Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:34, контрольная работа

Описание работы

ВОПРОС 1. Какие основные концепции, раскрывающие специфику социологии, Вы знаете?
ВОПРОС 2. Какие категории лежат в основе социологии? Раскройте их.
ВОПРОС 3. Какие социальные институты Вы знаете?
ВОПРОС 4. Как трактуют глобальный мир современные ученые?
ВОПРОС 5. Что Вы знаете о социальном неравенстве?

Файлы: 1 файл

соцология.docx

— 64.47 Кб (Скачать файл)

Личностная неустроенность. Говоря о личностной восприимчивости к социальным движениям, мы подчеркивали, что неустроенность в личной жизни часто приводит людей в ряды социальных движений. Те, кто потерпел неудачу в реализации своих жизненных планов, кто не удовлетворен своей ролью в группе или обществе, кто опасается за свой социальный статус, с наибольшей вероятностью сознательно или бессознательно начинают видеть в социальных движениях возможности для достижения своих стремлений, идеалов и занятия лучшего места в социальной структуре.

Социальные  движения служат одним из способов изменения общества. Эти изменения  могут быть болезненными, и в этом случае необходимо наличие определенных социальных сил, способных преодолеть отжившие традиции, убеждения и заблуждения. Социальные движения могут сконцентрировать такие силы.

 

 

ВОПРОС 10. Каковы причины  девиантного поведения?

 

 

Социализация  приобретает свою целостность при  достижении личностью социальной и  нравственной зрелости. В этом случае человек обретает интегральный социальный статус. Однако в процессе социализации возможны отклонения, дезинтеграция  индивида. Такие явления называются девиантным (отклоняющимся) поведением, а людей, которые следуют такому поведению, называют девиантами. К ним относятся: преступники из молодежной среды, убийцы, отшельники, грешники, святые, гении, художники-новаторы и т.д.

Но отклоняющееся  поведение имеет не только негативный характер, но и позитивный. Оно может  выступать как стремление личности к превосходству, к новому самоутверждению  в социально-полезных видах деятельности. Это может быть героизм, альтруизм, самопожертвование, сверхтрудолюбие, высочайшая преданность, выдающееся научное открытие, изобретение и т.д.

В нормально развивающемся обществе 10 - 12% населения приходится на отрицательную  девиацию и столько же на положительную. Оставшаяся часть— немногим более 70% населения составляют люди без отклонений в поведении.

Групповые отклонения рассматриваются как  коллективное поведение членов девиантной группы и их заинтересованное отношение к собственной субкультуре. Подростки из трудных семей ведут «подвальный образ жизни», который осуждается нормативной доминирующей моралью общества. У молодых людей свои правила, нормы и культурные комплексы. В данном случае мы имеем дело с групповым отклонением, доминированием собственной «подвальной» культуры, пересечением множества субкультур, привнесенных индивидуальными девиантами.

Становление личности девианта проходит два этапа:

• первичное отклонение, когда  поведение в целом соответствует  культурным нормам, ошибки незначительны, поступки терпимы, и они представляют собой результат лишь отдельных  проявлений отрицательных акцентуаций  характера индивида; в данном случае совершаемые индивидом отклонения вполне терпимы и еще не называются девиантными;

• вторичное  отклонение, когда индивид совершает  уже существенные отклонения от принятых в данной группе норм и его действия квалифицируются как девиантные; к нему приклеивается ярлык девианта, что зачастую становится поворотным пунктом в его судьбе.

Социологи пытаются объяснить истоки и причины отклоняющегося поведения. Одни считают, что люди предрасположены  к определенным стилям поведения  по своей биологической природе  и что «криминальный тип» является результатом агрессивности и  деградации. Другие связывают девиантное поведение с особенностью строения тела человека, аномалиями его половых хромосом. Третьи находят описание девиации, обосновывая ее «дегенеративностью», «слабоумием», «психопатией», т.е. ее «умственными дефектами», предопределенностью отклонений. Существуют и культурологические объяснения девиации, строящиеся на признании «конфликта между нормами культуры», проявления стигматизации (наклеивания ярлыков).

Наиболее  аргументированной точкой зрения объяснения причин появления девиантной личности, является нарушение хода ее социализации.

Когда ребенок  воспитывается в благополучной  семье, тогда у него формируется  социальный интерес, уверенность в  себе, восприятие норм окружающей культуры как справедливых. Когда же ребенка  окружает непонимание, несправедливое к нему отношение, постоянные конфликты  между родителями, тогда у него формируется негативное отношение  к другим, отсутствие ориентации на будущее, беспокойство и тревога, отклоняющееся  поведение.

Однако бывают случаи негативного поведения детей-подростков из вполне благополучных семей, ведь семья не единственный источник и  причина социализации ребенка в  сложном, противоречивом, постоянно  изменяющемся обществе. Многие нормы  из различных субкультур часто противоречат друг другу. Воспитание ребенка в  семье вступает в противоречие с  идеологией социальных групп и институтов. Родители вынуждены сталкиваться с чрезмерной идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, нестабильностью политического положения и т.д. Неизбежно возникают противоречия между нормами и ценностями. То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт отцов и детей, их субкультур. Сейчас в нашем обществе существует множество противоречащих друг другу нормативных образцов, которые способствуют появлению феномена отклоняющего поведения.

Существование в реальной жизни большого числа  противоречащих друг другу норм и  неопределенность социального контроля порождают трудности возможного выбора линии индивидуального поведения, что приводит к явлению, названному Э. Дюркгеймом «аномия общества» (состояние  отсутствия норм), при которой личность не имеет уверенности и надежности в выборе линии нормативного поведения.

По Э. Фромму, человек в этой ситуации утрачивает чувство преданности и принадлежности обществу, идентичности с группой и с самим собой, утрачивает потребность в установлении связей, испытывает чувство одиночества и отчуждения, обособление от экономики, политических и нравственных норм.

Т. Парсонс описывает состояние аномии, при котором подавляющее число индивидов находится в положении дезинтеграции с социальными институтами, что отрицательно влияет на формирование чувства безопасности и психологического здоровья.

Э. Мертон отмечает, что аномия является результатом  не свободы выбора, а невозможности  множества индивидов следовать  нормам, которые они полностью  принимают. Он видит основную причину  трудностей в дисбалансе между культурными  целями и легальными (инструментальными  средствами), с помощью которых  эти цели реализуются. Например, в  то время как государство поддерживает усилия своих граждан в их стремлении к повышению благосостояния и  к высокому социальному положению, легальные возможности членов общества для достижения такого состояния  весьма ограничены. Социальное неравенство, которое существует в обществе, является той причиной, которая заставляет человека искать нелегальные средства достижения цели, то есть отклонятся от общепринятых культурных норм и ценностей. Когда человек не может достигнуть своих целей с помощью способностей или таланта, он может прибегать к нелегальным средствам (обману, подлогу или воровству), не одобряемым обществом.

Главную причину  девиации Мертон видит в разрыве  между целевыми установками, общества и социально одобряемыми средствами их осуществления. Исходя из этого он выделяет следующие типы поведения, которые выступают и способами социализации или, наоборот, ее угасания:

• конформность - утверждает поведение, соответствующее культурным целям и средствам их достижения;

• инновация - предполагает согласие с  целями, но в то же время отрицает социально одобряемые средства их достижения; поддерживая, например, цель достижения богатства, представители низшего  класса не могут пользоваться такими средствами, как занятие престижной деятельностью, экономический успех, образование; отсюда возникает предрасположенность  к незаконным способам достижения цели: рэкету, спекуляции, шантажу, торговле наркотиками;

• ритуализм как поведение акцентирует свое внимание, наоборот, на отрицании целей, но принятии традиционно одобряемых обществом средств их достижения; он обычно выражается в снижении уровня притязаний и часто встречается у представителей низшего слоя среднего класса; это и может являться источником девиантного поведения, например, у бюрократа, абсолютизирующего формальные процедуры;

• ретретизм - предполагает отрицание цели и средств; более всего он характерен для лиц, оказавшихся за чертой социальных интересов: бродяг, наркоманов, пьяниц и др., которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на человеческое достоинство;

• бунт - означает отчуждение от господствующих целей, стандартов и формирование новых целей и  средств их достижения.

Девиация  начинается с фрустрации, с возникновения  социального напряжения, невозможности  для индивида реализовать поставленную цель. Данное напряжение может проявляться  как агрессия, озлобленность, которая  направлена на других или на самого себя. Если человек длительное время  не выходит из этого состояния, то формируется невроз - болезнь, которая  возникает в результате конфликта  человека с социальной средой, столкновений желаний человека и реальной действительности, которая его не удовлетворяет. Тогда  предпринимаются попытки достигнуть своей цели другими, отклоняющимися от норм путями. В данном случае имеет  место бесконфликтная девиация. Если же субъекты идут на прямую конфронтацию, борьбу и таким образом пытаются добиться своих целей, то это уже будет конфликтная девиация. В данной ситуации выделяется несколько этапов: становление, формирование, развитие и разрешение конфликта, послеконфликтное развитие. Если в ходе разрешения конфликта требования и цели ущемленной или наступающей стороны удовлетворяются, то девиация прекращается. Если нет, то она продолжается в формах делинквентного поведения человека или группы людей, что означает серьезные нарушения, подпадающие под категорию противоправных действий и социально наказуемые.

 

 

ВОПРОС 11. Какова природа  социального конфликта?

 

 

Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Все это обусловливает пристальное  внимание социологов к их исследованию.

Конфликт  всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов  как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают  открытые или закрытые конфликты  только тогда, когда они глубоко  переживаются людьми, осознаются как  несовместимость интересов, целей.

Социальное  напряжение нередко перерастает  в конфликт. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов  взаимодействия. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми и группами, независимо от того, какие истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания - конфликтологии.

Большинство социологов немарксистской ориентации склоняются к мнению, что существование  общества без конфликтов невозможно. Наиболее ярко эта позиция представлена в работах немецких социологов Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа и американского социолога Л. Козера. Основное положение теории конфликта Г. Зиммеля заключается в том, что конфликт, хотя и является одной из форм разногласия, в то же время представляет собой социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны и способствующую стабилизации общества. Л. Козер в своей классической работе “Функции социальных конфликтов” подчеркивал, что конфликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную) функцию. В нем заложен большой позитивный потенциал. Л. Козер вычленяет основные функции конфликта, которые, по его мнению, благотворно сказываются на актуальном состоянии общества и способствуют его развитию:

  1. образование групп, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;
  2. установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;
  3. социализация и адаптация, как индивидов, так и социальных групп;
  4. создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти;
  5. получение информации об окружающей среде (сигнализирует о тех или иных проблемах и недостатках);
  6. стимулирование нормотворчества и социального контроля;
  7. способствование созданию новых социальных институтов.

 

Социальный  конфликт - это всегда борьба, порожденная  конфронтацией общественных и групповых, но не индивидуальных интересов. Крупный конфликтолог Р. Дарендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп.

1) Первичные  группы - непосредственные участники  конфликта, которые находятся  в состоянии взаимодействия по  поводу достижения объективно  или субъективно несовместимых  целей. 

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"