Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 19:28, курс лекций

Описание работы

Социология культуры – это научная дисциплина, объектом изучения которой является общество как социокультурная система. В социологии культуры объединены социальные методы и подходы к изучению культуры с культурологическими.
В обьекте любой науки всегда выделяется та или иная область, подлежащая активному изучению со стороны конкретной научной дисциплины. Но выделяется она не только пространственно, но и предметно. Предметно значит проблемно. В социологии объект – общество, а предмет - общие закономерности его возникновения, функционирования и развития, а также механизмы реализации этих законов. В рамках общей социологии развиваются отраслевые области социологи, например, социология труда, социология культуры, экономическая социология и т.д.

Файлы: 1 файл

не хрена себе.docx

— 76.30 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12) Культура и контркультура Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой понимается –совокупность результатов их деятельности. В общем смысле под культурой понимают: все виды преобразовательской деятельности человека и общества, а так же ее результаты.  В разных странах, в разные эпохи в господствующем стиле жизни появляются течения, которые резко отличаются от него.  Своего рода культурный вызов господствующей культуре. Особено часто это проявляется в 20веке. Контркультура это субкультура резко отличающаяся от господствующей.  В современной культурологии и социологии понятие контркультуры используется в двух смыслах: во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре, и во-вторых, оно отождествляется с западной молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов». Понятие «контркультура» появилось в западной литературе в 1960 г., отразив либеральную оценку ранних хиппи и битников. Слово принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен -- контркультуру. Термин «контркультура» используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих принципам «базовой» культуры.

 

13) Понятие социодинамики культуры  Социдинамика Ку это  знания о том, как вырабатываются, хранятся, передаются и воспринимаются продукты культуры - идеи, фактическая информация, художественные образы, музыкальные произведения и пр. Это и теории образования, и исследования в области языка, и информационные науки. Социодинамика культуры- движение , изменение , развитие культуры в зависимости от изменения , развития общества. То есть предметом изучения становится не столько культура сама по себе , сколько движущие ее общественные факторы , или социальные механизмы культуры . В отличие от традиционной истории культуры социодинамика культуры не ограничивается изучением эволюции тех или иных явлений культуры , сменяемости определенных культурных фактов , а также описанием известных культурных процессов - она пытается понять закономерности происходящих процессов и тенденций , теоретически их объяснить и осмыслить . Таким образом , социодинамика культуры - это теоретическая дисциплина , предметом которой является культурно-историческое развитие , то есть теория истории культуры.

В советской теории культуры социодинамика русской культуры традиционно понималась как однозначная зависимость духовных явлений от материальных; собственно культурных - от экономических , политических и социальных факторов.

 

17.Личностью называется  человеческий индивид, являющийся  субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально  значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной  жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Американский психолог Олпорт написал монографию "Личность: психологическая интерпретация", в которой привел более 50 различных определений личности, найденных им у англоязычных коллег. Б.Г.Ананьев личность как современницу определенной эпохи, которая наделяет ее множеством социально-психологических свойств. К их числу он относил принадлежность личности к определенному классу, национальности, профессии и пр. А.В.Петровский охарактеризовал личность в системе межличностных отношений, в связи с чем им были выделены три аспекта личности: интраиндивидный, который отражает свойства, присущие самому субъекту; интериндивидный, рассматривающий особенности взаимодействия личности с другими людьми; и метаиндивидный, описывающий воздействие данной личности на других людей. Л.И. Анцыферова определяет личность как способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений. Все психологи согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия. Он должен овладеть речью, а затем с ее помощью многими моторными, интеллектуальными и социо-культурными навыками. Личность результат социализации индивида, в процессе которой он усваивает традиции и систему ценностных ориентаций выработанных человечеством. Чем более человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет. Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства. Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

