Престиж – авторитет, Влияние, уважение в обществе,
степень которых соответствует определенному
социальному статусу. Престиж – явление
неосязаемое, нечто подразумеваемое. Однако
в повседневной жизни человек обычно стремится
придать престижу ощутимость – присваивает
титулы, соблюдает ритуалы уважения, выдает
почетные степени, демонстрирует свое
“умение жить”. Эти действия и объекты
выполняют роль символов престижа, которым
мы присваиваем социальную значимость.
В наши
взаимодействия с другими обязательно
входят переговоры относительно степени
уважения и почтительности, которые мы
должны оказывать и получать. Даже простому
разговору свойственна некая негласная
договоренность о том, что мы будем внимательно
относиться к сказанному, если нашим словам
будет уделено такое же внимание. Самыми
различными способами мы демонстрируем
почтение человеку более высокого ранга.
Так, в ритуалах знакомства применяются
символические действия – поклоны, комплименты.
В ритуалах избегания та же цель достигается
при сохранении.
Власть определяет, какие именно люди или группы
смогут воплотить свои предпочтения в
реальность социальной жизни. Власть – это способность отдельных
лиц и социальных групп навязывать свою
волю другим и мобилизовать имеющиеся
ресурсы для достижения цели. Социолог
Амос Холи заметил: “Каждый социальный
акт есть проявление власти, каждое социальное
взаимоотношение – это уравнение власти,
и каждая социальная группа или система
– это организация власти”.
Основы
власти подразделяются на три категории
ресурсов. Во-первых, существует принуждение – ресурсы, которые позволяют
стороне, располагающей этими ресурсами,
вводить в какую-то ситуацию новые ограничения.
Люди обычно относятся к ограничениям,
как к наказанию, поскольку результатом
ограничений является ущерб имуществу,
телу, душе. Во-вторых, существуют побуждающие мотивы – ресурсы, которые позволяют одной стороне
придавать ситуации новые преимущества.
Индивиды обычно считают стимулы вознаграждением,
поскольку они предполагают передачу
социально признанных хороших вещей –
материальных объектов, услуг или социального
положения – в обмен на выполнение воли
властных структур. В-третьих, есть сила убеждения – ресурсы, которые дают возможность
одной стороне изменять взгляды других
людей без привнесения недостатков или
преимуществ какой-либо ситуации.
Под влиянием убеждения, базирующегося
на репутации, мудрости, личном обаянии
или контроле над окружающими, отдельные
индивиды или социальные группы начинают
выступать за те же цели, которым отдает
предпочтение человек, обладающий властью.
Типы стратификационных
систем.
Независимо от форм, которые
принимает социальная стратификация,
ее существование универсально. Известны
четыре основные системы социальной стратификации:
рабство, касты, кланы и классы.
Причины рабства. Неотъемлемой чертой рабства
является владение одних людей другими.
Рабы были и у древних римлян, и у древних
африканцев. В Древней Греции рабы занимались
физическим трудом, благодаря чему свободные
граждане имели возможность самовыражения
в политике и искусствах. Наименее типичным
рабство было для кочевых народов, особенно
охотников и собирателей, а наибольшее
распространение оно получило в аграрных
обществах.
Обычно указывают на три причины
рабства. Во-первых, долговое обязательство,
когда человек, оказавшийся не в состоянии
заплатить долги, попадал в рабство к своему
кредитору. Во-вторых, нарушение законов,
когда казнь убийцы или грабителя заменяли
на рабство, т.е. виновника передавали
пострадавшей семье в качестве компенсации
за причиненное горе или ущерб. В-третьих,
война, набеги, покорение, когда одна группа
людей завоевывала другую и победители
использовали часть пленников в качестве
рабов. Историк Герда Лернер отмечает,
что среди рабов, захваченных в военных
действиях, было больше женщин; их использовали
как наложниц, в целях воспроизводства
потомства и в качестве дополнительной
рабочей силы. Таким образом, рабство было
следствием военного поражения, преступления
или невыплаченного долга, а не признаком
некоего, изначально присущего каким-то
людям природного качества.
