Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:13, дипломная работа
Одной из актуальных проблем нашего общества является социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями пожилого возраста. Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Инвалидность – это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом. Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностей взаимодействия инвалидов с окружающим миром. Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением.
Введение
Раздел I. Основное содержание и виды реабилитации
1.1. Медицинская реабилитация
1.2. Социальная реабилитация
1.3. Индивидуальная программа реабилитации
1.4. Технические средства реабилитации
Раздел II. Медико-социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания
2.1 Особенности медико-социальной реабилитации граждан пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания
2.2 Роль социальных работников в социальной реабилитации граждан пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Служба собаки - проводника слепого чрезвычайно сложна. Она включает в себя не только элементы дрессировки по общему и специальному курсу, но и воспитание собаки, подготовку к совместной жизни с незрячим хозяином, общению с ним.
Отбор кандидатов на службу проводника осуществляют опытные инструкторы - методисты школы.
Дрессировка собаки продолжается шесть - восемь месяцев. В этот период времени она проходит общий и специальный курсы дрессировки. Животное учится фиксировать верхние, нижние препятствия, передвигаться по крутым лестницам, сельским дорогам, находиться в переполненных транспортными средствами улицах, вести инвалида по тротуарам так, чтобы он не натыкался на стоящие по пути следования предметы: автомашины, ларьки, киоски, мог спокойно обходить ямы, лужи, канализационные колодцы.
Собаку обучают поиску и аппортировке предметов, которые инвалид мог уронить, освоению маршрутов его движения. Собака должна уметь подводить инвалида к общественному транспортному средству, будь то трамвай, автобус, метро или электричка, помогать ему при посадке и высадке.
После освоения всего курса дрессировки собака и инструктор - методист сдают экзамены. Сдача экзаменов инструктором - методистом производится как в нормальном состоянии, так и в светонепроницаемых очках. При этом следует отметить, что собака - проводник готовится для каждого конкретного инвалида, с учетом его особенностей, его увечий и заболеваний, например, отсутствие нижних или верхних конечностей, наличие сахарного диабета.
Однако перед тем, как этот выдрессированный проводник будет окончательно закреплен за инвалидом, предусмотрено их совместное двухнедельное проживание. Чтобы за это время они смогли пройти взаимную адаптацию, и человек мог научиться правильно обращаться со своим четвероногим другом.
Финансирование расходов, связанных с реализацией принятого постановления и бесплатным предоставлением инвалидам собак - проводников, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых Фонду социального страхования Российской Федерации.
При расчете потребности в финансовых средствах на содержание и ветеринарное обслуживание собак - проводников приняты во внимание следующие суточные нормы питания:
ежегодное ветеринарное обслуживание собаки - проводника включает:
С учетом названных норм и средних цен на продукты питания, а также затрат на ветеринарное обслуживание потребность в финансовых средствах на одну собаку - проводника ежегодно составляет около 10000 руб. в год.
Заметим, что обеспечение инвалидов собаками - проводниками позволит решить вопросы реабилитации конкретных инвалидов с полной утратой функции зрения. В частности, при удовлетворении их бытовых, профессиональных и культурных потребностей. Главное, чтобы они могли чувствовать себя полноправными членами общества.
Собаки - проводники, используемые инвалидами с полной утратой функций зрения, являются для них специфическим информационно - коммуникационным средством ориентирования.
Инвалид и собака - проводник с необходимым комплектом снаряжения образуют своеобразный биотехнический тандем. Именно это позволяет квалифицировать собаку - проводника с полным снаряжением в качестве технического средства реабилитации.
Психофизиологические аспекты взаимного влияния, присущие этому тандему, еще полностью не изучены, но польза инвалиду от такого «сотрудничества» с собакой бесспорна. И в дальнейшем это новое средство реабилитации, наверняка, найдет более широкое применение.
Технические средства реабилитации значительно облегчают жизнь граждан с ограниченными возможностями, и будем надеяться, что в скором будущем все проблемы реабилитационной индустрии успешно разрешаться.
