Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:34, контрольная работа
ВОПРОС 1. Какие основные концепции, раскрывающие специфику социологии, Вы знаете?
ВОПРОС 2. Какие категории лежат в основе социологии? Раскройте их.
ВОПРОС 3. Какие социальные институты Вы знаете?
ВОПРОС 4. Как трактуют глобальный мир современные ученые?
ВОПРОС 5. Что Вы знаете о социальном неравенстве?
Как же осуществляется формирование личности в ходе группового общения, когда человек осознает свое Я? Рассмотрим наиболее известные научные объяснения этого процесса.
Известный американский
социолог и психолог Ч. Кули поставил
перед собой задачу исследовать
процесс постепенного понимания
личностью отличия своего Я от
других личностей. В результате многочисленных
исследований он определил, что развитие
концепции собственного Я происходит
в ходе длительного, противоречивого
и запутанного процесса и не может
осуществляться без участия других
личностей, то есть без социального
окружения. Каждый человек, по предположению
Ч. Кули, строит свое Я, основываясь
на воспринятых им реакциях других
людей, с которыми он вступает в контакт.
Например, девушке ее родители и
знакомые говорят, что она хороша
собой, прекрасно выглядит. Если эти
утверждения повторяются
Такие рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что личностный Я-образ не рождается только в связи с объективными фактами. Самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшем окружением как неудачные, ощущает мучительное чувство некомпетентности, и его способности могут быть практически парализованы. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.
Это человеческое
Я, открывающееся через реакции
других, получило известность как
зеркальное Я Чарльза Кули, впервые
проанализировавшего процесс Я-
Ч. Кули определил три стадии в построении зеркального Я:
1) наше восприятие того, как мы смотрим на других;
2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим;
3) наши чувства по поводу этого мнения.
Предположим, что всякий раз, когда вы входите в комнату и направляетесь к группе людей, общающихся между собой, они с вежливыми извинениями быстро расходятся. Если такой результат повторяется несколько раз, то, очевидно, что у вас возникает чувство, что о вас в группе дурное мнение, с вами не хотят общаться. Или наоборот, постоянно при вашем появлении группа стремится образовать вокруг вас кружок, ее члены активно общаются с вами. В этом случае анализ их действий, безусловно, положительно скажется на вашем самомнении. Социальная типология предполагает выделение идеального, нормативного, реально распространенного типов личности. В первом выражены требования социального идеала. Они формулируются в различных концепциях политического, нравственного, религиозного характера и предполагают наличие определенных свойств личности применительно к будущему общественному устройству. Таким социальным идеалом может считаться гармоническая личность. Личность нормативного типа обладает свойствами, которые могут быть сформулированы уже в данных условиях и являются необходимой предпосылкой общественного прогресса. Наконец, третий тип личности, распространенный в существующем обществе, - совокупность господствующих норм сознания и образцов поведения. Свойства такой личности могут существенно отличаться не только от идеального, но и от нормативного типа.
Преобразование социальной типологии личности в социологическую, происходит именно на уровне реально распространенного типа, который и становится предметом конкретного эмпирического исследования. Если идеальный и нормативный типы личности характеризуются исключительно со знаком “плюс”, то реально распространенный тип включает в себя множество подтипов с присущими им отклонениями от норм или даже антисоциальным способом деятельности.
Не существует единого типа личности. Социологическая типология личности обусловлена целым рядом факторов:
а) местом человека в социальной структуре,
б) характером и содержанием выполняемого труда, квалификацией, образованием,
в) уровнем жизни,
г) спецификой способа деятельности;
д) ценностными ориентациями, интересами, потребностями, установками личности;
е) ее жизненной позицией, мировоззрением, идеалами;
ж) культурным уровнем и т. д.