Условия рабства. Условия рабства и рабовладения
существенно различались в разных регионах
мира. В некоторых странах рабство было
временным состоянием человека: отработав
на своего хозяина положенное время, раб
становился свободным и имел право вернуться
на родину. Так, израильтяне освобождали
своих рабов в юбилейный год, каждые 50
лет. Рабы в Древнем Риме, как правило,
имели возможность купить свободу; чтобы
собрать необходимую для выкупа сумму,
они заключали сделку со своим хозяином
и продавали свои услуги другим людям
(именно так поступали некоторые образованные
греки, попавшие в рабство к римлянам).
Однако во многих случаях рабство было
пожизненным; в частности, осужденные
на пожизненные работы преступники превращались
в рабов и трудились на римских галерах
в качестве гребцов до самой смерти.
Касты. В кастовой системе статус определяется
рождением и является пожизненным; если
использовать социологические термины:
базой кастовой системы является предписанный
статус. Достигнутый статус не в состоянии
изменить место индивида в этой системе.
Люди, по рождению принадлежащие к группе
с низким статусом, всегда будут иметь
этот статус независимо от того, чего они
лично сумели достичь в жизни.
Общества,
для которых характерна такая форма стратификации,
стремятся к четкому сохранению границ
между кастами, поэтому здесь практикуется
эндогамия – браки в рамках собственной
группы – и существует запрет на межгрупповые
браки. Для предотвращения контактов между
кастами такие общества вырабатывают
сложные правила, касающиеся ритуальной
чистоты, согласно которым считается,
что общение с представителями низших
каст оскверняет высшую касту.
Индия. Индийское общество – наиболее яркий
пример кастовой системы. Основанная не
на расовых, а на религиозных принципах,
эта система просуществовала почти три
тысячелетия. Четыре основные индийские
касты, или Варны, подразделяются на тысячи
специализированных подкаст (джати), причем
представители каждой касты и каждой джати
занимаются каким-то определенным ремеслом;
так, брахманы могут быть только священнослужителями
или учеными, касту кшатриев составляют
знатные люди и воины; все вайшьи – купцы
и искусные ремесленники; шудры – простые
рабочие и крестьяне; хариджан – отверженные,
неприкасаемые, занимающиеся унизительным
трудом. Хотя в 1949 г. правительство Индии
объявило об отмене кастовой системы,
силу вековых традиций невозможно перебороть
столь легко, и кастовая система продолжает
оставаться частью повседневной жизни
Индии. К примеру, обряды, которые человек
проходит при своем рождении, бракосочетании,
смерти, диктуются кастовыми законами.
Однако индустриализация и урбанизация
разрушают кастовую систему, поскольку
сложно соблюдать кастовые разграничения
в переполненном незнакомыми людьми городе.
Кланы. Клановая система типична для аграрных
обществ. В подобной системе каждый индивид
связан с обширной социальной сетью родственников
– кланом. Клан представляет собой нечто
вроде очень разветвленной семьи и имеет
сходные черты: если клан имеет высокий
статус, такой же статус имеет и индивид,
принадлежащий к этому клану; все средства,
принадлежащие клану, скудные или богатые,
в равной степени принадлежат каждому
члену клана; верность клану является
пожизненной обязанностью каждого его
члена.
Кланы
напоминают и касты: принадлежность к
клану определяется по рождению и является
пожизненной. Однако в отличие от каст
вполне допускаются браки между различными
кланами; они даже могут использоваться
для создания и укрепления союзов между
кланами, поскольку обязательства, налагаемые
браком на родственников супругов, способны
объединять членов двух кланов. Процессы
индустриализации и урбанизации превращают
кланы в более изменчивые группы, в конце
концов заменяя кланы социальными классами.
Кланы особенно сплачиваются в период
опасности, как видно из следующего примера.
Классы. Системы стратификации, основанные на
рабстве, кастах и кланах, являются закрытыми.
