Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:44, курс лекций

Описание работы

Объектно-предметная область социологии, ее методология и функции

Социология (лат. societas – «общество» и греч. logos – «учение») – наука об обществе, о законах строения, функционирования, изменения и развития как общества в целом, так и отдельных его систем, и подсистем вплоть до малых групп.

Содержание работы

Тема 1. Введение в дисциплину «Социология» 1
Тема 2. История становления и развития социологии 5
Тема 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система 13
Тема 4. Личность как система. Процесс социализации личности 20
Тема 5. Социальная структура и стратификация 27
Тема 6. Социальные институты и социальные организации 35
Тема 7. Социальные конфликты 44
Тема 8. Социальный контроль и социальное управление 49
Тема 9. Специальные и отраслевые теории: социология брака и семьи 54
Тема 10. Виды и типы социологического исследования 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫДАЮЩИХСЯ СОЦИОЛОГОВ 65

Файлы: 1 файл

Курс лекций Елисеева, Кошелева.doc

— 526.50 Кб (Скачать файл)

Этапы социализации:

  • дошкольный (эмоционально-чувственное отношение к миру, к другим людям, овладение через игру практическими действиями и навыками, овладение языком);
  • школьный (овладение знаниями, культурой, формирование интеллекта);
  • послешкольный (овладение рабочими профессиями, овладение средним или высшим специальным образованием, подготовка к трудовой деятельности);
  • период активной трудовой деятельности (вхождение в трудовой коллектив, выработка навыков делового общения, усвоение правил деловой конкуренции, стремление к успеху, повышению своего престижа и материального благополучия);
  • период послетрудового существования (переход к более легкому труду или полное освобождение от труда с соответствующими формами общения и поведения).

Основные институты  социализации:

  • семья, имеющая двойное социализирующее воздействие (не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, заставляют их усваивать новые роли, превращают их из супругов в родителей с соответствующими обязанностями и функциями);
  • система образования (от детских дошкольных учреждений до школы, вуза и учреждений послевузовской подготовки), в рамках которой осуществляется основной массив социализирующего воздействия, закладываются основы личности как гражданина;
  • институты трудовой деятельности (включают сферы материального производства, обслуживания, управления, силовых структур и т.д.), вливаясь в которые человек получает, а затем культивирует навыки профессиональной деятельности и делового общения. Социализация здесь также имеет характер взаимного воздействия: не только руководитель воспитывает подчиненных, но и подчиненные воспитывают руководителя;
  • институты духовной сферы (философия, наука, религия, искусство, массовая культура, средства массовой информации).

Выделяют первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию (ресоциализацию), занимающую более длительный временной промежуток и включающую также зрелый и преклонный возраст.

Человек, прошедший все  основные стадии социализации и усвоивший ее основные требования, ставший полноценной личностью, соответствующим образом ведет себя в обществе: в семье, в трудовом коллективе, в общественных местах. Именно такой человек олицетворяет нормальное стандартизированное поведение. Благодаря массовому преобладанию таких нормальных форм поведения и деятельности осуществляется гармоничное функционирование и развитие общества в целом.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Асоциальная личность – тип личности, чье поведение идет вразрез с установленными в обществе образцами поведения (например, личность преступника, алкоголика).

Базисная личность – тип личности, которая является нормативной для данного типа культуры или социального слоя. Например, когда говорят о «подлинном интеллигенте», имеют в виду такие базисные черты этого типа личности, как духовная развитость, совестливость, богатство эмоциональной сферы, чуткость, отзывчивость, высокий профессионализм и т.д.

Ведущий статус – особо значимый статус в  рамках статусного набора.

Вторичная социализация – период социализации, совпадающий с периодом получения формального образования.

Достигаемый статус – социальная позиция, для достижения которой необходимо затратить определенные усилия (учитель, чемпион, президент).

Индивид – отдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями – определенным темпераментом, характером, спецификой способностей, памяти, чувств и т.п.

Конформистская личность (от позднелат. сonformis – подобный) – тип личности, чье поведение управляется давлением группы (общности, всего общества).

Маргинальная личность (от лат. margo – край, граница) – тип личности человека, поставленного развитием общества на грань двух культур, с первой из которых он уже порвал или пытается порвать, а во вторую еще полностью не включился. Чаще всего маргиналами становятся при миграции – из одного населенного пункта в другой, из села в город и т.д. 

Модальная  личность (от лат. modus – мера, правило, образец) – наиболее часто встречающийся тип личности, воплощающий в себе средние общепринятые черты, свойственные определенной культуре, доминирующей в данном обществе (общности). Например, «типичный» американец, «типичный» белорус.

Личность – относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

Направленная социализация – социально спланированная и организованная социализация.

Ненаправленная социализация – стихийно складывающаяся социализация.

Первичная социализация – период социализации, в значительной степени приходящийся на детство.

Предписанный статус – социальная позиция, приобретаемая при рождении в семье, принадлежащей к определенной социальной общности (титул, пол, национальность).

Ресоциализация – усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия.

Ролевой конфликт – ситуация столкновения противоречивых требований различных социальных ролей одного и того же сектора.

Социализация – продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости) усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.

Социальная роль – модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами; динамическая характеристика статуса.

Социальный престиж  – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

Социальный статус –  позиция (положение) человека в группе или обществе.

Социальная личность – тип личности, чье поведение укладывается в рамки общепринятого в обществе.

