Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:34, контрольная работа

Описание работы

ВОПРОС 1. Какие основные концепции, раскрывающие специфику социологии, Вы знаете?
ВОПРОС 2. Какие категории лежат в основе социологии? Раскройте их.
ВОПРОС 3. Какие социальные институты Вы знаете?
ВОПРОС 4. Как трактуют глобальный мир современные ученые?
ВОПРОС 5. Что Вы знаете о социальном неравенстве?

Файлы: 1 файл

соцология.docx

— 64.47 Кб (Скачать файл)

Как же осуществляется формирование личности в ходе группового общения, когда человек осознает свое Я? Рассмотрим наиболее известные  научные объяснения этого процесса.

Известный американский социолог и психолог Ч. Кули поставил перед собой задачу исследовать  процесс постепенного понимания  личностью отличия своего Я от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого  и запутанного процесса и не может  осуществляться без участия других личностей, то есть без социального  окружения. Каждый человек, по предположению  Ч. Кули, строит свое Я, основываясь  на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Например, девушке ее родители и  знакомые говорят, что она хороша собой, прекрасно выглядит. Если эти  утверждения повторяются достаточно часто, более или менее постоянно  разными людьми, то девушка, в конечном счете, ощущает себя хорошенькой  и действует как красивое создание. Но даже хорошенькая  девушка будет  себя чувствовать  гадким утенком, если с раннего детства ее родители или знакомые будут разочаровывать ее и относиться к ней, как к некрасивой.

Такие рассуждения привели Ч. Кули к  мысли о том, что личностный Я-образ не рождается только в связи с объективными фактами. Самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшем окружением как неудачные, ощущает мучительное чувство некомпетентности, и его способности могут быть практически парализованы. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

Это человеческое Я, открывающееся через реакции  других, получило известность как  зеркальное Я Чарльза Кули, впервые  проанализировавшего процесс Я-открытия.

Ч. Кули определил  три стадии в построении зеркального  Я:

1) наше восприятие  того, как мы смотрим на других;

2) наше восприятие  их мнения по поводу того, как  мы смотрим; 

3) наши чувства  по поводу этого мнения.

Предположим, что всякий раз, когда вы входите  в комнату и направляетесь  к группе людей, общающихся между  собой, они с вежливыми извинениями  быстро расходятся. Если такой результат  повторяется несколько раз, то, очевидно, что у вас возникает чувство, что о вас в группе дурное мнение, с вами не хотят общаться. Или наоборот, постоянно при вашем появлении группа стремится образовать вокруг вас кружок, ее члены активно общаются с вами. В этом случае анализ их действий, безусловно, положительно скажется на вашем самомнении. Социальная типология предполагает выделение идеального, нормативного, реально распространенного типов личности. В первом выражены требования социального идеала. Они формулируются в различных концепциях политического, нравственного, религиозного характера и предполагают наличие определенных свойств личности применительно к будущему общественному устройству. Таким социальным идеалом может считаться гармоническая личность. Личность нормативного типа обладает свойствами, которые могут быть сформулированы уже в данных условиях и являются необходимой предпосылкой общественного прогресса. Наконец, третий тип личности, распространенный в существующем обществе, - совокупность господствующих норм сознания и образцов поведения. Свойства такой личности могут существенно отличаться не только от идеального, но и от нормативного типа.

Преобразование  социальной типологии личности в  социологическую, происходит именно на уровне реально распространенного типа, который и становится предметом конкретного эмпирического исследования. Если идеальный и нормативный типы личности характеризуются исключительно со знаком “плюс”, то реально распространенный тип включает в себя множество подтипов с присущими им отклонениями от норм или даже антисоциальным способом деятельности.

Не существует единого типа личности. Социологическая  типология личности обусловлена  целым рядом факторов:

а) местом человека в социальной структуре,

б) характером и содержанием выполняемого труда, квалификацией, образованием,

в) уровнем  жизни,

г) спецификой способа деятельности;

д) ценностными ориентациями, интересами, потребностями, установками личности;

е) ее жизненной  позицией, мировоззрением, идеалами;

ж) культурным уровнем и т. д.

