Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:44, курс лекций

Описание работы

Объектно-предметная область социологии, ее методология и функции

Социология (лат. societas – «общество» и греч. logos – «учение») – наука об обществе, о законах строения, функционирования, изменения и развития как общества в целом, так и отдельных его систем, и подсистем вплоть до малых групп.

Содержание работы

Тема 1. Введение в дисциплину «Социология» 1
Тема 2. История становления и развития социологии 5
Тема 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система 13
Тема 4. Личность как система. Процесс социализации личности 20
Тема 5. Социальная структура и стратификация 27
Тема 6. Социальные институты и социальные организации 35
Тема 7. Социальные конфликты 44
Тема 8. Социальный контроль и социальное управление 49
Тема 9. Специальные и отраслевые теории: социология брака и семьи 54
Тема 10. Виды и типы социологического исследования 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫДАЮЩИХСЯ СОЦИОЛОГОВ 65

Файлы: 1 файл

Курс лекций Елисеева, Кошелева.doc

— 526.50 Кб (Скачать файл)

Теория перегрузки государства – теория, согласно которой, по мере того, как правительства расширяют свои задачи, принимая на себя государственное управление промышленностью, коммунальными службами и транспортом, а также обязательства по социальному обеспечению, выясняется, что это существенно больше, чем государства могут реально финансировать и контролировать. Как следствие этого, избиратели начинают все более скептически относиться к заявлениям правительств и политических партий.

Трансформационные процессы (от итал. transformare – превращать) – специфические социальные перемены, происходящие, как правило, в кризисные эпохи и охватывающие все сферы общества. На постсоветском пространстве трансформационные процессы начались в 90-е годы ХХ столетия и выразились в изменении политической и государственной системы, преобразовании централизованно управляемой экономики в экономику рыночного типа, появлении новых социальных слоев, замене старой иерархии ценностей и смысложизненных ориентаций новыми типами ценностей и стандартов поведения.

Формальная организация  – общность людей, организованно построенная на основе социальной формализации связей, статусов и ролей. Социология уделяет приоритетное внимание изучению именно таких организаций. 

Тема 7. Социальные конфликты

 

    1. Теории социального конфликта

 

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к социальным конфликтам.

Социальный  конфликт – это борьба между противоположными сторонами из-за дефицитных ресурсов и за достижение вознаграждения, которая включает в себя попытки подчинить, нейтрализовать, причинить вред, устранить и уничтожить противника.

Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни и представляют собой осознанное столкновение противоположно направленных потребностей, интересов, желаний двух или нескольких социальных субъектов (индивидов, групп, общностей, государств и др.). П. Сорокин считал, что источник конфликтов лежит в проблеме удовлетворения  или  подавления базовых потребностей людей. Если у субъекта (индивида или группы) появляется какая-то потребность, то субъект предпринимает действия по ее удовлетворению. Однако если кто-то или что-то мешает удовлетворению потребности, возникает ситуация, называемая блокадой. В этих условиях субъект пытается преодолеть блокаду, найти новые средства для достижения своей цели. Следует отметить, что конфликты – явление социальное, они свойственны людям, но не животным. В животном мире нет конфликтов, а есть лишь бессознательные инстинктивные столкновения особей, стремящихся к выживанию.

В современной социологии сложилось  две точки зрения на социальный конфликт.

Функционализм (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс) рассматривает конфликт как социальную болезнь. Эта трактовка вытекает из общих постулатов функционализма о том, что в основе общественной жизни лежит взаимодействие, согласие и сотрудничество, социальные взаимосвязи основаны на принципе солидарности, а социальные системы стремятся к устойчивости. В таком случае конфликт – это расстройство, травма, аномалия в общественной жизни, выражение дисфункции социального организма.

Вторая точка зрения, теория конфликта, рассматривает конфликт не как патологию, а как норму социальной действительности. Конфликты – естественное социальное явление, более того, они могут приносить общественную пользу. К наиболее ярким представителям теории конфликта относят Г. Зиммеля, К. Маркса, Р. Дарендорфа, Л. Козера.

