Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:28, контрольная работа
В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.
Введение…………………………………………………………………………..2
Тема 1. Конфликты в социально – педагогическом процессе и методы их разрешения.
Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………………2
Конфликты в условиях учебной деятельности…………………………………12
Тема 2. Способы урегулирования социально – педагогических конфликтов.
Специфика урегулирования педагогических конфликтов……………………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………...…..24
Список литературы………………………………………………………………25
Оглавление
Введение………………………………………………………
Тема 1. Конфликты
в социально – педагогическом процессе
и методы их разрешения.
Определение конфликта,
содержание, типы и способы протекания…………………………
Конфликты в
условиях учебной деятельности…………………………
Тема 2. Способы
урегулирования социально – педагогических
конфликтов.
Специфика урегулирования
педагогических конфликтов……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
В моменты
общественных катаклизмов мы все
отмечаем нарастание ожесточения, зависти,
нетерпимости друг к другу. Это связано
с исчезновением в результате
так называемой перестройки системы
запретов, воспитания, строгого соблюдения
законов, что приводит к проявлению низменных
инстинктов и (чего боялся Достоевский)
- к вседозволенности, агрессивности.
Агрессивность
- помеха при формировании отношений,
морали, общественной деятельности людей.
Административными мерами данную проблему
не решить.
Сейчас,
как никогда, важно с детских
лет воспитывать у детей
Для этого
педагогу надо хорошо овладеть умениями
и навыками предупреждения и разрешения
конфликтных ситуаций, так как проблема
взаимодействия участников педагогического
процесса приобретает все большую остроту
для современной школы.
В многочисленных
публикациях о проблемах
В данной
работе предпринята попытка
Тема
1. Конфликты в социально
– педагогическом процессе
и методы их разрешения.
Определение
конфликта, содержание,
типы и способы
протекания.
Для того,
чтобы умело использовать конфликт
в педагогическом процессе, необходимо,
естественно, иметь теоретическую
базу: хорошо знать динамику его
и все ее составляющие. Бесполезно
рассказывать о технологии использования
конфликта, человеку, который имеет лишь
житейское представление о конфликтном
процессе.
Конфликт
- форма социального взаимодействия между
двумя или более субъектами (субъекты
могут быть представлены индивидом/группой/самим
собой - в случае внутреннего конфликта),
возникающий по причине несовпадения
желаний, интересов, ценностей или восприятия.
Говоря
иначе, конфликт - ситуация, когда два или
более субъекта взаимодействует таким
образом, что шаг вперед в удовлетворении
интересов, восприятия, ценностей или
желаний одного из них означает шаг назад
для другого или других.
Мы рассматриваем
педагогический конфликт, то есть конфликт,
субъектами которого являются участники
педагогического процесса.
Типологическое
подразделение конфликтов:
- "подлинный"
-- когда столкновение интересов
существует объективно, осознается
участниками и не зависит от
какого-л. легко изменяющегося
фактора;
- "случайный
или условный" -- когда конфликтные
отношения возникают в силу случайных,
легко поддающихся изменению обстоятельств,
что не осознается их участниками. Такие
отношения могут быть прекращены в случае
осознания реально имеющихся альтернатив;
- "смещенный"
-- когда воспринимаемые причины
конфликта лишь косвенно
- "неверно
приписанный" -- когда конфликтные
отношения приписываются не
- "скрытый"
-- когда конфликтные отношения
в силу объективных причин
должны иметь место, но не
актуализируются;
- "ложный"
-- конфликт, не имеющий объективных
оснований и возникающий в
результате ложных
Следует
различать понятия "конфликт"
и "конфликтная ситуация", разница
между ними очень существенна.
Конфликтная
ситуация -- такое совмещение человеческих
интересов, которое создает почву
для реального противоборства между
социальными субъектами. Главная черта
-- возникновение предмета конфликта, но
пока отсутствие открытой активной борьбы.
То есть
в процессе развития столкновения конфликтная
ситуация всегда предшествует конфликту,
является его основой.
