. Начавшиеся в середине 80-х – начале 90-х годов процессы обновления – перестройки, демократизации, перевода к рыночным отношениям не привели пока к оздоровлению России. Более того, и сегодня отсутствует обоснованная стратегия выхода из сложившейся кризисной ситуации.

Экономические потери по экологическим  причинам составляют десятки процентов  ВНП, идет разбазаривание наиболее ценного стратегического сырья и природных ресурсов, снижается качество жизни и ухудшается здоровье людей, падает средняя продолжительность жизни. Сплошь и рядом решение политических, национальных, экономических и социальных проблем реализуется за счет окружающей природной среды. В широком смысле Россия нуждается в «экологическом страховании» демократических реформ, в противном случае они окажутся бесперспективными, сохраняя не оправдавшие себя модели неустойчивого развития.[1]

К сожалению, прозрение нашего общества затягивается, а страна столь  стремительно катится в пропасть, что разговоры об устойчивом развитии России на ближайшее обозримое будущее становятся бессмысленными. Когда дом горит, надо думать не о том, как следовало бы его перестроить, а о том, как скорее погасить пожар.

Боюсь, в связи со сказанным, если руководствоваться разумом, как к тому призывал наш выдающийся соотечественник академик Владимир Иванович Вернадский, разработавший основы учения о ноосфере, то именно разум и должен быть руководящей нитью при обсуждении и решении сложных проблем.

Если раньше у нас церковь была отлучена от государства, то в нынешний период реформирования страны в таком положении оказалась наука. Когда видишь бывшего члена правительственного аппарата, стоящего в храме со свечкой (как со стаканом водки, по словам А. И. Лебедя), то становится ясно, что у многих ныне власть имущих не было раньше и нет сейчас осознанных жизненных принципов и понимания того, что происходит в мире, понимания тех проблем, с которыми столкнулось человечество на пороге XXI века, и вытекающих из них следствий.[2]

Возрождение России, ее включение  в мировой процесс,ориентирующейся на модель устойчивого развития (УР), сопряжены с реализацией нового типа движения вперед, когда удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей не будет достигаться за счет лишения такой же возможности наших потомков. Понятие устойчивого развития вовсе не сводится лишь к проблеме устойчивости, в переводе с английского – это и длительное, и непрерывное, и сбалансированное, и поддерживающее и т.д. Различные оттенки этого емкого понятия еще будут предметом нашего анализа. Стратегия устойчивого (сбалансированного) развития потребует системной оптимизации не только экономических и экологических характеристик, но и всех остальных параметров и тенденций социоприродной системы, достижения гармонии между людьми и между обществом и природой. Стабильность экономического роста и шире – социального развития должна будет достигаться без неоправданной деградации природы, с сохранением прежде всего биосферы планеты. Такого рода устойчивое социоприродное развитие предполагает движение по пути широко понимаемой всесторонней интенсификации не только производства, но и всех сфер социальной деятельности, когда максимальное вовлечение качественных источников и факторов органически связано с минимизацией количественных параметров.[1]

К  сожалению, необходимость  перехода к модели УР и его ноосферной ориентации в России до недавнего  времени осознавалась весьма узким  кругом интеллектуалов и даже не обсуждалась на высших уровнях властных структур. Складывалось впечатление, что, когда весь мир совершает важнейший после сельскохозяйственной и промышленной революций переход на путь УР, мы продолжаем в известном смысле хаотическое движение, уходя все дальше от «реального социализма», но не вперед – вместе с мировым сообществом, а, возможно, либо куда-то «в сторону», либо в историческое прошлое капитализма.[1]

 

 

 

 

Глава 1. Концептуальные основы устойчивого развития

    1. Устойчивое развитие как необходимая тенденция цивилизационного процесса

 

Конец XX столетия рассматривается как период беспрецедентных глобальных изменений, темпы и масштабы которых не просматриваются в истории цивилизации и вряд ли будет иметь место в будущем. Человеческая цивилизация в своем развитии достигла такой стадии, когда антропогенное воздействие на биосферу приобрело качественно новый характер, требующий переосмысления самой сути взаимоотношений человека, общества и природы, выхода на новый уровень общепланетарного развития. «И хотя, - как пишет американский журнал, анализирующий итоги «РИО-92», -существует некоторый экологический прогресс в отдельных странах общее экологическое состояние мира ухудшилось».   

Действительно, с начала XX в. мировое население увеличилось более, чем в 3 раза, а его экономический потенциал – в 12 раз, потребление ископаемых видов топлива возросло в 30 раз, а промышленное производство – в 40. При этом большая часть этого роста происходила с середины текущего столетия. Если в 80-х годах считалось, что население мира, которое тогда составляло 5,4 млрд. человек, стабилизируется через 100 лет на уровне 10 млрд.человек.

При анализе современных  и перспективных социально-экологических  тенденций для разработки эффективной  национальной и глобальной стратегии в области окружающей среды учет демографических факторов выступает в качестве неотъемлемого элемента конструктивного прогноза. Если темпы прироста населения по-прежнему будут расти по экспоненте, то соответствующие показатели удвоятся в ближайшие 50 лет. Такой демографический прирост обусловит рост глобальной экономической активности цивилизации, соответственно углубит дестабилизацию мировых экосистем.

