Слово кооперация происходит
из двух латинских слов: "ко" - "вместе"
и "операри" - работать. Кооперация
может протекать в диадах (группах из двух
индивидов), малых группах, а также в больших
группах (в организациях, социальном слое
или обществе).
В основе любой кооперации лежат
согласованные действия и достижение
общих целей. Для этого необходимы такие
элементы поведения, как взаимопонимание,
согласованность действий, установление
правил сотрудничества. Главный смысл
кооперации состоит прежде всего в обоюдной
пользе.
Конкуренция - это борьба между индивидами,
группами или обществами за овладение
ценностями, запасы которых ограниченны
и неравным образом распределены между
индивидами или группами (это могут быть
деньги, власть, статус, любовь, признательность
и другие ценности). Она может быть определена
как попытка достижения
вознаграждения путем отстранения или
опережения соперников, стремящихся к
идентичным целям. Конкуренция основана
на том факте, что люди никогда не могут
удовлетворить все свои желания. Поэтому
конкурентные отношения процветают и
в условиях изобилия. Конкуренция может
проявляться на личностном уровне (например,
когда два руководителя борются за влияние
в организации) или носить безличный характер
(предприниматель борется за рынки сбыта,
не зная лично своих конкурентов). Суть
конкуренции - достижении и опережении
соперников, а не на их устранении.
Плюсом конкуренции можно считать
то, что она широко практикуется как средство,
стимулирующее каждую личность к самым
большим достижениям. Конкуренция имеет
тенденцию превращаться в конфликт Конкурент,
проигрывающий в мастерстве, интеллекте,
способностях, может поддаться искушению
завладеть ценностями путем насилия, интриг
или нарушения существующих законов конкуренции.
Его действ могут породить ответную реакцию,
и конкуренция превращается конфликт
с непредсказуемыми результатами.
Приспособление - принятие индивидом или группой
культурных норм, ценностей и эталонов
действий новой среды, когда нормы и ценности,
усвоенные в старой среде, не приводят
к удовлетворению потребностей, не создают
приемлемого поведения. Например, эмигранты
в чужой стране пытаются приспособиться
к новой культуре; школьники поступают
в институт и должны приспосабливаться
к новым требованиям, к новой среде. Иными
словами, приспособление - это формирование
типа поведения, пригодного для жизни
в изменившихся условиях внешней среды.
В той или иной степени процессы приспособления
протекают непрерывно, поскольку непрерывно
меняются условия внешней среды. В зависимости
от оценки индивидом изменений внешней
среды и значимости этих изменений процессы
приспособления могут быть кратковременными
или длительными.
Приспособление представляет
собой сложный процесс, в котором можно
выделить ряд особенностей. Это подчинение,
компромисс, терпимость.
Подчинение - обязательное условие процесса
приспособления, так как любое сопротивление
значительно затрудняет вхождение индивида
в новую структуру, а конфликт делает это
вхождение или приспособление невозможным.
Подчинение новым нормам, обычаям или
правилам может быть осознанным или неосознанным,
но в жизни любого индивида оно встречается
более часто, чем неповиновение и отвержение
новых норм.
Компромисс - это форма приспособления,
которая означает, что индивид или группа
соглашаются с изменяющимися условиями
и культурой путем частичного или полного
принятия новых целей и способов их достижения.
Каждый индивид обычно старается достичь
соглашения, учитывая собственные силы
и то, какими силами располагает окружающая
изменяющаяся среда в определенной ситуации.
Компромисс - это баланс, временное соглашение;
как только ситуация изменяется, приходится
искать новый компромисс. В тех случаях,
когда цели и способы их достижения у индивида
или группы не могут удовлетворить индивида,
компромисса достичь не удается и индивид
не приспосабливается к новым условиям
окружающей среды.
Необходимым условием для успешного
протекания процесса приспособления является
терпимость по отношению к новой ситуации,
новым образцам культуры и новым ценностям.
Например, с возрастом наше восприятие
культуры, изменений и нововведений меняется.
Мы уже не можем полностью принять молодежную
культуру, однако можем и должны относиться
к ней терпимо и путем такого приспосабливания
мирно сосуществовать с нашими детьми
и внуками. То же можно сказать об эмигранте,
выезжающем в другую страну, который просто
обязан терпимо относиться к образцам
чуждой ему культуры, ставить себя на место
окружающих его людей и пытаться понять
их. В противном случае процесс приспособления
не будет успешным.
Ассимиляция. Ассимиляция - это процесс
взаимного культурного проникновения,
через который личности и группы приходят
к разделяемой всеми участниками процесса
общей культуре. Это всегда двухсторонний
процесс, в котором каждая группа имеет
возможности для проникновения своей
культуры в другие группы пропорционально
своему размеру, престижу и другим факторам.
