Так, все лекарственные средства
отпускаются бесплатно следующим
категориям граждан: участникам гражданской
и Великой Отечественной войн; инвалидам
Великой Отечественной войны и приравненным
к ним по льготам инвалидам; родителям
и женам военнослужащих, погибших при
защите страны; Героям СССР, Героям РФ,
полным кавалерам ордена Славы; бывшим
несовершеннолетним узникам концлагерей;
детям в возрасте до трех лет, а также детям
из многодетных семей в возрасте до шести
лет; инвалидам I группы, неработающим
инвалидам II группы, детям-инвалидам в
возрасте до 16 лет; гражданам, подвергшимся
воздействию радиации вследствие чернобыльской
катастрофы, и др.
В перечень заболеваний, при которых
бесплатно оказывается лекарственная
помощь, входят следующие: церебральный
паралич; ВИЧ-инфицирование (СПИД); онкологические
заболевания; туберкулез; бронхиальная
астма; диабет; инфаркт миокарда (первые
шесть месяцев) и некоторые другие. Порядок
льготного отпуска лекарственных средств
установлен постановлениями Правительства
РФ от 8 апреля 1999 г. № 393 и от 17 июля 1995 г.
№ 710. Кроме того, отношения в данной области
регулируются законодательством субъектов
Федерации. В качестве примера можно привести
Закон Санкт-Петербурга от 30 декабря 1997
г. «О лекарственном обеспечении льготных
категорий жителей Санкт-Петербурга».
Инструкция о порядке назначения лекарственных
средств и выписывания рецептов на них
и Порядок отпуска лекарственных средств
в аптечных учреждениях (организациях)
утверждены приказом Минздрава России
от 23 августа 1999 г. № 328. Перечень лекарственных
средств, отпускаемых без рецепта врача,
утвержден приказом Минздрава России
от; 19 июля 1999 г. № 287 и введен в действие
сроком на пять лет с 1 октября 1999 г. Минимальный
ассортимент лекарственных средств, необходимых
для оказания медицинской помощи, наличие
которого обязательно для аптечных учреждений
(в качестве его составной части предусматривается
перечень жизненно необходимых и важнейших
лекарственных средств), разрабатывается
и утверждается Минздравом России по согласованию
с Минэкономразвития России и Минфином
России. В настоящее время действует Перечень,
утвержденный приказом Минздрава России
от 26 января 2000 г. № 30. На отдельные виды
лекарственных препаратов цена устанавливается
или регулируется государством.
Так, Правительством РФ утвержден
государственный реестр цен на лекарственные
средства, который систематически
пересматривается. Санаторно-курортное
лечение также служит делу охраны здоровья
граждан и тесно связано с медицинской
помощью. Однако оно является самостоятельным
видом социального обеспечения и предполагает
обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное
лечение бесплатно или со скидкой. В настоящее
время действующим законодательством
предусмотрен весьма обширный круг лиц,
имеющих право на льготное санаторно-курортное
обеспечение (этим лицам путевки в санатории
и другие оздоровительные учреждения
предоставляются бесплатно, со скидкой
или в преимущественном порядке).
К ним относятся следующие категории:
> граждане пожилого возраста по медицинскому
заключению; > инвалиды, в том числе
дети-инвалиды в возрасте от трех до
16 лет и инвалиды I группы, имеющие
право на получение второй путевки на
сопровождающего их лица (ст. 29 Федерального
закона «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации»); > инвалиды
и участники Великой Отечественной войны,
ветераны боевых действий на территориях
других государств, граждане, работавшие
в блокадном Ленинграде, члены семей погибших
(умерших) инвалидов войны, участников
Великой Отечественной войны и ветеранов
боевых действий (ст. 14, 15, 16, 18, 21 Федерального
закона «О ветеранах»); > Герои Советского
Союза, Герои России и полные кавалеры
ордена Славы (ст. 4 Закона РФ «О статусе
Героев Советского Союза, Героев Российской
Федерации и полных кавалеров ордена Славы»);
> Герои Социалистического Труда и полные
кавалеры ордена Трудовой Славы (ст. 2 Федерального
закона «О предоставлении социальных
гарантий Героям Социалистического Труда
и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»);
> доноры крови и ее компонентов (ст. 10,
11 Закона РФ «О донорстве крови и ее компонентов»);
> лица, подвергшиеся радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных
испытаний на Семипалатинском полигоне
(ст. 14, 15 Закона РФ «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС»); I > лица, занятые на работах с химическим
оружием (ст. 8 Федерального закона «О социальной
защите граждан, занятых на работах с химическим
оружием»); > реабилитированные лица
и лица, признанные пострадавшими от политических
репрессий (ст. 16 Закона РФ «О реабилитации
жертв политических репрессий»); > военнослужащие
и члены их семей (ст. 16 Федерального закона
«О статусе военнослужащих»); > сотрудники
органов внутренних дел (ст. 54 Положения
о службе в органах внутренних дел Российской
Федерации); > ряд других категорий граждан.
