Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 19:28, курс лекций

Описание работы

Социология культуры – это научная дисциплина, объектом изучения которой является общество как социокультурная система. В социологии культуры объединены социальные методы и подходы к изучению культуры с культурологическими.
В обьекте любой науки всегда выделяется та или иная область, подлежащая активному изучению со стороны конкретной научной дисциплины. Но выделяется она не только пространственно, но и предметно. Предметно значит проблемно. В социологии объект – общество, а предмет - общие закономерности его возникновения, функционирования и развития, а также механизмы реализации этих законов. В рамках общей социологии развиваются отраслевые области социологи, например, социология труда, социология культуры, экономическая социология и т.д.

Файлы: 1 файл

не хрена себе.docx

— 76.30 Кб (Скачать файл)

1) Социология культуры – это научная дисциплина, объектом изучения которой является общество как социокультурная система. В социологии культуры объединены социальные методы и подходы к изучению культуры с культурологическими.

В обьекте любой науки всегда выделяется та или иная область, подлежащая активному изучению со стороны конкретной научной дисциплины. Но выделяется она не только пространственно, но и предметно. Предметно значит проблемно. В социологии объект – общество, а предмет - общие закономерности его возникновения, функционирования и развития, а также механизмы реализации этих законов. В рамках общей социологии развиваются отраслевые области социологи, например, социология труда, социология культуры, экономическая социология и т.д. Социология культуры сложилась как частная социологическая дисциплина. Ее проблемное поле представляет собой некоторую часть проблемного поля социологии. Ключевым понятием в определении проблемного поля СК является культура. Проблемное поле в СК неоднозначно, т.к. нет четкого определения понятие культура. СК активно изучает тенденции культурного развития общества. Она выявляет воздействие научно-технического прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных, семейных, бытовых отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности учреждений культуры. Поскольку социальная (культурная) антропология изучает проявления повседневной культуры, то СК при существующем разделении труда между дисциплинами , изучающими культуру, занята исследованием проблем  высокой культуры – авангарда. Включение в предметную область также и массовой культуры как результата взаимодействия высокой культуры, повседневной культуры и текущего жизненного опыта народа формирует контуры системной культуры общества. Поэтому проблемную область социологии культуры можно обозначить как законы и инфраструктуры функционирования и развития в обществе специализированной (высокой) и популярной (массовой, «низовой») культур. Поскольку эта область организована на институциональной основе (системный мир), то социологическому изучению подлежат упомянутые уже институты : наука, искусство и религия. Социологическое изучение означает, что исследуются в них прежде всего функциональные проявления профессиональных сообществ, занятых производством научной и художественной продукции, ее трансляцией, обучением и воспитанием, а также внедрением и поддержанием религиозных верований. Причем рассматриваются, по логике вещей, не только процессы творчества и распространения той или иной продукции, но и такие феномены общественной жизни, которые формируются и функционируют под воздействием специализированной культуры : формы общественного сознания, массовая культура, общественное мнение и в целом духовная жизнь общества. В связи с этим подлежит изучению деятельность системы образования и масс-медиа как инфраструктур специализированной культуры.

 

2) Социология культуры – это научная дисциплина, объектом изучения которой является общество как социокультурная система. В социологии культуры объединены социальные методы и подходы к изучению культуры с культурологическими. СК представляет собой науку об обществе само существование определяется культурой. Объект изучения СК обозначается как:

1.Закономерность функционирования и развитие культуры в обществе( Какое пространство шире культура или общество)

2.Общество как социокультурная система (В социологии культура рассматривается, прежде всего в социальном аспекте, т.е. с точки зрения процессов и результатов социального взаимодействия. Исследование культуры означает изучение сложного и многомерного общественного процесса осмысления членами общества своей социокультурной среды, происходящего в определенных условиях социального расслоения и территориального распределения.) Ценности и нормы возникающие в обществе.

Предметом СК является законы развития и функционирования культуры в обществе. Предмет социологии культуры значительно расширился. Иногда культура даже отождествляется с обществом. Более верной является точка зрения, что ее предмет — это взаимоотношения общества и культуры. Предметом могут быть объективные и субъективные факторы материальной, социальной, духовной культур и взаимосвязи между ними. Л.Г.Ионина предмет СК «Наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и инструментами и применительно к конкретно-историческим ситуациям».

