Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:44, курс лекций

Описание работы

Объектно-предметная область социологии, ее методология и функции

Социология (лат. societas – «общество» и греч. logos – «учение») – наука об обществе, о законах строения, функционирования, изменения и развития как общества в целом, так и отдельных его систем, и подсистем вплоть до малых групп.

Содержание работы

Тема 1. Введение в дисциплину «Социология» 1
Тема 2. История становления и развития социологии 5
Тема 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система 13
Тема 4. Личность как система. Процесс социализации личности 20
Тема 5. Социальная структура и стратификация 27
Тема 6. Социальные институты и социальные организации 35
Тема 7. Социальные конфликты 44
Тема 8. Социальный контроль и социальное управление 49
Тема 9. Специальные и отраслевые теории: социология брака и семьи 54
Тема 10. Виды и типы социологического исследования 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫДАЮЩИХСЯ СОЦИОЛОГОВ 65

Файлы: 1 файл

Курс лекций Елисеева, Кошелева.doc

— 526.50 Кб (Скачать файл)

Чтобы вычленить основные принципы деятельности эффективно управляемой организации, М. Вебер сконструировал идеальный тип бюрократии, ее теоретическую модель. Такой идеальный тип в социальной реальности практически не встречается, но он служит моделью, сверяясь с которой, можно повысить эффективность деятельности управления в организации. Основные характерные черты бюрократически организованной деятельности организации, согласно М.Веберу, сводятся к следующим семи пунктам.

  1. Задачи организации распределяются среди различных позиций в ней как официальные обязанности.
  2. Позиции или должности организованы в иерархическую структуру власти. Обычно такая иерархия имеет форму пирамиды, в которой каждое должностное лицо ответственно перед вышестоящим как за свои собственные решения и действия, так и за решения и действия своих подчиненных, и в которой каждое должностное лицо располагает властью над теми, кто находится ниже его (система вертикальной зависимости).
  3. Решения и действия должностных лиц управляются формально установленной системой правил и инструкций, обеспечивающих единообразие деятельности и вместе со структурой власти дающих возможность координировать ее различные виды.
  4. Формальная организация располагает специальным административным штатом, в задачу которого входит обеспечение ее функционирования, в особенности функционирования ее каналов коммуникаций.
  5. Должностные лица в своих контактах с клиентами и другими должностными лицами обязаны руководствоваться безличностной ориентацией. Безличность и беспристрастность призваны предохранить рациональность суждений сотрудников при выполнении ими своих обязанностей от влияния личных чувств и настроений.
  6. Наем организацией сотрудника предусматривает его продвижение по службе. Типичное должностное лицо – это сотрудник, занятый в данной организации полный рабочий день и на всю жизнь связывающий свои надежды на продвижение сданным учреждением. Наем служащих основывается на производственных качествах кандидатов. Обычно эти качества устанавливаются либо специальной проверкой, либо по соответствующим документам, подтверждающим уровень подготовки и образования кандидатов.
  7. Формальная организация призвана развивать «корпоративный дух» среди служащих, формировать у них высокую степень лояльности к организации, стремление неуклонно следовать установленным правилам и нормам. Происходит «отождествление» служащих с организацией, что стимулирует их интенсивную деятельность в интересах организации.

 

6.3 Специфика  деятельности социальных институтов  в современном обществе

 

Как уже говорилось, в  зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты подразделяются на политические, экономические, религиозные, образовательные и семейные. Рассмотрим некоторые особенности их функционирования в современном обществе.

Политические  институты создаются в целях завоевания, удержания и укрепления власти, ее осуществления и распределения. В состав этих институтов входят: политические партии и система права, но главным элементом является государство. Следствием изменения политической ситуации в современном мире стало появление двух противоположных теорий государства:

  • теория перегрузки государства;
  • теории кризиса легитимности.