Процесс ассимиляции лучше всего проиллюстрировать
на примере американизации иммигрантов,
прибывающих из Европы и Азии. Прибывшие
в большом количестве иммигранты в период
с 1850 по 1913 г. в основном образовали иммигрантские
колонии в городах на севере США. Внутри
этих этнических колоний - малой Италии,
малой Польши и т.д. - они жили во многом
в соответствии с образцами европейской
культуры, воспринимая некоторые комплексы
американской культуры. Однако их дети
начинают очень резко отвергать культуру
родителей и впитывать культуру своей
новой родины. Они часто вступают в конфликт
с родителями по поводу следования старым
культурным образцам. Что касается третьего
поколения, то их американизация практически
завершается, и новоиспеченные американцы
чувствуют наиболее удобными и привычными
американские образцы культуры. Таким
образом, культура мелкой группы ассимилировалась
в культуре крупной группы.
Амальгамизация - это биологическое смешивание
двух или более этнических групп или народов,
после чего они становятся одной группой
или народом. Так, русская нация складывалась
путем биологического смешивания многих
племен и народов (поморов, варягов, западных
славян, меря, мордвы, татар и др.). Расовые
и национальные предрассудки, кастовая
замкнутость или глубокий конфликт между
группами могут образовать барьер на пути
амальгамизации. Если же она будет неполной,
в обществе могут появиться статусные
системы, в которых статус будет измеряться
"чистотой крови". Например, в Центральной
Америке или в некоторых частях Южной
Америки для обладания высокими статусами
необходимо испанское происхождение.
Но только процесс амальгамизации полностью
заканчивается, гран между группами стираются
и социальная структура больше не зависит
от "чистоты крови".
4. Социальные процессы
в жизнедеятельности общества
Группа представляет собой совокупность
взаимодействующих людей, которые ощущают
свою принадлежность к одному целому и
воспринимаются другими как некое сообщество.
В зависимости от величины выделяют малые,
средние и большие группы.
К малым группам относят семью,
первичный трудовой коллектив (бригада,
отдел и служба предприятия, исследовательская
группа и т.п.), дружеская компания и пр.
Особенность этих групп – непосредственный
личный контакт членов группы между собой.
К средним группам принадлежат
прежде всего трудовые коллективы предприятий
(фирм), организаций, учреждений.
Большие группы – это социальные
классы и слои, профессиональные группы,
этнические общности и т.д. специфика таких
групп – безличный характер взаимосвязи
между их членами.
При рассмотрении малых и средних
групп социологов интересуют следующие
вопросы:
- условия возникновения
группы и этапы ее развития;
- динамика отношений между
членами группы;
- ролевая структура группы;
- причины конфликтных
ситуаций;
- структура и функции
группы.
Главным условием возникновения
группы выступает общность интересов,
профессии, деятельности. Этапы развития
группы характеризуют в первую очередь
степень ее сплоченности. Различают четыре
этапа развития: суммативные группы, диффузные
группы, ассоциации и организации.
Первый этап. Суммативные группы
характеризуются отгороженностью от других
людей на основе объединяющего признака
и отсутствием организованных взаимоотношений
внутри группы (самый низкий уровень сплоченности
группы).
Второй этап. Диффузным группам
присуще появление своей неформальной
системы ролей и связей, распределение
статусов.
Третий этап. Ассоциации отличаются
появлением системы представительства
и защиты общих интересов членов группы,
которая невозможна без формирования
формальной социальной структуры (формальное
членство, порядок приема, выборы руководства
и т.п.).
Четвертый этап. Организации
– высшая стадия развития группы, когда
основная деятельность членов группы
обретает коллективный характер и регулируется
установленными принципами и правилами.
Так выглядит в общем последовательность
развития групп. В реальной жизни одни
группы проходят все указанные этапы,
другие останавливаются длительное время
на одном из них, третьи начинают с любого
этапа.
Система социальных ролей в
группе включает следующие виды ролей:
содержательные, методологические, социально-психологические
и организационные.
Содержательные роли (инициатор,
имитатор, эрудит, эксперт, новатор, консерватор)
выражают позиционирование членов группы
в процессе определения стратегии деятельности
группы.
Методологические роли (тактик,
критик, генератор идей, диагност и т.д.)
определяют позицию членов группы в процессе
выработки тактики групповой деятельности
по достижению намеченных целей.
Социально-психологические
роли (оптимист, пессимист, патриот, индифферентный,
юморист, подстрекатель и др.) отражают
позицию участников группы при формировании
группового мнения по конкретным вопросам.