Выделяют
четыре вида конфликтов:
внутриличностный,
отражающий борьбу примерно равных по
силе мотивов, влечений, интересов личности;
межличностный,
характеризующийся тем, что действующие
лица стремятся реализовать в
своей жизнедеятельности
межгрупповой,
отличающийся тем, что конфликтующими
сторонами выступают социальные группировки,
преследующие несовместимые цели и препятствующие
друг другу на пути их осуществления;
личностно-групповой
- возникает в случае несоответствия
поведения личности групповым нормам
и ожиданиям.
Чтобы
спрогнозировать конфликт, надо сначала
разобраться, имеется ли проблема, которая
возникает в тех случаях, когда
есть противоречие, рассогласование
чего-то с чем-то. Далее устанавливается
направление развития конфликтной
ситуации. Затем определяется состав участников
конфликта, где особое внимание уделено
их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным
особенностям и манерам поведения. Наконец,
анализируется содержание инцидента.
Существуют
сигналы, предупреждающие конфликт.
Среди них:
· кризис
(в ходе кризиса обычные нормы
поведения теряют силу, и человек
становится способным на крайности
- в своем воображении, иногда на
самом деле);
· недоразумение
(вызывается тем, что какая-то ситуация
связана с эмоциональной
· инциденты
(какая-то мелочь может вызвать временное
волнение или раздражение, но это
очень быстро проходит);
· напряжение
(состояние, которое искажает восприятие
другого человека и поступков
его действий, чувства изменяются к худшему,
взаимоотношения становятся источником
непрерывного беспокойства, очень часто
любое недоразумение может перерасти
в конфликт);
· дискомфорт
(интуитивное ощущение волнение, страх,
которые трудно выразить словами).
Педагогически
важно отслеживать сигналы, свидетельствующие
о зарождении конфликта.
В практике
социального педагога больше интересует
не столько устранение инцидента, сколько
анализ конфликтной ситуации. Ведь
инцидент можно заглушить путем
“нажима”, тогда как конфликтная ситуация
сохраняется, принимая затяжную форму
и отрицательно влияя на жизнедеятельность
коллектива.
На
конфликт смотрят сегодня, как
на весьма значимое явление
в педагогике, которое нельзя
игнорировать и которому
Считая
конфликт эффективным
Большинство
ученых считает, что конфликт
- это острая ситуация, возникающая
как результат столкновения
На
основании изложенного можно
сделать вывод, что в течение
длительного времени
Установлено,
что противоречия, возникающие среди
подростков, не всегда приводит к конфликту.
От умелого и чуткого педагогического
руководства зависит, вырастет ли противоречие
в конфликт или найдет свое разрешение
в дискуссиях и спорах. Успешное разрешение
конфликта зависит подчас от той позиции,
которую занимает педагог по отношению
к ней (авторитарная, нейтральная, избежание
конфликтов целесообразное вмешательство
в конфликт). Управлять конфликтом, прогнозировать
его развитие и уметь разрешать - своеобразная
“техника безопасности” педагогической
деятельности.
Различают
два подхода в подготовке к
разрешению конфликтов:
– изучение
имеющегося передового педагогического
опыта;
– второй
- овладение знанием
В.М.Афонькова
утверждает, что успешность педагогического
вмешательства в конфликты
· позиция
авторитарного вмешательства в
конфликт - педагог не будучи убежден,
что конфликт - это всегда плохо
и что с ним надо бороться, старается
подавить его;
· позиция
нейтралитета - педагог старается
не замечать и не вмешиваться в столкновения,
возникающие среди воспитанников;
· позиция
избежания конфликта - педагог убежден,
что конфликт - показатель его неудач
в воспитательной работе с детьми
и возникает из-за незнания, как
выйти из создавшейся ситуации;
· позиция
целесообразного вмешательства в конфликт
- педагог, опираясь на хорошее знание
коллектива воспитанников, соответствующие
знания и умения, анализирует причины
возникновения конфликта, принимает решение
либо подавить его, либо дать возможность
развиться до определенного предела.
Информация о работе Конфликты в социально–педагогическом процессе и методы их разрешения