степень разнообразия (диверсификации)
уровней и программ высшего образования,
его организационных форм и структур;
качество подготовки и конкурентоспособность
специалистов на внутреннем и мировом
рынках образовательных услуг;
объем, структура и источники
получаемых и используемых ; высшей школой
ресурсов в целом и уровень ее государственного
финансирования в частности;
состояние и динамика развития
преподавательских кадров, социальной
и производственной инфраструктур, систем
организации и управления, т.е. основных
факторов, определяющих потенциал высшей
школы.
Цивилизованный
мир стремится к тому, чтобы получить в
свое распоряжение мощный потенциал специалистов
с высшим образованием, эффективно использовать
большой потенциал науки. В российском
государстве этот процесс тормозится.
Для того чтобы страна оставалась на уровне
обеспечения благосостояния людей, нужно
стимулировать (материально и морально)
интеллектуальное развитие человека,
создавать условия в социуме для востребованности
образованных, талантливых людей. В России
же востребованность в услугах высшей
школы в настоящее время минимальна. Сегодня
в сфере высшего образования наблюдается
ряд новых тенденций: происходит переструктурирование
высшего образования; меняется соотношение
технического и гуманитарного сегментов
высшей и средней школы; резко повышается
престиж одних вузов, специальностей,
профессиональных знаний и одновременно
падает престиж других; намечается рост
зависимости карьеры от образования; образование
на сегодняшний день является необходимым,
но не единственным условием успешной
карьеры; возникла и утверждается система
платного образования.
Во всех государствах современного мира,
включая развивающиеся страны, образование
стало одной из основных сфер вложения
капиталов. Однако имеются существенные
различия в организации систем образования
и в пропорции населения, получающего
тот или иной уровень и тип образования.
Некоторые типы образовательной
системы являются высокоцентрализованными.
Во Франции, например, все студенты учатся
по единым национальным программам и сдают
единые национальные экзамены. Американская
система гораздо более децентрализована
по сравнению с большинством промышленно
развитых стран. Местные власти выделяют
значительные средства для школ, обеспечивая
около 40% от необходимого объема финансирования,
в то время как федеральное правительство
берет на себя лишь примерно 10%. Остальные
средства поступают из доходов от местных
налогов. Школы управляются местными советами,
избираемыми общим голосованием; советы
имеют широкие полномочия, включая принятие
на работу учителей и представителей администрации,
а также контроль над программой.
Участие местной общественности
в управлении делами школы приводит к
различным последствиям. Очевидное преимущество
этого состоит в том, что школы отвечают
интересам и потребностям тех людей, для
которых они существуют. С другой стороны,
такая система ведет к весьма значительным
различиям в финансировании школ, которое
зависит от того, насколько велико благосостояние
данной общины. Наполняемость классов,
материально-техническое обеспечение
и возможности привлечения высококвалифицированных
учителей чрезвычайно разнятся от одного
района к другому.
В большинстве промышленно
развитых стран частные школы и колледжи
сосуществуют с образовательной системой,
финансируемой государством. Иногда центральное
правительство или местные власти выделяют
субсидии для школ, принадлежащих к религиозным
сектам. В Ирландии, например, все школы
принадлежат церкви, хотя они и получают
значительную финансовую помощь от общества.
С другой стороны, в Британии школы, относящиеся
к религиозным организациям, слабо поддерживаются
государством и действуют в основном независимо
от государственной системы образования.
Во многих странах в прошлом государство
боролось за установление контроля над
образованием и отделение образования
от церкви.
Даже в тех обществах, где большинство
образовательных институтов сейчас организуется
и финансируется государством, религиозные
организации часто ведут борьбу за сохранение
хотя бы некоторых своих традиционных
прав в области образования.
Различия в организации высшего образования
(образования после окончания школы, которое
получают обычно в университете или колледже)
в разных обществах также велики. В некоторых
странах все университеты и колледжи являются
государственными учреждениями, финансируемыми
непосредственно из государственных источников.
Высшее образование во Франции, например,
организуется в общегосударственном масштабе
с централизованным управлением, столь
же заметным, как и на уровне начального
и среднего образования. Структура всех
учебных курсов должна вырабатываться
специальным регулирующим органом, действующим
в общенациональном масштабе и отвечающим
перед министерством высшего образования.
