Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:34, контрольная работа
ВОПРОС 1. Какие основные концепции, раскрывающие специфику социологии, Вы знаете?
ВОПРОС 2. Какие категории лежат в основе социологии? Раскройте их.
ВОПРОС 3. Какие социальные институты Вы знаете?
ВОПРОС 4. Как трактуют глобальный мир современные ученые?
ВОПРОС 5. Что Вы знаете о социальном неравенстве?
2) Вторичные группы, которые стремятся быть незамешанными непосредственно в конфликт, но вносят свой вклад в разжигание конфликта. На стадии обострения конфликта они могут стать первичной стороной.
3) Третьи силы, заинтересованные в разрешении конфликта.
Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной же модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния.
Конфликтное поведение - характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение - это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих интересов и целей как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу, психологической готовности к ней. Формирование такой установки является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму резких разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности и неприязни к откровенной враждебности, которая психически закрепляется в “образе врага”. Таким образом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.
В современной конфликтологии большее внимание уделяется понятию “сила” участников конфликта. Сила - способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнообразных компонентов:
1) физическую
силу, включая и технические
2) информационно-цивилизованную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы и с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента и т. п.;
3)
социальный статус, выражающийся
в общественно признанных
4) прочие
ресурсы - деньги, территория, лимит
времени, число сторонников и
т. д. Стадия конфликтного
Немаловажное
значение на развитие конфликтных отношений
оказывает окружающая социальная среда,
определяющая условия, в которых
протекают конфликтные
Первая стадия конфликтного поведения порождает тенденцию к усилению конфликта, но она может стимулировать его участников к поиску путей разрешения конфликта.
Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта:
Конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.
ВОПРОС 12. Что вы понимаете под социологическим опросом?
Социологический
опрос – это метод получения
первичной социологической
Опрос
– это форма социально-
Существует множество видов опросов, среди которых основными принято считать письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование). Начнем с анкетирования. Оно может быть групповым и индивидуальным. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту учебы, работы. Обычно один анкетер работает с группой 15-20 человек. Это обеспечивает полную (или почти полную) возвращаемость анкет, чего нельзя сказать об индивидуальном анкетировании. Этот способ проведения опроса предполагает заполнение анкеты респондентом “один на один” с вопросником.
Социологическая анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах. Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая – вводная – представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и обязательно гарантируется анонимность ответов. Вводная часть – это настрой респондента, от которого во многом зависит качество заполнения и степень возвращаемости анкеты.
Вторая часть анкеты – основная.
Она содержит вопросы (их блоки), направленные
на получение необходимой
В третьей части анкеты – так называемой “паспортичке” (она иногда помещается вначале) выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: их пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы. В заключении выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты (в ряде случаев это делается во вводной части).
Анкета не должна быть слишком большой. Время ее заполнения для взрослого человека – 40-45 минут. Если это время оказывается большим, то притупляется внимание, ослабевает интерес, совершаются ошибки при заполнении, а то и просто пропускаются вопросы, над которыми уже не хочется думать. Имеет значение и процедура опроса. К нему все должно быть подготовлено: место, ручки (карандаш), спокойные условия без присутствия лишних людей. Важно добиться самостоятельности ответов каждого респондента, особенно при групповом опросе. Здесь анкетер должен по возможности проверять заполнение каждой анкеты, начиная с паспортички, но не вникая в содержание, чтобы не нарушать принципа анонимности.
Интервью – это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.
Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого.
Интервью
– специфический метод
Преимущества метода интервью перед письменным опросом заключается в следующем:
При интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;
Этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;
Опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.
Однако и у этого метода есть свои недостатки. Интервьюирование – сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога наивысшего профессионализма. Используя этот метод, невозможно опросить большое количество респондентов. В день не рекомендуется проводить более пяти-шести интервью одному интервьюеру, так как наступает “эффект избирательного слушания”, что снижает качество получаемой информации.
По технике проведения интервью подразделяется на формализованное (стандартизированное) и свободное (нестандартизированное). Первое предполагает детальную разработку всей процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов. Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера, здесь царит свободная беседа по поставленной проблеме.
Следует отметить еще один вид интервью – фокусированное. Оно предполагает сбор мнений и оценок по поводу конкретной проблемы, тех или иных явлений и процессов.
Существует еще одна классификация интервью – групповое и индивидуальное, в зависимости от того, кто выступает респондентом.
Вопросы классифицируются по ряду оснований: структуре, функциям, содержанию, форме.
Рассмотрим деление вопросов на открытые, полузакрытые и закрытые. Первые не предлагают респонденту никаких вариантов ответов. Открытые вопросы дают возможность высказать предельно подробно мнение, здесь велика вероятность получить интересные и подчас неожиданные суждения и оценки респондента. Главная трудность открытых вопросов – в сложности формализации и обработки ответов.
В отличие от открытых, закрытые вопросы предлагают респонденту варианты возможных ответов (перечень альтернатив), а он должен выбрать один или несколько из них.
По своим функциям вопросы делятся на основные, контрольные, вопросы-фильтры, вопросы-ловушки. Об основных речь уже шла выше. Это программные вопросы, с помощью которых решаются главные задачи исследования. Контрольные выступают как проверочные по отношению к основным. Если, к примеру, основной вопрос стоит так: “В какой мере Вы удовлетворены своей работой?”, то контрольный вопрос может быть сформулирован иначе: “Хотели бы Вы сменить свою работу?”
Роль фильтрующих вопросов состоит в том, чтобы отделить респондентов, могущих ответить на один из основных вопросов от тех, кто этого не может.
Вопросы-ловушки предназначены для выявления искренности и добросовестности опрашиваемых.
По содержанию выделяют вопросы о фактах, событиях, знаниях и вопросы о мотивах, оценках, установках, мнениях.
По форме выделяют прямые вопросы, относящиеся непосредственно к личности респондента (например, “Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?”, “Удовлетворены ли Вы Вашей работой?”) и косвенные вопросы, выясняющие мнение или отношение людей к предмету вопроса косвенным образом (например, “Здесь приведены три суждения о событиях Х. Какое из них Вы считаете наиболее справедливым?”). Косвенные вопросы психологически лучше воспринимаются респондентами, не нарушают его представления о престиже, самоуважении, социальной и психологической дистанции в ходе опроса и т.д.
В прожективных вопросах ситуация как бы предполагается, задается (например, “Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на прежнее место работы?”).