Лекция по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:51, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Социология"

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 63.35 Кб (Скачать файл)

Семья имеет славянское и  индоевропейское значение и имеет  значение территориальной общности.

Следует различать семьи  в зависимости от представленных в них различных поколений. Это  простые или нуклеарные (родители и дети) и расширенные (супружеская  пара, дети, родители кого-либо из супругов и другие родственники). Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к  преобладанию простой семьи.

По характеру распределения  семейных обязанностей и по тому, как  решается вопрос о лидерстве, выделяют три типа семьи.

1. Традиционная (патриархальная) семья. В такой семье под  одной крышей живут три поколения  одновременно. Существует четкое  распределение обязанностей на  мужские и женские, роль лидера  выполняет мужчина.

2. Не традиционная (эксплуататорская) семья. В такой семье сохраняются  установки на мужское лидерство  и разграничение обязанностей, но  без достаточных на то экономических  оснований, так как женщина  активно участвует в общественном  труде.

3. Эгалитарная (демократическая)  семья. Для такой семьи характерно  справедливое, пропорциональное распределение  обязанностей, взаимозаменяемость  супругов в решении бытовых  проблем, совместное принятие  решений.

Могут быть так же переходные типы семьи, когда установки членов семьи старые, а поведение иное, или демократические установки  фактически не подкрепляются реальным поведением.

По детности семьи различаются  на три типа:

- малодетные (один или  два ребенка, в России их 90-95%);

- среднедетные (три-четыре  ребенка, в России около 5%);

- многодетные (более пяти  детей, в России около 1%).

Сегодня многодетность начинается от трех детей. В среднем на семью  в 1999 году приходилось 1,36 ребенка, а  для замещения поколений необходимо 2,5 ребенка на семью.

Типы семьи  и ее организации.

В зависимости от форм брака.

1. Моногамная семья (два  партнера);

2. Полигамная семья (один  из супругов имеет несколько  брачных партнеров).

2.1. Полигиния (одновременное  состояние мужчины в браке  с несколькими женщинами).

2.2. Полиандрия (одновременное  состояние женщины в браке  с несколькими мужчинами).

В зависимости от пола супругов.

1. Однополая семья.

2. Разнополая семья.

В зависимости от количества детей.

1. Инфертильная (бездетная)  семья.

2. Однодетная семья.

3. Малодетная семья.

4. Среднедетная семья.

5. Многодетная семья.

В зависимости от состава.

1. Простая (нуклеарная) семья.  Состоит из одного поколения,  представленного из родителей  (родителя) с детьми или без  детей. 

1.1. Элементарная (муж, жена, ребенок) семья.

1.1.1. Полная семья.

1.1.2. Неполная семья. 

1.2. Составная (полная нуклеарная  семья, в которой воспитывается  несколько детей) семья.

2. Сложная семья – большая  семья из нескольких поколений,  может включать бабушек, дедушек,  братьев, их жен, систер, их  мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места  человека в семье.

1. Родительская семья,  в которой человек рождается.

2. Репродуктивная семья,  которую человек создает сам.

В зависимости от проживания семьи.

1. Матрилокальная (молодая  семья, проживающая с родителями  жены).

2. Патрилокальная (молодая  семья, проживающая с родителями  мужа).

3. Неолокальная (семья живет  отдельно от родителей).

Наследование по отцовской  линии означает, что дети берут  фамилию отца и собственность  переходит по мужской линии. Такие  семьи называют патрилиниальные  семью. Наследование по женской линии  – матрилиниальные.

Среди важнейших функций  семьи следует назвать репродуктивную, воспитательную и хозяйственно-экономическую  функции.

Прочность института  семьи. Каждый третий брак (в городе – каждый второй) расторгается. С 1992 года смертность в России превысила рождаемость.

По времени возникновения  причины конфликтов делятся на причины, возникающие непосредственно во время брака и причины, которые  существовали до момента создания семьи. Последние называются факторами  риска.

Факторы риска:

- большая разница в  образовании между супругами;

- склонность к алкоголизму  одного из супругов;

- легкомысленное отношение  к браку;

- слишком разный возраст  вступающих в брак;

- вероятность скорого  рождения ребенка;

- малый срок знакомства;

- резкое несогласие родителей;

- брак по принуждению.

Причины разводов:

- бытовые (жилищные условия,  не умение вести хозяйство,  материальная необеспеченность);

- межличностные (утрата  любви и привязанности, грубость, алкоголизм и т.д.);

- внешние (измена, появление  «новых чувств» и вмешательство  родителей).

Нестабильность брака  создает острые социальные проблемы. Семья, как важнейший институт общества нуждается в государственной  поддержке и специальных программах помощи семье.

Международный день семьи  – 15 мая.

 

 

Тема 8

Социология управления в  организации

Социальное управление рассматривается  как процесс воздействия на социальные процессы для достижения определенных целей, а так же как сфера деятельности людей. Необходимость социального  управления обусловлена разделением  труда и потребностью его кооперации. Ключевым понятием управления является воздействие.

Организация – это группа людей, работающих совместно во главе  с руководителем, выполняющих определенные планы.

По разным основаниям организации  делятся на:

- формальные и неформальные;

- частные и государственные;

- коммерческие и некоммерческие;

- крупные, средние, малые  и т.д.

