Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 19:28, курс лекций
Социология культуры – это научная дисциплина, объектом изучения которой является общество как социокультурная система. В социологии культуры объединены социальные методы и подходы к изучению культуры с культурологическими.
В обьекте любой науки всегда выделяется та или иная область, подлежащая активному изучению со стороны конкретной научной дисциплины. Но выделяется она не только пространственно, но и предметно. Предметно значит проблемно. В социологии объект – общество, а предмет - общие закономерности его возникновения, функционирования и развития, а также механизмы реализации этих законов. В рамках общей социологии развиваются отраслевые области социологи, например, социология труда, социология культуры, экономическая социология и т.д.
22. Современная культура: основные содержания понятия
Представление о культуре в современном обществе уникально. Оно объединяет повседневные представления о культуре как процессе приобщения к ценностям, созданным человечеством, об определённых канонах поведения в обществе, а также принципиально отличающиеся от обыденных размышления о ней исследователей.
В исторически взрослеющем человечестве. Каждый из его представителей является существом, которое в отличие от животных чувствует себя дискомфортно в естественной природной среде и поэтому вынуждено формировать для социальной жизни среду искусственную, т. е. культуру.
Последние десятилетия ушедшего тысячелетия во многом кардинально трансформировали глобальный социум, впервые в человеческой истории универсальное влияние культуры распространилось практически на всё цивилизованное население. Именно это обстоятельство позволяет нынешним культурологам с уверенностью заявлять: “Там, где раньше было общество, стала культура” (Г. Беркинг). Последняя по сравнению с предшествующими эпохами, безусловно, изменилась, вобрав в себя все те классические параметры, которые сформировали её на протяжении двух тысячелетий как целостный и гармоничный механизм. Феномен современной культуры может быть достаточно удачно описан в двух измерениях: постиндустриальном и постмодернистском. Культура развивается как результат взаимодействия этих двух глобальных подходов к преобразованию, а также к оценке действительности. При этом оказывается, что первый непосредственно регулирует способы формирования современных социальных и технологических реалий. Второй же создаёт и транслирует ценности, возникающие внутри современной культуры.
Постиндустриальное общество принято трактовать как структуру, основанную на знаниях. знание – это, прежде всего, информация, имеющая практическую ценность и служащая для получения конкретных результатов. Постиндустриальный социум как бы задаёт постмодернистской ментальности “правила игры” в предметном и информационном мирах, формируя становление последнего в его новом качестве. Влияние же постмодерна проявляет себя, скорее, в способах осознания постиндустриального направления общественного развития, нежели в реальных возможностях шагов по его изменению. Постмодернистское восприятие мира, скорее, ориентирует на пассивное принятие постиндустриальных процессов, отказываясь от попыток их корректировки как отдельными личностями, так и обществом в целом.
Культура неотделима от истории. Однако и само “культурное строительство” проходит в своей эволюции различные этапы. Меняется все направление культуры. Она направляется к практическому осуществлению могущества, практической организации духа в сторону все большего её расширения по поверхности земли”[1]. Эта практическая организация духа постепенно отдаляет культуру от её сути, уничтожая её духовное начало и превращаясь в цивилизацию.
Представленный набор определений в значительной степени объясняет, почему сегодня, когда наука и техника демонстрируют реалии информационного периода, культура запаздывает, воспроизводя индустриальные эталоны, главным из которых выступает её свойство массовидности.
23. Антропологическое изучение культур обязательно включает в себя явное или неявное противопоставление, сравнение традиционного и современного типов обществ. Традиционная культура (или тип общества) - это общество, в котором регуляция осуществляется на основании обычаев, традиции, установлений. Функционирование современного общества обеспечивается кодифицированным правом, сводом законов, изменяемых посредством законодательных органов власти, избираемых народом.
Традиционная культура распространена в обществах, в которых изменения незаметны для жизни одного поколения - прошлое взрослых оказывается будущим их детей. Здесь царят всепобеждающий обычай, сохраняемая и передаваемая из поколения в поколение традиция. Единицы общественной организации состоят из знакомых людей. Традиционная культура органично сочетает в себе составляющие ее элементы, человек не чувствует разлада с обществом. Данная культура органично взаимодействует с природой, едина с ней. Этот тип общества ориентирован на сохранение самобытности, культурного своеобразия. Авторитет старшего поколения непререкаем, что дает возможность бескровно решать любые конфликты. Источник знаний и умений - старшее поколение.
