Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:51, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Социология"
- ситуационная модель
считает лидером того, кто в
данный момент наиболее
- синтетическая теория определяет феномен лидерства как функцию группы.
Понятие стиля лидерства или руководства было введено Уртом Левином во время исследования феномена лидерства.
Стили лидерства:
- авторитарный – жесткий руководитель, определяющий что и как кому делать;
- демократический, когда
руководитель включен в
- либеральный или
Авторитарный стиль в
сравнении с демократическим
имеет большую
Фидлер так же предлагает различать лидерство, ориентированное на выполнение задачи и лидерство, ориентированное на межличностные отношений.
Социальная роль и социальный статус личности
Дойч и Краусс. Три аспекта ролевого поведения.
1. Роль. Как существующая
в обществе система ожиданий
поведения человека, занимающего
определенное положение в его
взаимодействии с другими
2. Роль как система
ожиданий по отношению к себе
человека, занимающего определенное
положение, его представление
о модели собственного
3. Роль, как открытая, наблюдающая поведение человека, занимающего определенное положение.
Шиндлер описал четыре, наиболее часто встречающиеся групповые роли:
- альфа (лидер, побуждающий группу к активности);
- бета (эксперт, имеющий специальные знания, навыки, способности требующиеся группе или высоко ей оцениваемые);
- гамма (преимущественно
пассивные и легко
- омега (самый крайний
член группы, отстающий от коллектива
по причине не способности,
отличия от остальных или
Так же имеется пятая роль – дельта – оппозиционер, выступающий против лидера.
Описание ролей членов команды.
1. Председатель (кто, что делает) контролирует продвижение команды к намеченной цели.
2. Исполнитель (это делается так) превращает идеи и планы в конкретные действия и планы.
3. Завершитель (мы не забыли о) следит, чтобы команда по возможности не совершала ошибок по забывчивости или по привычке.
4. Аналитик (так ли мы
это делаем) анализирует проблемы,
идеи и предложения, чтобы
5. Генератор идей (есть
другой, более эффективный способ)
выдвигает новые идеи и
6. Исследователь (я знаю одного человека, который …) исследует идеи, события и ресурсы за пределами группы и сообщает о результатах.
7. Член команды (давайте вместе) усиливает сильные стороны других членов команды.
8. Распорядитель (мы пойдем
так, ты делай вот это)
Наряду с перечисленными ролями требуется еще и специалист. Специалист- это источник редких и специфических знаний и умений для команды. Через определенную роль участник предъявляет себя другим людям. Каждая роль требует своего технического освоения и осмысления. Техническая освоенность роли определяется знанием её аспектов (представлением о правах и обязанностях связанных с ролью) и умением выполнять данную роль. Осмысление роли связанно с сознанием о местах её применимости(группы в которых данная роль востребована) и оценкой этой роли субъектом и группой. Роль значима для индивида если она востребована в референтной группе. Социальный статус неразрывно связан с социальной ролью, если понятия социальной роли описывает динамику поведения личности в той или иной ситуации, то социальный статус выявляет статику такого поведения. Социальный статус может быть достигнутым или предписанным.
Роль референтных групп в выборе личностью ценностных ориентиров.
Референтные связи личности
с окружающими её людьми заключаются
в избирательной
К нормативным он отнес все группы в которых человек имеет мотивацию получить одобрение, ведет себя также как и члены референтной группы, а группы которые человек использует как эталон при оценке себя и других- сравнительными.