Лекция по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:51, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Социология"

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 63.35 Кб (Скачать файл)

9. Закон развития самодеятельной  активности каждой подструктуры. Большое значение в современном  социальном управлении имеет  передача функций управления  народным органам самоуправления.

Методы социального  управления.

Выделяют следующие методы управления.

1. Социальные и социально-психологические.  Они применяются с целью социальной  активности людей. Социальные  методы включают в себя методы  социального нормирования, социального  регулирования, морального стимулирования  и психологические методы.

2. Экономические методы. Они связаны с достижением  экономических целей управления  с использованием экономических  законов и категорий рыночной  экономики. Сюда можно отнести  методы экономического стимулирования.

3. Организационно-административные  методы. Основы этих методов составляет  власть, дисциплина, ответственность.  Данные методы имеют виды: указания, правила, рекомендации, контроль. Главной  задачей этих методов является  координация действий объектов  управления.

4. Методы самоуправления. Самоуправления дает возможность  человеку из объекта управления  превратиться в субъект управления. Самоуправление повышает эффективность  всего управленческого процесса, так как основывается на заинтересованности  рабочих и подключению их творческой  деятельности. Сюда включается методика  комплексной мотивации людей.  В нее входит несколько приемов:

- мотивация работников (за  достигнутые цели выплачиваются  премии, вручаются награды);

- мотивирование работы (улучшение  рабочих мест и расширение  сферы деятельности работников);

- мотивирование организационной  деятельности (применяется расширение  полномочий сотрудников).

Стиль «мягкая  волна».

Является средней линией между ортогональными направлениями (двумя точками). Полюса шкалы описывают  стиль Тейлора, основанный на отношении  к работнику как к существу безнадежно ленивому, которого надо заставить  производительно работать, выжать из него производительный труд, и систему  Элтона Мейо, исходящей из признания  прирожденной способности человека к творчеству, дело управленца стимулировать  или, по крайней мере, не мешать таким  процессам.

Основные  принципы такого стиля.

1. Психологизм (определение  статуса самого руководителя, как  человека, помогающего подчиненным  захотеть того, что выгодно для  предприятия: общение с подчиненными  и строительство имиджа – главные  направления деятельности руководителя).

2. Яркая функциональность  подчинения в случае неизбежного  выбора нравственных и моральных  норм функциональной ориентации  на продвижение по «треугольникам».

3. Принцип наращивания  управленческих воздействий при  возникновении трудностей от  мягких к все более жестким,  принцип запрета демократических  процедур сверх необходимого  минимума.

Пример действий, которые  вынужден осуществлять руководитель, признающий логику «мягкой волны» в  общении с подчиненными и по совершенствованию  организационной среды производства.

- формировать, применять  и использовать команду по  особым правилам, быть в ней  лидером;

- поддерживать отношения  легкой конфликтности между возможными  конкурентами;

- постоянно поддерживать  свой авторитет, во всяком случае, не уменьшать его;

- формировать мозговой  центр управления, занимающийся  вопросами стратегии и иметь  соответствующий имидж именно  для работы с интеллектуалами;

- не реже раза в год  испытывать организационные связи  в группах на прочность, имитируя  сложную ситуацию при своем  отсутствии, лично поощрять отличившихся, поддерживать корпоративный дух  коллектива. 

 

Тема 9. Социология малых  групп.

Социальная группа – объединение  людей, имеющий общий значимый социальный признак, основанный на их участии в  некоторой деятельности, связанной  системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными  социальными институтами.

Социальная группа – это  не просто совокупность людей, объединенных по формальным или неформальным признакам, а групповая социальная позиция, которую занимают люди.

 

Место группы в системе  социальных образований.

В социологии сложилось двоякое  употребление термина «группа».

1. Условная (номинальная)  группа – теоретическое объединение  людей по признаку, необходимому  для определенной системы анализа.

2. Реальная группа –  реально существующее образование,  в котором люди объединены  общим, реально существующим признаком  и определенным образом осознают  свою принадлежность к нему.

Социальную организованность можно охарактеризовать через целевую  природу распределенность членов по иерархической лестнице соответственно их статусам и ролям, разделение труда  и наличие управляющего звена. Данный критерий является недостаточным, так  как существуют организованные общности, не являющиеся группами, например, учреждения или государства, однако он позволяет  отличать группу от следующих неорганизованных стихийных социальных общностей:

- толпа (максимально не  стабильное, стихийно возникающее  и распадающееся, кратковременное  образование);

- масса, агрегация, ассоциация (более стабильное образование  по сравнению с толпой, которое  представляет собой собрание  людей в определенном месте  с определенной целью);

- публика (кратковременное  собрание людей для совместного  времяпрепровождения в связи  с каким-то зрелищем).

На основе возможности  или невозможности вступления членов группы в прямой контакт Чарльз Кули различает первичные и вторичные  группы.

Первичные группы – простейший вид социальной группы с непосредственными  личными контактами между всеми  ее членами, обычно объединяют от 2 до 15 человек (семья, бригада), но при устойчивом составе может включать и несколько  десятков человек, например, школьный класс. Индивидуумы в группе взаимодействуют  друг с другом, что каждый из них  оказывает влияние и сам подвергается влиянию другого.

Иногда вторичные группы называют макрогруппами. Макрогруппа- э то метасистема первичных групп, объединенных в рамках государственной  власти. Принято, что верхняя граница  определяется возможностью непосредственного  контакта членов группы, длинной цепи прохождения информации от лидера то аутсайдера, способностью группы к  быстрой мобилизации, а так же  оценкой индивидом вероятности  групповой помощи. Нижняя граница  – два (диада), либо три (триада), однако в пользу триады приводится больше доводов, так как третий член может  занять позицию арбитра, так же в  диаде утрачивается специфика группового общения, в котором обязательно  присутствует социальное отчуждение личности.