Г. Зиммель утверждал, что конфликты в обществе неизбежны, т. к. они обусловлены биологической природой людей, их инстинктивной враждебностью. Чем больше будет в обществе конфликтов, тем лучше, ведь многочисленные конфликтные ситуации, пересекаясь, друг с другом, препятствуют разделению людей на два противоборствующих лагеря.

К. Маркс видел причину социальных конфликтов в экономической организации общества, в неравном распределении собственности, которое порождает эксплуатацию одного класса другим, социальную поляризацию. До тех пор, пока в обществе будут существовать классы-антагонисты, система будет продуцировать социальные конфликты в огромном количестве. Чем сильнее социальная поляризация, тем более насильственным будет гиперконфликт (революция) и тем больше он вызовет изменений в обществе. Последний из таких гиперконфликтов, социалистическая революция, создаст в конечном итоге систему, основанную на гармоничных социальных отношениях, в результате чего исчезнет возможность для социально-классовых конфликтов.

Р. Дарендорф, один из наиболее ярких представителей современной  теории конфликта, полагал, что основу социальных конфликтов составляют политические факторы – борьба за власть, престиж. Конфликты функциональны (полезны), т. к. усиливают  адаптивность  системы,  способствуют  появлению  новых норм и механизмов социальной стабилизации. Игнорировать конфликт, тем более подавлять его – контрпродуктивно, поскольку это усиливает потенциальную злокачественность конфликта, дает новый толчок усилению его энергии.

Л. Козер подчеркивал, что конфликт выполняет позитивные функции в обществе:

  • образование новых групп;
  • установление и поддержание относительно стабильной структуры групп;
  • социализация как индивидов, так и самих групп;
  • создание и поддержание баланса власти;
  • получение объективной информации об окружающей среде;
  • стимулирование творчества и новых форм социального контроля;
  • стимулирование создания новых социальных институтов.

 

    1. Этапы возникновения и развития социального конфликта.

Управление  конфликтом

 

В социальном конфликте  выделяют четыре стадии:

  1. Предконфликтная стадия (она является скрытой, в это время появляются причины конфликта, начинается подготовка к его открытой фазе, осуществляется переход к конфликтному поведению).
  2. Непосредственно конфликт (стороны конфликта осуществляют действия, направленные на то, чтобы добиться победы в противоборстве, блокировать достижение противником его целей).
  3. Разрешение конфликта (после прохождения критической точки конфликт начинает движение к своему разрешению, что становится очевидным на фоне истощения ресурсов (как материальных, так и эмоциональных), используемых в ходе конфликта.
  4. Послеконфликтная стадия (предпринимаются усилия по окончательному устранению противоречий, ликвидируется социально-психологическая напряженность, прекращается всякая борьба).

Управление  конфликтом может осуществляться в разных формах, главной из которых является разрешение  конфликта – минимизация проблем, разделяющих стороны.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых  возможно успешное разрешение социальных конфликтов:

  • своевременный и точный диагноз его причин;
  • обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон;
  • совместный поиск путей преодоления конфликта.

Существуют различные  способы регулирования конфликтов:

  • деструктивный способ, состоящий в подавлении одного субъекта другим, при этом причина конфликта при этом не устраняется, что может привести к его возобновлению;
  • компромиссный способ, основанный на том, что соперники уступают до такого варианта, который в данный момент оказывается приемлемым для обеих сторон; компромисс полностью не разрешает конфликт, но смягчает его остроту;
  • конструктивный способ, состоящий в решении проблемы, из-за которой разгорелся конфликт. Обычно вырабатывается новый вариант, не совпадающий с теми позициями, на которых первоначально находились соперники. При этом каждая из сторон может считать этот новый вариант своим. Конструктивный способ является самым трудным, он достигается  обычно  в результате длительных переговоров (часто с использованием посредников), однако только он в состоянии исчерпать конфликт до конца.

