Конфликты в социально–педагогическом процессе и методы их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:28, контрольная работа

Описание работы

В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2

Тема 1. Конфликты в социально – педагогическом процессе и методы их разрешения.

Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………………2

Конфликты в условиях учебной деятельности…………………………………12

Тема 2. Способы урегулирования социально – педагогических конфликтов.

Специфика урегулирования педагогических конфликтов……………………………………………………………………….16

Заключение…………………………………………………………………...…..24

Список литературы………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

конфликты.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Реально возникающий конфликт между педагогом и учеником можно проанализировать на трех уровнях: 

с точки  зрения объективных особенностей организации  учебно-воспитательного процесса в  школе; 

с точки  зрения социально-психологических  особенностей класса, педагогического коллектива, конкретных межличностных отношений учителя и ученика; 

с точки  зрения возрастных, половых, индивидуально-психологических  особенностей его участников. 

Конфликт  может считаться продуктивно  разрешенным, если налицо реальные объективные  и субъективные изменения в условиях и организации всего образовательного процесса, в системе коллективных норм и правил, в позитивных установках субъектов этого процесса по отношению к друг другу, в готовности к конструктивному поведению в будущих конфликтах. 

Реальный  механизм установления нормальных отношений  видится в снижении количества и  накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию, когда  не нарушается взаимодействие в педагогическом процессе, хотя такая работа связана  с определенными трудностями для учителя. 

В социальной психологии и педагогике выделено пять типов отношений: 

отношения диктата - строгая дисциплина, четкие требования к порядку, к знаниям  при официально-деловом общении; 

отношения нейтралитета - свободное общение  с учениками на интеллектуально - познавательном уровне, увлеченность учителя своим предметом, эрудированность; 

отношения опеки - забота до навязчивости, боязнь всякой самостоятельности, постоянный контакт с родителями; 

отношения конфронтации - скрытая неприязнь к ученикам, постоянное недовольство работой по предмету; пренебрежительно деловой тон в общении; 

отношения сотрудничества - соучастие во всех делах, интерес друг к другу, оптимизм и взаимное доверие в общении. 

Говорить  с ребенком намного труднее, чем  со взрослым; для этого надо уметь адекватно оценивать по внешним проявлениям его противоречивый внутренний мир, предвидеть его возможную ответную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении со взрослыми. Слово педагога обретает убедительную силу воздействия лишь в том случае, если он хорошо знает ученика, проявил к нему внимание, в чем-то помог ему, т.е. установил с ним соответствующие отношения через совместную деятельность. Между тем начинающие учителя склонны считать, что их слово само по себе должно привести ребенка к послушанию и принятию их требований и установок.  

Для принятия правильного решения педагогу часто  недостает времени и информации, он видит факт нарушения хода урока, но ему трудно понять, чем это вызвано, что этому предшествовало, что приводит к неправильному толкованию поступков. Подростки, как правило, более информированы о причинах происходящего обычно об этом молчат, а при попытке объяснить учителю, внести ясность, тот нередко останавливает их (“Сам разберусь”). Учителю трудно принять новую информацию, противоречащую сложившимся у него стереотипам, изменить отношение к случившемуся и свою позицию. 

Объективными  причинами возникновения конфликтов на уроке могут быть: а) утомление  учащихся; б) конфликты на предыдущем уроке; в) ответственная контрольная работа; г) ссора на перемене, настроение учителя; д) его умение или неумение организовать работу на уроке; е) состояние здоровья и личностные качества. 

Конфликт  часто вырастает из стремления учителя утвердить свою педагогическую позицию, а также от протеста ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Правильно реагируя на поведение подростка, педагог берет ситуацию под свой контроль и тем самым восстанавливает порядок. Поспешность в оценках происходящего нередко к ошибкам, вызывает возмущение у учеников несправедливостью, вызывает к жизни конфликт. 

Конфликтные ситуации на уроках, особенно в подростковых классах, большинством признаются типичными, закономерными. Для их разрешения учителю надо уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся подросткового возраста, усиливая деловую взаимосвязь между ними; дело доходит до конфликта, как правило, с учеником, плохо успевающим, “трудным” по поведению. Нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету - это ведет к затяжному личностному конфликту с учителем. Для того, чтобы конфликтная ситуация была успешно преодолена, она должна быть подвергнута психологическому анализу. Его основной целью является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения в условиях возникшей ситуации. Торопливая реакция учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ ученика, приводит к обмену “словесными ударами”, и ситуация становится конфликтной. 

Психологический анализ также используется для переключения внимания с возмущения поступком  ученика на его личность и ее проявление в деятельности, поступках, отношениях. 