СК, базируясь на теоретических принципах исследования функций, структур, динамики социального взаимодейст­вия, сосредотачивается на анализе строго определенных сторон общественной жизни и охватывает комплекс более или менее точно фиксируемых проблем, предполагающих конкретизацию общих социологических методов примени­тельно к культуре как предмету изучения.

Эти рассуждения помогают нам выделить и понять предметную область социологии культуры. Исходя из уже выясненного объекта ее изучения, можно выделить области сосредоточения ею своего внимания на проблемах формирования, функционирования и развития культуры в органическом единстве с развитием социума, подчиняющегося в свою очередь общим законам жизни общества в целом.

 

3)Одно из направлений  социологии - социология культуры. Это  научная дисциплина, изучающая культуру  с социологической точки зрения, используя все достижения современной  науки об обществе. Культура здесь  исследуется как часть социальной  системы, социальных отношений, как  определённый социальный институт.

Как и социология в целом, социология культуры носит многоуровневый характер. Различие между ее уровнями заключается в степени исторической общности анализируемых явлений. В рамках социологии культуры выделяют три уровня:

1. Общесоциологическая теория  культуры, изучающая место и роль  культуры в жизнедеятельности  общества.

2. Частносоциологические  теории культуры (социология религии, социология образования, социология  искусства и др.). Они исследуют  место и роль отдельных сфер  и видов культуры в жизни  общества, их социальные функции.

3. Конкретные социологические  исследования культуры. Они занимаются  сбором и анализом конкретных  фактов культурной жизни.

Социология культуры изучает элитарные субкультуры - культуру «верхов» общества, субкультуры «среднего класса», субкультуры социальных «низов». Следует отметить, что эти субкультуры могут подвергаться и дальнейшему разделению. В рамках элиты общества можно выделить подгруппы элит: бюрократическую, политическую, экономическую, военную, научную , техническую, художественную, артистическую элиты и т.д.

В настоящее время социология культуры является одной из наиболее важных и плодотворных сфер культурологических знаний. Социология культуры, заимствуя многие теоретические и фактологические достижения философии культуры, истории культуры, культурной антропологии и других культурологических наук, обогащает их собственными достижениями. Она способствует приближению культурологии к идеалу строгой науки, характерному для социологических исследований.

 

4)Теоретические основами  СК выступают общесоциологические  идеи классиков соответствующей сферы знания. Шел процесс формирования СК. Э. Дюркгейм  - понимание общества и культуры как единого целого со специфическими законами развития; приоритет форм коллективного сознания; значимость разделения труда и общественного согласия («солидаризм»). Э. Дюркгейм утверждал, что в своем развитии общество и культура проходит два основных этапа. Главной особенностью их различия является мера «солидарности», ассоциированности членов общества того или иного этапа исторического развития. Стремясь преодолеть противоречивость огромного количества воздействий и взаимодействий внутри исторического процесса, Э. Дюркгейм в качестве основного фактора и показателя социокультурной жизни выбирает разделение труда в обществе. От степени разделения труда зависит и мера «солидарности» того или иного общества. Э. Дюркгейму был свойствен некоторый утопизм во взглядах на будущее. Он считал, что возрастающее в обществе разделение труда дает возможность наиболее рационально использовать творческие силы людей, а отдельному индивиду – выбрать тот вид деятельности, который в наибольшей степени отвечает его способностям, темпераменту, характеру, воспитанию. Г.Зиммель Основные понятия "формальной социологии": ("форма", "содержание") и ее задача — исследование культурных форм и их исторических судеб. культуру Г.Зиммель изучает и как социолог, и как философ. Сущность культуры он рассматривает, исходя из основных идей своей философии. Культура, по Зиммелю, это особая форма жизни, связанная с деятельностью человека, творческим разумом, духовностью и стремлением к идеалам.  Зиммель отмечает определенное противоречие между индивидом и культурой, возникающее в  результате их несоизмеримости. Созданные человеком культурные формы обретают собственную логику развития, которая "ускользает" от индивида, непонятна ему. Отсюда – отчуждение индивида от культуры. Зиммель считает, что в сложной, зрелой культуре между индивидом и его целями (закодированными в культуре) формируется все более разрастающаяся система культурных "средств". В результате возникает, с одной стороны, отчуждение индивида от целей, а с другой - тенденция превращать "средства" в "цели". Так появляется "искусство для искусства", "знание ради знания" и т.д. Макс Вебер, четко осознавая специфику социальной реальности, определял социологию как "эмпирическую науку о культуре". Наукой о культуре он считал социологию вообще - в контексте его взглядов не было необходимости выделять "СК" как отдельное направление в рамках социологии. Под культурой же М.Вебер понимал часть реальности, наделенную смыслом.  задачей социологии должно быть именно понимание социальных явлений, а не поиск общих закономерностей (поиск которых если и возможен, то имеет подчиненный характер по отношению к главной задаче - пониманию). Ключевым для Вебера является понятие "ценности". Понять - значить соотнести культурное явление, исторический факт с ценностями, определяющими его значение. Именно соотнесение с ценностью делает явление значимым, имеющим смысл для нас. Мы все погружены в культуру, и выйти за её пределы не представляется возможным. Но это, согласно Веберу, - не препятствие, а необходимая предпосылка социального и культурного познания, потому что быть культурным (неотъемлемая характеристика человека) - это и значит быть способным вносить смысл в окружающую реальность, выносить те или иные суждения о ней. Смысл же всегда связан с ценностями.

