Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:36, курс лекций
Тема 1. Демография как наука
Тема 2. Учет населения
Тема 3. численность и состав населения
Тема 4. Рождаемость и репродуктивное поведение
Тема 5. Смертность и средняя продолжительность населения
Тема 6. Семья. Браки и разводы
Тема 7. Миграция населения
Тема 8. Демографическая политика: ее цели и виды
При изучении миграции населения наряду с факторами различают мотивы миграции. Мотивы миграции представляют собой отражение объективных факторов в сознании людей. Факторы и мотивы миграции могут совпадать и могут не совпадать. Мотивы миграции изучают социологическими методами.
7.5 Развитие миграций
Миграция населения существует с древнейших времен. Однако ее интенсивность, формы, направления, факторы по мере развития общества изменялись. Закономерным является то, что с усилением разделения труда, ростом интеграционных процессов между странами, территориями развиваются миграционное движение населения.
Отделение
ремесел от земледелия привело к
появлению городов и
В рабовладельческом строе миграция в основном была связана с многочисленными войнами. В этот период массовую миграцию населения представляло так называемое «великое переселение народов».
В условиях феодализма миграционные процессы ослабли. Закрепление основной части населения (крестьян) заметно снизило территориальную его подвижность. Основными причинами миграции в этот период были массовые заболевания и голод.
Миграция особенно активизировалась в период разложения феодализма и возникновения капитализма. Миграционные процессы были связаны с великими географическими открытиями и освоением новых земель. Мощные потоки миграции населения из Англии, Голландии, Португалии, Исландии и некоторых других стран были устремлены в Северную Америку, Новую Зеландию, в Австралию.
Миграционные процессы особенно усилились в годы первой и второй мировой войн, а также послевоенные годы в связи с распадом колониальной системы. Современные международные миграции населения связаны с развитием мировой экономики, с ростом межгосударственных интеграционных связей, с развитием глобализации. Общей закономерностью современных миграционных процессов является приток населения и дешевой рабочей силы из слаборазвитых стран Африки, Южной Америки в развитые Европейские страны, в Австралию и в Северную Америку. Мировой экономический кризис изменит интенсивность и направления мировых миграционных процессов.
В дореволюционной России миграционные процессы тесно связаны с переселением крестьян из малоземельных территорий в многоземельные регионы. Российское государство пыталось регулировать территориальное движение населения. За 1861-1917 гг. численность переселившихся крестьян составила 5,3 млн. человек. Такая политика дала возможность существенно увеличить производство сельскохозяйственных продуктов.
В годы гражданской войны и первые годы советской власти произошла массовая эмиграция населения из страны по политическим мотивам. События 1905-1907 гг., годы последующей реакции, две революции 1917 г., Гражданская война 1918-1920-х гг. породившие разруху, голод, массовую безработицу определили мотивы и значительные масштабы эмиграции из России. Общая численность уехавших в 1914-1920 гг. составила около 2 миллионов человек.
В годы советской власти по существу была продолжена прежняя политика заселения восточных территорий страны. Посредством миграции была укреплена рыбная промышленность, построен ряд промышленных предприятий. Миграция способствовала возникновению ряда городов, поселков городского типа.
Миграционная политика советского государства сыграла большую роль в развитии промышленности на Урале, Западной, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, укреплению восточных границ страны. Такая политика сыграла большую роль в победе Великой отечественной войне. Следует также отметить большую роль миграции в индустриализации среднеазиатских республик и Казахстана.
В послевоенные годы посредством миграции советский союз освоил огромные площади целинных и залежных земель в восточных районах, осуществил строительство БАМа. Вместе с тем следует отметить, что советская система государственного управления в реализации своей миграционной политики широко использовала административные и принудительные меры.
Особое место в истории нашей страны занимают принудительные миграции, связанные с насильственным переселением людей в период сталинских репрессий 30-50-х гг. и с депортацией целых народов из мест их постоянного проживания главным образом в регионы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Так, в 30-е гг. высылке подверглись сотни тысяч раскулаченных крестьян; в период Великой Отечественной войны было переселено более 1 млн. немцев, а в конце войны насильственному выселению подверглись калмыки, народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы), крымские татары, турки-месхетинцы и другие народы. По подсчетам историков, сплошная депортация народов затронула более 3 млн. человек. В последующем многие из них были возвращены на свою историческую родину, однако полностью восстановить ситуацию 40-х гг. не удалось, что в последующем спровоцировало ряд межнациональных конфликтов.
