Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:51, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Социология"
Социология
Тема 1. Социология как наука. Методы социологии.
Социология – молодая учебная дисциплина. Ее преподавание началось с 80-ых годов. Она актуальна, но недостаточно проработана.
Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизации объективных знаний о действительности. Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности, сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.
Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, то есть в широком смысле – теоретическое отражение действительности.
Объект науки – избранный элемент реальности, обладающий очевидными границами и относительной автономностью (для социологии – личность, группа, сообщество).
Предмет науки – логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтением исследователей в выборе точки зрения (для социологии – межличностная, межгрупповая коммуникации, власть, общественное неравенство).
Парадигма (от гр. - пример, образец) – теория или модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.
В обществе четко выделяются четыре структурных образования:
- экономическое;
- социальное;
- политическое;
- духовное.
Социальные отношения подразделяются:
- на социально-групповые (классы, слои, касты);
- на социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры);
- на социально-территориальные
(городское и сельское
- на социально-этнические (нации, народности и т.д.);
- на социально-профессиональные (рабочие, крестьяне и т.д.);
- на межличностные (личности) и др.
Место социологии среди других наук. Близкой дисциплиной является демография. Демография – наука о населении, изучающее его численность, состав, структуру, распределение по территории, а также распределение во времени. Социология совершенствуется в неразрывном единстве с другими общественными науками. Она постоянно взаимодействует с социальной философией, которая изучает общество под углом зрения специфического проявления наиболее общих законов, то есть законов, действующих как в природе, так и в обществе. Точно таким же образом социология синтезирует в своем собственном предмете знания исторической науки, экономических теорий, политологии, культурологи, психологии и т.д.
Методы социологии.
Метод – систематизированный способ достижения теоретического или практического результата. Он очерчивает путь к достижению цели и включает в себя стандартные и однозначные правила (процедуры), обеспечивающие надежность и достоверность полученного знания.
Различают всеобщие и конкретно научные методы. В социологии, как и в других науках, различают теоретические и практические методы. Как и у подавляющего большинства наук, теоретические методы социологии относятся к типовым (анализ и синтез, обобщение, сравнение и конкретизация). Практические же специфичны. Выделяют четыре основных метода.
1. Наблюдение - метод социологического
исследования и получения
2. Эксперимент метод
3. Контент-анализ или анализ
документов - метод количественного
изучения содержания
4. Опрос – наиболее
распространенный метод сбора
первичной информации
- формализованные интервью
(беседа по детально
- фокусированные интервью
(подробное обсуждение какого-
- свободные интервью (длительная
беседа по общей программе,
но без уточнения конкретных
вопросов с минимальной
Требования к интервьюеру.
- интервьюер должен быть
постоянно настроен на
- интервьюер должен быть
очень аккуратным и
- интервьюер должен быть
честным настолько, чтобы не
позволять себе «рисование»
- интервьюер должен быть упорным человеком.
В отличие от интервью, анкетирование является опосредованным способом общения исследователя и опрашиваемого. Респондент знакомится с содержанием анкеты, самостоятельно интерпретирует смысл вопросов и фиксирует свои ответы.
Виды опросов.
1. Почтовый. Отличается простотой
организации, так как нет
2. Разновидностью почтового отчета является прессовый опрос. Отличие его в том, что анкета не рассылается, а печатается в каком-либо издании. Прессовый опрос используется в двух случаях: когда редакция хотела бы узнать мнение о своих изданиях или когда через печатный орган выясняется отношение определенной группы населения к какой-либо актуальной и важной проблеме.
3. Опросы или интервью
по месту жительства, работы и
т.д. Они распространяются
4. Телефонное интервьюирование. Основной его недостаток то, что его средняя продолжительность не должна составлять более 15 минут.
История социологии. Парадигмы социологических исследований.
В истории социологии выделяют три этапа: классика, модерн, постмодерн.
Социология (по Конту) – вся совокупность знаний об обществе. По его мнению социология должна взять из естествознания такие методы, как наблюдение, эксперимент и сравнительный анализ. Конт делил социологию на социальную статику и социальную динамику.
В античности существовало две традиции по отношению к обществу: общество естественно (по Аристотелю), общество искусственно (по Платону).