5)П.Сорокин (1889-1968): Интегральная модель общества и культуры. Понимая культуру в самом широком смысле и как основу всей общественной жизни, П.А. Сорокин соединил в единое целое все аспекты социологического изучения общества. Культура и ее ценности - вот что является интегрирующим фактором и в самой общественной жизни и в ее социологическом исследовании им. Социокультура у Сорокина - это не конгломерат разнообразных явлений и процессов, а единство, целостность, все элементы которой взаимозависимы, интегрированы, то есть представляют собой систему, а ценность служит «основой и фундаментом всякой культуры» Современную культуру П.А. Сорокин относил к культуре чувственной, находящейся в глубоком кризисе, связанном с недостатками и ошибками чувственного способа познания истины, с усилением влияния материализма и эмпиризма. Интегрализм социологии П.А. Сорокина нашел свое выражение и в изложении им других тем и проблем. Так, человек выступает у него как «удивительное интегральное существо», формирующееся под воздействием определенной социокультуры, и действующее в рамках ее социальных ценностей.

 

6)70-80 г 20 в. В это время  социология культуры приобрела  современный вид. Современ СК связана с шагами которые появились раньше.

Психоанализ о культуре. Особенности психоаналитических теорий. Теория культуры З. Фрейда. Происхождение религии: теория Аткинсона и ее отражение в теории З. Фрейда. Расширение Фрейдом предметного поля исследования культуры. Общетеоретическая концепция культуры Г. Рохейма. Общетеоретические представления о рождении культуры как о периоде детства человека. Архетипы культуры в теории К. Г. Юнга. Коллективное бессознательное и его отражение в культуре. Обобщающая теория культуры Э. Фромма. Радикальный гуманизм в теории Э. Фромма. Три типа культур: система А, система В, система С. Исследования религии: авторитарные и гуманистические религии. Особенности религии в современном обществе.Функционализм о культуре: основные постулаты функционализма. Теория Б. Малиновского: аксиомы культуры. Принцип универсального функционализма. Теория А. Рэдклифф-Брауна. Соотношение антропологии и социологии культуры. Функции культуры. Структурный функционализм о культуре. Социальные и культурные системы теории Т. Парсонса. Культура как сложная система символов и норм. Соотношение личности, культуры, социальной системы и поведенческого организма. Историческое развитие общества как интеграция культурных и социальных систем. Представления о культуре Р. К. Мертона. Культура как исходный компонент социальной системы. Элементы культуры. Эмпирическая социология культуры во второй половине ХХ века. Приоритет американской социологии культуры и ее особенности. Теория музыки Т. Адорно как синтез теоретического и эмпирического уровней. Социология музыки. Связь музыки с социальными условиями, в которых она создавалась. Типология слушателей: эксперты, аристократы, прагматики. Особенности референтной группы при определении типологии слушателей. Музыка как средство развлечения. Соотношение легкой, камерной и оперной музыки в современном обществе. Социодинамика культуры А. Моля. Культурные процессы в современном обществе. Коммуникация как культура. Современные исследования культуры: дифференциация культурных элементов (исследования литературы, симфонических оркестров, произведений искусства и т. д.).

