Лекция по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:51, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Социология"

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 63.35 Кб (Скачать файл)

Социология

Тема 1. Социология как наука. Методы социологии.

Социология – молодая учебная дисциплина. Ее преподавание началось с 80-ых годов. Она актуальна, но недостаточно проработана.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизации объективных знаний о действительности. Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности, сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

Непосредственные  цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, то есть в широком смысле – теоретическое отражение действительности.

Объект науки – избранный элемент реальности, обладающий очевидными границами и относительной автономностью (для социологии – личность, группа, сообщество).

Предмет науки – логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтением исследователей в выборе точки зрения (для социологии – межличностная, межгрупповая коммуникации, власть, общественное неравенство).

Парадигма (от гр. -  пример, образец) – теория или модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

В обществе четко выделяются четыре структурных образования:

- экономическое;

- социальное;

- политическое;

- духовное.

Социальные отношения  подразделяются:

- на социально-групповые  (классы, слои, касты);

- на социально-демографические  (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры);

- на социально-территориальные  (городское и сельское население);

- на социально-этнические (нации, народности и т.д.);

- на социально-профессиональные (рабочие, крестьяне и т.д.);

- на межличностные (личности) и др.

Место социологии среди других наук. Близкой дисциплиной является демография. Демография – наука о населении, изучающее его численность, состав, структуру, распределение по территории, а также распределение во времени. Социология совершенствуется в неразрывном единстве с другими общественными науками. Она постоянно взаимодействует с социальной философией, которая изучает общество под углом зрения специфического проявления наиболее общих законов, то есть законов, действующих как в природе, так и в обществе. Точно таким же образом социология синтезирует в своем собственном предмете знания исторической науки, экономических теорий, политологии, культурологи, психологии и т.д.

 

Методы социологии.

Метод – систематизированный способ достижения теоретического или практического результата. Он очерчивает путь к достижению цели и включает в себя стандартные и однозначные правила (процедуры), обеспечивающие надежность и достоверность полученного знания.

Различают всеобщие и конкретно  научные методы. В социологии, как  и в других науках, различают теоретические  и практические методы. Как и у  подавляющего большинства наук, теоретические методы социологии относятся к типовым (анализ и синтез, обобщение, сравнение и конкретизация). Практические же специфичны. Выделяют четыре основных метода.

1. Наблюдение - метод социологического  исследования и получения информации  путем прямой и непосредственной  регистрации событий и условий  их протекания.

2. Эксперимент метод исследования  некоторого явления в управляемых  условиях. От наблюдения отличается  активным взаимодействием с объектом.

3. Контент-анализ или анализ  документов - метод количественного  изучения содержания социальной  информации, основанный на многопараметрическом  поиске в тексте типовых элементов  определенной семантической матрицы  – набора слов, специфических  для определенной группы лиц  (такие как жаргон, сленг и т.д). Основные типы контент-анализа  два – количественный и качественный. Первый (содержательный)  основывается  исследовании слов, тем и сообщений,  сосредотачивает внимание исследователя  на содержании сообщения. Помимо  слов, тем других и элементов,  обозначающих содержательную сторону  сообщения, существуют и другие  элементы, позволяющие производить  качественный (структурный) контент-анализ. В этом случае больше интересует  то, как говорится, а не что  говорится.

4. Опрос – наиболее  распространенный метод сбора  первичной информации посредствам  обращения с вопросами к представителям  определенной социальной группы. Опрос сам по себе – общение  интервьюера и респондента, в  котором главным инструментом  выступает заранее сформированный  вопрос. Различают анкетирование  и интервьюирование. Интервью –  проводимая по заранее разработанному  плану беседа, предполагающая прямой  контакт интервьюера с респондентом, в ходе которой первый фиксирует  ответы второго. Выделяют три  основных вида интервью:

- формализованные интервью (беседа по детально разработанной  программе, включающей в себя  последовательность и конструкцию  вопросов, варианты возможных ответов);

- фокусированные интервью (подробное обсуждение какого-либо  предмета или темы, с которым  респондент был заранее ознакомлен  и предусматривающее ответы на  фиксированный круг вопросов);

- свободные интервью (длительная  беседа по общей программе,  но без уточнения конкретных  вопросов с минимальной детализацией  поведения интервьюера).

Требования к интервьюеру.

- интервьюер должен быть  постоянно настроен на положительное  общение со многими абсолютно  разными незнакомыми людьми;

- интервьюер должен быть  очень аккуратным и педантичным  человеком;

- интервьюер должен быть  честным настолько, чтобы не  позволять себе «рисование» анкет;

- интервьюер должен быть  упорным человеком.

В отличие от интервью, анкетирование  является опосредованным способом общения  исследователя и опрашиваемого. Респондент знакомится с содержанием  анкеты, самостоятельно интерпретирует смысл вопросов и фиксирует свои ответы.

Виды опросов.

1. Почтовый. Отличается простотой  организации, так как нет необходимости  в подготовке большого штата  интервьюеров и контроля над  их работой. Позволяет добраться  до самых отдаленных регионов, время для заполнения анкеты  выбирает сам респондент и  может спокойно разобраться ос  всеми вопросами. Главная проблема  такого рода опросов – неполный  возврат анкет. 

2. Разновидностью почтового  отчета является прессовый опрос. Отличие его в том, что анкета не рассылается, а печатается в каком-либо издании. Прессовый опрос используется в двух случаях: когда редакция хотела бы узнать мнение о своих изданиях или когда через печатный орган выясняется отношение определенной группы населения к какой-либо актуальной и важной проблеме.

