Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:44, курс лекций

Описание работы

Объектно-предметная область социологии, ее методология и функции

Социология (лат. societas – «общество» и греч. logos – «учение») – наука об обществе, о законах строения, функционирования, изменения и развития как общества в целом, так и отдельных его систем, и подсистем вплоть до малых групп.

Содержание работы

Тема 1. Введение в дисциплину «Социология» 1
Тема 2. История становления и развития социологии 5
Тема 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система 13
Тема 4. Личность как система. Процесс социализации личности 20
Тема 5. Социальная структура и стратификация 27
Тема 6. Социальные институты и социальные организации 35
Тема 7. Социальные конфликты 44
Тема 8. Социальный контроль и социальное управление 49
Тема 9. Специальные и отраслевые теории: социология брака и семьи 54
Тема 10. Виды и типы социологического исследования 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫДАЮЩИХСЯ СОЦИОЛОГОВ 65

Файлы: 1 файл

Курс лекций Елисеева, Кошелева.doc

— 526.50 Кб (Скачать файл)

В связи с этим второй период развития отечественной социологической мысли ознаменован тем, что все, что выходило за рамки марксизма и материалистического объяснения истории, зачислялось в разряд буржуазной науки и подлежало искоренению.

В 30-е гг. истинное положение дел в общественной жизни оказывается весьма далеким от коммунистических идеалов и начинает подвергаться идеологической лакировке. Научное познание реалий социалистической действительности становится делом отнюдь небезопасным. Поэтому исследования социальных явлений либо свертываются, либо попадают под жесткий контроль партийной цензуры.

После окончания Второй мировой войны, и особенно после смерти Сталина все больше и больше дает о себе знать необходимость расширения международных контактов (в области дипломатии, торговли, искусства, спорта, науки и т.д.).

В этот период оживляется и работа в области обществознания. Развиваются международные контакты ученых, происходит обмен студентами и аспирантами. Вновь оживляется интерес к социальной проблематике и к западной социологии.

К концу 60-х–началу 70-х гг. в стране складывается вполне благоприятная обстановка для полной реабилитации социологии. В 1962 г. основана Советская социологическая ассоциация (председатель   Ю. П. Францев). В 1969 г. в Академии наук СССР открыт Институт конкретных социологических исследований. С 1974 г. начал выходить журнал «Социологические исследования».

На фоне изменений  в Советском Союзе общего отношения  к социологии оживляется интерес к социологии и в Беларуси. В 1968 г. в составе академического Института философии и права был создан сектор социологических исследований. В 1978 г. в этом же институте был создан сектор проблем социологических исследований, преобразованный в 1989 г. в Центр социологических исследований. Активно стали формироваться хоздоговорные группы, деятельность которых позволила расширить диапазон социологических исследований. Все это подготовило почву для открытия в 1990 г. в рамках Национальной академии наук Института социологии.

Параллельно с академическими структурами социология стала активно  внедряться в высшие учебные заведения. С конца 60-х гг. в вузах республики на базе обществоведческих кафедр начинают создаваться группы и лаборатории социологического профиля, которые на хоздоговорных началах изучали проблемы промышленной социологии, трудового коллектива, социального планирования и управления.

Третий период развития отечественной социологической мысли начинается с открытия в 1989 г. в Белорусском государственном университете философско-экономического факультета с отделением социологии и кафедрой социологии. В настоящее время кафедра социологии входит в состав  факультета философии и социальных наук БГУ (заведующий – профессор А. Н. Данилов).

С 1997 г. в Беларуси выходит  профессиональный журнал «Социология», главным редактором которого является профессор А. Н. Данилов, он же в 2000 г. избран президентом Белорусского социологического общественного объединения.

Таким образом, в период перестройки происходит полноценное развитие социологии как самостоятельной науки об обществе, и процесс ее институционализации приобретает вполне законченные формы.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Аномия (от франц. аnomia – отсутствие закона, организации) – состояние общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализовать (термин Э. Дюркгейма).