Современный тип культуры характеризуется достаточно быстрыми изменениями, происходящими в процессе беспрерывной модернизации. Источник знаний, умений, культурных навыков - институализированная система воспитания и обучения. Типичная семья - "дети-родители", третье поколение отсутствует. Авторитет старшего поколения не так высок, как в традиционном обществе, в явной форме выражен конфликт поколений ("отцы и дети"). Одна из причин его существования - изменяющаяся культурная действительность, каждый раз обусловливающая новые параметры жизненного пути нового поколения. Современное общество - анонимно, оно состоит из незнакомых между собой людей. Такое общество существует преимущественно в городах (или даже в мегаполисах, в бесконечной урбанистической действительности, типа восточного побережья США), находясь в состоянии дисгармонии с природой, глобального нарушения баланса, получившего название экологического кризиса. Специфической чертой современной культуры является отчуждение человека от человека, нарушение общения, коммуникации.
Традиционная культура доиндустриальна, как правило, бесписьменна, основной род занятий в ней - сельское хозяйство. Есть культуры, которые до сих пор находятся на стадии охоты и собирательства. Традиционные общества до сих пор существуют в Южной Америке, Африке, Австралии. Реальное воплощение индустриальной культуры - США, урбанизированная (городская) часть стран Европы. Правда, надо иметь в виду, что в сельской местности развитых индустриальных стран существует тенденция к сохранению традиционного образа жизни. Таким образом, в одной стране могут объединяться два типа культуры. Можно выделить также и смешанный тип обществ-культур, вовлеченных в индустриальную модернизацию, но тем не менее сохранивших свои культурные традиции. В смешанном традиционно-индустриальном типе культуры относительно гармонично сочетаются элементы модернизации и этнически обусловленные стереотипы поведения, уклада жизни, обычаев, национальных особенностей мироощущения. Примером таких обществ являются Япония, некоторые страны Юго-Восточной Азии и Китай.
25. Происхождения массовой культуры
Вопрос о генезисе массовой литературы и по сей день остается спорным. Некоторые исследователи обнаруживают ее истоки в далеком прошлом — в литературе Возрождения, средневековья и даже античности. Но еще А. де Токвиль с полным основанием замечал, что в античные времена (а уж тем более и в эпоху средневековья) «книги были дорогой редкостью», «что они требовали чрезвычайной кропотливости при их копировании и распространялись с великим трудом. Эти обстоятельства привели к тому, что склонность и привычка к литературным занятиям стали уделом узкого круга людей, образовавших нечто вроде маленькой литературной аристократии внутри элиты всей политической аристократии».тЗначимым социокультурным феноменом «массовая литература» становится лишь в индустриальную эпоху нового времени. Рост городского населения, значительное увеличение уровня грамотности, неизмеримо более тесные, чем раньше, контакты выходцев из «третьего сословия» с представителями привилегированных классов и заимствование у них, наряду с образцами поведения и культурно-бытового обихода, привычки к чтению — эти процессы привели к возникновению массовой читательской аудитории. Важная предпосылка становления массовой литературы —коммерциализация писательской деятельности, вовлечение ее в рыночные отношения. В России, где рынок развлекательной литературы существовал уже в конце XVIII в., процессы коммерциализации литературной жизни проходили особенно заметно в тридцатые годы XIX столетия, когда, потеснив литературных аристократов, на авансцену вышли ловкие литературные дельцы, приходившие к читателю «с продажной рукописью», но, увы, далеко не всегда «с чистой совестью», стремившиеся прежде всего к коммерческому успеху. В Западной Европе первой трети XIX в., особенно во Франции, с появлением массовой читательской аудитории и повсеместным распространением относительно дешевых массовых изданий (так называемая «дешевая пресса в 40 франков») процессы коммерциализации литературной жизни и становления массовой литературы происходили наиболее активно и приняли, что называется, классическую форму. Здесь наладилось конвейерное производство удобоперевариваемого литературного ширпотреба, возникли целые писательские артели, способствовавшие превращению имени писателя в товарный ярлык.
Самой знаменитой литературной фирмой того времени можно по праву считать артель «Александр Дюма». Помимо возникновения массовой читательской аудитории, коммерциализации литературной жизни и профессионализации писательской деятельности, катализатором процесса становления и развития массовой литературы явились различные технико-экономические факторы. Расцвет массовой литературы в середине XX в. во многом обусловлен научно-техническим прогрессом в сфере книгоиздания и книжной торговли: удешевлением процесса книгопечатания, вызванным, в частности, изобретением ротационного печатного пресса, развитием сети привокзальных лавок, благодаря которым издательства успешно распространяли свою продукцию среди представителей «средних» и «низших» классов, организацией массового выпуска изданий карманного формата и книжек в мягкой обложке, введением системы подсчета популярности (т. е. наибольшей продаваемости) книг, среди которых стали выявляться бестселлеры. Вышеперечисленные факторы способствовали превращению книги, с одной стороны, из предмета роскоши в легкодоступный предмет культурного обихода, а с другой — в предмет промышленного производства и средство обогащения.