Корчено, типология личности существенно отличается от типологии образа жизни. Ведь он характеризует способ деятельности не только личности, но и различных социальных групп, общностей. Субъектом образа жизни может выступать тип поселения (город или село). Поэтому полностью совмещать категории образа жизни и личности нельзя. Но благодаря первой социологический анализ личности получает более широкие перспективы. Они становятся заметными и в ином случае, когда речь идет об изучении социальных отношений личности и общества, его структур. Нельзя забывать, что личность интегрирует в своей деятельности социальные отношения, “пропускает” их через себя, прежде всего вследствие того, что создает определенные системы социальных связей и взаимодействий. Личностное отношение к миру, окружающей среде - это то же общественное отношение, преломленное на индивидуальном уровне. Его непременным условием является социализация.
ВОПРОС 8. Какие виды субкультур Вы знаете?
«Культура в самом широком смысле слова - это то, из-за чего ты становишься чужаком, когда покидаешь свой дом. Культура включает в себя все убеждения, и все ожидания, которые высказывают и демонстрируют люди.
Культуру
изучают представители многих профессий
- антропологи, этнографы, философы, политологи,
экономисты - всех не перечесть. Роль культуры
в жизни общества резко возрастает,
именно она становится тем механизмом,
посредством которого происходят изменения
в обществе, в том числе и
в России. Возрастание роли культуры
в регуляции человеческого
Система ценностей выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней фиксируются те критерии социально признанного, на основе которых создаются конкретные нормы поведения, специальные формы контроля. Система ценностей включает в себя следующее:
1) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);
2) универсальные:
а) витальные (жизнь, здоровье,
личная безопасность, благосостояние,
семья, родственники, образование,
квалификация, правопорядок и т.
д.); б) общественного признания
(трудолюбие, социальное положение
и т.д.); в) межличностного общения
(честность, бескорыстие,
3) партикулярные: а)
Социальная норма выражает определенные требования к деятельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов. В ней присутствует приказной момент, требование поступать определенным образом. Исполнение норм обеспечивается различными санкциями.
Элементами культуры выступают также привычки, обычаи, традиции, обряды, являющиеся образцами поведения.
Привычки - это стереотипы поведения в определенных ситуациях. Мы не задумываемся над ними, соблюдаем их автоматически. Большинство из привычек человек усваивает в процессе социализации. Это - коллективные привычки. Кроме них, есть еще индивидуальные привычки. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате регулярного повторения.
Обычай основан на коллективной привычке. Он означает традиционно установившийся порядок поведения: уважение к старшим, обычай отмечать праздники, справляться о здоровье и т.п. Итак, обычай - неписаное правило, воспринятое из прошлого, требующее неуклонного следования ему со стороны членов общества.
Традиция возникает в том случае, если привычки и обычаи передаются от одного поколения к другому. В качестве традиции могут выступать ценности, нормы, образцы поведения, взгляды, вкусы, идеи. Традиция выполняет функцию преемственности культуры, помогает сохранить культурное наследие. Бездумное следование отжившим традициям может привести к накоплению консервативных убеждений в обществе.
Обряд - это совокупность символических, стереотипных, коллективных действий, обусловленных нормами, ценностями, представлениями. Обряды сопровождают наиболее важные моменты человеческой жизни: крещение, посвящение в студенты, помолвка, свадьба и т.п. Участники обряда переживают глубокие эмоциональные переживания, они все становятся соучастниками коллективного действия.
Важнейшее место в системе культуры принадлежит знанию - достоверным сведениям о чем-либо. Знания, сформулированные в понятиях, зафиксированы в языке. Понятия и сам язык - тоже элементы культуры. Язык аккумулирует, хранит и передает человеческий опыт. На основе знаний, информации формируются убеждения, тоже выступающие элементами культуры. Убеждения могут быть связаны как с природными объектами, так и с социальными.
Одним из важных элементом культуры являются чувства. Хотя чувства развиваются независимо от культурных норм, они часто подвергаются социальному контролю. В каждой культуре существуют неписаные законы о том, какие чувства подобает проявлять к окружающим. Предполагается, что мать любит своих детей и может принести любые разумные жертвы для их благополучия. Поэтому матери не могут слишком явно пренебречь этими нормами, не навлекая на себя неприятности со стороны общества.