 

14) Под модернизацией часто  понимают сложные и разнообразные  процессы, связанные с трансформациями  в культуре. С этой точки зрения  культурная модернизация - это изменения  инновационного характера, которые  происходят в культурном образовании  любого порядка. Модернизации противостоят  обратные тенденции - консерватизм  и традиционность (традиционализм). В любой культуре прошлого  и настоящего присутствуют оба  момента. При поступательном развитии  культуры реализуются и традиционно-консервативные  устремления, и модернистско-инновационные. Однако в различных конкретно-исторических условиях они проявляются по-разному: в одни эпохи акцент на консерватизм сводил к минимуму всякие инновационные проекты, в другие, напротив, последние начинали преобладатьДругими словами, модернизация культуры - это процесс приведения того или иного конкретного социального образования в соответствие с современными нормативными, ценностными представлениями о формах и методах культурной практики, доминирующими в обществе сегодня. Культура производит идеи, значения и ценности, которые признаются обществом и становятся фактором жизни людей. Культура охватывает все верования, представления, мировоззрения, идеи и идеологии, которые воздействуют на социальное поведение, поскольку они либо активно разделяются людьми, либо пользуются пассивным признанием. Нет развития общества, помимо культуры. Общество существует только в рамках культуры. Культура формирует образ мира в сознании членов общества и, следовательно, становится основой социальных действий. Модернизация в культурном плане ведет к распаду прежнего традиционного единообразия и устойчивости. Плюрализм ценностных установок отражает прогресс в сфере материального производства, дифференциацию самой социальной структуры - формирование различных социальных и профессиональных групп, классов, прослоек.

 

 

 

7) С 40-х до 80-х годов XIX в. социальные исследования культуры  охватывали мир искусства и  по существу образовывали одно  целое с литературной критикой  и эстетикой. В.Г.Белинский применял уже элементы социологического анализа, стремясь выделить общественные причины и обстоятельства появления и развития литературных направлений, состояние "читающей публики", предвидел ее реакцию на произведения. Другой особенностью исследований культуры в России середины и второй половины XIX в. было обостренное внимание к социальной роли религии. Соответствующие исследования, начатые работами славянофилов А.С.Хомякова, Ю.А.Самарина и др., были затем продолжены Н.Я.Данилевским . При значительном различии социальных позиций школ и направлений становящейся российской социологии для всех них в центре находилось изучение творческого влияния культуры на общественную жизнь. Российские исследователи культуры всегда ставили в центр внимания публику, народ, причем публика существовала для них в трех аспектах: потребитель культуры, цель воздействия культуры, судья и ценитель ее творений. Российская социология культуры исходила из презумпции высочайшей нравственной ценности культуры . В конце XIX-начале XX вв. в России конституируется как особая научная дисциплина теоретическая социология культуры. Ее становлению во многом способствовали работы Г.В.Плеханова. С 70-х гг. XIX в. проводятся первые социологические исследования в сфере культуры, опирающиеся на методы опросов, бесед, наблюдения читателей. С 1895 г. в журнале "Мир Божий" начали печататься "Очерки по истории русской культуры" П.Н.Милюкова. В центре внимания историка - проблема "культура и государство", разрабатываемая русской социологией права. П.Н.Милюков рассматривает историю культуры как закономерный процесс, полагая, что научный синтез снимает противоположность духовного и материального начала. Главной единицей анализа в истории культуры он считает конкретную, национальную культуру. Каждый национальный организм рассматривается при этом в эволюции, во взаимодействии с другими национальными культурами. Определяются общие черты, "закономерные социологические ряды", позволяющие сопоставлять и сравнивать их между собой. Социология должна дать и научное объяснение роли личности в культуре. В отличие от других курсов по истории культуры, П.Н.Милюков включает в предмет историю заселения страны, элементы экономической истории, образования, религии и церкви, всех видов искусств. Глубокий след в российской социологии культуры оставил П.А.Сорокин. Проведенные им исследования социальной стратификации и социальной мобильности, социального статуса, структуры социальных групп и др. имели крайне важное значение и для социологов культуры.

Информация о работе Лекции по "Социологии"