Исследования показывают, что однополые группы менее эффективны, чем однополые. Чисто мужские  группы отличаются жестким поведением, стремление к лидерству большого количества индивидов, большее количество конфликтов. В группе с развитыми  отношениями, статус ее челнов не однороден. В структуре группы можно выделить минимум два уровня:

- ядро (члены с четко  выраженными ролями, такими как  лидер и эксперт);

- периферия (новички, аутсайдеры).

В зависимости от степени  выраженности роли каждого члена  группы Мейо делит группы на формальные и неформальные. В первой выражена социальная иерархия, фиксированы ролевые  позиции (права и обязанности  членов группы). В неформальной группе нет заданной системы отношений  по вертикали, а роли и статусы  членов не носят предписанного характера. Исследования Мейо показали, что зачастую за счет формальных групп формируются  неформальные. В реальной действительности довольно сложно определить строго формальные и строго не формальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальная группа возникла в рамках формальной. Поэтому в социологии наряду с  понятиями формальной и неформальной структур группы было введено более  радикальное различие понятий: группа и учреждение.

От формальных групп учреждение отличается:

- обязательностью представленности  на макро групповом уровне (налоги, юридическая регистрация);

- связью с другими группами  и учреждениями, зависимостью от  них (например, поставщики и клиенты);

- в учреждении все роли  фиксированы и являются должностями.

Должность, являясь видом  социальной роли определяется только нормами, когда обычные роли могут  быть построены на основе принимаемых  индивидом ценностей.

Команда. Команда имеет  свои правила и санции, зачастую фиксированные документально, которые  по сравнению с правилами и  санкциями организации, завышены, что  объясняется требованиями согласованности  работы членов команды и высокой  ценой ошибки

Коллектив. Коллектив –  это группа, где общественная цель для каждого его члена обретает более высокую значимость по сравнению  с индивидуальными целями.  Часто  наблюдается эффект выравнивания социальных статусов, когда к новичку относятся  так же, как и к старому члену  группы. Коллектив – группа, перешедшая к общинной форме отношений.

Формирование группы и  групповая динамика

 Первый уровень (кооперации), где индивиды объединяют усилия  для выполнения конкретной задачи. Большинства коопераций после  выполнения задачи распадаются.

Второй уровень (автономии). Характерны отрегулированность групповых  процессов и наличия внутренней структуры, однако такая группа еще  не готова к активной внешней деятельности. Группа замкнута на своих проблемах.

Третий уровень (коллектив). Характерны высокая сплоченность членов группы и экспансия во вне.

Под групповой динамикой  в социологии понимают совокупность групповых действий, возникающих  в результате взаимоотношений членов группы и представляющих собой развитие или движение группы во времени.

В групповой динамике можно  выделить следующие структурные  компоненты.

1. Задачи и нормы группы, которые определяются системой  деятельности группы (нормотворчество  сверху (лидер) и снизу (подгруппы)).Принимая  правил группы участник с одной  стороны берет на себя часть  ответственности за происходящее  в группе. А с другой стороны  получает возможность отчасти  контролировать групповой процесс.  Такая возможность влиять на  происходящее способствует ощущению  безопасности у участников. Безопасная  атмосфера является условием  свободного самовыражения и личностного  раскрытия участников в группе.

2. Структуры группы и  лидерства, в которой может  быть формальной и неформальной  и связана с ролями участников  группы.

3. Групповые роли. Поведение,  принятое членами группы и  рассматриваемое ими как соответствующее  групповым интересам.

4. Сплоченность группы  и групповое напряжение. Определяет  сплоченность через число взаимных  позитивных выборов членами друг  друга. Групповое напряжение –  побуждающий фактор, обеспечивающий  неудовлетворенность и желание  что-то изменить. Если сближение  в группе велико и не заменяется  сплоченностью, то это ведет  к распаду группы.

5. Уровень конфорности  описывает степень давления группы  на ее членов. Можно выделить  следующие виды конфорности:

- внутренняя (основана на  внушаемости индивида, его убежденности  в справедливости  суждений группы);

- внешняя (лишь формальное  согласие с группой при сохранении  собственного видения ситуации)

- негативизм (внешнее несогласие  и внутренне согласие).

Через негативизм члены группы проверяют действенность групповых  норм, возможность отклонения от них  и следующие за этим санкции.

6. Принятие групповых  решений. Часто индивидуальное  решение принимается с учетом  мнения окружающих людей. Стоунер  обнаружил, что решение в группе  более рискованны. Повышенный риск  таких решений можно объяснить  следующими причинами:

- чрез распыленность ответственности  за групповое решение (никто  конкретно ее не несет и  группа может принимать более  без ответсвенное решение);

- через позицию рискующего  лидера (группа принимает решение  в след за лидером, который  рискует).

7. Лидерство и руководство.  В отечественной социологической  традиции четко прослеживается  различие между понятиями «лидер»  и «руководитель». Феномен лидерства  в большей мере отражает психологические  процессы в группе. Руководство  понимается более широко, как  социально и политическое управление  организации. При этом позиция  руководителя носит маргинальный  характер, так как руководитель  одновременно является членом  группы, а так же входит в  административное звено. В наиболее  общем виде можно выделить  три подхода к определению  природы лидерства:

- теория черт лидера  или харизматическая роль лидерства,  которая описывает лидерские  способности как врожденные;

Информация о работе Лекция по "Социологии"