Одним из наиболее важных аспектов в развитии современного государства  является его связь с институтом демократии, призванным на практике реализовать идею социальной солидарности. Однако начиная с 1990-х широкая волна демократических преобразований на Западе сменилась периодом всеобщего «спада», граждане перестали ходить на выборы, упал уровень политической информированности и политических интересов. По мнению американского теоретика Дж. Александера, наличие в современном обществе таких антигражданских сил, как религиозная нетерпимость, гендерное неравенство, политическая олигархия, высокомерие экспертного знания, расовая и этническая ненависть несет прямую угрозу демократическим преобразованиям и построению гражданского общества.

Еще одним важным политическим институтом современного общества является институт гражданства. Британский социолог Т. Маршалл выделил три типа прав, связанных с развитием понятия  гражданства: гражданские права, политические права и социальные права. Расширение в современном обществе последней категории прав служит основой формирования так называемого социально-ориентированного государства, которое прочно утвердилось в Западной Европе после Второй мировой войны.

Экономический институт представляет собой систему объединений и учреждений (организаций), обеспечивающих относительно устойчивую экономическую деятельность, экономические отношения людей, связанных с производством, обменом, распределением товаров, с их отношением к собственности, к экономическим механизмам хозяйственного взаимодействия. В эту систему входят предприятия, банки, фирмы, учреждения торговли и сферы услуг, союзы предпринимателей, производственные и финансовые корпорации, институт собственности.

Современная рыночная экономика  представляет собой сложную, многокомпонентную  систему, для которой очень существенной характерной чертой является действие принципа «невидимой руки». Но, как подчеркивает выдающийся американский экономист П. Самуэльсон, в реальном мире ни одна экономика в действительности не соответствует тому идеальному миру, в котором всеми действиями руководит «невидимая рука». Несовершенство рынка приводит к неэффективному производству с его вполне возможными кризисами и к столь же неэффективному потреблению. Кроме того, несовершенство рыночной экономики порождает безработицу и появление в обществе полюсов богатства и бедности. Для того чтобы разрешить эти и другие негативные проблемы, рождаемые экономическим развитием, государство должно с помощью налогов, расходов и непосредственных законов установить контроль над экономической деятельностью. Основным рычагом государственного регулирования экономики, согласно П. Самуэльсону, является система законов и правил, устанавливаемых государством для осуществления контроля над деятельностью предприятий.

Самоорганизация, характерная  для устойчивого развивающихся  рыночных систем, дает серьезные сбои в условиях переходных социально-экономических  процессов, которые развиваются в последнем десятилетии XX и в начале XXI века на обширном постсоветском пространстве. В этих условиях регулирующая роль государства в развертывании трансформационных социально-экономических процессов резко возрастает.

Институт образования представляет собой систему объединений людей и учреждений, ориентированных на овладение знаниями, умениями и навыками, в том числе и в сфере профессиональной деятельности, на повышение компетентности людей во всех сферах деятельности. Отметим основные тенденции развития образования в современном обществе:

  • рост социальной значимости образования;
  • гуманитаризация образования, призванная помочь личности стать духовно богатой, свободной и творчески активной;
  • компьютеризация образования – обеспечение доступа всех учащихся к современным информационным технологиям;
  • непрерывность образования в течение всей жизни;
  • индивидуализация образования, когда педагог имеет дело не с массой учащихся, а с каждым из них в отдельности;
  • акцент на самостоятельности учащихся, стимулирование их самореализации.

Институт религии – совокупность социальных объединений (религиозных групп, общин, сект и т.д.), а также учреждений и организаций (церковь, монастырь, семинария, духовная академия и т.п.), ориентированных на поддержание, распространение и укрепление религиозной веры, на усиление ее роли в жизни отдельных личностей и их общностей, а также общества в целом. Несмотря на процесс секуляризации, охвативший современное общество, религия продолжает сохранять свои позиции. Для характеристики функционирования института религии на постсоветском пространстве используется термин «религиозный бум», суть которого можно обозначить как процесс оживления религиозной жизни.

