Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:44, курс лекций
Объектно-предметная область социологии, ее методология и функции
Социология (лат. societas – «общество» и греч. logos – «учение») – наука об обществе, о законах строения, функционирования, изменения и развития как общества в целом, так и отдельных его систем, и подсистем вплоть до малых групп.
Тема 1. Введение в дисциплину «Социология» 1
Тема 2. История становления и развития социологии 5
Тема 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система 13
Тема 4. Личность как система. Процесс социализации личности 20
Тема 5. Социальная структура и стратификация 27
Тема 6. Социальные институты и социальные организации 35
Тема 7. Социальные конфликты 44
Тема 8. Социальный контроль и социальное управление 49
Тема 9. Специальные и отраслевые теории: социология брака и семьи 54
Тема 10. Виды и типы социологического исследования 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫДАЮЩИХСЯ СОЦИОЛОГОВ 65
Нормы – образцы и шаблоны поведения людей в обществе. Основными типами норм в порядке возрастания их социальной значимости являются:
Убеждения и верования – субъективно-личностное отношение человека к объектам, представлениям, теориям. Наибольшее развитие верования получили в крупнейших мировых религиях. Именно религии оказали решающее воздействие на формирование культуры в мире.
Знания – достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т.е. соответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний.
Язык – объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта, являющийся средством для познания окружающего мира. Чем лучше конкретный индивид владеет языком, тем легче ему ориентироваться, познавать, устраиваться, делать карьеру, расти в личном плане, в мире природы и в мире людей. И наоборот, чем хуже индивид владеет языком, тем меньших успехов (а может быть, никаких вообще) он достигнет.
Мы рассмотрели общие элементы культуры безотносительно к тому, как они функционируют в различных социальных образованиях (религиях, нациях, группах и т.д.). Можно сказать, что все эти элементы относятся к культуре как таковой, к общечеловеческой культуре. Однако культура функционирует в определенных конкретных формах.
Так, все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает в себя слова, используемые людьми, идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Материальная культура состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий, ферм и других физических субстанций, которые постоянно изменяются и используются людьми. Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры и не может быть создана без нее.
Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой.
В то же время в обществе существуют субкультуры – определенные культурные комплексы, отличающие какую-либо социальную группу (например, социальную страту), то или иное сообщество (национальное, религиозное, профессиональное, молодежное).
В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Они составляют контркультуру общества.
Некоторые социологи выделяют также отдельные виды культуры в современном обществе, такие как элитарная культура, народная культура и массовая культура. Главный критерий такого разделения – принадлежность к тому или иному социальному классу. Обычно под «культурой» здесь подразумеваются такие виды искусства, как классическая литература, музыка, танец и живопись.
Культура играет важную
роль в жизни общества. Эта роль
реализуется через ряд
Культура не стоит на месте. Происходящие в обществе социокультурные изменения приводят к переустройству всех сторон жизни общества, меняют системы ценностей, норм, образцов поведения людей.
Для современного общества характерным является оживление всех без исключения социокультурных процессов. Переориентация общества в середине ХХ века на информацию и знание как стратегические ресурсы развития, последующая виртуализация и глобализация общественной жизни, привели к радикальным переменам как в отдельных сферах общества (политической, экономической, производственной, социально-личностной и др.), так и в общественной организации в целом. Такие наблюдаемые сегодня процессы, как внедрение в структуру производства информационных технологий; совершенствование мировых коммуникационных систем; тенденция количественного роста высокотехнологичных товаров, именуемых также инновационными; усиление влияния транснациональных компаний, приводящее к прогрессирующей интернационализации мировой экономики; актуализация вопросов межкультурной политики, выстраивающая новые приоритеты во внутренней и внешней политике страны; глобализация культурной индустрии – являются логическим следствием перехода к постиндустриальному этапу цивилизационного развития, спрогнозированного в футурологических концепциях «постиндустриального общества», «информационного общества», «общества знаний» и одновременно предстают качественными характеристиками последнего.
