Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:28, контрольная работа
В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.
Введение…………………………………………………………………………..2
Тема 1. Конфликты в социально – педагогическом процессе и методы их разрешения.
Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………………2
Конфликты в условиях учебной деятельности…………………………………12
Тема 2. Способы урегулирования социально – педагогических конфликтов.
Специфика урегулирования педагогических конфликтов……………………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………...…..24
Список литературы………………………………………………………………25
2. Предмет
конфликта. В нем отражается
столкновение интересов и
Предмет
конфликта -- это то противоречие, из-за
которого и ради разрешения которого
стороны вступают в противоборство.
3. Объект
конфликта. Объект находится
4. Микро-
и макросреда. При анализе конфликта
необходимо выделять такой
Важными
психологическими составляющими конфликтной
ситуации являются устремления сторон,
стратегии и тактики их поведения,
а также их восприятие конфликтной
ситуации, т. е. те информационные модели
конфликта, которые имеются у каждой из
сторон и в соответствии с которыми участники
организуют свое поведение в конфликте.
Конфликты
в условиях учебной
деятельности.
Для школы
характерны разного рода конфликты.
Педагогическая сфера представляет
собой совокупность всех видов целенаправленного
формирования личности, а ее сутью является
деятельность по передаче и освоению социального
опыта. Поэтому именно здесь необходимы
благоприятные социально-психологические
условия, обеспечивающие душевный комфорт
педагогу, ученику и родителям.
Конфликты
между учениками в школе
В сфере
народного образования принято
выделять четыре субъекта деятельности:
ученик, учитель, родители и администратор.
В зависимости от того, какие субъекты
вступают во взаимодействие, можно выделить
следующие виды конфликтов: ученик - ученик;
ученик - учитель; ученик - родители; ученик
- администратор; учитель - учитель; учитель
- родители; учитель - администратор; родители
- родители; родители - администратор; администратор
- администратор.
Наиболее
распространены среди учащихся конфликты
лидерства, в которых отражается
борьба двух-трех лидеров и их группировок
за первенство в классе. В средних
классах часто, конфликтуют группа
парней и группа девчонок. Может обозначиться
конфликт трех-четырех подростков с целым
классом или вспыхнуть конфликтное противостояние
одного школьника и класса.
Большое
влияние на конфликтное поведение
школьников оказывает личность учителя.
Ее воздействие может проявляться
в различных аспектах.
Во-первых,
стиль взаимодействия учителя с
другими учениками служит примером
для воспроизводства во взаимоотношениях
со сверстниками. Исследования показывают,
что стиль общения и
Во-вторых,
учитель обязан вмешиваться в
конфликты учеников, регулировать их.
Это, конечно, не означает их подавление.
В зависимости от ситуации может
быть необходимо административное вмешательство,
а может быть -- просто добрый совет. Положительное
влияние оказывает вовлечение конфликтующих
в совместную деятельность, участие в
разрешении конфликта других учеников,
особенно лидеров класса, и т.д.
Процесс
обучения и воспитания, как и всякое
развитие, невозможен без противоречий
и конфликтов. Конфронтация с детьми,
условия жизни которых сегодня
нельзя назвать благоприятными, является
обычной составной частью реальности.
По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов
между учителем и учеником выделяются
следующие конфликты:
деятельности,
возникающие по поводу успеваемости
ученика, выполнения им внеучебных заданий;
поведения
(поступков), возникающие по поводу
нарушения учеником правил
отношений,
возникающие в сфере
Конфликты
деятельности возникают между учителем
и учеником и проявляются в
отказе ученика выполнить учебное
задание или плохом его выполнении.
Подобные конфликты часто происходят
с учениками, испытывающими трудности
в учебе; когда учитель ведет предмет в
классе непродолжительное время и отношения
между ним и учеником ограничиваются учебной
работой. В последнее время наблюдается
увеличение таких конфликтов из-за того,
что учитель часто предъявляет завышенные
требования к усвоению предмета, а отметки
использует как средство наказания тех,
кто нарушает дисциплину. Эти ситуации
часто становятся причиной ухода из школы
способных, самостоятельных учеников,
а у остальных снижается мотивация к учению
вообще.
Конфликты
поступков всякая ошибка учителя
при разрешении конфликта порождает
новые проблемы и конфликты, в
которые включаются другие ученики;
конфликт в педагогической деятельности
легче предупредить, чем успешно
разрешить.
Важно,
чтобы учитель умел правильно
определить свою позицию в конфликте,
так как если на его стороне
выступает коллектив класса, то ему
легче найти оптимальный выход
из сложившейся ситуации. Если же класс
начинает развлекаться вместе с нарушителем
дисциплины или занимает двойственную
позицию, это ведет к негативным последствиям
(например, конфликты могут приобрести
постоянный характер).
Конфликты
отношений часто возникают в
результате неумелого разрешения педагогом
проблемных ситуаций и имеют, как правило,
длительный характер. Эти конфликты приобретают
личностный смысл, порождают длительную
неприязнь ученика к учителю, надолго
нарушают их взаимодействие.