16. Социодинамика культуры (лат. societas - общество, греч. dynamicos -движение) - это движение, изменение, развитие культуры в связи с обществом. При этом изучается не культура сама по себе, а движущие ее общественные факторы или социальные механизмы культуры. Социодинамика изучает культурно-историческое развитие с точки зрения закономерностей самой культуры. «Социодинамика культуры» - так называлась книга французского культуролога А. Моля, вышедшая в Париже в конце 60-х гг. Н. А. Бердяев считал, что в истории России было пять разных периодов: 1) Россия Киевская; 2) Россия татарского периода; 3) Россия Московская; 4) Россия петровская, императорская; 5) Россия советская. Переход от одного периода к другому происходил в результате ломок старого общества и культуры. Среди таких ломок стоят: 1) крещение Руси; 2) монголо-татарское иго; 3) создание Московского царства и утверждение русского самодержавия; 4) религиозный раскол и начало петровских реформ; 5) реформы 60-х гг. XIX в.; 6) Октябрьская революция 1917 г.; 7) «великий перелом» - сталинский термидор; 8) август 1991 - 1993 гг.- крушение советского строя, начало реставрации капитализма.

Каждый из периодов резко отличается от предыдущего и последующего и характеризуется социокультурным своеобразием и внутренним единством. Переход от одного замкнутого в себе социокультурного этапа к последующему невозможен постепенным, эволюционным путем: это каждый раз резкая внезапная ломка целостной и единой социокультурной системы или революционная смена культурно-исторической парадигмы. Ломки в России носили разрушительный, катастрофический характер, каждая имела далеко идущие культурно-исторические последствия, помимо последствий социальных и политических, и к тому же противоположную направленность. Поэтому социокультурная динамика в стране имеет противоречивый, напряженный и радикальный характер. Дихотомичность социокультурного развития России и русского народа способствует формированию исключительной гибкости русской культуры, ее чувствительности, приспособляемости к предельно трудным общественно-историческим условиям. Отсюда поразительная выживаемость русской культуры в периоды национальных катастроф. Балансирование «на грани» - фактор выживания русской культуры в кризисные моменты русской истории, отсюда высокая адаптивность русской культуры к любым «антикультурным» условиям ее развития. Постоянным фактором отечественной истории являлось мощное внешнее давление на страну, как с Запада, так и с Востока в различных формах. Промежуточное положение между Европой и Азией, взаимодействие и противодействие им привело к глубоким противоречиям русской культуры, ее раздвоенности и внутренним расколам, что проявилось в поляризованности отечественного менталитета, в культурном расколе «верхов», тяготевших к Западу и «низов», склоняющихся к Востоку, колебаниях внутренней политики от реформ к консерватизму, а во внешней политике - от тесного союза с Западом до противостояния ему. Характеристикой русской культуры являлись постоянные потрясения, связанные с систематическими перестройками общества К началу ХХ в. произошло нарастание тех противоречий, которые накапливались на протяжении всей российской истории. Наряду с усилением социального расслоения, в культуре оформляется идейное размежевание, подрывается прежняя классическая парадигма культуры как носительницы просвещения, прогресса, гуманизма и народности. Падает влияние подхода к культуре как к общему достоянию, равно приемлемому для верхов и низов, господствующих слоев и трудящихся, консерваторов и радикалов, «западников» и «восточников».

К началу ХХI в. перед Россией стоят проблемы, казалось бы, давно изжитые историей, и страна находится в глубоком всеохватывающем системном кризисе с неопределенной перспективой выхода из него.