Порядок предоставления льготного
санаторно-курортного лечения и финансирования
соответствующих расходов регламентируется
постановлениями Правительства РФ, нормативными
актами федеральных органов исполнительной
власти и ФСС РФ. Отдельным категориям
из числа лиц, перечисленных выше, вместо
предоставления путевок предусматриваются
компенсационные выплаты один раз в год
(например, «чернобыльцам») или один раз
в два года (инвалидам из числа ветеранов).
Кроме того, инвалидам I и II групп, детям-инвалидам,
лицам, подвергшимся радиации. Героям
СССР и РФ, а также некоторым другим категориям
граждан предоставляется право на бесплатный
проезд к месту лечения и обратно или на
проезд с 50% скидкой.
Медицинское страхование: Медицинское
страхование в настоящее время
является важнейшей формой социальной
защиты интересов населения в области
охраны здоровья.
Цель медицинского страхования - гарантировать
гражданам при возникновении
страхового случая получения медицинской
помощи за счет накопленных средств
и финансировать профилактические
мероприятия. Медицинское страхование
осуществляется в двух видах: обязательном
и добровольном. ОМС является составной
частью государственного социального
страхования и обеспечивает всем гражданам
России равные возможности в получении
медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой
за счет средств ОМС в объеме и на условиях,
соответствующих программам обязательного
медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование
осуществляется на основе программ добровольного
медицинского страхования и обеспечивает
гражданам получение дополнительных медицинских
и иных услуг сверх установленных программами
ОМС (оно может быть коллективным и индивидуальным).
Необходимо отметить, что в предмет права
социального обеспечения входят только
отношения, складывающиеся в результате
осуществления ОМС.
Правовые, организационные и экономические
основы медицинского страхования в
нашей стране регулируются Законом
РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании
граждан Российской Федерации» и
рядом других нормативных актов
(например, постановлениями Правительства
РФ и приказами Минздрава России). При
этом правила о страховании, предусмотренные
гл. 48 Гражданского кодекса РФ, применяются
к отношениям по медицинскому страхованию
постольку, поскольку Законом РФ от 28 июня
1991 г. не установлено иное. В качестве субъектов
обязательного медицинского страхования
выступают: гражданин (застрахованный),
страхователь, страховая медицинская
организация, медицинское учреждение.
Застрахованными по системе ОМС могут
быть как граждане РФ, так и лица без гражданства.
Медицинское страхование иностранцев,
временно находящихся на территории России,
осуществляется в порядке, устанавливаемом
Правительством РФ.
В системе медицинского страхования
граждане РФ имеют право на: обязательное
и добровольное медицинское страхование;
выбор медицинской страховой организации;
выбор медицинского учреждения и врача
в соответствии с договорами обязательного
и добровольного медицинского страхования;
получение медицинской помощи на всей
территории России, в том числе за пределами
постоянного места жительства; получение
медицинских услуг, соответствующих по
объему и качеству условиям договора,
независимо от размера фактически выплаченного
страхового взноса; предъявление иска
страхователю, страховой медицинской
организации, медицинском учреждению,
в том числе на материальное возмещение
причиненного по их вине ущерба.
Страхователями являются: для
неработающего населения - органы
исполнительной власти субъектов
РФ, местная администрация; для
работающего населения - предприятия,
учреждения, организации, лица, занимающиеся
индивидуальной трудовой деятельностью,
и лица свободных профессий. Страховыми
медицинскими организациями выступают
юридические лица, осуществляющие медицинское
страхование и имеющие государственное
разрешение (лицензию) на право заниматься
медицинским страхованием. Они не входят
в систему здравоохранения РФ.