Р. Дарендорф в своей теории сформулировал условия протекания конфликта с учетом его остроты и способов разрешения. Таковыми являются:

  • образование конфликтных групп зависит от технических, политических и социальных условий;
  • чем больше власть связана с распределением ресурсов, тем острее конфликт;
  • чем больше условий для возникновения конфликтных групп, тем острее конфликт;
  • увеличение числа бедных в обществе ведет к возможности насильственного разрешения конфликта;
  • замедление вертикальной мобильности ведет к обострению конфликта между высшими и низшими слоями общества;
  • возможность согласия между конфликтующими сторонами смягчает остроту конфликта;
  • чем острее конфликт, тем больше изменений происходит в социальной структуре;
  • чем насильственней конфликт, тем выше темпы структурных изменений в обществе.

Социальная профилактика общественного развития заключается  в возможности успешного прогнозирования  конфликта, в умении руководителей  и ученых предвидеть негативные последствия конфликтных ситуаций и по возможности более быстром переходе от первой его стадии к третьей.

Типология конфликтов:

  • в зависимости от объекта конфликты бывают: социально-экономические, религиозные, политические, социально-трудовые, национально-этнические, бытовые и др.;
  • в зависимости от субъектов (участников) различают конфликты: внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, конфликты  принадлежности, конфликты с внешней средой;
  • в зависимости от степени осознанности конфликты бывают: рациональными и иррациональными;
  • по направленности можно выделить конфликты: вертикальные и горизонтальные;
  • по способам разрешения конфликты бывают: насильственными и мирными.

 

    1. Основные характеристики социального конфликта

 

К основным характеристикам  социального конфликта относятся его причины, острота протекания, длительность и последствия.

Причины конфликтов:

  • наличие противоположных ориентаций (например, различия в культуре, восприятии ситуации, статусе и престиже);
  • идеологические причины (разное отношение к системе идей);
  • социальное и экономическое неравенство (значительные различия в распределении ценностей между индивидами и группами);
  • отношения между элементами социальной структуры (разное место, занимаемое организациями или группами в обществе).

Острота конфликта. Когда говорят об остром социальном конфликте, то, прежде всего, подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Так, для острого конфликта характерны в основном открытые столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в единое целое. Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социально-психологических характеристик противоборствующих сторон, а также от ситуации, требующей немедленных действий.

Длительность  конфликта. Каждый индивид в своей жизни неизбежно сталкивается с конфликтами разной длительности. Это может быть короткая, длящаяся несколько минут стычка (словесная перепалка между соседями), а может быть и противостояние различных групп, длящееся на протяжении жизни нескольких поколений (конфликт между религиями).

Последствия социальных конфликтов весьма противоречивы. С одной стороны, эти последствия негативны, поскольку конфликты усиливают ожесточение, ведут к разрушениям и внутригрупповому напряжению, нарушают нормальные каналы кооперации в обществе, отвлекают внимание членов группы (общества) от насущных проблем. С другой стороны, эти последствия позитивны, так как конфликты определяют выход из сложных ситуаций, способствуют разрешению проблем, усиливают групповую сплоченность, ведут к заключению союзов с другими группами общества, приводят группу (общество) к пониманию интересов ее (его) членов.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Бытовой конфликт – конфликт, возникающий на почве бытовых разногласий между индивидами (группами).

Вертикальный конфликт – конфликт между субъектами, занимающими различные ступени в иерархии, например, между начальником и подчиненными

Внутригрупповой конфликт – конфликт между двумя или более людьми с противоположными интересами в нутрии одной социальной группы.

Внутриличностный конфликт – конфликт, происходящий внутри личности, на уровне ее индивидуального сознания.

Горизонтальный конфликт – конфликт между субъектами, занимающими одинаковое социальное положение.

Иррациональный конфликт – конфликт, в котором первоначальная цель теряется, а на передний план выходит желание доминировать над противником.

Конфликтное поведение  – действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов.

Конфликт  принадлежности – конфликт, в котором индивиды имеют как бы двойную принадлежность, например, конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы.

Информация о работе Лекции по "Социологии"