В средние века человек выступает как гражданин мира (речь идет о человечестве в целом). Мир – это большое государство, человечество в нем едино.
В эпоху возрождения начали появляться утопические идеи Томаса Мора, Томазо Кампанеллы, Френсиса Бэкона.
Новое время – Томас
Гоббс (понятие общественного
Среди первых социологов следует назвать Герберта Спенсера (считается основоположником социалорганицизма (представление об обществе как об организме) и эволюционизма (постепенное развитие от низшего к высшему)). Спенсер сформулировал, независимо от Дарвина, теорию эволюции. Социальная эволюция – часть всеобщей эволюции, в которой так же действует два фактора: борьба за существование и выживание наиболее приспособленных.
Спенсер выделял две стороны процесса эволюции: интеграция и дифференциация, – и три фазы эволюции: неорганическая, органическая и надорганическая.
На рубеже 19-ых – 20-ых веков психологизм в социологии уступает место общей тенденции. Густав Лебон – основатель социальной психологии. Описывал психологию толп. Анализируя проблемы психики толп, Лебон отмечал такие ее особенности, как:
- преимущественно эмоциональный характер;
- зараженность общей идеей;
- сознание непреодолимости собственной силы;
- утрата чувства
- нетерпимость;
- догматизм;
- внушаемость;
- импульсивность;
- готовность следовать за лидерами.
Лебон одним из первых попытался теоретически обосновать наступление эры масс и связать с этим общий упадок культуры. Он полагал, что в силу волевой неразвитости и низкого интеллектуального уровня больших масс людей, ими правят бессознательные инстинкты, особенно тогда, когда человек оказывается в толпе. Здесь происходит снижение уровня интеллекта, падает ответственность, самостоятельность, критичность, исчезает личность как таковая.
Американская социология. Особенность институционализации социологии в США в том, что социология сразу получила доступ на университетские кафедры. Особенность американской социологии – ориентация на практическую работу. Многие отождествляли социологию с социальной работой. Главная проблема того периода – отсутствие теоретической и методологической базы. Первая кафедра социологии в мире появилась в Чикагском университете. В США в 20-ые – 30-ые годы важную роль играла индустриальная социология. Которая изучала влияние различных факторов, в том числе условия и организацию труда, зарплату, отношения и стиль руководства на повышение производительности на предприятиях. Одним из основоположников индустриальной социологии явился Элтон Мейо. Он рассматривал влияние различных факторов на повышение производительности труда, показал особую роль человеческого и группового факторов. В основу своей теории Мейо положил следующие принципы:
- человек – это социальное животное, агитированное к групповому поведению;
- жесткая иерархия
- руководители должны
ориентироваться больше на
Эти принципы, по его мнению, обеспечивали стабильность общества и удовлетворенность человека своей работой.
Мейо считал важными факторами повышения производительности труда гуманизацию труда, групповые решения, просвещение служащих и паритетное управление.
В 20-ые годы 20-ого века в
американской социологии получает развитие
новое направление – «
Ролевое взаимодействие, в котором человек познает себя как результат усвоения социальных символов, является механизмом формирования личности человека.
Русская социальная мысль. В нашу страну социология пришла с запада, но быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться в соответствии с национальными традициями. Возникновение социологии в России приходится на 60-е годы 19-ого века, когда после отмены крепостного права достаточно быстро развивается капитализм и усиливается социально-классовая дифференциация общества.
В своем развитии и функционировании Российская социология прошла несколько этапов:
- возникновение новой
науки, который охватывает
- теоретико-методологическая критика всех уже сложившихся теорий (80-ые – 90-ые года 19-ого века);
- третий этап – первые два десятилетия 20-ого века;
- особый этап – социологические исследования, осуществленные в СССР;
- начало 90-ых годов в
русской социологии наметился
новый позитивный этап
Первый этап – работы Петр Лаврович Лаврова, Н.К. Михайловского и Н.Я. Данилевского.
П.Л. Лавров стоял у истоков субъективного направления в социологии. По его мнению, ключом к пониманию его социологической системы является личность и ее положение. Индивид, по его мнению, – единственная реальная сила общества.