Выпускникам по окончании вуза могут присваиваться
степени двух видов: одна — от самого университета,
другая — от государства. Национальные
степени рассматриваются в целом как более
престижные и ценные, чем те, которые присваиваются
университетами, поскольку степени, присваиваемые
государством, должны соответствовать
единым стандартам. Ряд должностных позиций
в государственном аппарате замещается
только обладателями национальных степеней;
их также предпочитают при найме на работу
в промышленности. Фактически все учителя
школ и преподаватели колледжей и университетов
во Франции являются государственными
служащими. Оклады и должностные обязанности
устанавливаются централизованно.
США отличаются от других развитых
стран значительной долей колледжей и
университетов, относящихся к частному
сектору. 54% американских высших учебных
заведений, в том числе такие наиболее
престижные университеты, как Гарвардский,
Принстонский и Йейльский, являются частными.
Однако разница между государственным
и частным в американском
высшем образовании не столь очевидна,
как в других странах. Студенты частных
университетов пользуются государственными
гарантиями и льготами, а сами эти университеты
получают государственные средства на
проведение научных исследований. Государственные
университеты часто пользуются значительными
пожертвованиями частных фирм. Они также
часто получают исследовательские гранты
из частных источников в промышленности.
Британская система высшего
образования значительно более децентрализована
по сравнению с французской, но более единообразна,
чем американская. Университеты и колледжи
финансируются государством, а преподаватели
всех уровней получают зарплату, определяемую
в соответствии с общенациональной системой
ставок. Вместе с тем имеется большое разнообразие
организационных форм и учебных программ.
Непосредственно перед войной
в Англии был 21 университет. По сегодняшним
меркам большинство из них были очень
маленькими. Общее число студентов английских
университетов в 1937 г. едва превышало число
штатных преподавателей 397 университетов
по состоянию на 1981 год. Подготовка научно-педагогических
кадров была поставлена очень слабо даже
в Кембридже или Оксфорде, в старейших
университетах. В 1937 г. 75% всех аспирантов
в стране было зарегистрировано в Лондонском
университете.
В период 1945-1970 годов сеть высших
учебных заведений в Англии увеличилась
в четыре раза. Старые университеты были
расширены, также были построены новые
(такие, как Сассекский, Кентский, Стерлингский,
Йорский). С появлением политехнических
вузов сложилась так называемая “бинарная”
система. Этот второй элемент системы
высшего образования представлен сегодня
сравнительно широко и включает около
400 колледжей, предлагающих разнообразный
перечень курсов. Политехнические вузы
ориентированы в большей степени, чем
университеты, на профессиональную подготовку.
Был учрежден Национальный научно-аттестационный
совет, который должен был обеспечить
соответствие присваиваемых степеней
единому стандарту.
Сегодня английские вузы имеют
то, что иногда называют “стандартным
дипломом”. Это означает, что степень,
присвоенная в Лестерском или Лидсском
университете, по крайней мере теоретически
соответствует степени, присвоенной по
той же специальности в Кембриджском или
Оксфордском университете, или, скажем,
степени, присвоенной в любом другом политехническом
вузе или колледже. Однако отмечается,
что Оксфорд и Кембридж гораздо более
избирательны при наборе студентов, около
половины из которых являются выпускниками закрытых частных
средних учебных заведений (платных
школ). Степень, присвоенная в Оксфорде
или Кембридже, обеспечивает лучшие возможности
для достижения высокого положения в обществе,
чем дипломы большинства других университетов.
Несмотря на послевоенное развитие,
доля студенчества в английском обществе
все еще меньше, чем в других западных
странах. В 1986 г. только 6,6% молодежи, достигшей
18-летнего возраста, училось в университете,
в то время как в большинстве других европейских
стран доля студентов среди молодежи превысила
10%, а в Италии приближается к 30%.
В 80-е годы вразрез с широко
распространившимся прежде взглядом на
университет как храм научного творчества,
имеющего самодостаточное значение, консервативное
правительство потребовало введения более
дешевой и утилитарной системы высшего
образования. В период 1981-1985 годов в университетах
исчезло 5600 ставок преподавателей и 18
тысяч студенческих мест. Вопреки стремлению
правительства сократить “издержки научного
производства”, существует растущая оппозиция
подобной политике, которая, похоже, ставит
под вопрос особый вклад университетов
в жизнь общества: их участие в поиске
рациональных, взвешенных путей решения
самых различных проблем.