Границы, разделяющие людей, настолько
четки и тверды, что не оставляют людям
возможности для перемещения из одной
группы в другую, за исключением браков
между членами различных кланов. Классовая
система гораздо более открыта, поскольку
базируется в первую очередь на деньгах
или материальной собственности. Принадлежность
к классу также определяется при рождении
– индивид получает статус своих родителей,
однако социальный класс индивида в течение
его жизни может измениться в зависимости
от того, чего он сумел (или не сумел) достичь
в жизни. Кроме того, не существует законов,
определяющих занятие или профессию индивида
в зависимости от рождения или запрещающих
вступление в брак с представителями других
социальных классов.
Следовательно,
основной характеристикой этой системы
социальной стратификации является относительная
гибкость ее границ. Классовая система
оставляет возможности для социальной
мобильности, т.е. для движения вверх или
вниз по социальной лестнице. Наличие
потенциала для повышения своего социального
положения, или класса,– одна из основных
движущих сил, побуждающих людей хорошо
учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное
положение, наследуемое человеком с рождения,
способно определять и исключительно
невыгодные условия, которые не оставят
ему шансов подняться в жизни слишком
высоко, и обеспечить ребенку такие привилегии,
что для него окажется практически невозможным
“скатиться вниз” по классовой лес
3. Социальная мобильность: понятие и разновидности.
Формы социальной мобильности.
В системе стратификации индивиды или
группы могут перемещаться с одного уровня
(слоя) на другой. Этот процесс называется социальной мобильностью.
Социальное неравенство предполагает
различия в распределении благ и ответственности,
а социальная стратификация – структурированную
систему неравенства, социальная мобильность
проявляется в движении индивидов или
групп от одного социального статуса к
другому. Имеется по крайней мере две основные
причины существования в обществе социальной
мобильности. Во-первых, общества меняются,
а социальные изменения видоизменяют
разделение труда, создавая новые статусы
и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита
может монополизировать возможности для
получения образования, она не в состоянии
контролировать естественное распределение
талантов и способностей. Поэтому высшие
слои неизбежно пополняются талантливыми
выходцами из низших.
Выделяют
множество форм социальной мобильности:
вертикальную и горизонтальную, межпоколенную
и внутрипоколенную и т.д. Вертикальная мобильность
– изменение положения индивида, которое
вызывает повышение или понижение его
социального статуса. Если автомеханик
станет директором завода, это проявление
восходящей мобильности, но, если автомеханик
станет мусорщиком, такое перемещение
будет показателем нисходящей мобильности.
Если же автомеханик получит работу слесаря,
такое перемещение будет указывать на
горизонтальную мобильность. Горизонтальная мобильность
– изменение социального положения, которое
не приводит к повышению или понижению
социального статуса.
Социологи различают также
мобильность между поколениями и мобильность
в пределах одного поколения. Межпоколенная мобильность
(интергенерационная мобильность) определяется сравнением
социального статуса родителей и их детей
в определенный момент карьеры тех и других
(например, по рангу их профессии в приблизительно
одинаковом возрасте). Исследования
показывают, что значительная часть, возможно
даже большинство, российского населения
перемещается хотя бы немного вверх или
вниз в классовой иерархии в каждом поколении. Внутрипоколенная
мобильность (интрагенерационная
мобильность) предполагает сравнение
социального статуса личности в течение
продолжительного времени. Результаты
исследований свидетельствуют о том, что
многие россияне в течение своей жизни
меняли род занятий. Однако мобильность
у большинства носила ограниченный характер.
Перемещения на короткое расстояние являются
правилом, а на большое – исключением
Тема 6 Социологическая
характеристика личности
1. Личность как
объект и субъект общественных
отношений
2. Социологический
аспект личности
3. Структура личности
1. Личность как
объект и субъект общественных
отношений
В повседневном и научном языке
очень часто встречаются термины: “человек”,
“индивид”, “индивидуальность”, “личность”.
Обозначают ли они один и тот же феномен
или между ними есть какие-то различия?
