Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:34, контрольная работа

Описание работы

ВОПРОС 1. Какие основные концепции, раскрывающие специфику социологии, Вы знаете?
ВОПРОС 2. Какие категории лежат в основе социологии? Раскройте их.
ВОПРОС 3. Какие социальные институты Вы знаете?
ВОПРОС 4. Как трактуют глобальный мир современные ученые?
ВОПРОС 5. Что Вы знаете о социальном неравенстве?

Файлы: 1 файл

соцология.docx

— 64.47 Кб (Скачать файл)

2) Вторичные  группы, которые стремятся быть  незамешанными непосредственно в конфликт, но вносят свой вклад в разжигание конфликта. На стадии обострения конфликта они могут стать первичной стороной.

3) Третьи  силы, заинтересованные в разрешении  конфликта.

Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной же модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния.

Конфликтное поведение - характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное  поведение - это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих интересов  и целей как противоположных  другой стороне, но и формирование установки  на борьбу, психологической готовности к ней. Формирование такой установки  является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму резких разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая  разрушать прежние структуры  нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной  сфере эта фаза характеризуется  нарастанием агрессивности, переходом  от предубежденности и неприязни  к откровенной враждебности, которая  психически закрепляется в “образе  врага”. Таким образом, конфликтные  действия резко обостряют эмоциональный  фон протекания конфликта, эмоциональный  же фон, в свою очередь, стимулирует  конфликтное поведение.

В современной конфликтологии большее внимание уделяется понятию “сила” участников конфликта. Сила - способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнообразных компонентов:

1) физическую  силу, включая и технические средства, применяемую как инструмент насилия; 

2) информационно-цивилизованную  форму применения силы, требующую  сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы и с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента и т. п.;

3) социальный статус, выражающийся  в общественно признанных показателях  (доходы, уровень власти, престиж  т. д.);

4) прочие  ресурсы - деньги, территория, лимит  времени, число сторонников и  т. д. Стадия конфликтного поведения  характеризуется максимальным использованием  силы участников конфликта, применением  всех имеющихся в их распоряжении  ресурсов.

Немаловажное  значение на развитие конфликтных отношений  оказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых  протекают конфликтные процессы. Среда может выступить либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным  фактором.

Первая стадия конфликтного поведения порождает  тенденцию к усилению конфликта, но она может стимулировать его  участников к поиску путей разрешения конфликта.

 

Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта:

  1. во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов;
  2. стороны должны стремиться к снятию социальной и психологической напряженности;
  3. стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу;
  4. участники переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями;
  5. все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу. Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороне, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.

Конфликты в  нашей жизни неизбежны, нужно  научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили  к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.

 

 

 

ВОПРОС 12. Что вы понимаете под социологическим опросом?

 

 

Социологический опрос – это метод получения  первичной социологической информации, основанной на непосредственной или  опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения  от последнего необходимых данных в  форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных фактах, событиях, так и о мнениях и  оценках людей. Другими словами, это информация об объективных явлениях и процессах, с одной стороны, и о субъективном состоянии людей  – с другой.

Опрос – это форма социально-психологического общения между социологом и обследуемым, благодаря которому в короткие сроки  можно получить значительную информацию от большого количества людей по широкому кругу интересующих исследователя  вопросов. Таково существенное достоинство  метода опроса. Причем им можно пользоваться в отношении практически любых  слоев населения. Чтобы использование  опроса как метода исследования было эффективным, важно знать, о чем  спрашивать, как спрашивать, и при  этом быть уверенным в том, что  полученным ответам можно доверять.

Существует множество видов  опросов, среди которых основными принято считать письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование). Начнем с анкетирования. Оно может быть групповым и индивидуальным. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту учебы, работы. Обычно один анкетер работает с группой 15-20 человек. Это обеспечивает полную (или почти полную) возвращаемость анкет, чего нельзя сказать об индивидуальном анкетировании. Этот способ проведения опроса предполагает заполнение анкеты респондентом “один на один” с вопросником.

Социологическая анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах. Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая – вводная – представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и обязательно гарантируется анонимность ответов. Вводная часть – это настрой респондента, от которого во многом зависит качество заполнения и степень возвращаемости анкеты.

Вторая часть анкеты – основная. Она содержит вопросы (их блоки), направленные на получение необходимой информации. Поскольку анкета должна способствовать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать  свой блок вопросов. Вначале рекомендуется  поставить “конкретные” вопросы  – простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, расположить респондента  к активному заполнению анкеты. Это  могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные вопросы на выявление  мотивов, установок, мнений, оценок.

