Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:28, контрольная работа
В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.
Введение…………………………………………………………………………..2
Тема 1. Конфликты в социально – педагогическом процессе и методы их разрешения.
Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………………2
Конфликты в условиях учебной деятельности…………………………………12
Тема 2. Способы урегулирования социально – педагогических конфликтов.
Специфика урегулирования педагогических конфликтов……………………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………...…..24
Список литературы………………………………………………………………25
Реально
возникающий конфликт между педагогом
и учеником можно проанализировать на
трех уровнях:
с точки
зрения объективных особенностей организации
учебно-воспитательного
с точки
зрения социально-психологических
особенностей класса, педагогического
коллектива, конкретных межличностных
отношений учителя и ученика;
с точки
зрения возрастных, половых, индивидуально-психологических
особенностей его участников.
Конфликт
может считаться продуктивно
разрешенным, если налицо реальные объективные
и субъективные изменения в условиях и
организации всего образовательного процесса,
в системе коллективных норм и правил,
в позитивных установках субъектов этого
процесса по отношению к друг другу, в
готовности к конструктивному поведению
в будущих конфликтах.
Реальный
механизм установления нормальных отношений
видится в снижении количества и
накала конфликтов путем перевода их
в педагогическую ситуацию, когда
не нарушается взаимодействие в педагогическом
процессе, хотя такая работа связана
с определенными трудностями для
учителя.
В социальной
психологии и педагогике выделено пять
типов отношений:
отношения
диктата - строгая дисциплина, четкие
требования к порядку, к знаниям
при официально-деловом
отношения
нейтралитета - свободное общение
с учениками на интеллектуально - познавательном
уровне, увлеченность учителя своим предметом,
эрудированность;
отношения
опеки - забота до навязчивости, боязнь
всякой самостоятельности, постоянный
контакт с родителями;
отношения
конфронтации - скрытая неприязнь к
ученикам, постоянное недовольство работой
по предмету; пренебрежительно деловой
тон в общении;
отношения
сотрудничества - соучастие во всех
делах, интерес друг к другу, оптимизм
и взаимное доверие в общении.
Говорить
с ребенком намного труднее, чем
со взрослым; для этого надо уметь адекватно
оценивать по внешним проявлениям его
противоречивый внутренний мир, предвидеть
его возможную ответную эмоциональную
реакцию на обращенное к нему слово, его
чувствительность к фальши в общении со
взрослыми. Слово педагога обретает убедительную
силу воздействия лишь в том случае, если
он хорошо знает ученика, проявил к нему
внимание, в чем-то помог ему, т.е. установил
с ним соответствующие отношения через
совместную деятельность. Между тем начинающие
учителя склонны считать, что их слово
само по себе должно привести ребенка
к послушанию и принятию их требований
и установок.
Для принятия
правильного решения педагогу часто
недостает времени и
Объективными
причинами возникновения
Конфликт
часто вырастает из стремления учителя
утвердить свою педагогическую позицию,
а также от протеста ученика против несправедливого
наказания, неправильной оценки его деятельности,
поступка. Правильно реагируя на поведение
подростка, педагог берет ситуацию под
свой контроль и тем самым восстанавливает
порядок. Поспешность в оценках происходящего
нередко к ошибкам, вызывает возмущение
у учеников несправедливостью, вызывает
к жизни конфликт.
Конфликтные
ситуации на уроках, особенно в подростковых
классах, большинством признаются типичными,
закономерными. Для их разрешения учителю
надо уметь организовать коллективную
учебную деятельность учащихся подросткового
возраста, усиливая деловую взаимосвязь
между ними; дело доходит до конфликта,
как правило, с учеником, плохо успевающим,
“трудным” по поведению. Нельзя наказывать
за поведение плохими отметками по предмету
- это ведет к затяжному личностному конфликту
с учителем. Для того, чтобы конфликтная
ситуация была успешно преодолена, она
должна быть подвергнута психологическому
анализу. Его основной целью является
создание достаточной информационной
основы для принятия психологически обоснованного
решения в условиях возникшей ситуации.
Торопливая реакция учителя, как правило,
вызывает импульсивный ответ ученика,
приводит к обмену “словесными ударами”,
и ситуация становится конфликтной.
Психологический
анализ также используется для переключения
внимания с возмущения поступком
ученика на его личность и ее проявление
в деятельности, поступках, отношениях.
Существенную
помощь социальному педагогу может
оказать прогнозирование ответных реакций
и действий учеников в конфликтных ситуациях.
На это указывали многие педагоги-исследователи
(Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, Н.Н.Лобанова,
М.И.Поташник, М.М.Рыбакова, Л.Ф.Спирин и
др.). Так, М.М.Поташник рекомендует либо
вынужденно примеряться, приспосабливаться
к ситуации, либо сознательно и целенаправленно
влиять на нее, т.е. творить новое.
М.М.Рыбакова
предлагает учитывать ответные реакции
учащихся в конфликтных ситуаций
следующим образом:
описание
возникшей ситуации, конфликта, поступка
(участники, причина и место возникновения,
деятельность участников и т.д.);
возрастные
и индивидуальные особенности участников
конфликтной ситуации;
ситуация
глазами ученика и учителя;
личностная
позиция учителя в возникшей
ситуации, реальные цели учителя при взаимодействии
с учеником;
новая
информация об учениках, оказавшихся
в ситуации;
варианты
погашения, предупреждения и разрешения
ситуации, корректировка поведения
учащихся;
выбор
средств и приемов
Из литературы
известно, что разрешение конфликтной
ситуации целесообразно осуществлять
по следующему алгоритму:
анализ
данных о ситуации, выявление главных
и сопутствующих противоречий, постановка
воспитательной цели, выделение иерархии
задач, определение действий;
определение
средств и путей разрешения ситуации
с учетом возможных последствий
на основе анализа взаимодействий воспитатель
- ученик, семья - ученик, ученик - коллектив
класса;
планирование
хода педагогического воздействия
с учетом возможных ответных действий
учеников, родителей, других участников
ситуации;
анализ
результатов;
- корректировка
результатов педагогического
- самооценка
классного руководителя, мобилизация
им своих духовных и умственных сил.