После окончания Великой отечественной войны началась интенсивная миграция в Прибалтику, Западную Украину и Белоруссию, Калининградскую область, Западную Карелию, на Курилы и Южный Сахалин.
Современная миграционная ситуация в России не отвечает социально-экономическим и геополитическим интересам государства. Это проявляется в оттоке населения из восточных регионов и его сосредоточению в центральных регионах России. Несмотря на принятие в последние годы ряда нормативных документов все еще велики размеры нелегальной миграции населения. В результате такого положения за последние годы миграция стала самостоятельным фактором, усугубляющим диспропорции экономического и социального развития в отдельных регионах и стране в целом. Неуправляемая в последние годы миграция негативно влияет на демографические, социально-экономические процессы.
Основные миграционные потоки, сложившиеся в 90-е гг., можно разделить на шесть основных направлений:
1. Массовый отток населения из Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Восточные регионы занимают 66,2% территории России, на которой проживает 19,1% населения России. На Востоке страны сложилась чрезвычайно сложная демографическая и миграционная ситуация, угрожающая стратегической безопасности России. В советский период происходило интенсивное хозяйственное освоение восточных районов, определяющее высокую потребность в трудовых ресурсах. Нехватка рабочей силы из-за низкого естественного прироста населения компенсировалась миграцией населения. Экономические меры (предоставление льгот, применение территориальных коэффициентов к зарплате), которые обеспечивало государство, и меры неэкономического характера (комсомольские и партийные наборы, государственное распределение выпускников вузов и т.д.) способствовали притоку населения (прежде всего высококвалифицированных специалистов) в этот регион. Такая миграционная политика обеспечивала формирование молодой возрастной структуры населения восточного макрорегиона и восполнение рабочей силы. В постсоветский период произошел массовый отток населения, вызванный резким падением производства, безработицей, существенным снижением уровня и качества жизни населения. Эти факторы оттока добавились к ранее существовавшим: сложным климатическим условиям и отдаленности от центральных районов страны. В основном выезжает взрослое население с высшим и средним специальным образованием, увозя с собой и детей. В течение 1991-2001 гг. численность населения восточных районов, граничащих с Китаем, сократилась на 1 млн. человек из 10 млн. человек11. Сокращение российского населения в приграничных регионах происходит одновременно с миграцией на эти территории китайских граждан, численность которых в соседних китайских провинциях стремительно нарастает. Также китайских мигрантов привлекают богатые природные ресурсы Сибири и Дальнего Востока.
Миграция населения в Сибирь и Дальний Восток долгое время являлась базовым источником формирования численности и состава населения этих территорий. В настоящее время интенсивное развитие Сибири и Дальнего Востока возможно только за счет массового переселения в указанные регионы трудоспособного населения. Для этого необходимо разработка стратегии промышленного и социального развития удаленных регионов, предусматривающей обеспечение транспортной доступности для формируемых миграционных потоков, перевозки сырья и промышленной продукции, обустройство прилегающих территорий.
2. Приток в Россию русскоязычного населения из стран СНГ. Этот процесс оказал отрицательное воздействие на безопасность России, т.к. сокращается политическое влияние России в зоне СНГ и в мире в целом. С сокращением русскоязычной диаспоры в странах СНГ не только снижается внутренняя база поддержки в этих странах, но и высвобождается ниша, которая будет заниматься лицами третьих стран, усиливающих противостояние России на территории ближайших ее соседей.
Кроме того, этот процесс создает значительные экономические проблемы для России, связанные с обустройством вынужденных переселенцев. Обостряет ситуацию на рынке труда, а соответственно способствует возникновению противостояния между местным и приезжим населением.
3. Массовый приток иностранной рабочей силы в Россию. Этот вид миграции обостряет обстановку на рынке труда, особенно в условиях недостатка рабочих мест для граждан России, ведет к оттоку финансовых ресурсов из России. Но главная угроза национальной безопасности России кроется в усиленной эмиссии на территорию страны иностранных граждан. Об угрозе китаизации восточных регионов говорится уже давно.
Такую складывающаяся миграционная ситуацию и необходимость привлечения иностранной рабочей силы объясняют тем, что в настоящее время Россия не имеет демографического ресурса для масштабного переселения населения в отдаленные и экстремальные по условиям проживания районы.
