Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:34, контрольная работа

Описание работы

ВОПРОС 1. Какие основные концепции, раскрывающие специфику социологии, Вы знаете?
ВОПРОС 2. Какие категории лежат в основе социологии? Раскройте их.
ВОПРОС 3. Какие социальные институты Вы знаете?
ВОПРОС 4. Как трактуют глобальный мир современные ученые?
ВОПРОС 5. Что Вы знаете о социальном неравенстве?

Файлы: 1 файл

соцология.docx

— 64.47 Кб (Скачать файл)

ВОПРОС 1. Какие основные концепции, раскрывающие специфику социологии, Вы знаете?

 

 

«Cоциология - это наука об обществе» есть своя доля истины. социология изучает не только общественное мнение, массовое сознание. Ее предмет значительно шире. В современных научных дискуссиях о специфике социологии и ее предмете можно выделить несколько основных концепций.

Многие социологи считают, что специфика их науки заключается не столько в самом предмете (что изучается), а в том, как она изучает общество, т. е. ее своеобразие - в методологии. По мнению Мура Хендри, социология - это наука о методах исследования человеческого поведения, специфический способ, совокупность методов изучения общества. Несомненно, в любой науке есть свои методы, но социология делает особый упор на системном подходе к обществу, на его изучение как своеобразной системы.

2-я группа концепций рассматривает социологию как науку о социальном взаимодействии, социальных связях, социальных отношениях. Здесь делается акцент на своеобразие предмета этой науки (онтологическая специфика). При этом одни сторонники такой методологической концепции делают упор на то, что социология - это наука только о социальных связях, социальных отношениях, социальном взаимодействии. Например, А. Гидденс начинает изложение социологии с анализа наиболее понятных, по его мнению, социальных связей и отношений - любви и брака, переходя потом к более сложным и обезличенным.

Другие сторонники этой методологической концепции подчеркивают, что социология - это наука не просто о социальных связях и отношениях, а о социальных системах. Один из крупнейших представителей американской социологии второй половины 20 в. Т. Парсонс считает, что “социология занимается анализом социальных систем, уделяя особое внимание типу социальной системы, именуемому нашим обществом”. Такое мнение разделяют многие американские социологи.

К. Маркс  создал свою концепцию социальных (общественных) отношений, основанием которой являются отношения экономические. М. Вебер  больше обращал внимание на культуру как основание социальных отношений. Представители психологического направления  “выводят” социальные отношения  из психики людей. Само многообразие толкований природы, сущности, оснований  социальных отношений является свидетельством сложности, многогранности социальных отношений.

3-я группа концепций интерпретирует социологию как науку о социальном поведении. Такой взгляд характерен для многих американских учебников. Например, профессор Калифорнийского университета Н. Смелзер в своем учебнике пишет: “Социология хочет знать, почему люди ведут себя так, а не иначе, почему они образуют группы, почему они идут воевать, поклоняются чему-либо, женятся и голосуют, т. е. все, что происходит, когда люди взаимодействуют друг с другом”. Такое понимание социологии широко реализуется на практике, особенно в исследованиях поведения человека в труде, в сфере досуга, культуры, брака и т. д.

 

 

 

 

ВОПРОС 2. Какие категории лежат в основе социологии? Раскройте их.

 

 

Широко используя  в познании важнейшие понятие  других общественных наук, социология имеет и специфические категории и законы - основные понятия, отражающие существенные черты, стороны, свойства, структурные элементы социальной реальности (категории) и глубинные необходимые связи и отношения между ними (законы). Категории и законы социологии, их система отражают внутреннюю логику этой науки, раскрывают и конкретизируют характеристику ее предмета и метода. В фундаменте социологии лежат такие категории как “общество”, “гражданское общество”, “социальная система”, “социальная структура”, “социальная общность” и т. д. Наиболее обшей, широкой по содержанию категорией является понятие “социальное”, которое включает в себя понятие “социальная система”, “социальная структура”, “социальная группа” и т. д.

Социальные законы регулируют поведение  людей и их групп, определяют отношение  между личностями, их общностями и  проявляются в деятельности людей  и их объединениях (законы социальной дифференциации и интеграции, социальные мобильности, социализации индивида и  т. д.). В жизни социальные законы реализуются конкретными людьми и в конкретных условиях, и поэтому проявляются как законы - тенденции.

