Контрольная работа по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:21, контрольная работа

Описание работы

Долгое время понятия «служащий» и «государственный служащий» не имели у нас правового статуса, не разводились по содержанию и должным образом не исследовались в науке. Вопрос еще больше запутывался тем, что в статистике и в анкетах по учету кадров была графа «социальное положение», ответ на которую допускал лишь три варианта: рабочий, крестьянин (колхозник), служащий. Стало быть, понятием «служащий» обозначали всех, кого нельзя было включить в престижные в ту пору социальные группы рабочих и крестьян. В служащие зачисляли не только работников государственных учреждений (советский аппарат, учителей, врачей, военных и т.п.), но и работников негосударственных структур (аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных и др. общественных

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и элементы статуса государственного служащего:
1.1. Понятие государственного служащего
1.2. Права государственного служащего
1.3. Обязанности государственного служащего
1.4. Ограничения и запреты
Глава 2. Характеристика статуса государственного служащего:
2.1. Государственные органы по вопросам государственной службы
2.2. Реестр государственных служащих
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

контрольная по социалогии упр.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление  
 

Введение  

Глава 1. Понятие и элементы статуса государственного служащего: 

1.1. Понятие государственного служащего 

1.2. Права государственного служащего 

1.3. Обязанности государственного служащего 

1.4. Ограничения и запреты 

Глава 2. Характеристика статуса государственного служащего: 

2.1. Государственные органы по вопросам государственной службы 

2.2. Реестр государственных служащих 

Заключение 

Библиографический список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Цели  и задачи работы. Целью данной работы является формирование целостного представления  о государственном  служащем, его административно  –правовом статусе. Правовой статус в  свою очередь поможет  нам уяснить классификацию  госслужащих. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач: 

ü         Определение понятия  государственного служащего;  

ü         На основе понятия  проследить принципы классификации госслужащих; 

ü         Изучение нормативно – правовой базы государственной  службы в настоящий момент; 

ü         Определение и  оценка всех элементов  правового статуса  госслужащего; 

ü         Выявление пробелов и недостатков  и определение  перспектив развития российского законодательства и правоприменительной  практики в данной области в XXI веке. 
 

Долгое  время понятия «служащий» и «государственный служащий» не имели у нас правового  статуса, не разводились по содержанию и должным образом не исследовались  в науке. Вопрос еще больше запутывался  тем, что в статистике и в анкетах  по учету кадров была графа «социальное положение», ответ на которую допускал лишь три варианта: рабочий, крестьянин (колхозник), служащий. Стало быть, понятием «служащий» обозначали всех, кого нельзя было включить в престижные в ту пору социальные группы рабочих и крестьян. В служащие зачисляли не только работников государственных учреждений (советский аппарат, учителей, врачей, военных и т.п.), но и работников негосударственных структур (аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных и др. общественных организаций). При этом в повседневной деятельности никто и никогда не пытался выяснить различия между «служащим» и «государственным служащим». Одним словом, эти понятия не имели сколько-нибудь конкретного содержания и потому использовались в значительной мере некорректно. 

Вместе  с тем, начиная с конца 50-х годов  в литературе предпринималось немало попыток охарактеризовать понятие  «государственный служащий». В конечном итоге все авторы приходили к  выводу, что следует различать  понятия «государственный служащий»  в широком и узком смыслах слова.  

Если  строго следовать положениям Федерального закона «О системе государственной  службы Российской Федерации»[1], то государственный  служащий — это лицо, профессионально  осуществляющее служебную деятельность на должностях госу­дарственной службы по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов, а также лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, а также получающее денежное содер­жание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ. Несколько иное определение государственного служащего дает Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[2]: гражданский служащий — это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению граж­данской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. 

Между государственным служащим и государством (государственным органом) на определенном этапе возникает конкретное государственно-служебное  правоотношение, характеризующееся наличием взаимных прав, обязанностей, ограничений и запретов, ответственности и других атрибутов правового статуса государственного служащего. 

Федеральный государственный служащий является гражданином, который осуществляет профессиональную служебную дея­тельность на должности федеральной государственной службы и получает денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственным гражданским служащим субъекта РФ считается гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. В предусмотренных федеральным законом случаях государственный гражданский служащий субъекта РФ может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет федерального бюджета. 

