Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:44, курс лекций

Описание работы

Объектно-предметная область социологии, ее методология и функции

Социология (лат. societas – «общество» и греч. logos – «учение») – наука об обществе, о законах строения, функционирования, изменения и развития как общества в целом, так и отдельных его систем, и подсистем вплоть до малых групп.

Содержание работы

Тема 1. Введение в дисциплину «Социология» 1
Тема 2. История становления и развития социологии 5
Тема 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система 13
Тема 4. Личность как система. Процесс социализации личности 20
Тема 5. Социальная структура и стратификация 27
Тема 6. Социальные институты и социальные организации 35
Тема 7. Социальные конфликты 44
Тема 8. Социальный контроль и социальное управление 49
Тема 9. Специальные и отраслевые теории: социология брака и семьи 54
Тема 10. Виды и типы социологического исследования 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫДАЮЩИХСЯ СОЦИОЛОГОВ 65

Файлы: 1 файл

Курс лекций Елисеева, Кошелева.doc

— 526.50 Кб (Скачать файл)

Нормы – образцы и шаблоны поведения людей в обществе. Основными типами норм в порядке возрастания их социальной значимости являются:

  • привычки – поведенческие образцы, ставшие в силу длительного следования поведенческим стереотипом;
  • обычаи – массовые образцы поведения, касающиеся социально-значимых явлений;
  • традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном обществе, социальной группе в течение длительного времени;
  • институциональные нормы, сознательно и тщательно разрабатываемые;
  • законы – усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд, колонии для преступников и т.д.).

Убеждения и  верования – субъективно-личностное отношение человека к объектам, представлениям, теориям. Наибольшее развитие верования получили в крупнейших мировых религиях. Именно религии оказали решающее воздействие на формирование культуры в мире.

Знания – достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т.е. соответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний.

Язык – объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта, являющийся средством для познания окружающего мира. Чем лучше конкретный индивид владеет языком, тем легче ему ориентироваться, познавать, устраиваться, делать карьеру, расти в личном плане, в мире природы и в мире людей. И наоборот, чем хуже индивид владеет языком, тем меньших успехов (а может быть, никаких вообще) он достигнет.

Мы рассмотрели общие  элементы культуры безотносительно к тому, как они функционируют в различных социальных образованиях (религиях, нациях, группах и т.д.). Можно сказать, что все эти элементы относятся к культуре как таковой, к общечеловеческой культуре. Однако культура функционирует в определенных конкретных формах.

Так, все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает в себя слова, используемые людьми, идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Материальная культура состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий, ферм и других  физических субстанций, которые постоянно изменяются и используются людьми. Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры и не может быть создана без нее.

Каждое общество имеет  некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой.

В то же время в обществе существуют субкультуры – определенные культурные комплексы, отличающие какую-либо социальную группу (например, социальную страту), то или иное сообщество (национальное, религиозное, профессиональное, молодежное).

В силу ряда социальных, политических или экономических  обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Они составляют контркультуру общества.

Некоторые социологи  выделяют также отдельные виды культуры в современном обществе, такие как элитарная культура, народная культура и массовая культура. Главный критерий такого разделения – принадлежность к тому или иному социальному классу. Обычно под «культурой» здесь подразумеваются такие виды искусства, как классическая литература, музыка, танец и живопись.

Культура играет важную роль в жизни общества. Эта роль реализуется через ряд социальных функций культуры:

  • образовательно-воспитательная – социализация личности путем освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества;
  • интегративная-дезинтегративная – чувство общности, появляющееся у индивидов одного сообщества (нации, народа, религии, группы и т.д.) в результате освоения культуры. Но, сплачивая одних на основе какой-либо культуры, она противопоставляет их другим сообществам, объединенным на основе другой культуры, т.е. людей разных культур их разные культуры разъединяют;
  • регулирующая – установление правил и рамок поведения, в которых живет и работает человек. В случае нарушения этих предписаний и запретов личность подвергают определенным санкциям – наказанию или наградам.

 

    1. Социокультурные процессы современного общества

 

Культура не стоит  на месте. Происходящие в обществе социокультурные  изменения приводят к переустройству всех сторон жизни общества, меняют системы ценностей, норм, образцов поведения  людей.

Для современного общества характерным является оживление  всех без исключения социокультурных процессов. Переориентация общества в середине ХХ века на информацию и знание как стратегические ресурсы развития, последующая виртуализация и глобализация общественной жизни,  привели к радикальным переменам как в отдельных сферах общества (политической, экономической, производственной, социально-личностной и др.), так  и  в общественной организации в целом. Такие наблюдаемые сегодня процессы, как внедрение в структуру производства информационных технологий; совершенствование мировых коммуникационных систем; тенденция количественного роста высокотехнологичных товаров, именуемых также инновационными; усиление влияния транснациональных компаний, приводящее к прогрессирующей интернационализации мировой экономики; актуализация вопросов межкультурной политики, выстраивающая новые приоритеты во внутренней и внешней  политике страны; глобализация культурной индустрии – являются логическим следствием перехода к постиндустриальному этапу цивилизационного развития, спрогнозированного в футурологических концепциях «постиндустриального общества», «информационного общества», «общества знаний» и одновременно предстают качественными характеристиками последнего.