Моделирование климатических  изменений на планете позволяет  сформулировать следующие выводы: историческая эмиссия «парниковых газов» в  атмосфере приведет к повышению  соответствующих температурных  показателей, масштабы и скорость которых  не имели прецедента в геологической  истории планеты. В ближайшие сто лет прогнозируется дальнейшее потепление на несколько градусов, что приведет к повышению уровня Мирового океана. В результате интенсивного климатического изменения многие мировые экосистемы  и виды не смогут приспособиться к соответствующим природно-климатическим модификациям, что приведет к катастрофическим последствиям всего живого.

На конференции ООН по окружающей среде и развитию были выделены тенденции, характерные для современной мировой социально-экологической ситуации.[3] Отметим основные из них: от угрозы мировой термоядерной катастрофы к опасности экологического коллапса; глобальность экопроблемы и перемещение остроты социально-экологической ситуации в страны «третьего мира».

До недавнего времени  существовало представление, что в  большинстве развивающихся стран  во взаимоотношениях между человеком  и природой сохранились в известной  степени традиционно гармонические  стереотипы и механизмы. Сохраняющиеся  во многих странах Азии, Африки и  Латинской Америки народные обычаи рассматривались как важнейший  гарант, обеспечивающий цивилизацию  биосферного равновесия. Постепенно, однако, осознавался процесс существенных деградационных изменений традиционных экосистем и в развивающихся регионах. Получается деградация биосферы в западных странах связывалась с характером экономического роста, то экологический кризис в условиях стран «третьего мира» ассоциируется с проблемой слаборазвитости. Действительно, слаборазвитость и «качество» окружающей природной среды находятся в неразрывной причинно-следственной связи.

Одним из путей решения, обеспечивающих снятие социально-экологических противоречий, является, с одной стороны, переход к рыночной экономике, обеспечивающей сочетание централизационного и местного управления природоохранными процессами. С другой стороны, эффективная практическая помощь развитых стран, которые своей поддержкой не только содействуют стабилизации социально-экологической ситуации  в регионах бывшего «реального социализма», включая и СНГ, но и формируют основы экологической безопасности в масштабах мирового сообщества, тем самым способствуя ликвидации одного из опасных очагов социально-экологической дестабилизации в мире.[4]

 

 

    1.  Понятие устойчивого развития

 

 

Устойчивое развитие–  это такое развитие, при котором удовлетворение нужд нынешнего поколения происходит без ущемления возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности. Эта формулировка из доклада «Наше общее будущее», подготовленного Международной комиссией по окружающей среде и развитию ООН в 1987 году, стала сутью новой парадигмы развития человечества. В принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году представителями 179 стран «Повестке на XXI век» концепция устойчивого развития приобрела статус важнейшего принципа существования земной цивилизации.

Особенно активно идеи устойчивого развития распространялись в мире в последние 10–15 лет. Большое количество стран сделало реальные шаги по переходу к устойчивому развитию. В них созданы государственные органы, ответственные за устойчивое развитие (советы, комиссии, комитеты при правительствах или главах государств), разработаны или разрабатываются документы национального уровня, ориентирующие развитие на путь устойчивости (концепции и стратегии устойчивого развития, законы, другие нормативные и методические документы). Все большее распространение получают модели устойчивого производства и потребления. Расширяется участие общественности, ученых, бизнеса в решении проблем устойчивого развития.

Весь мир, и Россия в  том числе, стоит на пороге третьей, после агрикультурной и индустриальной, цивилизационной революции, не менее, а может быть, и более фундаментальной, чем две предыдущие. Стратегию  устойчивого развития невозможно создать, исходя из традиционных общечеловеческих представлений и ценностей, стереотипов  мышления. Она требует выработки новых научных и мировоззренческих подходов, соответствующих не только современным реалиям, но и предполагаемым перспективам развития в III тысячелетии.

Понятие устойчивого развития должно определяться через два основных признака такого развития - антропоцентрический и биосфероцентрический.

Под антропоцентрическим  признаком в широком смысле понимается выживание человечества (страны) и  способность (возможность) его дальнейшего  непрекращающегося (устойчивого), непрерывно долгого развития, чтобы наши потомки  имели не меньшие возможности, по сравнению с настоящим поколением, удовлетворения своих потребностей в природных условиях и экологических  условиях Земли и космоса (принцип  равенства возможностей поколений  в плане удовлетворения своих  потребностей). Биосфероцентрический (в общем случае - экологический) признак понятия связан с сохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, необходимого условия ее устойчивости и естественной эволюции, так чтобы дальнейшее развитие человечества не происходило в экофобной форме. В книге “Наше общее будущее” отмечается, что “стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой”. Этот принцип можно охарактеризовать как принцип коэволюции природы и общества.

Сказанное позволяет определить устойчивое развитие как стратегию  социоприродного развития, которая  обеспечивает выживание и непрерывный  прогресс общества и не разрушает  окружающую природную среду, особенно биосферу.

Информация о работе Концептуальные основы устойчивого развития