 

29)Методология социокультурного  анализа характеризуется определенной  совокупностью принципов, методов, процедур и правил, которые позволяют  описывать и объяснять социокультурные  проблемы и процессы личности  с большей или меньшей степенью  достоверности. В социокультурной  методологии применяются и другие  общенаучные принципы анализа  социальных явлений – системность, единство и многообразие социальной  жизни, комплексность (комплексный  подход), аксиологическая (ценностная) ориентация и др. Далее можно  выделить различные социально_культурные или социально_исторические классы явлений. На этой стадии анализа применяются методы сравнительного изучения типовых моделей. С точки зрения методологической оснащенности управления про цессами деятельности предстоит освоить еще сравнительно новое для социальной науки поле социальной инженерии, ориентированное на про гнозирование и проектирование социального поведения в типичных ситуациях. Принципы «человеческой инженерии» изложены также в концепции гуманистического планирования Э. Фромма. Это – включение человека и условий его жизни в систему планирования, активизация человеческого потенциала посредством участия в делах общества, изменение процесса потребления, образование новых форм духовно_психологической ориентации как эквивалент религиозных систем прошлого. К принципам гуманистического менеджмента относятся также учет мнения каждого работника предприятия, солидарность всех людей по поводу значимых ценностей и др.

 

 

 

 

 

20. Типология личности

Одна из таких попыток была осуществлена Павловым, который, наряду с описанием четырех типов темперамента, выделил: мыслительный, художественный, средний. соотносительное участие восприятии мира и организации активности человека. мыслительного типа, характеризующегося преобладанием активности второй сигнальной системы левого полушария головного мозга, весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Их чувства отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно выражаются вовне, лишь пройдя через «фильтр разума». Люди этого типа, как правило, интересуются математикой, философией, их увлекает научная деятельность.

художественного типа преобладает активность первой сигнальной системы правого полушария головного мозга и наблюдается развитое образное мышление, на которое накладывают отпечаток высокая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересуют, прежде всего, искусство, поэзия, музыка, театр, они успешно реализуют себя в писательском и художественном творчестве. В противоположность скептицизму мыслительного типа, личности художественного склада нередко оказываются «романтическими натурами». Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит, главным образом, от воспитания и жизненных обстоятельств. В теории Юнга выделяются две установки или ориентации сознания, соответствующие двум направлениям психической энергии:интроверсия и экстраверсия. Интроверсия направленность на феномены и содержания внутреннего мира субъекта, его мысли, фантазии, переживания. В данном случае мотивирующая сила поступков исходит от самого субъекта и в меньшей степени зависит от внешних («объективных») обстоятельств. Интроверт - это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к «внутреннему голосу», ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и проявляющий незначительный интерес к окружающему. Экстраверсия, наоборот, обращает человека к миру внешних явлений и событий. При этом наблюдается преимущественная направленность вовне, на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему. Экстраверт в своих мыслях, чувствах и поступках склонен подчиняться «объективным» внешним требованиям или «притягательной силе» объекта. «идеологические» типологии, в частности, классификация Эдуарда Шпрангера• Теоретическая. Человек, придающий приоритетное значение этой ценности, прежде всего, заинтересован в раскрытииистины. «Экономический» человек, в первую очередь, ценит то, что полезно и выгодно, Эстетическая. Такой человек преимущественно ориентирован на совершенную форму и гармонию. Социальная. Наивысшей ценностью для «социального» человека является любовь и признание людей. Политическая. Доминирующий интерес политического типа - впасть. Ему соответствует «человек силы». Религиозная. Люди этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого, управляемого высшими силами, Богом, абсолютом или первопринципом.

 

24. Сущность массовой культуры

Становлению в социокультурном пространстве индустриального общества феномена массового сознания как унифицированной формы существования множества людей способствовали массовый характер производства и потребления, а также урбанизация. массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры: кич-культура (т. е. низкопробная, даже вульгарная культура);мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).

сущность «массовой культуры» заключается в влиянии «массовой культуры» на сознание человека, его отношению к реальности и душевной чувственности. Причиной возникновения «массовой культуры» стала потребность власти контролировать миллионы масс и направлять их энергию в безопасное для власти русло. Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространствоУсвоение продуктов массовой культуры, – в отличие от культуры классической, – не требует ни труда, ни особых знаний. “ТВ + радио + газета” в направлении “компьютер + ТВ + видео”. Стрессогенность современного социума объективно способствует поиску эффективных механизмов адаптации к изменившимся условиям среды. И в этом смысле феномен массовой культуры оказался весьма удачной социальной инновацией.