Чаще всего эти слова употребляются как
синонимы, но если подходить к их определению
строго, можно обнаружить существенные
смысловые оттенки. Человек – понятие
самое общее, родовое. Индивид понимается
как отдельный, конкретный человек, как
единичный представитель человеческого
рода и его “первокирпичик” (от лат. individ
– неделимый, конечный). Индивидуальность
можно определить как совокупность черт,
отличающих одного индивида от другого,
причем различия проводятся на самых разных
уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом,
психологическом, социальном и др. Понятие
личность вводится для выделения, подчеркивания
неприродной (“надприродной”, социальной)
сущности человека и индивида, т.е. акцентируется
социальное начало.
В социологии личность определяется,
во-первых, как системное качество индивида,
обновленное его включенностью в общественные
отношения и проявляющееся в совместной
деятельности и общении; во-вторых, как
субъект социальных отношений и сознательной
деятельности.
В момент рождения ребенок еще
не личность. Он всего лишь индивид. Индивидом
называется человек как представитель
вида, продукт филогенетического и онтогенетического
развития. Чтобы стать личностью, человек
должен пройти определенный путь развития.
Непременным условием этого развития
являются: биологические, генетически
заданные предпосылки; наличие социальной
среды, мира человеческой культуры, с которым
ребенок взаимодействует.
2. Социологический
аспект личности
В современной науке существует
два противоположных подхода в определении
факторов развития человека: биологизаторский
и социологический. Сторонники биологизаторского
подхода сводят природу человека к
животному началу, так как человек обладает
теми же органами. Поведение человека
обусловлено его инстинктами (Спенсер
в качестве такого инстинкта считал инстинкт
выживания Фрейд – продолжение рода и
смерти). Некоторые биологические концепции
личности увязывали типы поведения со
строением тела: итальянский врач Чезаре
Ломброзо полагал, что существует связь
между физическими чертами личности и
характером поведения. Он ввел понятие
«криминальный тип» как результат деградации
человека к более ранним стадиям эволюции;
американский психолог Уильям Шелдо вывел
зависимость личностных черт от строения
тела. Он выделяет три типа личности: человек
умеренной полноты (общителен, умеет ладить
с людьми, следует своим желаниям); индивид
с сильным стройным телом (склонен к беспокойству,
активности); личность с тонким и хрупким
телом (склонна к самоанализу, обладает
повышенной чувствительностью и нервозностью).
Существенным недостатком биологических
теорий в объяснении природы человека
является односторонность, игнорирование
культурного начала в поведении личности. Социологические
концепции признают несущественными
биологические механизмы жизнедеятельности
человека: марксизм рассматривал личность
как продукт общественных отношений, где
главными являются материальные (экономические)
отношения; сторонники ролевой теории
личности (Д.Мид, М.Кун, Т.Парсонс, Р.Дарендорф)
считают, что личность играет различные
роли применительно к конкретной ситуации.
Общество предписывает личности определенный
стандарт поведения в соответствии с занимаемым
статусом в группе. Чарльз Хортон Кули
полагал, что люди преобразуют себя и свой
мир путем участия в процессах социальных
интеракций, и утверждал, что наше сознание
активизируется в социальном контексте.
Это утверждение лучше всего иллюстрирует
теория “зеркального Я” – процесса, в
ходе которого мы мысленно становимся
на точку зрения других людей и видим себя
их глазами или так, как по нашему мнению
другие люди видят нас. Природа человека
двойственна: она сочетает биологические
основы жизнедеятельности и социальные
начала. Особая роль биологических механизмов
в жизнедеятельности человека наиболее
ярко проявляется в наследственности,
которая обеспечивает возможность воспроизводства
и развития биологических свойств людей.
Это навело ученых на мысль, что человеческую
природу можно улучшить путем селекции.
Британский ученый Френсис Гальтон ввел
термин «евгеника», которым обозначил
улучшение человечества путем искусственного
вмешательства в процесс естественного
отбора. Целью евгеники было оказание
влияния на передачу генетического материала,
чтобы помочь положительным свойствам
перейти к следующему поколению и избежать
передачи отрицательных свойств. Решающее
значение в развитии человека имеют социальные
условия его существования, культура общества.
Развитие личности невозможно вне социальных
связей, поскольку через социальные взаимодействия
передается социальный опыт человечества,
усваивается его культура, происходит
самооценка и самопознание личности.