По степени  общности законы социологии подразделяются на общие, т. е. определяющие развитие общества, социума, как целого и специфические, характерные для отдельного элемента социальной системы, части общества. По характеру, способу проявления социологические законы делятся на динамические и статистические. Первые выражают жесткую однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях и определяют направление, факторы, формы социальных изменений. Вторые детерминируют социальные изменения с определенной степенью вероятности, отражая основные направления и тенденции социальных изменений в рамках сохранения данного социального целого.

 

 

 

 

 

ВОПРОС 3. Какие социальные институты Вы знаете?

 

 

Социальные  институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин “социальный институт” употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина “социальный институт”, связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализмами и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Процесс институционализации  включает в себя ряд моментов:

1) Одним из  необходимых условий появления  социальных институтов служит  соответствующая социальная потребность.  Институты признаны организовывать  совместную деятельность людей  в целях удовлетворения тех  или иных социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т. д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми элементами институционализации.

2) Социальный  институт образуется на основе  социальных связей, взаимодействия  и отношений конкретных лиц,  индивидов, социальных групп и  иных общностей. Но он, как и  другие социальные системы не  может быть сведен к сумме  этих лиц и их взаимодействия. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

3) Третьим  важнейшим элементом институционализации  является организационное оформление  социального института. Внешне  социальный институт представляет  собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными  средствами и выполняющими определенную  социальную функцию. Так, институт  высшего образования состоит  из определенной совокупности  лиц: преподавателей, обслуживающего  персонала, чиновников, которые действуют  в рамках таких учреждений, как  вузы, министерство или Госкомитет  по высшей школе и т. д., которые  для своей деятельности располагают  определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

Итак, каждый социальный институт характеризуется  наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими  достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для  данного института. На основе вышеизложенного, можно дать следующее определение  социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Каждый институт выполняет свою, характерную для  него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов  социальной системы. Эти функции  очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила  так называемая “институциональная школа”. Представители институциональной  школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

  1. Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим данную функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
  2. Социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.
  3. Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти.
  4. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д.

Социальные  институты управляют поведением индивида через систему поощрений  и санкций.

Социальные  институты отличаются друг от друга  своими функциональными качествами:

1) Экономическо-социальные  институты - собственность, обмен,  деньги, банки, хозяйственные объединения  различного типа - обеспечивают всю  совокупность производства и  распределения общественного богатства,  соединяя, вместе с тем, экономическую  жизнь с другими сферами социальной  жизни. 

2) Политические  институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные  организации, преследующие политические  цели, направленные на установление  и поддержание определенной формы  политической власти. Их совокупность  составляет политическую систему  данного общества. Политические  институты обеспечивают воспроизводство  и устойчивое сохранение идеологических  ценностей, стабилизируют доминирующие  в обществе социально-классовые  структуры.

3) Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

4) Нормативно-ориентирующие  - механизмы морально-этической ориентации  и регуляции поведения индивидов.  Их цель - придать поведению и  мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты  утверждают в сообществе императивные  общечеловеческие ценности, специальные  кодексы и этику поведения.

5) Нормативно-санкционирующие  - общественно-социальную регуляцию  поведения на основе норм, правил  и предписаний, закрепленных в  юридических и административных  актах. Обязательность норм обеспечивается  принудительной силой государства  и системой соответствующих санкций.

6) Церемониально-символические  и ситуационно-конвенциональные  институты. Эти институты основаны  на более или менее длительном  принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном  закреплении. Эти нормы регулируют  повседневные контакты, разнообразные  акты группового и межгруппового  поведения. Они определяют порядок  и способ взаимного поведения,  регламентируют методы передачи  и обмена информацией, приветствия,  обращения и т. д., регламент  собраний, заседаний, деятельность  каких-то объединений.

Исследователи выделяют две формы  существования социальных институтов: простую и сложную. Простые социальные институты - организованные объединения  людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих  социальных ролей, обусловленных социальными  ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.

Семья как  социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный  цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого  цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление  в брак - образование семьи;

2) начало  деторождения - рождение первого  ребенка;

3) окончание  деторождения - рождение последнего  ребенка; 

4) “пустое  гнездо” - вступление в брак  и выделение из семьи последнего  ребенка; 

5) прекращение  существования семьи - смерть  одного из супругов. На каждом  этапе семья обладает специфическими  социальными и экономическими  характеристиками.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"