Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 19:28, курс лекций

Описание работы

Социология культуры – это научная дисциплина, объектом изучения которой является общество как социокультурная система. В социологии культуры объединены социальные методы и подходы к изучению культуры с культурологическими.
В обьекте любой науки всегда выделяется та или иная область, подлежащая активному изучению со стороны конкретной научной дисциплины. Но выделяется она не только пространственно, но и предметно. Предметно значит проблемно. В социологии объект – общество, а предмет - общие закономерности его возникновения, функционирования и развития, а также механизмы реализации этих законов. В рамках общей социологии развиваются отраслевые области социологи, например, социология труда, социология культуры, экономическая социология и т.д.

Файлы: 1 файл

не хрена себе.docx

— 76.30 Кб (Скачать файл)

8) Культурные нормы - определенные образцы, правила поведения, действия, познания. Они складываются, утверждаются уже в обыденной жизни общества. Обычаи и способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

Так, нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Моральные нормы воспитываются ежедневно силой привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Ребенок что «можно», а что «нельзя». Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведения. Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов. Огромную роль в передаче духовного опыта из поколения в поколение играет система образования. Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те изменения, которые претерпевает общество. Нормы бывают: Экономические напр качество работы  Политические нормы, фиксирующие обязанность поддерживать общие принципы политической системы своей страны. Культурные нормы, поддерживающие устойчивые принципы коммуникации, взаимодействия между индивидами и различными группами. Резкое выпадение из принятых норм может рассматриваться как ненормальное поведение, если, конечно, оно не получит статус оригинальности или талантливости.

Ценности возникают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных объектов (материальных или духовных). Каждая сфера культурной деятельности человека приобретает свойственное ей ценностное измерение. Существуют ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. В каждом типе культуры возникает своя иерархия ценностей и ценностных измерений. Так, в античности из всех ценностных измерений на первое место выдвигается эстетический подход к миру, в средние века — религиозно-нравственный, в Новое время — научный и стоимостный. Процесс развития культуры всегда сопровождается переоценкой ценностей.

Ценности бывают: витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни. экономические ценности: наличие равных условий для товаропроизводителей. социальные ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы. моральные ценности: добро, благо, любовь. религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание. эстетические ценности: красота, гармония, стиль и др.

 

 

9)Уровни культуры: Обыденный и специализированный  Обыденная культура связана с повседневной практической жизнью людей. Человек осваивает ее с первых дней жизни — в семье, в общении с друзьями, при обучении в школе и получении общего образования, с помощью средств массовой информации, через церковь и армию. Через тесные спонтанные контакты он овладевает теми навыками, знаниями, нравами, обычаями, традициями, правилами повседневного поведения и стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре. Специализированная культура сформировалась постепенно, когда в связи с разделением труда стали выделяться специализированные профессии, для которых было необходимо специальное образование. Специализированные культуры охватывают дальнее окружение человека и связаны с формальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и представители больших групп, как агенты вторичной социализации. Для того чтобы овладеть навыками специализированной культуры, недостаточно общения в семье и с друзьями. Необходима профессиональная подготовка, которую дает обучение в специализированных школах и иных учебных заведениях по профилю избранной специальности. Обыденная и специализированная культура различаются по языку, отношению людей к своим занятиям. Обе культуры в сфере жизни пересекаются  между собой, например на работе помимо профессионального общения есть и дружеское. Основные функции обеих сфер культуры продолжают сосуществовать в разных областях жизни, и каждый человек является профессионалом в какой-то одной сфере, а в остальных остается дилетантом, находясь на уровне обыденной культуры.

1) культура социальной организации и регуляции, в него входят: хозяйственная, политическая , правовая сфера. 2) культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений. философская, научная, религиозная и художественная сферы культуры. 3) культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации. В него входят: культура межличностных информационных контактов —личностное образование, осознание ценности межличностных взаимоотношений, взаимодействие и регулирование поведения по нравственным нормам и правилам общения;культура массовой информации, культура средств хранения информации— музеи, библиотеки, предания, верования, легенды. культура средств трансляции социального опыта, инкультурации и социализации. системой начального, среднего и высшего образования, домашнее воспитание, социального общения, «дворовых» компаний, обычаев. 4) культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека:культура физического развития ,культура поддержания и восстановления здоровья.(медицина, ЗОЖ),культура восстановления энергобаланса человека — кулинария, система питания, культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека. домов отдыха, клубов, театров, кинотеатров и т.п.; неорганизованные формы досуга, сон.