Корчено, типология  личности существенно отличается от типологии образа жизни. Ведь он характеризует  способ деятельности не только личности, но и различных социальных групп, общностей. Субъектом образа жизни  может выступать тип поселения (город или село). Поэтому полностью  совмещать категории образа жизни  и личности нельзя. Но благодаря  первой социологический анализ личности получает более широкие перспективы. Они становятся заметными и в  ином случае, когда речь идет об изучении социальных отношений личности и  общества, его структур. Нельзя забывать, что личность интегрирует в своей  деятельности социальные отношения, “пропускает” их через себя, прежде всего вследствие того, что создает определенные системы  социальных связей и взаимодействий. Личностное отношение к миру, окружающей среде - это то же общественное отношение, преломленное на индивидуальном уровне. Его непременным условием является социализация.

 

 

 

ВОПРОС 8. Какие виды субкультур Вы знаете?

 

 

«Культура в самом широком смысле слова - это то, из-за чего ты становишься  чужаком, когда покидаешь свой дом. Культура включает в себя все убеждения, и все ожидания, которые высказывают  и демонстрируют люди.

Культуру  изучают представители многих профессий - антропологи, этнографы, философы, политологи, экономисты - всех не перечесть. Роль культуры в жизни общества резко возрастает, именно она становится тем механизмом, посредством которого происходят изменения  в обществе, в том числе и  в России. Возрастание роли культуры в регуляции человеческого поведения  выражается в том, что люди сознательно  используют культуру для организации  и оптимизации своей деятельности. Есть сотни определений культуры: исторические, философские, психологические, генетические, антропологические и  др. Сегодня их насчитывается более  пятисот. Социологическое понятие  культуры ориентируется на представления  людей об идеалах и ценностях. Ядром культуры, ее определяющим элементом являются ценности, потому что культура - это способ ценностного освоения мира.

Система ценностей  выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней  фиксируются те критерии социально  признанного, на основе которых создаются  конкретные нормы поведения, специальные  формы контроля. Система ценностей  включает в себя следующее:

1) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

2) универсальные:  а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование,  квалификация, правопорядок и т.  д.); б) общественного признания  (трудолюбие, социальное положение  и т.д.); в) межличностного общения  (честность, бескорыстие, доброжелательность); г) демократические (свобода слова,  совести, партий, национальный суверенитет  и т. д.).

3) партикулярные: а) привязанность  к малой родине, семье; б) фетишизмы  (вера в Бога, стремление к абсолюту  и т. д.).

Социальная  норма выражает определенные требования к деятельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов. В ней присутствует приказной  момент, требование поступать определенным образом. Исполнение норм обеспечивается различными санкциями.

Элементами  культуры выступают также привычки, обычаи, традиции, обряды, являющиеся образцами  поведения.

Привычки - это стереотипы поведения в определенных ситуациях. Мы не задумываемся над ними, соблюдаем их автоматически. Большинство из привычек человек усваивает в процессе социализации. Это - коллективные привычки. Кроме них, есть еще индивидуальные привычки. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате регулярного повторения.

Обычай основан на коллективной привычке. Он означает традиционно установившийся порядок поведения: уважение к старшим, обычай отмечать праздники, справляться о здоровье и т.п. Итак, обычай - неписаное правило, воспринятое из прошлого, требующее неуклонного следования ему со стороны членов общества.

Традиция возникает в том случае, если привычки и обычаи передаются от одного поколения к другому. В качестве традиции могут выступать ценности, нормы, образцы поведения, взгляды, вкусы, идеи. Традиция выполняет функцию преемственности культуры, помогает сохранить культурное наследие. Бездумное следование отжившим традициям может привести к накоплению консервативных убеждений в обществе.

Обряд - это совокупность символических, стереотипных, коллективных действий, обусловленных нормами, ценностями, представлениями. Обряды сопровождают наиболее важные моменты человеческой жизни: крещение, посвящение в студенты, помолвка, свадьба и т.п. Участники обряда переживают глубокие эмоциональные переживания, они все становятся соучастниками коллективного действия.

Важнейшее место в системе культуры принадлежит знанию - достоверным сведениям о чем-либо. Знания, сформулированные в понятиях, зафиксированы в языке. Понятия и сам язык - тоже элементы культуры. Язык аккумулирует, хранит и передает человеческий опыт. На основе знаний, информации формируются убеждения, тоже выступающие элементами культуры. Убеждения могут быть связаны как с природными объектами, так и с социальными.

Одним из важных элементом культуры являются чувства. Хотя чувства развиваются независимо от культурных норм, они часто подвергаются социальному контролю. В каждой культуре существуют неписаные законы о том, какие чувства подобает проявлять к окружающим. Предполагается, что мать любит своих детей и может принести любые разумные жертвы для их благополучия. Поэтому матери не могут слишком явно пренебречь этими нормами, не навлекая на себя неприятности со стороны общества.