Аффективное действие –  действие неконтролируемое, эмоциональное, направляемое сиюминутным настроением и предпринимаемое без учета последствий (термин М. Вебера).

Базис – совокупность производительных сил и производственных отношений (термин К. Маркса).

Закон трех стадий –  историко-социологический закон, предложенный О. Контом, согласно которому знание и общая форма общества проходят через три состояния: 1) знание, пронизанное «теологическими» концепциями, и общество, где живут и господствуют жрецы и монархия; 2) «метафизическое» спекулятивное знание, связанное с эрой социального критицизма, а также политическим переворотом и революцией; 3) современная эра «позитивного» научного знания, в которую, как надеялся О. Конт, произойдет социальная реорганизация, направляемая научным знанием, и получит применение научная социология.

Идеальный тип – осмысление (идеализация) общего или отдельного явления в целях анализа и объяснения, представляющее явление только в абстрактной форме (термин М. Вебера). Примеры «идеальных типов» в науках: «совершенный вакуум», «государство», «бюрократия».

Исторический материализм  – общий термин для концепции К. Маркса и Ф. Энгельса об историческом, социальном и экономическом изменении. Базисная идея, лежащая его в основе и заложенная в предисловии к «Политической экономии» (1859), состоит в следующем: «В ходе общественного производства люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития материальных производительных сил».

 Надстройка –  совокупность всех общественных отношений (идеологических, политических, религиозных), остающихся «за вычетом» производственных (термин К. Маркса).

Общественно-экономическая  формация – исторический период развития конкретного общества, в течение которого доминирует определенный способ производства (термин К. Маркса).

Позитивизм – социально-философское и социологическое направление (О. Конт, Г. Спенсер и др.), характеризующееся стремлением создать позитивную «социальную теорию», свободную от умозрительных метафизических объяснений и основанную на методологии, свойственной естественным наукам (например, физике, астрономии, химии, биологии).

Понимающая социология – социологическая концепция М. Вебера, предполагающая выявление исследователем ценностей, убеждений, мотивов, целей, лежащих в основе социальных действий.

 Производительные  силы – материальные основы производства, включая сырье, оборудование и инструменты, а иногда – техническое разделение труда.

Производственные отношения  – совокупность экономических и неэкономических отношений, в которые вступают люди по поводу производства материальных благ.

Символический интеракционизм (от англ. interaction – взаимодействие) – теоретико-методологическое направление в социологии (Дж. Г. Мид, Г. Блумер) сосредоточивающееся на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании.

Социальная солидарность – тип интеграции, проявляемый обществом или группой. Э. Дюркгейм выделил два типа социальной солидарности: механическую солидарность, основанную на отношениях родства, общих ценностях и присущую простым обществам, и органическую солидарность, основанную на разделении труда, идеально подходящую для современных развитых обществ.

Социальное действие – простейшая единица социальной деятельности. Согласно М. Веберу, действие становится социальным при двух условиях: 1) рациональной осмысленности; 2) ориентации на поведение других людей.

Социальные факты –  образы действия, мышления и ощущения, внешние по отношению к индивиду и обеспечиваемые властью принуждения (термин Э. Дюркгейма).

Структурно-функциональный подход – теоретико-методологическое направление в социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон), исходящее из приоритета системного видения социальной реальности, установления ее структуры и изучения функциональной связи составляющих эту структуру элементов. 

Теория конфликта –  теория, подчеркивающая роль конфликта (особенно между группами и классами) в человеческих отношениях (Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Дарендорф).

Традиционное действие – действие, основанное на привычке, и минимально опосредованное целеполаганием. К нему относится большая часть обычного повседневного поведения людей, в котором существенную роль играет привычка (термин М.Вебера). 

Целерациональное действие – действие, предполагающее свободный и осознанный выбор цели (термин М. Вебера).