 

27. Усилиями средств массовой  информации осуществляются не  только сужение и стандартизация  индивидуального сознания, но и  деградация классической (мировой  и национальной) культуры в некий  ее опустошенный и упрощенный  вариант - в массовую культуру. Это  понятие обозначает определенное  состояние культуры современного  общества, связанное с использованием  доступных большинству людей  примитивных стандартов мышления  и поведения, отчуждающих их от  творчески активной деятельности. Навязываемая СМИ массовая культура  направлена, прежде всего, против  духовных глубин сознания человека. Ее задача - полностью оккупировать  внутренний мир личности, лишить  самостоятельности, приучить к безропотному  копированию предлагаемых обществу  упрощенных жизненных стандартов.

Подлинно духовная культура заменяется культурой искусственно выращенных средствами массовой информации «звезд». Проводниками идеологии массовой культуры в молодежную среду оказываются максимально представленные на телеэкране и в радиоэфире рекламные ролики, «мыльные оперы», ток-шоу (многие из которых - прямая калька западных аналогов), голливудские и российские блокбастеры, вся продукция «шоу-бизнеса», включая бесконечные беседы (интервью) на всех телеканалах с большими и малыми «звездами».

В настоящее время искусственно провоцируемый интерес вошел и закрепился в сознании значительной части людей.

Их «посадили на иглу». Они теперь нуждаются в продукции «звездной» массовой культуры, как в наркотике. Доктрина информационной безопасности РФ требует решительного устранения слабостей в нашей пропаганде, в результате которых и процветает «девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе».

 

 

 

 

 

 

 

 

10) Типология культуры - классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно - историческом процессе. Тип культуры - это обобщенные по принципу сходства культурные единицы. Рос. Культ. Э.А.Орлова разделяла культуру на функциональные блоки и прослеживала каналы трансляции социально значимой информации между обыденной и сᴨȇциализированной культурами. Основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры и со временем выделялись в специализированные. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида. А. Флиер разделил культуру на компоненты: 1) культура социальной организации и регуляции (хозяйственная, правовая, моральная и др.); 2) культура познания и рефлексии мира и человека 3) культура социальных коммуникаций, накопления, хранения и трансляции информации 4) культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека.

В основу своей концепции Флиер положил стадиальную типологизацию этапов эволюции норм и стандартов человеческой деятельности. По характеру доминирующих социальных целей эти стадиальные типы ученый классифицирует как эколого-генетические, историко-идеологические и экономико-социальные культуры. Для эколого-генетических культур - адаптация человека к природным условиям. Развитие Homo Sapiens как вида, его географическое расселение и количественное завоевание пространства, а так же формирование ᴨервобытнообщинных устоев социума. На стадии историко-идеологических культур происходят значительные изменения в мировоззрении человека. «Смысл существования обществ с историко-идеологическим типом культуры также связан с проблемами выживания, однако не биологического (популяционного), а социального.  Общество как носитель комплексов идейно-ценностных установок сознания. Итак, предметом адаптации на этом этаᴨȇ развития являются в ᴨȇрвую очередь исторические условия существования, процессы взаимоотношений между различными обществами и, разумеется, процессы внутренней социальной стратификации в недрах каждого общества и связанное с ними ᴨȇрераспределение собственности и власти. Экономико-социальные культуры, происходит абсолютизация социального блага и расширение производства. На данном этаᴨȇ снижается роль насилия и идеологии как средств для достижения целей, увеличивается роль стимулирующих механизмов. Очевидно, что далеко не каждая культура может достичь третьего уровня развития

Итак, по мнению А.Я. Флиера, «в основе механизма стадиальной эволюции культуры лежат процессы адаптации общества к объективным внешним условиям существования, поначалу преимущественно к природным, а затем - ко все более нарастающему объему и значимости исторических обстоятельств, т. е. порожденных взаимоотношениями между людьми внутри того или иного общества, а также между различными локальными обществами как целостностями.

