Тема8
Социология образования
1. Предмет
социологии образования
2. Различные
концепции образования
3. Этапы
процесса образования
1. Предмет социологии образования.
Много дискуссий разворачивается также
вокруг института образования. Причину
найти нетрудно: обучение является фундаментальным
процессом в нашей жизни. Оно позволяет
индивиду адаптироваться к окружающей
действительности, используя опыт предшествующих
поколений. Наши успехи и неудачи в борьбе
с жизненными обстоятельствами помогают
собрать информацию, которая служит нам
руководством к решениям и действиям.
Социологи понимают под обучением относительно
постоянное изменение в человеческом
поведении или способностях, являющееся
следствием опыта. Поскольку обучение
столь важно в социальной жизни, общество,
как правило, не отдает его на волю случая.
Общество может брать на себя задачу передавать
определенные взгляды, знания и навыки
своим членам путем формального обучения
– того, что социологи называют образованием.
Образование – один из аспектов многостороннего
процесса социализации, с помощью которого
индивид приобретает модели поведения,
необходимые ему для эффективного участия
в жизни общества. Оно представляет собой
процесс, в котором одни индивиды имеют
статус учителя, а другие – ученика, исполняя
соответствующие этим статусам роли.
Как особая дисциплина социология образования
сформировалась на рубеже 19-20 веков. В
своих работах Э.Дюркгейм, Д.Дьюи и другие
социологи обратили внимание на необходимость
специального анализа тех проблем, которые
затрагивали роль, назначение и функции
образования. Образование является объектом
и предметом изучения ряда наук: педагогики,
психологии, философии, истории, экономики,
социологии. Каждая из них исследует ту
грань, которая специфична для каждой
из них. Причем любая из названных наук
не может не учитывать того, что сделано
в смежной области знаний. Социология
так же, как и другие науки, опирается на
обобщенную информацию, которую не может
игнорировать ни одна из наук: что собой
представляет система образования, численность
обучающихся и преподавателей в целом
и по отдельным формам, инфраструктура
образования, сравнение с др. странами
т т.д. Вместе с тем социология имеет свои
специфические задачи: изучение потребностей
в образовании, понимание и оценка его
роли в жизни общества и личной жизни;
оценка уровня и качества знаний в контексте
их социальной значимости; отношение общества
и обучающихся к образованию, изучение
его социальной ценности; выявление роли
образования как фактора социального
статуса; определение степени его влияния
на динамику духовных потребностей и интересов.
2. Различные концепции образования.
Существование в социологии образования
ряда научных течений объясняется многообразием
парадигм в самой социологии, а также ее
методологической зависимостью от других
дисциплин на ранней стадии. Важным основанием
различий между отдельными направлениями
служит нацеленность на проблемы макро-уровня,
или, напротив, микро-уровня процессов
и проблем образования. Так, по этому основанию
в зарубежной литературе обычно всю массу
течений объединяют в две группы – структурные
теории (занимающиеся преимущественно
анализом социальных проблем образования
на макро-уровне) и теории взаимодействия
(сосредоточенные на микро-уровне изучаемых
процессов и проблем).Морализм. Морализм был широко распространен
в отрасли вплоть до середины 20 века. Ему
были присущи вера в социальный прогресс
и в образование как в панацею от социальных
бедствий, поиск признания и перспектив
отрасли при отсутствии развитой теоретической
модели образования. Среди его лидеров
были американские ученые – Лестер Франк
Уорд, Джон Дьюи, Джордж Эдгар Пейн, Роберт
Энгелл. В центре внимания моралистов
был процесс социализации и его взаимоотношения
с образованием.
Институционализм. Институционализм в социологии
образования имеет те же истоки, что
и структурный функционализм. Он развивался
в конце 19 и начале 20 века и тяготел к органицизму,
эволюционизму и социальной антропологии,
нося в большей степени теоретический,
социально-обобщающий характер. В центре
внимания его представителей были взаимовлияния
образования и других институтов – экономики,
семьи, управления, религии, где образование
чаще выступало зависимой переменной,
реагирующей на давление извне. В ранний
период представители институционализма
отождествляли социальные изменения с
социальным процессом и рассматривали
общество по аналогии с организмом. Весьма
развитая школа институционализма сложилась
в Великобритании, где еще в 19 веке кардинал
Ньюман, лидер Оксфордского движения,
выступал против либерализма в образовании.