Особенности
педагогических конфликтов
Среди
них можно выделить следующие:
ответственность
учителя за педагогически правильное
разрешение проблемных ситуаций: ведь
школа -- модель общества, где ученики усваивают
нормы отношений между людьми;
участники
конфликтов имеют разный социальный
статус (учитель -- ученик), чем и определяется
их поведение в конфликте;
разница
в жизненном опыте участников
порождает разную степень
различное
понимание событий и их причин
(конфликт “глазами учителя” и “глазами
ученика” видится по-разному), поэтому
учителю не всегда легко понять глубину
переживаний ребенка, а ученику -- справиться
с эмоциями, подчинить их разуму;
присутствие
других учеников делает их из свидетелей
участниками, а конфликт приобретает
воспитательный смысл и для них;
об этом всегда приходится помнить учителю;
профессиональная
позиция учителя в конфликте
обязывает его взять на себя
инициативу в его разрешении
и на первое место суметь
поставить интересы ученика
контролируя
свои эмоции, быть объективным, дать возможность
учащимся обосновать свои претензии, “выпустить
пар”;
не приписывать
ученику свое понимание его позиции,
перейти на “Я-высказывания (не “ты
меня обманываешь”, а “я чувствую себя
обманутым”);
не оскорблять
ученика (есть слова, которые, прозвучав,
наносят такой ущерб отношениям, что все
последующие “компенсирующие” действия
не могут их исправить);
стараться
не выгонять ученика из класса;
по возможности
не обращаться к администрации;
не
отвечать на агрессию
давать
оценку только его конкретным
действиям;
дать
себе и ребенку право на ошибку,
не забывая что “не ошибается
только тот, кто ничего не делает”;
независимо
от результатов разрешения противоречия
постараться не разрушить отношений
с ребенком (высказать сожаление по
поводу конфликта, выразить свое расположение
к ученику);
не бояться
конфликтов с учащимися, а брать
на себя инициативу их конструктивного
разрешения.
Тема
2. «Способы урегулирования
социально - педагогических
конфликтов».
Специфика
урегулирования педагогических
конфликтов.
Мало
найдется проблем между людьми или
группами людей, которые можно было
бы решить в один миг.
Успешное
разрешение конфликтов поэтому обычно
включают цикл, состоящий из определения
проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению
и оценке результата. В лю-бой конкретной
ситуации следует выявить источник конфликта
до того, как заняться разра-боткой политики
по их разрешению.
Прежде
всего, надо выяснить, что произошло.
В чем проблема? На этом этапе
важно изложить факты, чтобы все согласились
с определением проблемы. Чувства и ценностные
оценки должны четко отделяться от фактов.
И руководитель должен представить идеальное
решение со своей стороны. фактов.
Затем
спросим у всех заинтересованных
лиц: какие чувства они испытывают и
что бы хотели увидеть в качестве идеального
решения? Возмож-но несколько вариантов.
Когда
конфликт проанализирован, можно переходить
к совместному в духе сотрудни-чества
поиску шагов, чтобы привести всех к
примирению.
Конфликты
есть деструктивные и
Конструктивный
конфликт - когда открывается острая
проблема, приводит к столк-новению
с реальной проблемой и путями ее
решения, помогает совершенствоваться.
(Можно сравнить: в споре рождается истина.)
При разрешении
конфликтов между учителем и учащимся
необходимо помимо анализа причин конфликта,
учитывать возрастной фактор
Наряду
с деловыми конфликтными
Как правило,
они возникают из-за возникшего у
подростка чувства взрослости и
стремления признать себя таковым, а
с другой стороны, отсутствием у
педагога оснований для признания
его равным себе. И в случае неверной
тактики педагога способно привести к
устойчивой личной взаимной неприязни
и даже вражде.
Попадая
в конфликтную ситуацию учитель
может направлять свою активность либо
на то, чтобы лучше понять своего
собеседника, либо на регуляцию собственного
психологического состояния с целью погашения
конфликта или его профилактики. В первом
случае разрешение конфликтной ситуации
достигается путем налаживания взаимопонимания
между людьми, устранения недомолвок,
несогласованности. Впрочем проблема
понимания другого человека довольно
сложная.
Опытные
педагоги знают, что следует сказать
(отбор содержания в диалоге), как
сказать (эмоциональное сопровождение
разговора), когда сказать, чтобы
достигнуть цели обращенной к ребенку
речи (время и место), при ком сказать
и зачем сказать (уверенность в результате).
В общении
педагога с учениками большое
значение имеют не только содержание
речи, но и ее тон, интонация, мимика.
Если при общении взрослых интонация
может нести до 40% информации, то
в процессе общения с ребенком воздействие
интонации существенно увеличивается.
Принципиально важно уметь слушать и слышать
ученика. Это не так легко сделать по ряду
причин: во-первых, трудно ждать от ученика
плавной и связной речи, в силу чего взрослые
часто прерывают его, чем еще больше затрудняют
высказывание (“Ладно, все понятно, иди!”).
Во-вторых, учителям часто некогда выслушать
ученика, хотя у того есть потребность
поговорить, а когда учителю надо что-то
узнать, ученик уже потерял интерес к разговору.
Информация о работе Конфликты в социально–педагогическом процессе и методы их разрешения