Конфликты в социально–педагогическом процессе и методы их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:28, контрольная работа

Описание работы

В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2

Тема 1. Конфликты в социально – педагогическом процессе и методы их разрешения.

Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………………2

Конфликты в условиях учебной деятельности…………………………………12

Тема 2. Способы урегулирования социально – педагогических конфликтов.

Специфика урегулирования педагогических конфликтов……………………………………………………………………….16

Заключение…………………………………………………………………...…..24

Список литературы………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

конфликты.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

2. Предмет  конфликта. В нем отражается  столкновение интересов и целей  сторон. Борьба, происходящая в конфликте,  отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьба может обостряться и затихать. В такой же мере затихает и обостряется противоречие. 

Предмет конфликта -- это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство. 

3. Объект  конфликта. Объект находится глубже  и является ядром проблемы, центральным  звеном конфликтной ситуации. Поэтому  иногда его рассматривают как  причину, повод к конфликту.  Объектом конфликта может быть  материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересечении личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним. Условием для конфликта является притязание хотя бы одной из сторон на неделимость объекта, желание считать его неделимым, полностью владеть им. Для конструктивного разрешения конфликта необходимо изменять не только его объективные составляющие, но и субъективные. 

4. Микро-  и макросреда. При анализе конфликта  необходимо выделять такой элемент,  как условия, в которых находятся  и действуют участники конфликта, т. е. микро- и макросреду, в которой возник конфликт. 

Важными психологическими составляющими конфликтной  ситуации являются устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной  ситуации, т. е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми участники организуют свое поведение в конфликте. 

Конфликты в условиях учебной  деятельности. 

Для школы  характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям. 

Конфликты между учениками в школе 

В сфере  народного образования принято  выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик - ученик; ученик - учитель; ученик - родители; ученик - администратор; учитель - учитель; учитель - родители; учитель - администратор; родители - родители; родители - администратор; администратор - администратор. 

Наиболее  распространены среди учащихся конфликты  лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок  за первенство в классе. В средних  классах часто, конфликтуют группа парней и группа девчонок. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. 

Большое влияние на конфликтное поведение  школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах. 

Во-первых, стиль взаимодействия учителя с  другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями. Личностный стиль общения и педагогическая тактика “сотрудничество” обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов. Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения придерживаются одной из тактик (“диктат” или “опека”), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах “авторитарных” учителей и в старшем школьном возрасте. 

Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в  конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть -- просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д. 

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня  нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты: 

деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий; 

 поведения  (поступков), возникающие по поводу  нарушения учеником правил поведения  в школе и вне ее; 

 отношений,  возникающие в сфере эмоционально-личностных  отношений учащихся и учителей. 

Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в  отказе ученика выполнить учебное  задание или плохом его выполнении. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще. 

Конфликты поступков всякая ошибка учителя  при разрешении конфликта порождает  новые проблемы и конфликты, в  которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно  разрешить. 

Важно, чтобы учитель умел правильно  определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне  выступает коллектив класса, то ему  легче найти оптимальный выход  из сложившейся ситуации. Если же класс  начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер). 

Конфликты отношений часто возникают в  результате неумелого разрешения педагогом  проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие. 
 

Особенности педагогических конфликтов 

Среди них можно выделить следующие: 

ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа -- модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми; 

участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель -- ученик), чем и определяется их поведение в конфликте; 

 разница  в жизненном опыте участников  порождает разную степень ответственности  за ошибки при разрешении конфликтов; 

различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами учителя” и “глазами ученика” видится по-разному), поэтому  учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику -- справиться с эмоциями, подчинить их разуму; 

присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает  воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю; 

 профессиональная  позиция учителя в конфликте  обязывает его взять на себя  инициативу в его разрешении  и на первое место суметь  поставить интересы ученика как  формирующейся личности; 

контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, “выпустить пар”; 

не приписывать  ученику свое понимание его позиции, перейти на “Я-высказывания (не “ты  меня обманываешь”, а “я чувствую себя обманутым”); 

не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить); 

стараться не выгонять ученика из класса; 

по возможности  не обращаться к администрации; 

 не  отвечать на агрессию агрессией,  не затрагивать его личности,  

 давать  оценку только его конкретным  действиям; 

дать  себе и ребенку право на ошибку, не забывая что “не ошибается  только тот, кто ничего не делает”; 

независимо  от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений  с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику); 

не бояться  конфликтов с учащимися, а брать  на себя инициативу их конструктивного  разрешения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 2. «Способы урегулирования социально - педагогических конфликтов». 

Специфика урегулирования педагогических конфликтов. 

Мало  найдется проблем между людьми или  группами людей, которые можно было бы решить в один миг.  

Успешное  разрешение конфликтов поэтому обычно включают цикл, состоящий из определения  проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата. В лю-бой конкретной ситуации следует выявить источник конфликта до того, как заняться разра-боткой политики по их разрешению.  

Прежде  всего, надо выяснить, что произошло. В чем проблема? На этом этапе  важно изложить факты, чтобы все согласились с определением проблемы. Чувства и ценностные оценки должны четко отделяться от фактов. И руководитель должен представить идеальное решение со своей стороны. фактов.  

Затем спросим у всех заинтересованных лиц: какие чувства они испытывают и что бы хотели увидеть в качестве идеального решения? Возмож-но несколько вариантов.  

Когда конфликт проанализирован, можно переходить к совместному в духе сотрудни-чества поиску шагов, чтобы привести всех к  примирению.  

Конфликты есть деструктивные и конструктивные. Деструктивный - когда он не ка-сается важных рабочих проблем, разделяет  коллектив на группы и т.д.  

Конструктивный  конфликт - когда открывается острая проблема, приводит к столк-новению  с реальной проблемой и путями ее решения, помогает совершенствоваться. (Можно сравнить: в споре рождается истина.)  

При разрешении конфликтов между учителем и учащимся необходимо помимо анализа причин конфликта, учитывать возрастной фактор  

 Наряду  с деловыми конфликтными ситуациями “учитель-ученик” нередки противоречия и личностного характера.  

Как правило, они возникают из-за возникшего у  подростка чувства взрослости и  стремления признать себя таковым, а  с другой стороны, отсутствием у  педагога оснований для признания  его равным себе. И в случае неверной тактики педагога способно привести к устойчивой личной взаимной неприязни и даже вражде.  

Попадая в конфликтную ситуацию учитель  может направлять свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики. В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения недомолвок, несогласованности. Впрочем проблема понимания другого человека довольно сложная. 

Опытные педагоги знают, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как  сказать (эмоциональное сопровождение  разговора), когда сказать, чтобы  достигнуть цели обращенной к ребенку  речи (время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате). 

В общении  педагога с учениками большое  значение имеют не только содержание речи, но и ее тон, интонация, мимика. Если при общении взрослых интонация  может нести до 40% информации, то в процессе общения с ребенком воздействие интонации существенно увеличивается. Принципиально важно уметь слушать и слышать ученика. Это не так легко сделать по ряду причин: во-первых, трудно ждать от ученика плавной и связной речи, в силу чего взрослые часто прерывают его, чем еще больше затрудняют высказывание (“Ладно, все понятно, иди!”). Во-вторых, учителям часто некогда выслушать ученика, хотя у того есть потребность поговорить, а когда учителю надо что-то узнать, ученик уже потерял интерес к разговору. 

Информация о работе Конфликты в социально–педагогическом процессе и методы их разрешения