Организационная структура  управления определяется как форма  разделения и кооперации управленческой деятельности, направленной на достижение намеченных целей.

В литературе описывается  два типа структур управления организациями: бюрократический и органический. Первый характеризуется четко определенной иерархией, системой обязанностей и  прав, разделением каждой задачи на ряд процедур, обезличенностью во взаимоотношениях, жестким разделением  трудовых функций. Второй тип характеризуется  постоянной сменой лидеров в зависимости  от решаемых задач, системы ценностей, формируемых в процессе обсуждений и согласований, возможностью самовыражения.

Менеджмент и управление рассматриваются практически с  одних и тех же позиций.

Менеджмент – это искусство  управления и руководства, эффективное  использование ресурсов для достижения заданных целей.

Управление – это явление  конкретно историческое и это  организация совместной деятельности людей.

Принципы менеджмента  меняются в зависимости от применяемых  способов производства, технологий и  т.д.

Первый, кто стал рассматривать  управление как науку, был Фредерик Тейлор. Он возглавил движение научного управления и был заинтересован  не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации. Одной из разновидностей классической школы  является административная школа. Здесь  изучались вопросы, связанные с  ролью и функцией управления. Предполагалось, что если определить суть работы управляющего, то можно выявить наиболее эффективные  методы руководства. Одним из первых, кто стал разрабатывать эту идею, был Анри Файоль. Он выделил в  процессе управления пять основных функций:

- планирование;

- организация;

- подбор и расстановка  кадров (координация);

- руководство (мотивация);

- контроль.

Он выделял следующие  принципы менеджмента:

- разделение труда;

- полномочия и ответственность;

- дисциплина;

- единоначалие;

- единство действий;

- подчиненность личных  интересов;

- вознаграждение персонала;

- централизация;

- иерархия;

- порядок;

- справедливость;

- стабильность персонала;

- инициатива;

- корпоративный дух.

Новая парадигма управления, разработанная Устерманном, Питерсом, Друкером и др., исходит из того, что  предприятия это открытая система, которая должна ориентироваться  не на объемы выпуска продукции, а  на удовлетворение потребителей, активно  используя ситуационный подход, делая  ставку на когнитариат (широкий слой работников, участвующих в сборе, создании, переработке, распространении  и доставке информации), организационную  культуру, нововведения,  мотивацию  работников и стиль руководства.

Принципами управления в  конце 20-ого века стали:

- лояльность к работающим;

- ответственность;

- коммуникация (снизу –  вверх, сверху – вниз, по горизонтали);

- творческая атмосфера;

- установление долевого  участия каждого работающего  в общих результатах;

- своевременная реакция  на изменения в окружающей  среде;

- методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность  работой;

- непосредственное участие  менеджеров в работе групп,  на всех этапах организации,  как условие согласованной работы;

- умение слушать всех;

- этика бизнеса;

- честность и доверие  к людям;

- опора на фундаментальные  основы менеджмента (качество, затраты,  сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал);

- четкое представление  о том, какой должна быть  организация;

- качество личной работы  и ее постоянное совершенствование.

Новая система взглядов на управление известна в литературе как  «тихая управленческая революция».

В центре процесса управления находится три элемента: проблема, ее решение, люди.

Под проблемой понимается несоответствие фактического состояния  управляемого объекта желаемому  или заданному.

Процесс принятия решений  проходит следующие этапы:

- постановка проблемы;

- разработка вариантов  ее решения;

- выбор решения;

- организация выполнения  решения и его оценка.

 

Законы и  принципы социального управления.

К законам науки управления относятся общие, существенные и  необходимые связи, изучаемые наукой управления. Они носят объективный  характер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, а так  же сознание и намерения.

Законы.

1. Закон необходимого  разнообразия, т.е. управляющая система  должна быть не мене разнообразной,  чем управляемый объект.

2. Закон специализации  управления. Данный закон предполагает  разделение функций управления  на различных уровнях и направлениях  в системе социального управления.

3. Закон интеграции управления. Здесь происходит объединение  различных специализированных действий  на разных уровнях и направлениях  управления в единый управленческий  процесс.

4. Закон экономии времени.  Данный закон характеризует эффективность  управления, достижения поставленных  целей с учетом минимальных  временных потерь.

5. Закон приоритетности  социальных целей. Целью развития  общества и поддержания его  равновесия и развития является  постоянное повышение качества  жизни его членов, поэтому все  остальные цели должны находиться  в зависимости от этой цели.

6. Закон возрастающей  субъективности и интеллектуальности  в управлении. Управленческое отношение  между людьми, возникающее в процессе  управления проходит через сознание  людей, создается и совершенствуется  людьми, в зависимости от объективных  изменений в производстве и  обществе.

7. Закон доминирования  глобальной цели системы. Этот  закон является доминирующим  для социального управления. Подсистемы, из которых состоит социальная  система, образуют единство, составляют  целостный организм. Поддержание  этой системы возможно только  при наличии доминирующей глобальной  цели.

8. Закон доктринальности  (концепция, теория, учение). Доктрина  социальная – это разновидность  глобальной технологии. Она выделяет  коренные приоритеты социальных  интересов той или иной нации,  содержит механизмы их реализации  и является основополагающей  для определенных стратегических  целей социальной политики, определенных  социальных ориентиров реформирования, выражающие интересы граждан.

Информация о работе Лекция по "Социологии"