26. Функция социализации человека продолжает оставаться ведущей в становлении и развитии структуры современной культуры. Причем данный процесс происходит с учетом усложняющихся и изменяющихся социокультурных, политических, экономических условий нашего общества. Он начинается в раннем детстве и продолжается практически всю жизнь вследствие динамизма современного общественного развития. В процессе социализации происходит усвоение социальных ролей, норм, ценностей, характера поведения, приобщение к традициям и морально-этическим представлениям современного социума. Следующей функцией массовой культуры является рекреационная, роль которой возрастает прямо пропорционально увеличивающимся психологическим нагрузкам современной личности. Создавая индустрию досуга, развлечений, туризма, спорта, игровые комплексы, массовая культура позволяет расслабиться, отдохнуть, отвлечься от профессиональной деятельности, восполнить багаж духовных сил, обрести психическое равновесие. Данная функция массовой культуры, обращение к ней человека чрезвычайно важна в условиях динамично развивающегося информационного общества, которое характеризуется глобализацией, где человек чувствует себя одиноким и заброшенным. Массовая культура призвана доступными формами, методами и приемами организовать человеку полноценный отдых. Функциями, непосредственно связанными со средствами массовой информации, являются коммерческая и потребительская функции массовой культуры. Она проявляется во всевозможной рекламе, которая сама представляет, целую индустрию. Потребителю, с учетом его психологии, настойчиво предлагают различные товары и услуги. Реклама формирует язык, привносит в межличностное общение рекламные слоганы, формирует своеобразный рекламный сленг. Редкое явление представляет собой рекламный ролик, выполненный со вкусом и оставляющий приятное впечатление. Коммерческая функция непосредственно связана с основной чертой массовой культуры - расчете на потребителя в целях прямого или косвенного получения прибыли от реализации «продукции» индустрии культуры. Создание культурных образцов в области массовой культуры представляет своеобразное производство, где учитываются доходы, расходы, прибыль или убытки, в расчете на многомиллионную аудиторию. идеологическая функция ... это особо коварная форма обработки сознания масс, одно из проявлений - и причем наиболее острых - идеологического противоборства». Другой функцией массовой культуры является информационно - гносеологическая функция, которая играет особую роль в период становления информационного общества, увеличивающегося количества разнообразной информации. Она проявляется через систему среднего и высшего образования, реализующих образовательные стандарты, через всевозможные справочники, словари, энциклопедии, базы данных, Интернет, средства массовой информации и другое..
Следующей функцией массовой культуры можно определить формирование эстетических вкусов, представлений, предпочтений. В ходе воздействия на личность с помощью искусственно созданных и популяризированных образцов создается определенный стереотип поведения в обществе, формируется мода на стиль в одежде, музыку.
Массовая культура в современном обществе выступает как средство и способ общения, передачи информации, выполняя, таким образом, коммуникативную функцию. Развивая различные формы досуговой деятельности, широко используя Интернет, она является неотъемлемой частью процесса межличностного общения.
Функцией, благодаря которой массовая культура обладает всеохватывающей распространенностью и популярностью, удовлетворяя потребности личности, является развлекательная функция. Она позволяет снять психическое, эмоциональное напряжение. Важную роль в реализации данной функции играет индустрия кино, телевидения, популярной музыки.
Таким образом, функциональность массовой культуры определяется, прежде всего, потребностями в ориентации человека в условиях необходимости освоения различных ролей, меняющихся в зависимости от ситуаций, быстрых перемен в характере производства, образе жизни.
28)Социокультурный подход — методологический подход на базе системного подхода, сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Это единство, согласно принципам системного подхода, образует целое, свойства которого не выводимы из характеристик частей. Сама личность при социокультурном подходе рассматривается как связанная с обществом как системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм.
Представляя собой один из многих способов описания феноменологической реальности, социкультурный подход опирается на актуальные принципы, которыми руководствуется исследователь, и которые являются следствием его собственного опыта и мировоззрения. Под принципом понимается исходное утверждение теоретического знания, основа категориального строя той или иной системы знания[1]. Другими словами, введением принципов обозначается наличие ключевых утверждений относительно природы, свойств и особенностей исследуемой реальности. Принципы образуют методологический каркас, позволяющий исследователю разрешить существующие концептуальные противоречия, выбрав из существующего набора исходных теоретических постулатов, вырабатываемых при рассмотрении сложных общественных феноменов, тот, который наиболее отвечает целям и задачам исследования. Основными принципами социокультурного подхода являются следующие: