Конфликты в социально–педагогическом процессе и методы их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:28, контрольная работа

Описание работы

В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2

Тема 1. Конфликты в социально – педагогическом процессе и методы их разрешения.

Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………………2

Конфликты в условиях учебной деятельности…………………………………12

Тема 2. Способы урегулирования социально – педагогических конфликтов.

Специфика урегулирования педагогических конфликтов……………………………………………………………………….16

Заключение…………………………………………………………………...…..24

Список литературы………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

конфликты.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

* устранение  одной или обеих сторон; 

* приостановка  конфликта с возможностью его возобновления; 

* победа  одной из сторон (овладение объектом  конфликта); 

* деление  объекта конфликта (симметричное  или асимметричное); 

* согласие  о правилах совместного использования  объекта; 

* равнозначная  компенсация одной из сторон  за овладение объектом другой стороной; 

* отказ  обеих сторон от посягательств  на данный объект. 

Прекращение конфликтного взаимодействия -- первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех двух сторон по усилению своей позиции или  ослаблению позиции участника с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может. 

Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах участников является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента. При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об участнике и в негативных эмоциях по отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение. 

Важно понять, что проблему, из-за которой  возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий. Выявление и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие участника. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять -- не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в по-ведении или даже в намерениях участника. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта. 
 
 
 
 
 

Заключение.

 Образование  как социокультурная технология  является не только источником  интеллектуального богатства, но  и мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и межличностных отношений. Педагогическая действительность, однако, порождает множество противоречий и конфликтных ситуаций, выход из которых требует специальной подготовки социальных педагогов. 

Установлено, что поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям, социальные педагоги не должны “бояться” конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях. 

 Понимание  причин возникновения конфликтов  и успешное использование механизмов  управления ими возможны только  при наличии у будущих социальных  педагогов знаний и умений  соответствующих личностных качеств, знаний и умений. 

Констатировано, что практическая готовность социального  педагога к разрешению конфликтов среди  учеников представляет собой интегральное личностное образование, структура  которого включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-исполнительский компоненты. В качестве критериев этой готовности выступают мера, целостность и мера сформированности ее основных составляющих.

Показано, что процесс формирования практической готовности социального педагога к  разрешению конфликтов среди подростков носит индивидуально-творческий, поэтапно и системно организованный характер. Содержание и логика этого процесса обусловлена структурными компонентами готовности и соответствующими образовательными технологиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 
 

1. Абульханова-Славская  К.А. Развитие личности в процессе  жизнедеятельности // Психология  формирования и развития личности. - М., 1981 

2. Алешина  Ю.Е. Проблемы теории и практики  медиации участников // Личность, общение,  групповые процессы: Сб. обзоров. - М.: ИНИОН, 1991. - С. 90-100 

3. Андреев  В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995 

4. Берн  Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений;  Люди, которые играют в игры. Психология  человеческой судьбы / Пер. с англ. - СПб., 1992 

5. Журавлев  В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. М.: Российское педагогическое  агентство, 1995. - 184 с.  

6. Материалы  интернет-сайта www.azsp.ru 

7. Материалы  интернет-сайта websites.pfu.edu.ru 

8. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М., 1986 

9. Пономарев  Ю.П. Игровые модели: математические  методы, психологический анализ. - М.: Наука, 1991. - 160 с. 

10. Прутченков  А.С. Тренинг коммуникативных  умений. - М., 1993 

11. Фишер  Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения - М.: Наука, 1990 - 158 с. 

12. Шипилов  А.И. Социально-психические особенности  конфликтов между начальниками  и подчиненными в подразделении:  Дис.…канд. псих. Наук. - М., 1993. - 224 с.


Информация о работе Конфликты в социально–педагогическом процессе и методы их разрешения