 

18. Личность в социологическом  измерении

В. Ядовым: «Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальные отношений посредством активной деятельности и общения». В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Социология выделяет в личности социально-типическое и предполагает рассмотрение личности как продукта общества. Это предполагает с одной стороны, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности, а с другой стороны – самовключение личности в различные сферы социальной деятельности, ее отношение к этой деятельности, т.е. признание человека в качестве социального существа. Социология в силу своего научного статуса изучает не человека вообще, а современное общество. Поэтому ее объект — не общество в человеке (как в социальной психологии), а человек в обществе, его место и роль. Социология изучает человека не просто в его социальном качестве, т. е. как личность, что ее сближает с другими социальными науками, а в совокупности его институциональных связей с обществом. Человек как личность в реальной социальной жизни является представителем множества социальных институтов — семьи, школы, трудового коллектива или организации и т. д. Предметную область социологии личности составляет изучение социально-исторических и социально-культурных типов личности, а также социально-типических компонентов структуры личности. Личность в социологии определяется, во-первых, как системное качество индивида, обновленное его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В отличие от естественных наук социология изучает социальную природу человека, то есть подчеркивается неприродная, социальная) сущность человека и индивида; а в отличие от других социальных наук (социальной антропологии, социальной психологии и пр.) она рассматривает человека в контексте институциональных связей, т. е. как представителя различных социальных институтов — устойчивых форм организации социальной жизни.

 

 

15) Расширение культурных  контактов в современном мире, общение и познание способствует  сближению народов. Однако чрезмерно  активное заимствование опасно  потерей культурной самобытности. Молодое поколение перенимает  друг у друга моду, привычки, пристрастия, обычаи, в результате чего они  становятся похожими, a часто просто  безликими. Возможность утраты культурной  самобытности кроется в нарастающей  угрозе ассимиляции — поглощении  малой культуры со стороны  более крупной. Заимствование культурных  ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С  одной стороны, она позволяет  народам больше общаться между  собой и узнавать друг о  друге. Общение и познание способствует  сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и  заимствование опасно потерей  культурной самобытности. Распространение  одинаковых культурных образцов  по всему миру, открытость границ  для культурного влияния и  расширяющееся культурное общение  заставили ученых говорить о  процессе глобализации современной  культуры.

Глобализация описывает ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Она способствует расширению культурных контактов между народами и миграции людей. Негативные -утраты своей культурной самобытности. Происходит это в результате  ассимиляции. Сохранение культурного своеобразия в современном обществе стало оцениваться как высшее достижение цивилизации. Раньше на это не обращали внимания, поэтому одна нация поглощала другую, растворяя в себе без остатка культуру покоренного народа. Так было во времена европейской колонизации в странах Латинской Америки и Африки

 

11) Субкультура специфическую часть системы ценностей традиционной культуры; автономную форму организации людей внутри господствующей культуры; совокупность норм и ценностей, образующих культуру преступников. В целом исследователи рассматривают современные субкультуры как специфический способ дифференциации развитых этнических и региональных культур, предполагающей сосуществование доминирующей традиции и порождаемой ей совокупности своеобразных феноменов данной культуры. От господствующей культуры её субкультуры отличаются по форме и содержанию. Социальной основой субкультуры могут быть возрастные группы (в первую очередь, молодёжь), социальные слои, неформальные объединения. Они становятся субъектами собственной культурной среды: творцами и носителями норм, действий и ценностей, объединяющих группу в субкультуру. Субкультурные различия определяются полом, возрастом, родом занятий, национальностью, сословием и другими признаками. Жизнь индивида протекает главным образом в рамках субкультуры; иммигрант живёт в конкретной культуре иммигрантов, семья военного рядом с воинской частью. Дети осваивают несколько возрастных культур, зачастую вступая в противоречие с родителями, разделяющими ценности иной субкультуры. Грани между субкультурами достаточно условны. Например, молодежная субкультура может включать представителей элиты и городских низов, субкультуры меньшинств - объединять представителей национальных, расовых, социальных субкультур. Авангардная субкультура выражает стремление к изменению культуры, а традиционалистская стремится сохранить (или возродить) ценности уходящей (утраченной) культуры. В силу ряда социальных факторов субкультура может утверждать образцы мировоззрения и поведения, противоположные доминирующей культуре. термин «контркультура» применительно к субкультурам групп, бросающих вызов традиционной культуре. Преуспевающая шайка преступников, например, имеет свои стандарты поведения и нравственные нормы, а также благоприятный для сплочения группы морально-психологический климат. Эти стандарты противоположны всеобщим нормам данного общества; объективно они подрывают основы социального бытия. Следовательно, если в субкультуре индивид может альтернативными способами усвоить и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает отказ от ведущих образцов доминирующей культуры. Субкультура может стать контркультурой в результате непродуктивного конфликта с господствующими культурными нормами и образцами. Ведущим признаком субкультуры является наличие стиля. Стиль создаётся на основе элементов данной культуры; новый контекст придаёт иное значение предметам, вещам и словам, заимствованным из доминирующей традиции.

Информация о работе Лекции по "Социологии"