Ценностно-рациональное действие – действие, базирующееся на вере в безусловную ценность самого этого действия (например, вере в нравственные или религиозные идеалы) (термин М. Вебера). 

Тема 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система

 

    1. Понятие об обществе как системном образовании

 

Что собой представляет общество? Как возможно его существование? Какова исходная клеточка общества? На протяжении всей истории существования  социологической науки ученые ищут ответы на эти важнейшие вопросы.  Э. Дюркгейм видел первооснову общества в коллективном сознании. По М. Веберу, общество – это продукт социальных действий. С точки зрения К. Маркса, общество – это развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.

При всем многообразии в  подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим  для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. В его рамках общество предоставляется как целостная функционально связанная социальная система, элементы которой теснейшим образом взаимосвязаны и часто взаимообусловлены.

При рассмотрении и изучении общества часто используется сферный принцип, согласно которому в общество входят четыре сферы:

  • экономическая – материальные, производственные отношения между людьми и их объединениями;
  • политическая – деятельность политических институтов и организаций, органов власти, правоохранительных органов, социальных и политических движений, политических лидеров разного уровня;
  • духовная – образование, наука, общественное сознание, религия, культура, искусство;
  • социальная – взаимодействующие общности разного рода людей: классы, этносы, социальные слои, группы, организации.

Все сферы  жизнедеятельности общества функционируют  в теснейшей взаимосвязи, выполняя определенные функции в обществе и являясь сложными общественными подсистемами.

Итак, общество – это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и развивающаяся в процессе их совместной деятельности.

Рассмотрим отличительные  признаки общества.

  1. Социальность (от лат. socialis – совместный), выражающая общественную сущность жизни людей, специфику их социальных отношений, социальных взаимодействий и социальных связей.
  2. Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга.
  3. Территория, от которой зависят многие особенности общества (для сравнения можно взять образ жизни, обычаи, культуру и религию эскимосов, неразрывно связанных с особенностями арктической территории и те же характеристики жителей Восточной Европы – белорусов, украинцев, русских).
  4. Существование в социальном пространстве и социальном времени.
  5. Высокий уровень самоутверждения и саморегуляции, позволяющий обществу без вмешательства извне создавать высокий уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство, удовлетворение жизненных потребностей людей.
  6. Наличие специальных органов для осуществления саморегуляции – социальных институтов.
  7. Существование субъектов социального развития (отдельных индивидов, групп, общностей, институтов), без сознания, воли и деятельности которых невозможны социальные изменения.
  8. Наличие социальной структуры, элементами которой могут быть:
    • социальные институты;
    • социальные общности;
    • социальные группы, классы, слои;
    • социальные организации;
    • человеческие индивиды.

Большинство социологов сходятся во мнении, что в развитии общества существуют определенные тенденции  и закономерности. Утверждается, что  в эволюции общества существует закон ускорения социального развития, который гласит, что каждый последующий его этап проходит в более краткий, сжатый во времени период, чем предыдущий. Также в развитии человеческих обществ действует закон неравномерности политического, экономического, социального и духовного развития, вследствие чего одни страны и народы развиваются быстрее и интенсивнее, чем другие. Наконец, история развития различных типов обществ свидетельствует, что при всяких зигзагах, уклонениях от основного пути общественной эволюции, даже при вынужденных застоях и откатах назад, в этой эволюции существует  направленность по восходящей (закон социального прогресса).

 

    1. Культура как социальное явление

 

Одним из важнейших факторов развития общества является культура.

Термин «культура» латинского происхождения и первоначально  обозначал возделывание земли. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.

Культура – 1). В широком смысле – совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. 2). В узком смысле – система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

Культура рассматривается  в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу  и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Рассмотрим основные элементы культуры.

Ценности – общепринятые убеждения относительно целей, которые человек считает истинными и к которым он должен стремиться. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждое общество устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Информация о работе Лекции по "Социологии"