Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:28, контрольная работа
В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.
Введение…………………………………………………………………………..2
Тема 1. Конфликты в социально – педагогическом процессе и методы их разрешения.
Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………………2
Конфликты в условиях учебной деятельности…………………………………12
Тема 2. Способы урегулирования социально – педагогических конфликтов.
Специфика урегулирования педагогических конфликтов……………………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………...…..24
Список литературы………………………………………………………………25
Действия
педагога в четвертой позиции
позволяют контролировать и управлять
конфликтом.
Однако
педагогу достаточно часто не хватает
культуры и техники взаимодействия
с воспитанниками, что приводит к
взаимному отчуждению. Человек с
высокой техникой общения характеризуется
стремлением не только верно разрешать
конфликт, но и понять его причины. Для
разрешения конфликтов среди подростков
весьма уместен метод убеждения как путь
примирения сторон. Он помогает показать
подросткам нецелесообразность некоторых
форм, которые они используют для разрешения
конфликта (драки, присвоение кличек, запугивание
и т.п.). В то же время педагоги, используя
этот метод, допускают типичную ошибку,
ориентируясь только на логику своих доказательств,
не учитывая взглядов и мнений самого
подростка. Ни логика, ни эмоциональность
не достигают цели, если педагог игнорирует
взгляды и опыт воспитанника.
Теоретический
анализ психолого-педагогической конфликтологии
приводит к следующим предварительным
выводам:
в основе
конфликта часто лежит объяснимое противоречие,
а сам конфликт может носить конструктивный
и деструктивный характер;
у большинства
педагогов сохраняется
конфликтов
не следует “бояться”, поскольку
они закономерны;
конфликты
среди подростков в силу их возрастных
особенностей- явление распространенное
и обычное;
к конфликту
часто приводит высокий эмоциональный
“накал” в общении;
причиной
конфликта может служить
внутриличностный
конфликт может стать причиной межличностного
конфликта;
вмешиваться
педагогам в конфликт целесообразно
не столько для того, чтобы устранить
его, сколько для оказания помощи
подростку в познании самого себя,
своего товарища, своего учебного коллектива;
прежде
чем вмешиваться в конфликт, необходимо
знать причины его
конфликтная
ситуация и конфликт при умелом использовании
механизмов управления могут стать
эффективными средствами воспитательного
воздействия;
социальному
педагогу необходимы глубокие специальные
знания для успешного управления
конфликтами среди подростков.
Конфликты
могут инициироваться не только объективными,
но и субъективными условиями. К
объективным обстоятельствам относится,
то, что существует более или менее независимо
от педагогического процесса, и что создает
потенциальную возможность конфликта.
Субъективные условия составляют уровень
воспитанности и развития детей, осознание
степени конфликтности ситуации ее участниками,
их морально-ценностные ориентации.
По своей
направленности конфликты делятся
на следующие виды:
социально-педагогические
- они проявляются как в
психолого-педагогические
конфликты - в их основе лежат противоречия,
возникающие в учебно-
социальный
конфликт - ситуативные конфликты
от случая к случаю;
психологический
конфликт - происходит вне общения
с людьми, происходит внутри личности.
Выделяют
конфликты по степени их реакции на происходящее:
быстротекущие
конфликты - отличаются большой эмоциональной
окрашенностью, крайними проявлениями
негативного отношения
острые
длительные конфликты - возникают в
тех случаях, когда противоречия
достаточно устойчивые, глубокие, труднопримиримые.
Конфликтующие стороны
слабовыраженные
вялотекущие конфликты - характерны
для противоречий, носящих не очень
острый характер, либо для столкновений,
в которых активна только одна
из сторон; вторая стремится обнаружить
четко свою позицию или избегает, по мере
возможности, открытой конфронтации. Разрешение
такого рода конфликтов сложно, многое
зависит от инициатора конфликта.
слабовыраженные
быстропротекающие конфликты - наиболее
благоприятная форма
Различают
конфликтные педагогические ситуации
по времени: постоянные и временные (дискретные,
одноразовые); по содержанию совместной
деятельности: учебные, организационные,
трудовые, межличностные и др.; по сфере
психологического протекания: в деловом
и неформальном общении. Деловые конфликты
возникают на почве несовпадения мнений
и поступков членов коллектива при решении
ими проблем делового характера, а вторые
- на основе противоречий в личностных
интересах. Личностные конфликты могут
касаться восприятия и оценки людьми друг
друга, реальной или кажущейся несправедливости
в оценке их действий, результатов работы
и т.п.