3. Опросы или интервью  по месту жительства, работы и  т.д. Они распространяются среди  группы людей с просьбой их  заполнить и вернуть. Организация  такого вида опросов более  трудоемкая (разработка анкеты, расчет  выборки определения числа опрошенных, инструктаж интервьюеров и т.д.), однако, при правильной подготовке  качество полученной информации  оказывается несравнимо выше.

4. Телефонное интервьюирование. Основной его недостаток то, что  его средняя продолжительность  не должна составлять более  15 минут.

 

История социологии. Парадигмы социологических исследований.

В истории социологии выделяют три этапа: классика, модерн, постмодерн.

Социология (по Конту) – вся  совокупность знаний об обществе. По его  мнению социология должна взять из естествознания такие методы, как  наблюдение, эксперимент и сравнительный  анализ. Конт делил социологию на социальную статику и социальную динамику.

В античности существовало две традиции по отношению к обществу: общество естественно (по Аристотелю), общество искусственно (по Платону).

В средние века человек  выступает как гражданин мира (речь идет о человечестве в целом). Мир – это большое государство, человечество в нем едино.

В эпоху возрождения начали появляться утопические идеи Томаса Мора, Томазо Кампанеллы, Френсиса Бэкона.

Новое время – Томас  Гоббс (понятие общественного договора).

Среди первых социологов следует  назвать Герберта Спенсера (считается  основоположником социалорганицизма (представление об обществе как об организме) и эволюционизма (постепенное  развитие от низшего к высшему)). Спенсер сформулировал, независимо от Дарвина, теорию эволюции. Социальная эволюция – часть всеобщей эволюции, в которой так же действует  два фактора: борьба за существование  и выживание наиболее приспособленных.

Спенсер выделял две стороны  процесса эволюции: интеграция и дифференциация, – и три фазы эволюции: неорганическая, органическая и надорганическая.

На рубеже 19-ых – 20-ых веков  психологизм в социологии уступает место общей тенденции. Густав Лебон  – основатель социальной психологии. Описывал психологию толп. Анализируя проблемы психики толп, Лебон отмечал  такие ее особенности, как:

- преимущественно эмоциональный  характер;

- зараженность общей идеей;

- сознание непреодолимости  собственной силы;

- утрата чувства ответственности;

- нетерпимость;

- догматизм;

- внушаемость;

- импульсивность;

- готовность следовать  за лидерами.

Лебон одним из первых попытался  теоретически обосновать наступление  эры масс и связать с этим общий  упадок культуры. Он полагал, что в  силу волевой неразвитости и низкого  интеллектуального уровня больших  масс людей, ими правят бессознательные  инстинкты, особенно тогда, когда человек  оказывается в толпе. Здесь происходит снижение уровня интеллекта, падает ответственность, самостоятельность, критичность, исчезает личность как таковая.

Американская  социология. Особенность институционализации социологии в США в том, что социология сразу получила доступ на университетские кафедры. Особенность американской социологии – ориентация на практическую работу. Многие отождествляли социологию с социальной работой. Главная проблема того периода – отсутствие теоретической и методологической базы. Первая кафедра социологии в мире появилась в Чикагском университете. В США в 20-ые – 30-ые годы важную роль играла индустриальная социология. Которая изучала влияние различных факторов, в том числе условия и организацию труда, зарплату, отношения и стиль руководства на повышение производительности на предприятиях. Одним из основоположников индустриальной социологии явился Элтон Мейо.  Он рассматривал влияние различных факторов на повышение производительности труда, показал особую роль человеческого и группового факторов. В основу своей теории Мейо положил следующие принципы:

- человек – это социальное  животное, агитированное к групповому  поведению;

- жесткая иерархия подчиненности  и бюрократическая организация  несовместима с природой человека  и его свободой;

- руководители должны  ориентироваться больше на людей,  чем на продукцию.

Эти принципы, по его мнению, обеспечивали стабильность общества и  удовлетворенность человека своей  работой.

Мейо считал важными факторами  повышения производительности труда  гуманизацию труда, групповые решения, просвещение служащих и паритетное управление.

В 20-ые годы 20-ого века в  американской социологии получает развитие новое направление – «символический интеракционизм». Его основоположником явился Джордж Герберт Мид. Он, изучая общество. Рассматривает поведение  людей, вовлеченных в социальное взаимодействие, происходящее на основе смысла, который индивиды вкладывают в свое действие. Например, отказ  участвовать в военных действиях  означает трусость, страх, а для другого  – сознательный пацифизм. Содержание мира социальных ценностей постоянно  меняется, главным посредником между  людьми является язык.

Ролевое взаимодействие, в  котором человек познает себя как результат усвоения социальных символов, является механизмом формирования личности человека.

Русская социальная мысль. В нашу страну социология пришла с запада, но быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться в соответствии с национальными традициями. Возникновение социологии в России приходится на 60-е годы 19-ого века, когда после отмены крепостного права достаточно быстро развивается капитализм и усиливается социально-классовая дифференциация общества.

В своем развитии и функционировании Российская социология прошла несколько  этапов:

- возникновение новой  науки, который охватывает время  60-ые – 80-ые года 19 века;

- теоретико-методологическая  критика всех уже сложившихся  теорий (80-ые – 90-ые года 19-ого  века);

- третий этап – первые  два десятилетия 20-ого века;

- особый этап – социологические  исследования, осуществленные в  СССР;

- начало 90-ых годов в  русской социологии наметился  новый позитивный этап восстановления  и дальнейшего развития традиций  дореволюционной социолгии.

Первый этап – работы Петр Лаврович Лаврова, Н.К. Михайловского и Н.Я. Данилевского.

П.Л. Лавров стоял у истоков  субъективного направления в  социологии. По его мнению, ключом к  пониманию его социологической  системы является личность и ее положение. Индивид, по его мнению, –  единственная реальная сила общества.

Информация о работе Лекция по "Социологии"