Без массового привлечения
Поэтому внешняя для России миграция только на 24% восполняет естественную убыль населения. По расчетам отдела Народонаселения Секретариата ООН для поддержания стабильной численности населения России в течение следующих 50 лет необходимо около 500 тыс. «чистой иммиграции», т.е. в сумме 25 млн. человек. Все это может привести к неразрешимым этническим конфликтам. Поэтому миграционная стратегия России должна не просто избегать привлечения рабочей силы массовых профессий, но и противодействовать ей.
Для оздоровления демографического положения в основном необходимы меры по поддержке рождаемости. Это поможет решению демографического кризиса, отрицательно влияющего на возможность заселения отдаленных районов.
4. Усиленное формирование национальных диаспор в приграничных регионах, особенно в Краснодарском и Ставропольском краях, а также населенных пунктах России. Все это вызывает национальное противостояние, формирует очаг постоянного этнического конфликта, усиливает криминальную обстановку. Точно такие же проблемы возникают при организации компактных поселений иностранных этнических групп во внутренних регионах России. Поэтому требуется законодательное решение этих проблем, а в основу должен быть положен принципиальный подход где и как проводить расселение, не нарушая стабильной обстановки в стране.
5. Выезд из России ученых и специалистов. Этот вид миграции приводит к снижению научного, технологического, производственного потенциала России, закладывает на перспективу отставание научно-технического и социально-экономического развития, потере ведущих позиций в мировой хозяйственной и политической системе.
Решение проблемы лежит в сфере обеспечения творческой самореализации и повышения материальной обеспеченности данной категории граждан в соответствии с личным вкладом в решение народнохозяйственных проблем.
6. Приток населения в крупные города. Этот миграционный процесс нарушает сложившийся баланс квалифицированной рабочей силы в средних и малых городах, снижает производственный и, следовательно, социально-экономический потенциал последних. При этом происходит деквалификация специалистов и рабочих, их переход в разряд неквалифицированной рабочей силы (охранники, подсобные рабочие). Такая ситуация особенно проявляется в Москве и Московской области: из области более половины трудоспособного населения вынужденно выезжают на работу в Москву, в то время как в области сосредоточены важнейшие промышленные и научные центры.
При такой миграции возникают проблемы и у больших городов: осложняется экологическая обстановка, связанная со скученностью застройки и населения, возникновением парникового эффекта, повышением шумового воздействия, увеличением транспортных издержек и т.д. Осложняется проблема поддержания безопасности в коммунальной сфере и на транспортном комплексе.
Ограничения международного рынка труда приводят к проблемам занятости. Растет уровень безработицы, который составляет 9%,в Европе, в Центральной Азии – 11,1%, в Южной Африке – 23,3%, Словакии – 18,9, Македонии – 35,4, Польше – 16,7, Хорватии – 20,6, Колумбии – 20,5, в России – 11,4. В то же время во многих странах наблюдается дефицит рабочих рук самой низкой и самой высокой квалификации, который покрывается за счет миграции. Так, доля иностранной рабочей силы в 2000 г. в Люксембурге составила 57,3%, в Швейцарии – 18,3%, Австралии – 24,5%, США – 12,4%, Бельгии – 8,9%, Германии – 8,8%, Франции – 6%.12
Миграционные процессы играют значительную роль в мировом экономическом развитии. Степень влияния можно проиллюстрировать на примере денежных переводов мигрантов. Так, по данным Мирового банка в 2002 г. объем денежных переводов мигрантов в развивающиеся страны составил более 80 миллиардов долларов США и превысил взятые в совокупности за год суммы государственных программ финансирования, займов и ссуд, предоставленных развивающимся странам, а также средства, выделенные этим странам по программам МВФ и Мирового банка.13 Наиболее крупными получателями денежных переводов мигрантов являются Индия и Мексика. В каждую из этих стран мигранты ежегодно отправляют по 10 млрд. долларов США. Далее следуют Филиппины (6,4 млрд.), Марокко, Египет и Турция (по 3 млрд.). Для экономики многих слаборазвитых стран денежные переводы играют огромную, можно сказать решающую роль. Так, больше 37% ВВП Тонга формируется за счет переводов трудовых мигрантов, а в Лесото этот показатель приближается к 26%. Югославия, Ямайка, Албания и Никарагуа получают от экспатриантов по разным оценкам от 10 до 20% национального дохода.14