Раздел II. Медико-социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания
2.1 Особенности медико-социальной реабилитации граждан пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания
Стационарное учреждение социального обслуживания - это социально - медицинское учреждение, предназначенное для постоянного или временного проживания граждан пожилого возраста, инвалидов 1 и 2 групп и детей - инвалидов, не имеющих медицинских противопоказаний и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, реабилитационных услугах, а дети - инвалиды также в обучении и воспитании.
Также, согласно Национального стандарта Российской Федерации, можно выделить следующие виды учреждений социального обслуживания для лиц с ограниченными возможностями пожилого возраста:
Социальная реабилитация граждан пожилого возраста в домах - интернатах получает особый ракурс. Она имеет своеобразие и отличие от сложившегося представления о социальной реабилитации. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств:
К возрастным особенностям личности относятся также обидчивость, эгоцентризм и другое. Указанные характеристики ставят под вопрос правомерность обслуживания их социальной реабилитации. Тем не менее, вопрос не только заслуживает внимания для рассмотрения, но и для определения перспективы развития и совершенствования ряда направлений реабилитационной деятельности в домах - интернатах.
Даже в высоко организованных учреждениях не удается избежать особенностей среды:
Обе группы обстоятельств отражают особенностями социальной реабилитации лиц пожилого возраста в домах - интернатах.
Одной из ведущих проблем в создании реабилитационной среды в домах - интернатах является организация социально - психологической адаптации проживающих граждан.
Поступления в дом - интернат, изменение привычной жизнедеятельности является критическим моментом в жизни пожилого человека. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная обстановка, неясность социального статуса - эти жизненные обстоятельства заставляют пожилого человека не только приспосабливаться к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходящие в них самих. Процесс перестройки личности у пожилых людей происходит очень болезненно и сложно на фоне психологической уязвимости и нарастающей неспособности справиться с различными стрессами. Поэтому пожилые люди отличаются особой чувствительностью к проявлениям внимания, морально - психологической поддержке.
Начальный период проживания пожилых людей в доме - интернате состоит из трех основных этапов:
-поступление и пребывание в приемно - карантинном отделении;
расселение на постоянное место жительства;
период первых шести месяцев проживания.
Каждый из этих этапов характеризуется своими особенностями и различается целями и задачами в осуществлении социально - психологической адаптации, для которой важную роль играет информация о бытовом обслуживании, организации труда и досуга в домах - интернатах. Во избежание полного разрыва с прежним привычным образом жизни с целью получения информации об общественной жизни в приемно - карантинном отделении обязательно наличие радиоприемников, телевизора, больших настенных часов, календарей, наличие газет.
После двухнедельного проживания в приемно - карантинном отделении происходит расселение поступивших граждан по месту их основного проживания в доме - интернате, осложненное общением с незнакомыми, не всегда приятными людьми, строгая регламентация распорядка дня, возникают сложности совместного проживания. Из приемно - карантинного отделения пожилые люди должны попадать в спокойную, хорошо организованную среду адаптационного воздействия, которая формируется совместными усилиями врача, медсестер, трудинструктора, культработника, библиотекаря, младшего обслуживающего персонала и социальных работников.
Для успешной социальной реабилитации пожилых людей, проживающих в домах - интернатах, необходимо организовать их занятость - восстановить, оживить, стимулировать затухающую деятельность и движение, что будет способствовать насыщению жизни осмысленным содержанием и продлению самой жизни.
Особое место в социально - реабилитирующем воздействии на пожилых людей в домах - интернатах занимает трудовая терапия - социально организованный вид занятости с использованием научно обоснованных рекомендаций с учетом соматического здоровья данной категории граждан, их интересов и желаний, которая является показателем активного образа жизни. Также осуществляются мероприятия по вовлечению пожилых людей в общественно - полезную, активную деятельность6 дежурства у входа, у телефона, на жилых этажах, работа в культурно - бытовых комиссиях, участие в художественной самодеятельности, проведение и участие санитарных мероприятий, пропаганда важности и необходимости сохранения активного образа жизни, санитарно - подготовительной работы.