Организационные роли (организатор,
контролер, «рабочая лошадка», «палочка-выручалочка»
и др.) – это роли, выполняемые участниками
группы в процессе реализации принятых
решений.
Внутригрупповые конфликты
подразделяются на организационные (функциональные)
и межличностные.
Организационные (функциональные)
конфликты выступают следствием серьезного
расхождения членов группы по вопросам
совместной деятельности, а также – некомпетентных
действий руководителя.
Межличностные конфликты –
результат личной конфликтности участников
группы.
Уровень конфликтности зависит
от степени социальной компетентности
руководителя (подбор новых членов группы,
адекватный стиль руководства и т.п.) и
членов группы (умение работать в коллективе,
эффективно взаимодействовать друг с
другом при реализации групповых и личных
целей), т.е. прежде всего от психологической
и социокоммуникативной совместимости.
Тема5 Социальная
структура и теория стратификации
Социальная структура
и основные понятия теории стратификации
Типы стратификационных
систем
Социальная мобильность:
понятие и разновидности
Социальная структура
и основные понятия теории стратификации.
Общество – это система реальных
отношений, в которые вступают люди в своей
повседневной деятельности. Как правило,
они не взаимодействуют друг с другом
случайным или произвольным образом. Их
отношения характеризуются социальной
упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность
– переплетение взаимоотношений
людей в повторяющихся и устойчивых формах
называют социальной структурой. Она
находит свое выражение в системе социальных
позиций и распределении в ней людей.
Социальная структура придает
нашему групповому опыту целенаправленность
и организованность. Благодаря социальной
структуре мы связываем в своем сознании
определенные факты нашего опыта, называя
их, например, “семья”, “церковь”, “квартал”
(в смысле района проживания). Почти так
же, как структуры, мы воспринимаем физические
аспекты нашего опыта – части, сведенные
в целое, а не как изолированные элементы.
Например, когда мы смотрим на какое-то
здание, мы не просто видим кровлю, кирпичи,
стекло и прочие строительные материалы
– мы видим дом; когда мы смотрим на бесхвостое
земноводное, мы не просто видим выпученные
глаза, гладкую пятнистую кожу и длинные
задние лапы, а лягушку. При этом мы соотносим
полученный опыт с другим опытом в рамках
более обширного контекста.
Социальная структура дает
ощущение того, что жизнь организована
и стабильна. Рассмотрим, например, социальную
структуру университета. Каждую осень
проводится набор новых студентов, и каждое
лето еще одна группа заканчивает университет.
Деканаты определяют стипендии и управляют
учебным процессом. Все время новые студенты,
преподаватели и деканы проходят через
эту систему и в положенное время выходят
из нее. И все же, хотя конкретные люди,
из которых состоит университет, со временем
меняются, университет продолжает существовать.
Точно так же семья, рок-группа, армия,
коммерческая компания, религиозная община
и нация – это социальные структуры. Таким
образом, социальная структура
предполагает наличие постоянных и упорядоченных
взаимосвязей между членами группы или
общества.
Социальные структуры ограничивают
наше поведение и направляют наши действия
в определенное русло. Поступив в университет,
вы чувствуете себя сначала как-то неловко,
потому что еще не вписались в новое окружение.
Традиции и обычаи университета – это
социальная структура, которую приняла
данная организация за многие годы регулярного
взаимодействия между студентами, преподавателями
и руководством.
Использование статичной структурной
терминологии для описания и анализа социальной
жизни не должно скрывать от нас динамичные
и меняющиеся характеристики социальной
структуры. Университет – это не некий
устойчивый организм, который после своего
создания продолжает непрерывно и однообразно
функционировать. Вся социальная упорядоченность
должна постоянно создаваться и воспроизводиться
путем переплетения и стабилизации социальных
отношений. Поэтому организованная социальная
жизнь всегда претерпевает модификации
и изменения.
Институты. Различают открытые и закрытые системы
стратификации. Социальную структуру, члены которой
могут менять свой статус относительно
легко, называют открытой системой стратификации.
Структуру, члены которой с большим трудом
могут изменить свой статус, называют
закрытой системой стратификации Экономическое положение. Экономическое
измерение стратификации определяется
богатством и доходом. Богатство – то, чем люди владеют. Доход
понимается упрощенно как количество
получаемых людьми денег. Например,
человек может владеть огромной собственностью
и получать от нее маленькую прибыль; к
таким людям относятся те, кто коллекционирует
редкие монеты, драгоценные камни, произведения
искусства и т.п. Другой человек может
получать высокую заработную плату, роскошествовать,
но быть небогатым.