На рубеже второго  и третьего тысячелетий в спектре  интереса ученых доминантой становятся именно процессы глобализации. Часть исследователей трактует глобализацию однозначно позитивно и оптимистически, полагая, что этот процесс приведет к консолидации мира, преодолению конфликтов, подъему уровня жизни народов, социальной стабильности, всеобщему равноправию. Позитивными результатами глобализации называют создание глобальных рынков, глобальных технологий, глобальных идей и глобальной солидарности, приводящих  к уменьшению социального пространства, к ускоряющемуся бегу социального времени и усилению прозрачности границ государств.

Другая часть исследователей отстаивает точку зрению о негативных последствиях влияния глобализации на современный мир, а именно:

  • неизбежном снижении статуса национальных государств и их социально-политической значимости вследствие интенсификаци транснациональных отношений, что оборачивается усилением националистических настроений, подчеркнутым регионализмом многих слаборазвитых стран;
  • глобализации нищеты как результате господства на мировых рынках транснациональных корпораций глобализация, делающих богатых еще богаче, а бедных беднее;
  • глобализации преступности, когда организованные преступные синдикаты действуют далеко за пределами национальных границ и вступают в стратегические союзы;
  • игнорировании национальных интересов, традиций и культуры народов разных стран в социальных конфликтах, вследствие чего растет угроза международного терроризма;
  • глобализации информационных процессов, создающей новые угрозы сохранению, воспроизводству и развитию культуры многих народов, особенно в слаборазвитых странах;
  • усиливающемся влиянии американской продукции на индустрию развлечений, где действуют три главных кита – кинематограф, музыка и телевидение, испытывает.

В социокультурном измерении  процесс глобализации проявляется  в повсеместном распространении культуры постмодерна, различных вариантов поп-культуры, новых интегральных форм религиозных культов, мирового туризма, космополитизма, а также появлении глобальных социокультурных гибридов, складывающихся их причудливого смешения прежде несовместимых культурных феноменов.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Виртуализация (от лат. virtus – воображаемый, мнимый) – процесс развития глобальных компьютерных сетей, перевода в киберпространство человеческой деятельности и, в конечном счете, подмены социальной реальности виртуальной.

Глобализация (от англ. global – мировой, всемирный) – постепенное преобразование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды, видоизменяя миропредставление, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия.

Доминирующая культура – сочетание основных элементов культуры, символов, убеждений, ценностей, образцов поведения, которые принимаются и разделяются всеми членами общества.

Коллективное сознание – коллективные убеждения и связанные с ними нравственные отношения, действующие в качестве объединяющей силы в обществе (термин Э. Дюркгейма).

Контркультура –  совокупность символов, ценностей и образцов поведения, которые противостоят доминирующей культуре.

Концепция «информационного общества» – научная концепция, идущая на смену концепции «постиндустриального общества» в западной науке (Ю. Хаяши, У. Мартин, Д. Белл). Информационное общество – историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты: увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; создание глобального информационного пространства.

Концепция «общества  знания» – концепция, созданная  во второй половине ХХв. и ставящая во главу угла социального развития человека и его знания, навыки и умения. В этой «системе координат» первичными являются умение и потребность получать достоверную, объективную и всеобъемлющую информацию, критически осмысливать ее, нести ответственность за качество распространяемой информации.

Концепция «постиндустриального общества» – создана во второй половине ХХв. трудами Д. Белла, Р. Арона, Ж. Фурастье, А. Турэна, Дж. Гэлбрейта, З. Бжезинского, О. Тоффлера. В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа:

  • доиндустриальное (аграрно-ремесленное) общество – определяющей является сельскохозяйственная сфера, главные структуры – церковь, армия;
  • индустриальное общество – определяющей является промышленность, главные структуры – корпорация, фирма;
  • постиндустриальное общество – определяющими являются теоретические знания, главные структуры – университеты, как места производства и накопления знаний.

Космополитизм (от др.-греч. кοσμοπολίτης – гражданин мира) – мировоззрение мирового гражданства, ставящее общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации.

Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование) – 1). В широком смысле – совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. 2). В узком смысле – система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

Массовая культура –  создаваемая профессионалами, общедоступная и ориентированная на  широкую аудиторию, а также на коммерческий успех культура. Предполагает стандартизированность формы и содержания. Потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Распространяется в основном с помощью электронных носителей.

Материальная культура – произведенные человеком предметы: инструменты, мебель, автомобили, здания и других  физические субстанции, которые постоянно изменяются и используются людьми.

Народная культура – создаваемая анонимными творцами культура, чье функционирование практически неотделимо от повседневной жизни. Включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы и т.д.

Нематериальная культура – создаваемые и используемые людьми слова, идеи, привычки, обычаи и верования.

Общество – исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и развивающаяся в процессе их совместной деятельности.

Поп-культура – культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации, и т. п. Ее содержании обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мэйнстрима).

Социальная система  – целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.

Социальная структура  – относительно постоянная модель или взаимосвязь социальных элементов.

Социальное время –  ритм социальной жизни. Единица измерения – интервал, совпадающий с единицей какой-то социальной деятельности (эпоха, сезон и т.д.).

Социальное пространство – порядок расположения социальных позиций (не совпадает с физическим пространством). Единица измерения – социальный статус.

Информация о работе Лекции по "Социологии"