Существенную  помощь социальному педагогу может  оказать прогнозирование ответных реакций и действий учеников в конфликтных ситуациях. На это указывали многие педагоги-исследователи (Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, Н.Н.Лобанова, М.И.Поташник, М.М.Рыбакова, Л.Ф.Спирин и др.). Так, М.М.Поташник рекомендует либо вынужденно примеряться, приспосабливаться к ситуации, либо сознательно и целенаправленно влиять на нее, т.е. творить новое. 

М.М.Рыбакова предлагает учитывать ответные реакции  учащихся в конфликтных ситуаций следующим образом: 

описание  возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, причина и место возникновения, деятельность участников и т.д.); 

возрастные  и индивидуальные особенности участников конфликтной ситуации; 

ситуация  глазами ученика и учителя; 

личностная  позиция учителя в возникшей  ситуации, реальные цели учителя при взаимодействии с учеником; 

новая информация об учениках, оказавшихся  в ситуации; 

варианты  погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения  учащихся; 

выбор средств и приемов педагогического  воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу. 

Из литературы известно, что разрешение конфликтной  ситуации целесообразно осуществлять по следующему алгоритму: 

анализ  данных о ситуации, выявление главных и сопутствующих противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение действий; 

определение средств и путей разрешения ситуации с учетом возможных последствий  на основе анализа взаимодействий воспитатель - ученик, семья - ученик, ученик - коллектив класса; 

планирование  хода педагогического воздействия  с учетом возможных ответных действий учеников, родителей, других участников ситуации; 

анализ  результатов; 

- корректировка  результатов педагогического воздействия; 

- самооценка классного руководителя, мобилизация им своих духовных и умственных сил. 

Основным  условием разрешения конструктивного  конфликта психологи считают  открытое и эффективное общение  конфликтующих сторон, которое может  принимать различные формы: 

высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно; 

открытые  и личностно окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений; 

информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение; 

демонстрация  того, что партнер воспринимается как личность вопреки критике  или сопротивлению в отношении  его конкретных поступков. 

Действия  педагога по изменению хода конфликта можно отнести к действиям, предупреждающим его. Тогда конфликтотерпимыми действиями можно будет назвать неконструктивные действия (отложить решение конфликтной ситуации, пристыдить, пригрозить и т.д.) и компромиссные действия, а конфликтогенными - репрессивные действия (обратиться в администрацию, написать докладную и др.) и агрессивные действия (разорвать работу ученика, высмеять и др.). Как видим, выбор действий по изменению хода конфликтной ситуации имеет приоритетное значение. 

Приведем  ряд ситуаций и поведение социального педагога при их возникновении: 

невыполнение  учебных поручений в связи  с отсутствием умения, знания мотива (изменить формы работы с данным учеником, стиля преподавания, коррекция  уровня “трудности” материала и  др.); 

неправильное выполнение учебных поручений скорректировать оценку результатов и хода преподавания с учетом выясненной причины неправильного усвоения информации); 

эмоциональное неприятие учителя (изменить стиль  общения с данным учеником); 

эмоциональная неуравновешенность учащихся (смягчить тон, стиль общения, предложить помощь, переключить внимание остальных учащихся). 

В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога. Иногда следует прибегнуть к самоанализу для того, чтобы  лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым проведя границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к себе. 

Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим  образом: 

воспринимать  ситуацию такой, какая она на самом  деле; 

не делать поспешных выводов;  

при обсуждении следует анализировать мнения противоположных  сторон, избегать взаимных обвинений; 

научиться ставить себя на место другой стороны; 

не давать конфликту разрастись; 

проблемы  должны решаться теми, кто их создал; 

уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;  

всегда  искать компромисс; 

преодолеть  конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между  общающимися. 

Основные  формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт. Разрешение конфликта -- это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу. Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, то в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе. 

Затухание конфликта -- это временное прекращение  противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из “явной” формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате: 

* истощения  ресурсов обеих сторон, необходимых  для борьбы;  

* потери  мотива к борьбе, снижения важности  объекта конфликта; 

* переориентации мотивации оппонентов (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте). Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на “неконструктивность” устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей). 

Устранение  конфликта возможно с помощью  следующих способов: 

* изъятие  из конфликта одного из участников; 

* исключение  взаимодействия участников на  длительное время; 

* устранение  объекта конфликта. 

Перерастание  в другой конфликт происходит, когда  в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта. Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть: 

Информация о работе Конфликты в социально–педагогическом процессе и методы их разрешения