Лас-Вегас предлагает абсолютно эгалитарную, однако, одновременно, индивидуализированную, рукотворную модель праздника жизни. Давно подсчитано, что 30% приезжающих сюда не играют вообще. Они ищут здесь не выигрыша в казино, а ощущения праздника. А он здесь повсюду: в удобстве и комфорте дизайнерских интерьеров отелей, (холлы которых открыты для визитов всех и каждого), в ярких бесплатных уличных шоу, в распродажах бесконечных торговых центров. Даже аэропорт Лас-Вегаса находится всего лишь в десяти минутах ходьбы от главной улицы города, в котором всегда тепло и солнечно. Существенная черта массовой культуры – ее промышленный и коммерческий характер. Производство культурных образцов ставится на поток.

 

 

 

21. Созданный советским  человеком мир культуры является  моделью ценностно-идеологической  структуры личности советской  эпохи. Различные аспекты культуры  соответствовали определенным сущностным  силам советского человека; в  культуре советский человек должен  был видеть самоутверждение, совершенство  его собственной личности. Идеология  решала задачу интеграции советского  общества, тождества с народом  при условии, «если культурные  ценности значимой части общества  и культурные ценности партии  могли пересечься, сомкнуться по  своему содержанию, прежде всего  эмоциональному». Культура, коммунистическая идеология советского человека, способны были оказывать сильное противодействие «реформаторским» попыткам дезорганизации коллективной солидарности над этнической общности и ориентациям, которые не согласовывались с укоренившимися ценностными приоритетами и базовыми социокультурными характеристиками советской личности. Характеристики культуры советского человека, раскрывающие сущность этого уникального социокультурного типа личности, которые находятся в органической взаимосвязи: в аспекте отношения личности к надличностному, идеальному - это духовность советской личности, утверждавшей «подлинное», реальное бытие «советского типа человека»; в аспекте отношения личности к обществу, межличностных отношений - ценности коллективизма в самосознании и образе жизни советских людей, коллективистская над этническая солидарность «новых людей» - «людей будущего», «человеческих ростков коммунизмаВ советском обществоведении существовала категория «социалистическая направленность», которая трактовалась как сущностная черта советского типа личности: по мнению Г.Л. Смирнова, «социалистическая направленность» складывалась из трех основных групп личностных свойств: коммунистической идейности, общественного труда как высшего смысла жизни, коллективизма. Личность интерпретировалась как социальный облик каждого человека, выраженный в конкретной индивидуальной характеристике; наличие различных свойств личности неизбежно и обязательно в каждом человеке в силу его включенности в сеть общественных отношений. Таким образом, духовность советского человека, обладавшего коммунистической сознательностью в познании доктринальной истины, предполагала наличие коммунистической идейности. Советская идеология связывала с коллективизмом как важным нравственным принципом повседневной жизни советского человека альтруизм, товарищество, дружбу, демократичность. В семье, на работе, в партии - повсюду советский человек должен был проявлять коллективизм и самодисциплину. Движение за полную коллективизацию жизни достигло своего апогея при создании «бытовых коллективов», члены которых пытались коллективизировать свою частную жизнь, все стороны которой обобществлялись бытовой коммуной. рассмотренная сущность советского человека как социально-культурного типа личности заключается в глубинном внутреннем противоречии между индивидуальным самосознанием, социальным и культурным творчеством, энтузиазмом, самосовершенствованием, романтической верой в будущее, оптимизмом, взаимопомощью, уходом от денежного и товарного фетишизма, с одной стороны, и коллективистской идентичностью, подчинением системе в обмен на социальные гарантии, конформизмом, «страхом объективности в понимании общественной жизни» (А.А. Зиновьева), социальной пассивностью и подавлением личной свободы, с другой стороны.

Информация о работе Лекции по "Социологии"