Российская  Федерация является нанимателем  федерального государственного служащего, а соответствующий субъект РФ — нанимателем государственного гражданского служащего субъекта РФ. 

В узком  понимании государственный служащий — это лицо, занимающее должность  государственной службы, т. е. должность  в системе структурных подразделений  государственной администрации, и  выполняющее на возмездных началах (за вознаграждение, заработную плату, денежное содержание) функции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти). 

Итак, понятие  «государственный служащий» можно определить следующими признаками. 

Во-первых, государственный служащий — это  физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным  языком, имеющий профессиональное образование  и соответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующим федеральным законом. Государственный служащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения. Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор[3], согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задачи для достижения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д. 

Во-вторых, государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о  государственной службе, т. е. положениям конкретного закона о соответствующем виде государственной службы. 

В-третьих, государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной  службы в установленном законом  порядке. Специальные федеральные  законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т. д. Должности государственной службы могут занимать только государственные служащие. 

В-четвертых, государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание. 

В-пятых, государственный служащий выполняет  государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (финансовая деятельность государства, развитие культуры, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т. д.). 

В-шестых, государственный служащий совершает  во многих случаях действия (например, принимает управленческие решения, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия. 

В-седьмых, деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов. 
 

Совокупность  упомянутых признаков позволяет  сформулировать следующее определение. «Государственным служащим является гражданин  РФ, занимающий в установленном федеральным  законодательством и законодательством  субъектов Федерации порядке  включенную в штат должность в структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и судебной власти), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государственным органом служебный контракт (принявший присягу на верность Российской Федерации), осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус»[4]. 

Исходя  из всего вышеизложенного можно  заключить, что определение понятия  «государственный служащий» является прерогативой государства. На современном  этапе законотворчества данное понятие  получило законченную юридическую  форму, что является несомненным шагом вперёд, по сравнению  с советским периодом, когда  понятие госслужащего было сильно размыто ввиду объективных причин (ввиду отсутствия института частной собственности любой гражданин мог быть частично признан госслужащим, т.к. государство являлось единственным субъектом трудовых правоотношений, имеющим полномочия работодателя).[5] 

  

§ 2. Классификация  государственных служащих 

  

В настоящее  время при множестве действующих  нормативных правовых актов о  государственной службе целесообразно классифицировать государственных служащих по тем же критериям, по которым классифицируется сама государственная служба. В зависимости от органа государственной власти государственные служащие могут быть разделены на федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ. Правовой статус федеральных государственных служащих регламентируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в будущем предполагается принятие закона «О федеральной государственной гражданской службе»), Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», а также иными федеральными нормативными правовыми актами. Правовое положение государственных гражданских служащих субъектов РФ устанавливается законодательными актами, принимаемыми в субъектах Федерации. 

В зависимости  от групп занимаемых должностей государственной  службы можно выделить государственных  служащих, занимающих высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной службы. 

Если  в качестве критерия классификации  государственных служащих взять  способ поступления на государственную  службу, то можно выделить избираемых государственных служащих; назначаемых  государственных служащих; служащих, замещающих государственную должность государственной службы по конкурсу. 

Все государственные  служащие могут быть разделены на две группы: лица, принимающие присягу (военнослужащие, сотрудники таможенных органов, прокурорские работники и  др.); служащие, не принимающие присягу (например, служащие отделов и управлений областной администрации). 

Если  положить в основу деления государственных  служащих такой критерий, как специальные  профессиональные обязанности и  характер государственной службы, то выделяются гражданские государственные служащие и государственные служащие, находящиеся на военной и правоохранительной службе (военнослужащие, сотрудники милиции, должностные лица таможенных органов и пр.). 

В соответствии с принципом разделения государственной  власти различаются государственные служащие, замещающие государственные должности в органах представительной (законодательной), исполнительной и судебной власти. Здесь же уместно выделить и государственных служащих, занимающих должности в органах прокуратуры, таможенных органах, Счетной палате, Центральной избирательной комиссии и т. д. 

Информация о работе Контрольная работа по "Социология"