Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:13, дипломная работа
Одной из актуальных проблем нашего общества является социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями пожилого возраста. Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Инвалидность – это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом. Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностей взаимодействия инвалидов с окружающим миром. Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением.
Введение
Раздел I. Основное содержание и виды реабилитации
1.1. Медицинская реабилитация
1.2. Социальная реабилитация
1.3. Индивидуальная программа реабилитации
1.4. Технические средства реабилитации
Раздел II. Медико-социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания
2.1 Особенности медико-социальной реабилитации граждан пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания
2.2 Роль социальных работников в социальной реабилитации граждан пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
В настоящее время наибольшую актуальность имеют проблемы людей пожилого возраста. Демографические данные в России и за рубежом говорят о тенденции роста числа людей старшего поколения. Социальные работники должны знать основы геронтологии при обслуживании клиента, учитывать социально - геронтологические, психологические, физиологические аспекты старения человека, позволяющие адекватно интерпретировать поведение пожилых людей с учетом их индивидуальности. Понимание психологических особенностей пожилого человека позволит не только быть терпимым к данной категории людей, но и сопереживать им, проявлять доброту и искреннюю заботу.
Социальные работники в ходе своей профессиональной деятельности практически взаимодействуют с людьми, помогают отдельному человеку, группам, уязвимым социальным слоям населения в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию. В связи с этим они остро нуждаются в знаниях и умениях социально - психологического характера, без которых сложно достичь планируемых целей общения.
Социальный работник как никто другой должен обладать способностью понимания другого человека, находящегося, как правило, в затруднительной ситуации, в беде, нуждающегося в поддержке и помощи. В то же время понимание другого основывается на понимании себя. Весьма справедливо отметил Дж. Эриксон, что «чем больше человек познает себя, тем терпимее он относится к другим. Не обязательно соглашаться с тем, что делают другие, но надо понимать их мотивы». Безусловно, понимание и принятие другого человека невозможны без самопознания и самопринятия. Кроме того, познав самого себя, человек может развить те качества, которые у него слабо выражены, но необходимы ему для профессиональной и личной самореализации. В этом поможет ознакомление с «Декларацией независимости инвалидов» Нормана Кюнка, американского активиста движения в защиту прав инвалидов (приложение № 51).
Заключение
Медико - социальная реабилитация как восстановление способности к социальному функционированию по общему правилу возможна лишь в том случае и в той степени, в которой индивид обладал такой способностью до инвалидности. Развернуть в процессе реабилитации социофункциональные ресурсы индивида более, чем они были развиты в период его нормального, непатологического развития, чаще всего невозможно. Степень же возможностей и потребностей индивидов в социальном функционировании достаточно разнообразна. Разброс возможностей здесь колеблется в широком континууме от полной неспособности индивидов с интеллектуальными ограничениями или глубокими физическими патологиями к медико - социальной реабилитации до возможностей сверхреабилитации, когда мобилизация социальных и личностных ресурсов индивида приводит к тому, что в результате реализации реабилитационных программ индивид оказывается интегрированным в социальное функционирование больше, чем в своем здоровом статусе.
Медико - социальная реабилитация - процесс, который имеет начало, но не имеет конца. Завершение выполнения индивидуальной реабилитационной программы вовсе не означает, что структуры социальной помощи могут ограничиться только материальной поддержкой инвалида, выплатой пенсий и пособий. Социальный патронаж лица с ограниченными возможностями, известный уровень социального надзора и контроля за ним необходимы и на последующих этапах его существования с целью своевременного оказания помощи при необходимости и предотвращения негативной динамики процессов.
Список использованной литературы
Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р 52495 - 2005. Социальное обслуживание населения. Термины и определения.
Конституция Российской Федерации (12.12.1993г.) - М.: Юрист, 1997 г.
Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения» от 25.07.2002г. № 115 - ФЗ.
Федеральный Закон «О защите инвалидов в Российской Федерации».
Восстановление трудоспособности: хроника ВОЗ - М.: - 1996г.
Психотерапия в социальной работе под ред. Н. Д. Линде, - М.: 1992г.
Медико-социальная работа: теория, технология, образование под ред. А. С. Мартыненко, - М.: Наука, 1999г.
Принципы и концепция развития медико-социальной реабилитации больных, инвалидов и лиц пожилого возраста, методические рекомендации, - М.: Юрист, 1998г.
