Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 19:28, курс лекций

Описание работы

Социология культуры – это научная дисциплина, объектом изучения которой является общество как социокультурная система. В социологии культуры объединены социальные методы и подходы к изучению культуры с культурологическими.
В обьекте любой науки всегда выделяется та или иная область, подлежащая активному изучению со стороны конкретной научной дисциплины. Но выделяется она не только пространственно, но и предметно. Предметно значит проблемно. В социологии объект – общество, а предмет - общие закономерности его возникновения, функционирования и развития, а также механизмы реализации этих законов. В рамках общей социологии развиваются отраслевые области социологи, например, социология труда, социология культуры, экономическая социология и т.д.

Файлы: 1 файл

не хрена себе.docx

— 76.30 Кб (Скачать файл)

1. Принцип homo activus, согласно которому человек является био-социо-культурным существом, осознающим что его действия являются компонентом взаимодействия с другими субъектами. В отличие от объективистской парадигмы, где общество понимается как существующее и развивающееся вне зависимости от воли и действий индивида, при субъективистском подходе именно индивид как актор социального действия является объектом изучения. Он рассматривается как некоторая первичная и самодостаточная реальность, обладающая свободной волей и в ходе своих действий влияющая на социальные нормы.

2. Принцип эволюции является  логическим развития предыдущего  принципа. Он означает способность  системы к развитию, что делает  возможным утверждение о появления  качественно иных по характеру  социокультурных явлений в процессе  развития общества[3]. Эволюция рассматривается  как в рамках классической, так  и в рамках синергетической  методологии. Главным же является  различение принципа эволюции  как линейного процесса в противовес  циклической трактовке этого понятия  .

3. Принцип антропосоциентального взаимодействия является третьим главным принципом социокультурного подхода, позволяя определить движущие силы эволюции общества и роль homo activus в этом процессе. Согласно этому принципу самосознание homo activus может соответствовать или не соответствовать типу общества в котором он находится, что на определенном периоде приводит к смене социокультурной среды. В исторической ретроспективе этой выражается в революциях, бунтах, реформах и т. д. Несмотря на то, что количество принципов может варьироваться, социокультурный подход во всех его формах опирается также на принцип историзма, подразумевающий необходимость исторической ретроспективы для понимания особенностей функционирования общественных институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30) Наиболее важными и методологически значимыми мы будем считать социальный и культурный

анализ. Принципиальное различие между ними состоит в следующем: социальный анализ направлен на исследование социального качества человека как личности и институциональных форм, представленных в нормативно опосредованных и статусно обусловленных ролевых отношениях, а культурный анализ ориентирован с самого начала на изучение природной и культурной среды существования человека и тех жизненных(биосоциальных) форм, которые обусловлены окружающей природой и выражены в культуре как универсальном и специфически человеческом способе существования и развития социума. Институциональный анализ социального поведения индивидов предусматривает следующие исследовательские процедуры: – выявление и изучение типических, повторяющихся и эмпирически фиксируемых образцов, форм и типов поведения, институционально закрепленных и регулируемых посредством согласованных правил, норм (эти институциональные формы подлежат дальнейшему описанию и ти_ пологизации);

– анализ процессов социализации, которые описываются в терминах идентификации, индивидуализации, адаптации, саморегуляции и пр.);

– объяснение системных связей как «внутренних» (между личностной подсистемой, с одной стороны, и культурной и социальной подсистемами деятельности, с другой, в т.ч. связей системной интеграции и дезинтеграции, функциональной совместимости и пр.), так и «внешних»

(между личностью как  субъектом деятельности и его  социальным окружением, формирующим  ее базовые установки и ценностные  ориентации). Важной частью социального  анализа выступает, на наш взгляд, позиционный анализ как метод  изучения социальных позиций  тех участнико событий и ситуаций взаимодействия, которые в наибольшей степени влияют на поддержание или устранение существующих противоречий (социальных проблем). Данный метод применяется для изучения расстановки сил в конкретном социальном пространстве между субъектами совместной жизни. К исследованию социальности в контексте выявления и описания «глубинных» слоев культуры, пожалуй, ближе всего подошла социальная и культурная антропология. На примере примитивных и традиционных народов она выработала мощный и достаточно разнообразный арсенал методов, которые вполне могут быть применимы к изучению различных жизненных форм как устойчивых способов существования людей (констант, структур, моделей поведения). Антропология рассматривается многими западными исследователями как дисциплинарное дополнение теории социальных институтов в социологии. По мнению Парсонса, целью данной науки является формирование представлений о «внешних» и внебиологически выработанных факторах развития культуры. Теоретико_методологической основой качественных социокультурных исследований выступают, прежде всего, феноменологический подход и экзистенциальный анализ, которые ориентируют исследователя на раскрытие смыслов существования различных жизненных форм.

 


Информация о работе Лекции по "Социологии"