ВОПРОС 9. Какие стадии в процессе своего развития проходят социальные движения?
Благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений, можно выделить основные предпосылки их возникновения. Американский исследователь социальных движений Д. Стокдейл отметил пять таких основных условий, которые он назвал структурными предпосылками возникновения социальных движений:
1) социальная неудовлетворенность;
2) структурная
блокада (барьеры в социальной
структуре, которые
3) контакты
и взаимодействия между
4) уверенность
в том, что общие коллективные
действия могут ослабить
5) наличие
идеологии, оправдывающей
Рассмотрим некоторые основные факторы, влияющие на участие индивидов в движениях.
Мобильность. Перемещающиеся в обществе индивиды имеют весьма мало шансов для укоренения в той или иной социальной группе и для интеграции в жизнь общества. Их мобильность не только ослабляет социальный контроль, но и лишает их эмоционального удовлетворения от реальной принадлежности к какой-либо социальной группе.
Это означает, что многие люди становятся мобильными, так как утрачивают свои культурные корни, и что многие люди утрачивают свои культурные корни и социальные связи с группами в силу мобильности. Для нас важно только, что высокомобильные группы в целом в большей степени поставляют из своей среды участников социальных движений.
Маргинальность. Концепция маргинальности была впервые разработана Робертом Парком в ходе изучения им процессов ассимиляции культур. Он полагал, что маргинальная личность - это “культурный гибрид, человек, живущий и внутренне принадлежащий в своей культурной жизни и традициях к двум различным народам или социальным группам... Это человек на грани двух культур и двух обществ...”. В 1940 г. Джон Кубер предложил использовать термин “маргинальная личность” в отношении людей, “которые занимают периферийную позицию между двумя различными институтами, культурными комплексами или другими культурными сегментами”.
Наиболее употребимое определение разработал Г. Шибутани. В соответствии с этим определением люди считаются маргинальными тогда, когда “они находятся на границе между двумя или более социальными мирами, но не входят нолностью ни в один из них”.
Огромное количество людей являются маргинальными личностями. Это эмигранты, те, кто быстро приобрел тот или иной социальной статус, дети от смешанных браков, лица, обращенные в новую религию. Маргинальность в целом приводит к появлению чувства растерянности и беспокойства, в значительной степени увеличивает возможность отклонений от групповых норм и появления кризиса доверия у индивидов.
Но на поздних стадиях развития социальное движение обычно пополняется за счет немаргинальных личностей, преследующих свои индивидуальные цели.
Социальная изоляция. Исследования социологов показывают, что личности и группы, изолированные от общества, более отчуждены и восприимчивы к массовым движениям, чем те группы, статусы, роли и деятельность которых в целом интегрированы в общество. Так, У. Корнхаузер, изучавший массовые движения среди интеллектуалов, считает, что “интеллектуалы, работающие отдельно, проявляют большую склонность к массовым движениям, чем входящие в университетские группы”. Наиболее восприимчивы к социальным движениям (особенно к насильственным) те рабочие коллективы, чья работа “отрезает” их от большинства членов общества: шахтеры, моряки, старатели и др. Это происходит потому, что в силу географического обособления или особенностей социальной структуры такие работники имеют значительно меньшее число контактов с другими группами в обществе. Они редко принадлежат к добровольным объединениям и организациям, распространенным среди других групп. У этих работников мало возможностей участвовать в формальной и неформальной жизни общества, связи со стабильным порядком ослаблены, поэтому их легче мобилизовать для его ниспровержения.
Изменение социального статуса. Нет очевидных доказательств того, что степень активности в социальных движениях зависит от принадлежности индивидов к тому или иному социальному уровню, но доказано, что изменение социального статуса усиливает восприимчивость индивида, обостряет чувство социальной несправедливости.