Лекция по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:51, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Социология"

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 63.35 Кб (Скачать файл)

Н.К. Михайловский был последователем П.Л. Лаврова, также применял субъективный метод. По его мнению, развитие личности является целью общественного прогресса, средством же такого развития является преодоление отчуждения личности от общества, ее всестороннее и гармоничное  совершенствование.

Н.Я. Данилевский создал теорию культурно-исторических типов и  согласно этой теории, история общества есть история борьбы обособленных друг от друга локальных систем с окружающей средой и между собой.

Второй этап – Петражицкий. Является представителем психологической социологии. В основе этого направления лежит принцип о доминирующей роли эмоций, как фактора, определяющего социальное поведение людей. К этому же этапу относят идеи Плеханова и В.И.Ленина.

Третий этап представлен в основном работами Питирима Александровича Сорокина. В своей книге «Социальная революция» он утверждает, что тремя элементами условий революционного взрыва являются:

- подавление основных  инстинктов населения;

- базовый характер основных  инстинктов населения;

- бессилие групп, стоящих  на страже порядка.

Четвертый этап. После октября 1917-ого социологическая мысль развивалась крайне противоречиво. В это время с одной стороны продолжало оказывать влияние на социальное мышление не марксистская социологическая мысль, а с другой стороны – марксистская, которая порвала с прежними достижениями отечественной социологии. Струмилиным были опубликованы работы, в которых изучалось нерабочее время, а также влияние культуры и образования на производительность труда.

В 1938г. социология, как самостоятельная  наука была упразднена, а социологические  метода конкретного исследования общества были изъяты из обращения.

Восстановлению социологии в нашей стране способствовали работы Блинов, Левады и Заславской.

В настоящее время социология в нашей стране ведет поиск  и разработки новых теоретических  моделей, опираясь на конкретные исследования.

 

Община и общество

Община – первичная  форма социальной организации, возникшая  на основе родовых связей с непосредственными  социальными отношениями. Это естественно  сложившееся над-семейное объединение  людей, характеризующееся общностью  интересов, иногда общностью происхождения (земляческая, эмигрантская, религиозная). Большинство, в основном эволюционисты, считают, что община постепенно переходит  в общество. Ряд исследователей отмечают сосуществование общины и общества.

Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия, характеризующиеся самовоспроизводством, саморазвитием и самодостаточностью. У ряда видов живых организмов отдельные индивиды не обладают необходимыми способностями или свойствами для  обеспечения своей материальной жизни. Такие живые организмы  образуют сообщества, временные или  постоянные для обеспечения своей  материальной жизни. Есть сообщества, фактически представляющие единый организм. В них имеет место разделение между членами сообщества биологических  функций. Особи таких организмов вне таких сообщества погибают, есть временные сообщества (стаи, стада), особи решают ту или иную проблему, не образуя прочных связей.  Человеческое сообщество называется социумом. Оно характеризуется тем, что члены сообщества занимают определенную территорию, ведут совместную, коллективную, производительную деятельность. Общество – это социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам:

- по национальному;

- по государственному  и культурному признакам;

- по способу производства  и т.д. 

Фердинанд Тённис и его  основной труд «Общность и общество» - разделение социума на общину и  общество. По главной концепции Тённиса  общество заключает в себе различные  отношения и объединения людей  и т.о. является продуктом человеческой воли. Он различал волю двух типов: естественную (основа общины) и рациональную (основа общества). Первая из основ характеризует  традиционное общество, вторая – индустриальное.

Постиндустриальное общество

 У теоретиков постиндустриального  общества нет определенного мнения  касательно терминологии этого  общества. Их существует несколько:

- сверхиндустриальная цивилизация  (Тоффлер);

- научное общество (Понятовский);

- телематическое общество (Маркин);

- технотронное общество (Бжезинский).

В постиндустриальном обществе цена товара зависит не от вложенного труда, а от значимости для покупателя.

Дениелл Белл – деидеологизация: противопоставление науки идеологии. Компьютер, по мнению Белла, является символом и одновременно материальным носителем  технологической революции. Именно компьютер коренным образом трансформирует общество второй половины двадцатого века. В основе концепции постиндустриального  общества лежит разделение всего  общественного развития на три этапа:

- доиндустриальное (определяющей  являлась сельскохозяйственная  сфера);

- индустриальное (промышленность);

- постиндустриальное (теоретические  знания, информация).

Информационное общество – современный этап развития цивилизации  с доминирующей ролью знаний и  информации, воздействием информационно-коммуникационных технологий на все сферы человеческой деятельности и общества в целом.

Массовое общество

 Массовое общество  – это теоретическая модель, описывающая  социальные преобразования, вызванные  модернизацией (прежде всего урбанизацией, развитием СМИ, всеобщим образованием  и т.д.), которая активно разрабатывалась  в 20-60г XXв. Особенностью массового общества является:

- разрыв социальных связей;

- обособленность отдельных индивидов;

- отсутствие у них индивидуальности;

- устойчивых и общезначимых  нравственных ценностей;

- личностный статус человека  формируется на уровне социальной  группы, общины.

Непрерывные вертикальные и  горизонтальные перемещения больших  групп людей, характерные для  индустриального общества, разрушают  уровень соседского, профессионального, религиозного общения и основным уровнем общения становится семья. Потребность в самоутверждении  переносится на национальный государственный  уровень, на уровень всего общества и политические интересы приобретают  личностный, особенно значимый характер.