Главной функцией образования полагалось
сохранение традиционной культуры и вовлечение
в нее учащихся. Отголоски этой традиционности
и теперь заметны в британской высшей
школе.
Функционализм. Функционализм определяет
образование как социальный институт
общества и его ведущую функцию – как
поддержание связи между личностью и обществом
ради целостности последнего. Многие видные
социологи ставили перед отраслью типично
функционалистские задачи: изучать передачу
знания, морали и поведенческих норм, служащую
поддержанию порядка и равновесия в обществе;
объяснить социальные формы, природу групп
и процессов в образовании. В рамках структурно-функционального
анализа разрабатывалась универсальная
схема, раскрывающая структуру социальных
систем. В ней институт образования, будучи
одним из основных элементов социальной
структуры, обеспечивает воспроизводство
модели системы (Т. Парсонс). Были выделены
функции образования, в том числе явные
и скрытые, феномены дисфункции, сетевого
баланса и функциональных альтернатив
(Р. Мертон), рассмотрены передача и увековечивание
доминантной культуры (Р. Дрибин). Это помогло
понять на макро- и микроуровне механизмы
выполнения образованием особых интересов
социальных классов или организаций, а
также его роль в динамике приписываемых
и достижимых статусов.
Теории конфликта. Теории конфликта в социологии
образования коренятся в идее Карла Маркса
об отчуждении и обусловленности образовательных
теорий экономическими интересами, носящими
взаимно конфликтный характер в антагонистическом
обществе. Марксизм доказывает, что в буржуазном
обществе правящие классы используют
систему образования для достижения своих
социальных интересов. Они стремятся увековечить
свой статус с помощью элитарной школы
и контролировать массы, ограничивая доступ
к образованию. В противостоянии имущих
и неимущих по поводу власти, богатства
и влияния в обществе имущие прибегают
к манипулированию содержанием и формами
образования ради поддержания своего
господства, поэтому теоретики конфликта
считают изменения в структуре власти
необходимыми для решения проблем образования.
Некоторые новейшие
теории.
Теории взаимодействия обрели в социологии образования
особую популярность в период после Второй
Мировой войны. Они нацелены на социально-психологические
аспекты образования и взаимодействия
между группами учащихся, преподавателей,
администраторов, на взаимосвязь между
установками, ценностями, социоэкономическим
статусом учащегося, с одной стороны, и
его учебными достижениями, с другой. В
рамках этого широкого подхода оказываются
несколько следующих теорий.
Теория навешивания ярлыков
отражает практику приписывания учащимся
тех или иных ярлыков со стороны приятелей
и учителей.
Теория обмена изучает
учебные взаимодействия в плане затрат
и вознаграждений, которые участники взвешивают
перед тем, как принять то или иное решение.
С 1980-х гг. социологи образования
предпринимают попытки интегрировать
теории, относящиеся к микро-уровню исследований
образования, со структурными теориями
макро-уровня. Примерами таких попыток
служат интерпретивные исследования
образования. Они часто используют этнографические
методы в изучении культуры как системы
значений, связывающей социальную стркутуру
и человеческое поведение. Многие исследования
показывали, например, что учащиеся из
рабочих семей и этнических меньшинств
добиваются меньших успехов в сравнении
с учащимися из среднего класса и преобладающих
этнических групп. С позиции макро-уровневой теории реподукции
(С. Боулз, Г. Гинтис, П. Бурдье и Ж.-К. Пассерон)
эта ситуация выражает контроль капиталистов
над способом производства, отчуждающим
учащихся из рабочего класса.
Теория кодов, предложенная британским ученым
Б. Бернштейном, пыталась увязать микроуровень
и макроуровень анализа образования. Эта
теория сосредоточена на том, как люди
приходят к пониманию системы значений
в культуре. Рассматривая системы значений
сквозь призму языка, Б. Бернштейн обнаружил
свойственные социальным классам речевые
коды, присутствующие в содержании общения,
учебных программах и методах обучения
и участвующие в воспроизводстве социальной
структуры общества.
Теория сопротивления (П. Уиллис, Дж. Маклиэд) рассматривают
то, как культура опосредует влияние социоэкономических
структур на образ жизни и карьеру учащихся.