Медицинскими учреждениями в системе
медицинского страхования являются
имеющие лицензии лечебно-профилактические
учреждения, научно- исследовательские
и медицинские институты, другие учреждения,
оказывающие медицинскую помощь, а также
лица, осуществляющие медицинскую деятельность
как индивидуально, так и коллективно.
Медицинское страхование осуществляется
в форме договора, заключаемого
между субъектами медицинского страхования.
Данный договор является соглашением
между страхователем и страховой медицинской
организацией, в соответствии с которым
последняя обязуется организовывать и
финансировать предоставление застрахованному
контингенту медицинской помощи определенного
объема и качества или иных услуг по программам
обязательного или добровольного медицинского
страхования. Каждый гражданин, в отношении
которого заключен договор медицинского
страхования или который заключил такой
договор самостоятельно, получает страховой
медицинский полис.
Страховой медицинский полис находится
на руках у застрахованного. Формы
страхового медицинского полиса обязательного
страхования граждан и добровольного
страхования граждан, а также
Инструкция по их заполнению утверждены
постановлением Правительства РФ от 23
января 1992 г. № 41. Финансовые средства
государственной системы ОМС формируются
за счет отчислений страхователей на обязательное
медицинское страхование.
Для реализации государственной политики
в области обязательного медицинского
страхования создаются Федеральный и
территориальные фонды ОМС как самостоятельные
некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
ФФОМС создается Правительством РФ и осуществляет
свою деятельность в соответствии с уставом,
утвержденным постановлением Правительства
РФ от 29 июля 1998 г. № 857 на основании Указа
Президента РФ от 29 июня 1998 г. № 729. Территориальные
фонды ОМС создаются представительными
и исполнительными органами власти субъектов
РФ.
Положение о территориальном фонде
ОМС утверждено постановлением Верховного
Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1. С 1 января
2001 г. взносы в фонды ОМС РФ уплачиваются
в составе единого социального налога
(взноса), порядок исчисления и уплаты
которого установлен гл. 24 Налогового
кодекса РФ. Базовую программу ОМС разрабатывает
Министерство здравоохранения РФ и утверждает
Правительство РФ.
На основе базовой программы
органы исполнительной власти субъектов
Федерации и органы местного самоуправления
утверждают территориальные программы
ОМС, при атом объем и условия оказания
медицинской помощи, предусматриваемые
территориальными программами, не могут
быть ниже установленных в базовой программе.
Действующая базовая программа обязательного
медицинского страхования утверждена
в составе Программы государственных
гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной
медицинской помощью постановлением Правительства
РФ от 11 сентября 1998 г. № 1096.
В рамках базовой программы предоставляется
амбулаторно-поликлиническая и стационарная
помощь в учреждениях здравоохранения
независимо от их организационно-правовой
формы при инфекционных и паразитарных
заболеваниях (за исключением заболеваний,
передаваемых половым путем, туберкулеза
и СПИДа), при новообразованиях, болезнях
эндокринной системы, расстройствах питания
и нарушениях обмена веществ, болезнях
нервной системы, болезнях крови, кроветворных
органов и системы кровообращения, болезнях
глаза, уха, органов дыхания, органов пищеварения,
болезнях мочеполовой системы, кожи, костно-мышечной
системы, заболеваниях зубов и полости
рта, при беременности, родах и в послеродовом
периоде, включая аборты, при травмах,
отравлениях, врожденных аномалиях (пороках
развития), деформациях и хромосомных
нарушениях у взрослых. В рамках базовой
программы осуществляется также проведение
мероприятий по профилактике заболеваний,
включая диспансерное наблюдение здоровых
детей.
Таким образом, систему ОМС в
России можно считать сложившейся.
Безусловно, она будет совершенствоваться
и далее, но основные результаты реформы
отечественного здравоохранения уже
очевидны.
Вопросы для самоконтроля:
- Дайте понятие медицинской помощи
- Дайте понятие договору обязательного медицинского страхования
- Укажите стороны договора обязательного медицинского страхования
Рекомендуемая литература:
1,2,6.11.13.18
Лекция №13. Социальное
обслуживание.
- Понятие социального обслуживания
- Виды социального обслуживания
Социальное обслуживание Социальное
обслуживание нетрудоспособных и инвалидов
за счет общественных фондов потребления
является частью права социального
обеспечения. Формирование в России правового
и социального государства предполагает
не только создание условий для осуществления
прав и личных свобод граждан, но и обеспечение
их всесторонней защиты.