В третьей части анкеты – так  называемой “паспортичке” (она иногда помещается вначале) выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: их пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы. В заключении выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты (в ряде случаев это делается во вводной части).

Анкета  не должна быть слишком большой. Время  ее заполнения для взрослого человека – 40-45 минут. Если это время оказывается  большим, то притупляется внимание, ослабевает интерес, совершаются ошибки при  заполнении, а то и просто пропускаются вопросы, над которыми уже не хочется  думать. Имеет значение и процедура  опроса. К нему все должно быть подготовлено: место, ручки (карандаш), спокойные условия  без присутствия лишних людей. Важно  добиться самостоятельности ответов  каждого респондента, особенно при  групповом опросе. Здесь анкетер  должен по возможности проверять  заполнение каждой анкеты, начиная  с паспортички, но не вникая в содержание, чтобы не нарушать принципа анонимности.

Интервью – это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.

Интервью  обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения  проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого.

Интервью  – специфический метод исследования, характерный для социального  познания. Макс Вебер назвал этот метод  сбора информации “королевским”. Он недоступен естественным наукам, ибо  “скалы не разговаривают”.

Преимущества  метода интервью перед письменным опросом  заключается в следующем:

При интервьюировании появляется возможность  учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;

Этот метод дает возможность  следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости  социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;

Опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.

Однако  и у этого метода есть свои недостатки. Интервьюирование – сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога  наивысшего профессионализма. Используя  этот метод, невозможно опросить большое  количество респондентов. В день не рекомендуется проводить более  пяти-шести интервью одному интервьюеру, так как наступает “эффект  избирательного слушания”, что снижает  качество получаемой информации.

По  технике проведения интервью подразделяется на формализованное (стандартизированное) и свободное (нестандартизированное). Первое предполагает детальную разработку всей процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов. Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера, здесь царит свободная беседа по поставленной проблеме.

Следует отметить еще один вид интервью – фокусированное. Оно предполагает сбор мнений и оценок по поводу конкретной проблемы, тех или иных явлений и процессов.

Существует  еще одна классификация интервью – групповое и индивидуальное, в зависимости от того, кто выступает респондентом.

Вопросы классифицируются по ряду оснований: структуре, функциям, содержанию, форме.

Рассмотрим  деление вопросов на открытые, полузакрытые и закрытые. Первые не предлагают респонденту никаких вариантов ответов. Открытые вопросы дают возможность высказать предельно подробно мнение, здесь велика вероятность получить интересные и подчас неожиданные суждения и оценки респондента. Главная трудность открытых вопросов – в сложности формализации и обработки ответов.

В отличие от открытых, закрытые вопросы  предлагают респонденту варианты возможных  ответов (перечень альтернатив), а он должен выбрать один или несколько  из них.

По  своим функциям вопросы делятся  на основные, контрольные, вопросы-фильтры, вопросы-ловушки. Об основных речь уже шла выше. Это программные вопросы, с помощью которых решаются главные задачи исследования. Контрольные выступают как проверочные по отношению к основным. Если, к примеру, основной вопрос стоит так: “В какой мере Вы удовлетворены своей работой?”, то контрольный вопрос может быть сформулирован иначе: “Хотели бы Вы сменить свою работу?”

Роль  фильтрующих вопросов состоит в  том, чтобы отделить респондентов, могущих  ответить на один из основных вопросов от тех, кто этого не может.

Вопросы-ловушки  предназначены для выявления  искренности и добросовестности опрашиваемых.

По содержанию выделяют вопросы о фактах, событиях, знаниях и вопросы о мотивах, оценках, установках, мнениях.

По  форме выделяют прямые вопросы, относящиеся непосредственно к личности респондента (например, “Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?”, “Удовлетворены ли Вы Вашей работой?”) и косвенные вопросы, выясняющие мнение или отношение людей к предмету вопроса косвенным образом (например, “Здесь приведены три суждения о событиях Х. Какое из них Вы считаете наиболее справедливым?”). Косвенные вопросы психологически лучше воспринимаются респондентами, не нарушают его представления о престиже, самоуважении, социальной и психологической дистанции в ходе опроса и т.д.

В прожективных вопросах ситуация как бы предполагается, задается (например, “Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на прежнее место работы?”).

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"