Институт семьи представляет собой ценностно-нормативный комплекс взаимодействий и отношений, посредством которого регулируется поведение членов семьи – родителей и детей, братьев и сестер, мужей и жен; определяются присущие им социальные статусы и роли. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Изменение традиционных семейных ролей мужчин и женщин повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

Бюрократия (фр. bureaucratie – буквально, «господство канцелярии», от фр. bureau – бюро, канцелярия и греч. kratos – господство) – способ осуществления публичных властных функций, специфическая форма устройства социальных организаций в обществе, сущность которой заключается в подчинении правил и задач функционирования организации целям ее сохранения и укрепления (термин М. Вебера).

Гендерное неравенство  (от англ. gender – род, чаще всего грамматический) – неравенство, предполагающее наделение биологических различий между мужчинами и женщинами социальным значением.

Государство – 1). Аппарат правления в рамках определенной территории; 2). Территория и социальная система в целом, которые подчинены определенному правлению или господству.

Гражданские права – права индивида, подтвержденные законом.

Демократия (от греч. demos – народ,  kratos – правление) – политическая система, при которой правит народ, а не монарх или аристократы.

Закон организаций –  закон, согласно которому возникновение социальных структур является совокупным результатом самых разных действий самых разных индивидов, каждый из которых преследует собственные цели, либо же представляет результат совместных усилий индивидов, преследующих общие цели.

«Невидимая рука» – самоорганизация экономической системы. Такая ситуация складывается благодаря тому, что производители тех или иных товаров и услуг, равно как и потребители этих благ, вливаются в гигантскую систему экономических взаимодействий и отношений, в которой действуют не зависящие от них экономические законы стоимости, ценообразования, динамики спроса и предложения. А действия этих законов, о которых люди чаще всего вовсе не задумываются, как некая всемогущая и подталкивают их к поступкам в таких обстоятельствах, которые способны приводить к результатам, этими людьми вовсе не планируемым (термин А. Смита).

Неформальная организация  – стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т.п.). Именно такие организации чаще всего исследует социальная психология.

Политические права–Права индивида, касающиеся возможности участвовать в процессах перераспределения власти (например, право выбирать, право быть избранным на государственный пост)

«Религиозный бум» – социокультурные изменения в отношениях государства, церкви и общества, начавшиеся на постсоветском пространстве в конце 1980-х–начале 1990-х гг. в связи с радикальными социально-экономическими и геополитическими трансформациями.

Секуляризация (от позлнелат. saecularis – мирской, светский) – освобождение общества от церковного влияния, уменьшение роли религии в социальной жизни.

Система вертикальной зависимости  – подчиненность служебных позиций сверху донизу.

Социальная организация  – общность людей, складывающаяся в систему отношений и деятельности для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия.

Социально-ориентированное  государство – термин, обозначающий современное капиталистическое общество, реализующее принцип справедливого распределения материальных и духовных благ среди всех граждан. В таком обществе хорошо развита система социального обеспечения, благотворительность, интересы граждан ставятся если не выше интересов государства, то, по крайней мере, не ниже.

Социальные права – исключительное право каждого индивида на определенный минимум экономического благосостояния и безопасности. Сюда входят права на социальное обеспечение по болезни, социальную защиту в случае безработицы, а также установленный минимум заработной платы.

Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющая социально-значимые функции.

Теория кризиса легитимности – теория, исходным положением которой является утверждение, что современные правительства в целом испытывают трудности в получении необходимых средств для выполнения возложенных на них задач. Для поддержания стабильности экономики вмешательство государства в экономическую жизнь и социальное обеспечение является необходимым, поскольку там, где общество в основе своей зависит от товаров и услуг, предоставляемых частным капиталистическим производством, экономическая жизнь имеет ярко выраженную тенденцию к изменчивости и неопределенности. Правительства вынуждены обеспечивать многие виды услуг, которые частные компании не желают финансировать из-за их недостаточной прибыльности. В то время как государство вынуждено брать на себя все больше обязательств, правительству все труднее получать необходимые для их реализации средства, поскольку налоги взимаются с частных лиц и деловых структур, что встречает сопротивление. Правительства не в состоянии адекватно реагировать на эти противоречивые требования.

Информация о работе Лекции по "Социологии"