Статусно-ролевой набор – совокупность статусов, принадлежащих одному индивиду, и ролей, ассоциируемых этими статусами.

Статусный набор – совокупность статусов, характеризующих социальные и личностные позиции одного и того же человека.

Толерантная личность (от лат. tolerantia – терпение) – тип личности, чье поведение отличается терпимостью к установленным в обществе социокультурным образцам,

Человек – родовое понятие, охватывающее всех людей как представителей специфического вида homo sapiens.

Тема 5. Социальная структура и стратификация

 

    1. Социальная структура: сущность и основные компоненты

 

По мере развития общества происходит процесс социальной дифференциации, что выражается в усложнении социальной структуры. Основными элементами социальной структуры могут являться индивиды, занимающие определенные позиции (статусы) и выполняющие определенные  социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе из статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и  иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как групповая, классовая, общностная, стратификационная, институциональная, организационная и т.д. система. Таким образом, социальная структура – это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.

С точки зрения социального  состава все элементы социальной структуры общества расположены  горизонтально, т.е. формально как  составные элементы они равны. Анализ социальной структуры общества по горизонтали  предполагает выделение в качестве основных ее элементов социальных общностей и социальных групп.

Социальная  общность – реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия и поведения.

В качестве основных разновидностей социальных общностей в социологии различают социальные классы, этнические общности и территориальные общности.

Социальные классы по определению, данному В.И. Лениным  – это большие группы людей, различающиеся:

  • по месту в исторически определенной системе общественного производства (например, рабовладелец, феодал, буржуа, раб, крепостной крестьянин, наемный работник);
  • по отношению к средствам производства (одни классы владеют собственностью на средства производства, другие – нет);
  • по роли в общественной организации   труда (одни управляют, другие подчиняются);
  • по способам получения и размерам дохода (одни получают прибыль, другие – зарплату, одни – миллионы, другие – копейки).

Характерными чертами  этнических общностей являются: язык, территория, общность происхождения, государственная принадлежность, антропологические особенности, культурно-бытовая специфика, религия, особенности психического склада, этническое самосознание.

Основными элементами территориальных общностей являются: деревня, поселок, город, агломерация, регион, страна.

Помимо вышеперечисленных  общностей, в социальную структуру  входят:

  • социально-демографические общности (мужчины, женщины, молодежь, старики, дети);
  • социально-профессиональные общности (металлурги, учителя, врачи, менеджеры, торговцы и др.);
  • социально-культурные общности (люди с высшим и средним образованием, разделяющие доминирующую культуру и относящиеся к контркультуре и др.);
  • конфессиональные общности (православные, католики, протестанты, буддисты, мусульмане и др.);
  • маргинальные группы, утратившие свое прежнее социальное положение и не приобретшие новое (беженцы, переселенцы).

Все люди, живущие в  обществе, существуют не сами по себе, а входят в состав тех или иных социальных групп.

Социальная  группа – совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль.  Согласно определению Р. Мертона, социальные группы – это совокупность людей, для которых характерно:

  • взаимодействие друг с другом;
  • идентичность, т. е. осознание своей принадлежности к данной группе;
  • членство, т. е. входящие в группу считаются ее членами, причем как самими входящими, так и другими людьми;
  • устойчивость взаимосвязей;
  • определенная степень организованности.

Типология социальных групп  строится по различным основаниям. Так, в обществе различают первичные  группы, ориентированные на взаимосвязи  между людьми (семья) и вторичные  группы,  ориентированные на определенную цель (фирма); малые группы, находящиеся  обычно в диапазоне от 2 до 20 человек (студенческая группа) и большие группы (нация); формальные группы (высшее учебное заведение) и неформальные группы (компания друзей); референтные группы.

 

    1. Социальная стратификация: критерии и основные измерения. Социальная мобильность

 

Наряду с горизонтальными  различиями между людьми и социальными группами в обществе существуют вертикальные иерархические различия, когда одни группы и индивиды занимают более высокие позиции в обществе, а другие – более низкие.

Первым на это обратил внимание К. Маркс, который выделил в обществе господствующие и угнетенные классы. М. Вебер для характеристики социального неравенства предложил термин «стратификация» и указал ее характерные черты. П. Сорокин продолжил эти исследования и углубил их, выработав стройную теорию социальной стратификации.

Социальная  стратификация – структурированное неравенство между различными группами людей, которое приводит к их иерархическому расположению в обществе (расслоение). Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов земли по вертикали. Выясним, каковы критерии стратификации, т. е. факторы, которые позволяют поставить одни группы на более высокое место в иерархии, чем другие.

  1. Доход как выражение наличия (или отсутствия) богатства, собственности. Доход измеряется количеством денежных поступлений индивида (семьи) в определенный промежуток времени. Доход влияет на характер потребления людей.
  2. Власть как возможность влиять на других людей, в том числе и помимо их желания. Власть можно измерить количеством людей, на которых распространяются властные полномочия и решения того или иного индивида как в политической, так и в социально-экономической сфере.
  3. Образование   как  совокупность   систематизированных   знаний, умений и навыков. Образование можно измерить количеством лет обучения и его качеством. Образование определяет уровень  квалификации,  профессиональные  навыки,  сферу  приложения труда.
  4. Престиж как уважение, которым пользуется в обществе та или иная должность, профессия, род деятельности. Престиж определяется специальными опросами, в которых измеряется отношение людей к той или иной профессии. В США такие опросы проводятся уже около 50 лет.

Информация о работе Лекции по "Социологии"