 

Теории социальных институтов, стратификации и мобильности

Миллс понимает институт как  общественную форму определенной совокупности социальных ролей. Бергер называет институтом обособленный комплекс социальных действий, например, юридический закон, социальный класс и т.д.

В отечественной социологии социальный институт определяется как  ведущий компонент социальной структуры  общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.  Говорят об институте семьи, образования, здравоохранения, религии и т.д.

Социальный или общественный институт – постоянно повторяющиеся  и воспроизводящиеся отношения  людей.

Сферы жизнедеятельности  общества.

Экономическая сфера –  отношения в процессе материального  производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Предприятия  – институты, относящиеся к экономической  сфере.

Социальная сфера –  отношения между различными социальными  группами. К социальным институтам относится образование, система  здравоохранения и др.

Политическая сфера –  отношения между гражданским  обществом и государством. Политические институты – государство, правительство  и др.

Духовная сфера – отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей. Духовные институты  – церковь, музеи, театры и пр.

Институционализация – процесс  упорядочения, формализации и стандартизации. Индустриализация также – превращение  какого-либо явления или движения в организованное учреждение, упорядоченный  процесс с определенной структурой отношений, дисциплиной и правилами  поведения.

Примеры:

- превращение народных  собраний в парламент;

- превращение изречений  мыслителя в философскую или  религиозную школу.

Стратификация. Создателем теории стратификации считается  Питирим Александрович Сорокин. Стратификация – распределение  общественных групп в иерархическом  порядке.

Под социальной стратификацией понимается процесс и результат  дифференциации общества на различные  социальные группы, отличающиеся по своему общественному статусу (совокупность прав и обязанностей, которыми обладает личность).

Основоположниками теории элит являются Вильфредо Парето, Г. Моска, Михельс. Согласно Парето, элита делится  на правящую и не правящую (контрэлита). Элита существует в любом обществе и при любом политическом строе. Самой простой стратификационной  моделью является дихотомическая (деление  общества на элиты и массы).

Степень свободы социальных перемещений (мобильность) из одного социального  слоя в другой определяет то, каким является общество (закрытым или открытым). Закрытое общество по Попперу – это тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмам. Открытое общество по теории Поппера – это тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, большой мобильностью, с демократической, плюралистической идеологиею.

Социальная мобильность  – это возможность смены социального  слоя. Она может быть высокой и  низкой. Примером высокой мобильности  могут служить США, а низкой –  Индия. Различают горизонтальную и  вертикальную мобильность.

Горизонтальная мобильность  – переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Например, перемещение из православной в католическую религиозную группу. Различают индивидуальную мобильность (перемещение одного человека независимо от других) и групповую (перемещение  происходит коллективно). Кроме того выделяют географическую мобильность (перемещение из одного места в  другое при сохранении прежнего статуса), например, международный туризм. В  качестве разновидности географической мобильности выделяют понятия миграции (перемещение из одного места в  другое с переменой статуса), например, смена города и профессии одновременно.

Вертикальная мобильность  – это продвижение человека по служебной лестнице вверх (восходящая) или вниз (нисходящая).

Поколенная мобильность. К ней относится межпоколенная  мобильность (сравнительное изменение  социального статуса у различных  поколений) и внутрипоколенная мобильность  или социальная карьера (изменение  статуса в рамках одного поколения).

На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют:

- пол;

- возраст;

- уровень рождаемости;

- уровень смертности;

- плотность населения.

В целом мужчины и молодые  более мобильны, чем женщины и  пожилые. Там, где  высок уровень  рождаемости, население более молодое  и более мобильное и наоборот.

 

Социология конфликтов как  пример анализа социальных процессов

Конфликт – столкновение или борьба, враждебные отношения. Конфликтные  ситуации изучает конфликтология.

Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремится  занять позицию несовместимую и  противоположную по отношению к  интересам другой стороны.

Конфликт – особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое  возникает при их несовместимых  взглядах, позициях и интересах.

Конфликтующими сторонами  могут быть общественные группы, группы животных, отдельные особи животных, отдельные личности, технические  системы. Источниками конфликтов в  обществе является расслоение общества, разделение его на социальные группы, слои, классы. Противоречия между ними проявляются:

- в борьбе между социальными  группами, классами;

- в противостоянии между  поколениями в семье, организации;

- в борьбе между этническими  группами;

- в противоречащей друг  другу деятельности религиозных  групп;

- в борьбе носителей  различных традиционных ценностей  с вновь возникающими обычаями.

Более конкретно в организациях выделяют следующие виды причин появления  конфликта:

- объективные причины  (ограниченность ресурсов, которые  нужно делить; взаимозависимость  задач; различие в целях; различия  в представлениях и ценностях  и различия в манере поведения  и жизненном уровне);

- организационно-управленческие (структурно-организационные; несоответствие  структуры организации требованиям  деятельности);

- социально психологические  причины (неправильное понимание  людьми друг друга; желание  получать от окружающих больше, чем отдавать им; стремление к  власти; психологическая несовместимость  людей);

- личностные причины (у  человека плохо развита способность  к эмпатии (способность сопереживать)).

В динамике конфликта выделяют следующие этапы.

1. Латентный период (скрытый  предконфликт).

1.1. Возникновение объективной  проблемной ситуации (противоречие  еще не осознано и нет конфликтных  действий, может существовать долго,  не проявляя себя).

Информация о работе Лекция по "Социологии"