Большинство
конфликтов по своей природе субъективны
и имеют в своей основе одну
из следующих психологических
недостаточно
хорошее знание человека;
неправильное
понимание его намерений;
неверное
представление о том, что он на
самом деле думает;
ошибочная
интерпретация мотивов
неточная
оценка отношения данного человека
к другому.
С психологической
точки зрения, возникновение любой
из этих причин, любого их сочетания приводит
на практике к унижению достоинства человека,
порождает с его стороны справедливую
реакцию в форме обиды, которая вызывает
такую же реакцию обидчика, при этом ни
тот, ни другой человек не в состоянии
понять и осознать причины взаимно неприязненного
поведения.
Все субъективные
факторы, влияющие на конфликт, могут
быть: характерологическими и ситуативными.
К первым относятся устойчивые качества
личности, ко вторым - переутомление, неудовлетворенность,
плохое настроение, ощущение ненужности.
В конфликтных
ситуациях их участники прибегают
к различным формам защитного
поведения:
агрессия
(проявляется в конфликтах по “вертикали”,
т.е. между учеником и учителем, между
учителем и администрацией школы
и т.п.; она может быть направлена
на других людей и на самого себя, нередко
принимает форму самоунижения, самообвинения);
проекция
(причины приписываются всем окружающим,
свои недостатки видятся во всех людях,
это позволяет справиться с излишним
внутренним напряжением);
фантазия
(что не удается выполнить в реальности,
начинает достигаться в мечтах; достижение
желаемой цели происходит в воображении);
регрессия
(происходит подмена цели; снижается
уровень притязаний; при этом мотивы
поведения остаются прежними);
замена
цели (психологическое напряжение направляется
в другие области деятельности);
уход
от неприятной ситуации (человек неосознанно
избегает ситуации, в которых потерпел
неудачу или не смог осуществить
выполнение намеченных задач).
В динамике
развития конфликта существует ряд
стадий:
1. Предполагающая
стадия - связана с появлением
условий, при которых может
возникнуть столкновение
2. Стадия
зарождения конфликта - столкновение
интересов различных групп или
отдельных людей. Оно возможно
в трех основных формах: а) принципиальное
столкновение, когда удовлетворение
одних может быть реализовано
определенно только за счет ущемления
интересов других; б) столкновение интересов,
которое затрагивает лишь форму отношений
между людьми, но не задевает серьезно
их материальных, духовных и других потребностей;
в) возникает представление о столкновении
интересов, но это мнимое, кажущееся столкновение,
не задевающее интересов людей, членов
коллектива.
3. Стадия
созревания конфликта - столкновение
интересов становится
4. Стадия
осознания конфликта - конфликтующие
стороны начинают осознавать, а не только
чувствовать столкновение интересов.
Здесь возможен ряд вариантов: а) оба участника
приходят к выводу о нецелесообразности
конфликтующих отношений и готовы отказаться
от взаимных претензий; б) один из участников
понимает неизбежность конфликта и взвесив
все обстоятельства, готов уступить; другой
участник идет на дальнейшее обострение;
рассматривает уступчивость др. стороны
как слабость; в) оба участника приходят
к выводу о непримиримости противоречий
и начинают мобилизацию сил для решения
конфликта в свою пользу.
Объективное
содержание конфликтной ситуации.
1. Участники
конфликта. В любом конфликте
основными действующими лицами
являются люди. Они могут выступать
в конфликте как частные лица
(например, в семейном конфликте), как
официальные лица (конфликт по вертикали)
или как юридические лица (представители
учреждений или организаций). Кроме того,
они могут образовывать различные группировки
и социальные группы.
Степень
участия в конфликте может
быть различной: от непосредственного
противодействия до опосредованного влияния
на ход конфликта. Исходя из этого выделяют:
основных участников конфликта; группы
поддержки; других участников.
Основные
участники конфликта. Их часто называют
сторонами или
Информация о работе Конфликты в социально–педагогическом процессе и методы их разрешения