Общий обзор подходов в социологии
образования показывает, насколько обширным
является круг проблем, от решения которых
зависит оценка современных процессов
в системе образования и выработка ориентиров
для ее развития.3.Этапы процесса
образования.
Социализация. Первые школы появились несколько тысячелетий
тому назад для подготовки небольшого
числа избранных для ограниченного круга
руководящей и профессиональной деятельности.
Однако в XIX в. бесплатные средние школы
стали основным средством, с помощью которого
члены общества получали элементарные
знания по чтению, письму и арифметике.
Это давало им навыки, необходимые для
работы на предприятиях и в бюрократических
организациях. Школы имеют существенное
функциональное значение для выживания
и сохранения современных обществ.
Во многих примитивных и аграрных обществах
школы отсутствуют. Социализация молодежи
осуществляется в них тем же “естественным”
путем, каким родители обучают детей ходить
или говорить. Социальная интеграция.
Представители функционализма считают,
что система образования предназначена
для усвоения превалирующих в обществе
ценностей и формирования единого национального
сознания. Учащиеся узнают, что значит
принадлежать к той или иной нации, грамотно
владеть родным языком, иметь общее наследие
и действовать в соответствии с установленными
стандартами и правилами. Таким образом
молодые люди из разных этнических, религиозных
и расовых групп погружаются в единую
культуру и подготавливаются к “ответственному”
гражданству. Отбор. Все общества придают
индивидам независимо от их качеств и
возможностей определенные статусы. Другие
статусы достигаются путем выбора и конкуренции.
Ни одно общество не может полностью игнорировать
индивидуальные различия или недооценивать
успехи или неудачи отдельных людей. Современные
общества должны производить отбор молодежи
для должностей и профессий, требующих
особых талантов. Институт образования,
как правило, выполняет эту функцию, выступая
посредником в отборе индивидов для определенных
типов профессиональной деятельности.
Выдавая дипломы, свидетельства и удостоверения,
он определяет, кто именно из молодых людей
получит доступ к власти, престижному
положению и статусу. Научные исследования и разработки.
По большей части школы предназначены
для того, чтобы воспитать людей, “вписывающихся”
в общество, а не тех, кто будет выступать
за его изменение. Однако учебные заведения,
особенно университеты, могут не только
передавать культуру последующим поколениям
– они способны приумножать культурное
наследие. Современное общество придает
большое значение приобретению новых
знаний, особенно в области экономики,
физики, биологии, медицины и техники.
За последние десятилетия ведущие университеты
западных стран во все большей степени
становятся исследовательскими центрами.
Образование
представляет собой социальную подсистему,
имеющую свою структуру. В качестве ее
основных элементов можно выделить учебно-воспитательные
учреждения как социальные организации,
социальные общности (педагоги и учащиеся),
учебный процесс как вид социокультурной
деятельности.
Система
образования структурирована и по иным
принципам, она включает ряд звеньев:
систему дошкольного воспитания
и образования,
общеобразовательную школу,
профессионально-техническое
образование,
среднее профессиональное образование,
послевузовское образование,
систему переподготовки специалистов.
По
ряду направлений за прошедшее десятилетие
в системе образования Казахстана произошли
прогрессивные структурные и функциональные
изменения. Сделаны конкретные шаги на
пути гуманизации образования, обращению
к личности обучаемого и воспитанника,
особенно в системе дошкольного образования.
Одной из примечательных характеристик
общего образования стала его вариативность:
стабильно растет число новых видов образовательных
учреждений – лицеев, гимназий и образовательных
центров, которые позволяют лучше учитывать
разнообразие познавательных интересов
учащихся и шире внедрять личностно-ориентированные
технологии обучения и воспитания.
Система
высшего образования. Высшая школа
– это не только национальная система
высшего образования, но одновременно
и наиболее мощная часть мировой образовательной
системы. Сегодня в мире общепризнано,
что без развития высшего образования
невозможно обеспечить экономическую,
политическую и культурную независимость
нации и развитие общества в целом. Развитие
высшего образования должно быть связано
с требованиями государства, перспективами
развития страны, интересами общества.
Можно выделить пять основных характеристик,
определяющих уровень и критерии развития
высшей школы любой страны:
доступность системы высшего
образования и степень удовлетворения
потребностей населения и экономики по
объему и качеству предоставляемых услуг;