 

 

ВОПРОС 9. Какие стадии в  процессе своего  развития проходят социальные движения?

 

 

Благоприятствующие  возникновению и развитию социальных движений, можно выделить основные предпосылки их возникновения. Американский исследователь социальных движений Д. Стокдейл отметил пять таких основных условий, которые он назвал структурными предпосылками возникновения социальных движений:

1) социальная  неудовлетворенность; 

2) структурная  блокада (барьеры в социальной  структуре, которые способствуют  возникновению социальной неудовлетворенности);

3) контакты  и взаимодействия между неудовлетворенными  людьми;

4) уверенность  в том, что общие коллективные  действия могут ослабить социальную  неудовлетворенность и улучшить  условия существования; 

5) наличие  идеологии, оправдывающей предполагаемые  коллективные действия в социальных  движениях. Когда эти основные  предпосылки появляются у некоторой  части общества, социальные движения  и соответствующие коллективные  действия становятся почти неизбежными.

Рассмотрим  некоторые основные факторы, влияющие на участие индивидов в движениях.

Мобильность. Перемещающиеся в обществе индивиды имеют весьма мало шансов для укоренения в той или иной социальной группе и для интеграции в жизнь общества. Их мобильность не только ослабляет социальный контроль, но и лишает их эмоционального удовлетворения от реальной принадлежности к какой-либо социальной группе.

Это означает, что многие люди становятся мобильными, так как утрачивают свои культурные корни, и что многие люди утрачивают свои культурные корни и социальные связи с группами в силу мобильности. Для нас важно только, что высокомобильные  группы в целом в большей степени  поставляют из своей среды участников социальных движений.

Маргинальность. Концепция маргинальности была впервые разработана Робертом Парком в ходе изучения им процессов ассимиляции культур. Он полагал, что маргинальная личность - это “культурный гибрид, человек, живущий и внутренне принадлежащий в своей культурной жизни и традициях к двум различным народам или социальным группам... Это человек на грани двух культур и двух обществ...”. В 1940 г. Джон Кубер предложил использовать термин “маргинальная личность” в отношении людей, “которые занимают периферийную позицию между двумя различными институтами, культурными комплексами или другими культурными сегментами”.

Наиболее  употребимое определение разработал Г. Шибутани. В соответствии с этим определением люди считаются маргинальными тогда, когда “они находятся на границе между двумя или более социальными мирами, но не входят нолностью ни в один из них”.

Огромное  количество людей являются маргинальными  личностями. Это эмигранты, те, кто  быстро приобрел тот или иной социальной статус, дети от смешанных браков, лица, обращенные в новую религию. Маргинальность в целом приводит к появлению чувства растерянности и беспокойства, в значительной степени увеличивает возможность отклонений от групповых норм и появления кризиса доверия у индивидов.

Но на поздних  стадиях развития социальное движение обычно пополняется за счет немаргинальных личностей, преследующих свои индивидуальные цели.

Социальная  изоляция. Исследования социологов показывают, что личности и группы, изолированные от общества, более отчуждены и восприимчивы к массовым движениям, чем те группы, статусы, роли и деятельность которых в целом интегрированы в общество. Так, У. Корнхаузер, изучавший массовые движения среди интеллектуалов, считает, что “интеллектуалы, работающие отдельно, проявляют большую склонность к массовым движениям, чем входящие в университетские группы”. Наиболее восприимчивы к социальным движениям (особенно к насильственным) те рабочие коллективы, чья работа “отрезает” их от большинства членов общества: шахтеры, моряки, старатели и др. Это происходит потому, что в силу географического обособления или особенностей социальной структуры такие работники имеют значительно меньшее число контактов с другими группами в обществе. Они редко принадлежат к добровольным объединениям и организациям, распространенным среди других групп. У этих работников мало возможностей участвовать в формальной и неформальной жизни общества, связи со стабильным порядком ослаблены, поэтому их легче мобилизовать для его ниспровержения.

Изменение социального статуса. Нет очевидных доказательств того, что степень активности в социальных движениях зависит от принадлежности индивидов к тому или иному социальному уровню, но доказано, что изменение социального статуса усиливает восприимчивость индивида, обостряет чувство социальной несправедливости.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"