Основным
условием разрешения конструктивного
конфликта психологи считают
открытое и эффективное общение
конфликтующих сторон, которое может
принимать различные формы:
высказывания,
передающие то, как человек понял слова
и действия, и стремление получить подтверждение
того, что он понял их правильно;
открытые
и личностно окрашенные высказывания,
касающиеся состояния, чувств и намерений;
информация,
содержащая обратную связь относительно
того, как участник конфликта воспринимает
партнера и толкует его поведение;
демонстрация
того, что партнер воспринимается
как личность вопреки критике
или сопротивлению в отношении
его конкретных поступков.
Действия
педагога по изменению хода конфликта
можно отнести к действиям, предупреждающим
его. Тогда конфликтотерпимыми действиями
можно будет назвать неконструктивные
действия (отложить решение конфликтной
ситуации, пристыдить, пригрозить и т.д.)
и компромиссные действия, а конфликтогенными
- репрессивные действия (обратиться в
администрацию, написать докладную и др.)
и агрессивные действия (разорвать работу
ученика, высмеять и др.). Как видим, выбор
действий по изменению хода конфликтной
ситуации имеет приоритетное значение.
Приведем
ряд ситуаций и поведение социального
педагога при их возникновении:
невыполнение
учебных поручений в связи
с отсутствием умения, знания мотива
(изменить формы работы с данным
учеником, стиля преподавания, коррекция
уровня “трудности” материала и
др.);
неправильное
выполнение учебных поручений скорректировать
оценку результатов и хода преподавания
с учетом выясненной причины неправильного
усвоения информации);
эмоциональное
неприятие учителя (изменить стиль
общения с данным учеником);
эмоциональная
неуравновешенность учащихся (смягчить
тон, стиль общения, предложить помощь,
переключить внимание остальных учащихся).
В разрешении
конфликта многое зависит от самого
педагога. Иногда следует прибегнуть
к самоанализу для того, чтобы
лучше осознать происходящее и попытаться
положить начало переменам, тем самым
проведя границу между подчеркнутым самоутверждением
и самокритичным отношением к себе.
Процедура
урегулирования конфликтов выглядит следующим
образом:
воспринимать
ситуацию такой, какая она на самом
деле;
не делать
поспешных выводов;
при обсуждении
следует анализировать мнения противоположных
сторон, избегать взаимных обвинений;
научиться
ставить себя на место другой стороны;
не давать
конфликту разрастись;
проблемы
должны решаться теми, кто их создал;
уважительно
относиться к людям, с которыми общаешься;
всегда
искать компромисс;
преодолеть
конфликт может общая деятельность
и постоянная коммуникация между
общающимися.
Основные
формы завершения конфликта: разрешение,
урегулирование, затухание, устранение,
перерастание в другой конфликт. Разрешение
конфликта -- это совместная деятельность
его участников, направленная на прекращение
противодействия и решение проблемы, которая
привела к столкновению. Разрешение конфликта
предполагает активность обеих сторон
по преобразованию условий, в которых
они взаимодействуют, по устранению причин
конфликта. Для разрешения конфликта необходимо
изменение самих оппонентов (или хотя
бы одного из них), их позиций, которые
они отстаивали в конфликте. Часто разрешение
конфликта основывается на изменении
отношения оппонентов к его объекту или
друг к другу. Урегулирование конфликта
отличается от разрешения тем, то в устранении
противоречия между оппонентами принимает
участие третья сторона. Ее участие возможно
как с согласия противоборствующих сторон,
так и без их согласия. При завершении
конфликта не всегда разрешается противоречие,
лежащее в его основе.
Затухание
конфликта -- это временное прекращение
противодействия при сохранении
основных признаков конфликта: противоречия
и напряженных отношений. Конфликт переходит
из “явной” формы в скрытую. Затухание
конфликта обычно происходит в результате:
* истощения
ресурсов обеих сторон, необходимых
для борьбы;
* потери
мотива к борьбе, снижения важности
объекта конфликта;
* переориентации
мотивации оппонентов (возникновение
новых проблем, более значимых, чем борьба
в конфликте). Под устранением конфликта
понимают такое воздействие на него, в
результате которого ликвидируются основные
структурные элементы конфликта. Несмотря
на “неконструктивность” устранения,
существуют ситуации, которые требуют
быстрых и решительных воздействий на
конфликт (угроза насилия, гибели людей,
дефицит времени или материальных возможностей).
Устранение
конфликта возможно с помощью
следующих способов:
* изъятие
из конфликта одного из
* исключение
взаимодействия участников на
длительное время;
* устранение
объекта конфликта.
Перерастание
в другой конфликт происходит, когда
в отношениях сторон возникает новое,
более значимое противоречие и происходит
смена объекта конфликта. Исход конфликта
рассматривается как результат борьбы
с точки зрения состояния сторон и их отношения
к объекту конфликта. Исходами конфликта
могут быть:
Информация о работе Конфликты в социально–педагогическом процессе и методы их разрешения