Лекция по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:51, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Социология"

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 63.35 Кб (Скачать файл)

- ситуационная модель  считает лидером того, кто в  данный момент наиболее компетентен;

- синтетическая теория  определяет феномен лидерства  как функцию группы.

Понятие стиля лидерства  или руководства было введено  Уртом Левином во время исследования феномена лидерства.

Стили лидерства:

- авторитарный – жесткий  руководитель, определяющий что  и как кому делать;

- демократический, когда  руководитель включен в процесс  групповой работы на правах  советчика, но жестко ничего  в нем не определяет;

- либеральный или попустительский,  когда руководитель вообще не  участвует в групповых процессах,  либо делает это формально  и результатах работы из соображений  отчетности.

Авторитарный стиль в  сравнении с демократическим  имеет большую производительность труда, но при демократическом стиле  члены группы удовлетворены процессом  труда больше.

Фидлер так же предлагает различать лидерство, ориентированное  на выполнение задачи и лидерство, ориентированное  на межличностные отношений.

 

Социальная роль и социальный статус личности

Дойч и Краусс. Три аспекта  ролевого поведения.

1. Роль. Как существующая  в обществе система ожиданий  поведения человека, занимающего  определенное положение в его  взаимодействии с другими людьми.

2. Роль как система  ожиданий по отношению к себе  человека, занимающего определенное  положение, его представление  о модели собственного поведения  во взаимодействии с другими  людьми.

3. Роль, как открытая, наблюдающая  поведение человека, занимающего  определенное положение.

Шиндлер описал четыре, наиболее часто встречающиеся групповые  роли:

- альфа (лидер, побуждающий  группу к активности);

- бета (эксперт, имеющий  специальные знания, навыки, способности  требующиеся группе или высоко  ей оцениваемые);

- гамма (преимущественно  пассивные и легко приспосабливающиеся  члены группы);

- омега (самый крайний  член группы, отстающий от коллектива  по причине не способности,  отличия от остальных или страха).

Так же имеется пятая роль – дельта – оппозиционер, выступающий  против лидера.

Описание ролей членов команды.

1. Председатель (кто, что  делает) контролирует продвижение  команды к намеченной цели.

2. Исполнитель (это делается  так) превращает идеи и планы  в конкретные действия и планы.

3. Завершитель (мы не  забыли о) следит, чтобы команда  по возможности не совершала  ошибок по забывчивости или  по привычке.

4. Аналитик (так ли мы  это делаем) анализирует проблемы, идеи и предложения, чтобы команда  смогла принять наиболее сбалансированное  решение. 

5. Генератор идей (есть  другой, более эффективный способ) выдвигает новые идеи и стратегии.

6. Исследователь (я знаю  одного человека, который …) исследует  идеи, события и ресурсы за  пределами группы и сообщает  о результатах.

7. Член команды (давайте  вместе) усиливает сильные стороны  других членов команды.

8. Распорядитель (мы пойдем  так, ты делай вот это) намечает  направление приложения усилий  других членов команды.

Наряду с перечисленными ролями требуется еще и специалист. Специалист- это источник редких и  специфических знаний и умений для  команды. Через определенную роль участник предъявляет себя другим людям. Каждая роль требует своего технического освоения и осмысления. Техническая освоенность  роли определяется знанием её аспектов (представлением о правах и обязанностях связанных с ролью) и умением  выполнять данную роль. Осмысление роли связанно с сознанием о местах её применимости(группы в которых  данная роль востребована) и оценкой  этой роли субъектом и группой. Роль значима для индивида если она  востребована в референтной группе. Социальный статус неразрывно связан с социальной ролью, если понятия  социальной роли описывает динамику поведения личности в той или  иной ситуации, то социальный статус выявляет статику такого поведения. Социальный статус может быть достигнутым или  предписанным.

Роль референтных групп в выборе личностью ценностных ориентиров.

Референтные связи личности с окружающими её людьми заключаются  в избирательной ориентированности  человека на позицию других лиц при  одновременной выработке собственного отношения значимым для него объектом. Хаймен- обнаружил что установки  человеку значимым ему объектам зависят  как от сопоставления с установками  группы членом которой он является(группы членства), так и от внешних по отношению к индивиду групп членом которых он не является. Хаймен установил  также, что на оценку человеком своего социально-экономического статуса  влияет фактор сравнения себя с определенными  группами служащими своеобразной точкой отсчета. Подобного рода группы были названы исследователями референтными.  Ньюком- групповые нормы оказывающие  влияние на поведение индивида вне  данных групп, это нормативная функция  референтных групп. Он ввел понятие  позитивных и негативных референтных  групп, так как установки индивида могут формироваться как в  соответствии с групповыми нормами, так и в противовес им. Референтная  группа- любая группа с которой  человек соотносит свои установки. Келли- предложил выделять два типа референтных групп, сравнительные  и нормативные.

К нормативным он отнес  все группы в которых человек  имеет мотивацию получить одобрение, ведет себя также как и члены  референтной группы, а группы которые  человек использует как эталон при  оценке себя и других- сравнительными.


Информация о работе Лекция по "Социологии"