Социальная работа под ред. В. И. Курбатова, - Ростов н/Д; Феникс, 1999г.
Социальная работа: теория и практика под ред. Е. И. Холостовой, А. С. Сорвина, - М.: ИНФРА, 2003г.
Социальная работа в современных условиях под ред. С. М. Кибардиной, О. М. Чернышовой, В. Штепан, - М.: ИНФРА, 2003г.
Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М.: Русский язык, 1990г.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов,- Вена, 1993г.
Организация работы органов социальной защиты под ред. А. Н. Савинова, Т. Ф. Зарембо, - М.: Высшая школа, 2001г.
Технология социальной работы под ред. Е. И. Холостовой, - М.: ИНФРА, 2002г.
Социальная защита: социология, выпуск 01 - 06, Московское социальное издательство, 2006г.
Социальная реабилитация под ред. Е. И. Холостовой, Н. Ф. Дементьевой, - М.:, 2003г.
Социальная медицина под ред. Е. В. Черносвитова, - М.: Владос, 2000г.
Социальный патронаж - неотъемлемая часть участковой социальной службы. Опыт социальной поддержки и реабилитации // Социальное обслуживание, № 1, 2007г.
Социальная реабилитация в отношении лиц с ограниченными возможностями // Вопросы социального обеспечения», № 19, 2006г.
Социально - психологическая реабилитация пожилых людей на современном этапе в условиях стационара // под ред. В. И. Диевой, - Отечественный журнал социальной работы, № 1, 2007г.
Возможности трудотерапии в решении реабилитационных задач // Социальное обслуживание, № 2, 2007г.
СПП - социальные пункты проката технических средств реабилитации // Вопросы социального обеспечения, № 21, 2006г.
Нетрадиционные методы реабилитации инвалидов // Вопросы социального обеспечения», № 17, 2006г.
Приложение № .
Декларация независимости инвалида
«Документ, который мы предлагаем вашему вниманию, профессионально интересен: он отражает позицию людей, которым мы помогаем. Но мы не всегда хорошо знаем этих людей, их ожидания, их требования к нам. Наверное, не со всеми тезисами этой своеобразной «декларации независимости) вы согласитесь. Но ознакомится с ними весьма полезно: информация такого рода способствует нашей профессиональной осведомленности».
Норман КЮНК, американский активист движения в защиту прав инвалидов
Не рассматривай мою инвалидность как проблему.
Не надо меня поддерживать, я не так слаб, как кажется.
Не рассматривайте меня как пациента, я просто ваш соотечественник.
Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.
Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность.
Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым.
Не делайте мне одолжения.
Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.
Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.
Помогите мне познать то, что я хочу.
Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.
Будьте со мной, даже когда мы противостоим друг другу.
Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам удовольствие.
Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.
Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.
Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.
Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте.
Приложение № .
АНКЕТА
Уважаемый респондент!
Цель нашего опроса - изучение информированности клиентов дома - интерната о медико - социальной реабилитации. Я буду задавать Вам вопросы, а Вы постарайтесь ответить на них. С Вашей помощью мы сможем улучшить условия проживания в нашем интернате.
Спасибо Вам за помощь!
Приложение №
Из 24 человек:
7 человек - мужчины
17 человек - женщины
11 человек - инвалиды 1 группы
6 человек - инвалиды 2 группы
7 человек - без группы инвалидности
по возрасту: до 60 лет - ; от 61 до 70 лет - 4 человека;
от 71 до 80 лет - 6 человек; старше 80 лет - 14 человек.
Что такое медико - социальная реабилитация знают 3 человека.
Что такое ИПР знают 3 человека.
То, что в доме - интернате оказывают социальные и медицинские услуги и их перечень достаточен, подтвердили все проживающие. Санаторно - курортное лечение за время проживания в интернате не проходил ни 1 человек, но все хотели бы побывать в санатории. Про средства реабилитации никто из опрошенных ответить не смог, но когда были названы средства реабилитации - все проживающие в интернате подтвердили, что данные средства в интернате есть и они и ими пользуются.
Все проживающие в доме - интернате отмечают доброжелательный социально - психологический климат. Предложений по улучшению условий проживания не поступило, так как все опрошенные пенсионеры сравнивают свою жизнь с жизнью до того периода, когда они переехали в интернат и считают, что в настоящее время они «прямо в рай попали».