На рубеже второго и третьего тысячелетий в спектре интереса ученых доминантой становятся именно процессы глобализации. Часть исследователей трактует глобализацию однозначно позитивно и оптимистически, полагая, что этот процесс приведет к консолидации мира, преодолению конфликтов, подъему уровня жизни народов, социальной стабильности, всеобщему равноправию. Позитивными результатами глобализации называют создание глобальных рынков, глобальных технологий, глобальных идей и глобальной солидарности, приводящих к уменьшению социального пространства, к ускоряющемуся бегу социального времени и усилению прозрачности границ государств.
Другая часть исследователей отстаивает точку зрению о негативных последствиях влияния глобализации на современный мир, а именно:
В социокультурном измерении процесс глобализации проявляется в повсеместном распространении культуры постмодерна, различных вариантов поп-культуры, новых интегральных форм религиозных культов, мирового туризма, космополитизма, а также появлении глобальных социокультурных гибридов, складывающихся их причудливого смешения прежде несовместимых культурных феноменов.
ГЛОССАРИЙ
Виртуализация (от лат. virtus – воображаемый, мнимый) – процесс развития глобальных компьютерных сетей, перевода в киберпространство человеческой деятельности и, в конечном счете, подмены социальной реальности виртуальной.
Глобализация (от англ. global – мировой, всемирный) – постепенное преобразование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды, видоизменяя миропредставление, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия.
Доминирующая культура – сочетание основных элементов культуры, символов, убеждений, ценностей, образцов поведения, которые принимаются и разделяются всеми членами общества.
Коллективное сознание – коллективные убеждения и связанные с ними нравственные отношения, действующие в качестве объединяющей силы в обществе (термин Э. Дюркгейма).
Контркультура – совокупность символов, ценностей и образцов поведения, которые противостоят доминирующей культуре.
Концепция «информационного общества» – научная концепция, идущая на смену концепции «постиндустриального общества» в западной науке (Ю. Хаяши, У. Мартин, Д. Белл). Информационное общество – историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты: увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; создание глобального информационного пространства.
Концепция «общества знания» – концепция, созданная во второй половине ХХв. и ставящая во главу угла социального развития человека и его знания, навыки и умения. В этой «системе координат» первичными являются умение и потребность получать достоверную, объективную и всеобъемлющую информацию, критически осмысливать ее, нести ответственность за качество распространяемой информации.
Концепция «постиндустриального общества» – создана во второй половине ХХв. трудами Д. Белла, Р. Арона, Ж. Фурастье, А. Турэна, Дж. Гэлбрейта, З. Бжезинского, О. Тоффлера. В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа:
Космополитизм (от др.-греч. кοσμοπολίτης – гражданин мира) – мировоззрение мирового гражданства, ставящее общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации.
Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование) – 1). В широком смысле – совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. 2). В узком смысле – система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.
Массовая культура – создаваемая профессионалами, общедоступная и ориентированная на широкую аудиторию, а также на коммерческий успех культура. Предполагает стандартизированность формы и содержания. Потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Распространяется в основном с помощью электронных носителей.
Материальная культура – произведенные человеком предметы: инструменты, мебель, автомобили, здания и других физические субстанции, которые постоянно изменяются и используются людьми.
Народная культура – создаваемая анонимными творцами культура, чье функционирование практически неотделимо от повседневной жизни. Включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы и т.д.
Нематериальная культура – создаваемые и используемые людьми слова, идеи, привычки, обычаи и верования.
Общество – исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и развивающаяся в процессе их совместной деятельности.
Поп-культура – культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации, и т. п. Ее содержании обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мэйнстрима).
Социальная система – целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.
Социальная структура – относительно постоянная модель или взаимосвязь социальных элементов.
Социальное время – ритм социальной жизни. Единица измерения – интервал, совпадающий с единицей какой-то социальной деятельности (эпоха, сезон и т.д.).
Социальное пространство – порядок расположения социальных позиций (не совпадает с физическим пространством). Единица измерения – социальный статус.